Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные сферы жизнедеятельности личности, их краткая характеристика




Классификация типов семей и их влияние на воспитание детей.

Необходимость семейного воспитания объясняется следующим.

1. Семейное воспитание более эмоционально по-своему характеру, чем любое другое воспитание, т.к. «проводником» его является родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие) детей к родителям.

2. Ребенок, особенно в раннем возрасте, больше предрасположен к воздействию семьи, чем к любому другому воздействию.

3. Семья наиболее соответствует требованию постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта, она представляет своего рода специальный микрокосм.

4. Семья – это дифференцированная социальная группа, в которой представлены различные возрастные, половые, профессиональные «подсистемы». Это позволяет ребенку активнее проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности, быстрее реализовать их.

Семья является важнейшим фактором социализации не только для детей, но и для взрослых, стариков. От ее во многом зависит то, как идет физическое, эмоциональное и социальное развитие человека на протяжении всей жизни. Физическое развитие связано с налаженностью и характером быта семьи. На эмоциональном развитии сказывается атмосфера и отношения в семье. В процессе социального развития семья играет большую роль в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам жизни и новым социальным условиям

На процесс социализации членов семьи влияет тип семьи.

В современной психолого-педагогической литературе встречаются различные типологии семей. В книге В.С. Торохтия классификацию семей по следующим признакам:

1) по количеству детей: бездетная или инфертильная семья, малодетная, многодетная;

2) по составу: неполная, отдельная, простая или нуклеарная, сложная (семья нескольких поколений), большая, материнская, семья повторного брака;

3) по структуре: с одной брачной парой (с детьми или без детей), с одним из родителей супругов и другими родственниками, с двумя и более брачными парами (с детьми или без них), с матерью (отцом) и детьми, с одним из родителей и другими родственниками;

4) по структуре лидерства в семье: эгалитарная (демократическая) и традиционная (авторитарная);

5) по семейному стажу: молодожены, молодая семья; семья, ждущая ребенка; семья среднего супружеского возраста, старшего супружеского возраста, пожилая супружеская пара;

6) по качеству отношений и атмосфере в семье: благополучная, устойчивая, неблагополучная, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная;

7) по географическому признаку: городская, сельская;

8) по особым условиям семейной жизни: студенческая, «дистантная», «внебрачная»;

9) по характеру проведения досуга: открытая и закрытая (ориентированная на внутри домашний досуг);

10) по социальной мобильности: реактивная, семья средней активности и активная;

В педагогике существует классификация семей по характеру взаимоотношений в них. Ю.П. Азаров делит семьи на три типа: идеальная, средняя, негативная или скандально-раздражительная.

М.И. Буянов, пользуясь исследованиями социологов, называет такие типы семьи: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная.

Остановимся подробнее на некоторых типах семей.

Молодая семья. Это семья на начальной стадии ее развития, на стадии реализации супружеского выбора. В ней проявляется обычный феномен открытия в другом более сложного человека, и начинается «притирка» характеров, т. е. изменение всего образа жизни.

Семья среднего супружеского возраста. Представляет собой своеобразный коллектив, отношения в котором можно определить как воспитание воспитателей. Большинство родителей убеждаются на собственном опыте, что воспитывают не только слова, но и образ жизни, поступки. Если родители хотят развить у ребенка какое-либо качество, они прежде всего должны сами обладать им. Одной из проблем семей среднего супружеского возраста являются однообразие, скука, рутина семейной жизни.

Бездетная или инфертильная семья. Принято считать бездетной семью, в которой в течение десяти лет супружеской жизни нет детей. В России таких семей около 16% (во всем мире их не более 30%). Обычно бездетными бывают поздние браки. Всего лишь 1% всех семей не хотят вообще иметь детей (даже если они могут их иметь).

Социально-психологические опросы показывают, что дело чаще не в нежелании супругов иметь детей, а в невозможности их содержать. Каждая третья бездетная семья (в свою очередь она является и проблемной) распадается, чаще всего по инициативе мужа. Однако среди разведенных только незначительная часть супругов называет в качестве причины развода бездетность. Основной причиной разводов является диссонанс взаимоотношений.

Многодетная семья. К этой категории относят семьи, имеющие 3-х и более детей. Эти семьи отличаются большой сплоченностью. Разводы в них довольно редки и происходят в основном из-за несостоятельности мужей в воспитании детей и невыполнения ими других семейно-бытовых обязанностей. В семьях складывается разновозрастный детский коллектив, берущий на себя многие хозяйственные заботы и решающий семейные проблемы значительной сложности. Во взаимоотношениях членов многодетной семьи особенно значимы уважительное отношение к старшим и лидерство старших по возрасту.

Однако в наших условиях, как свидетельствует статистика, большинство многодетных семей являются бедными, а каждая четвертая многодетная семья является неблагополучной.

Малодетная семья. Это довольно распространенная категория семей, состоящих обычно из мужа, жены и двух или чаще всего одного ребенка Семьи с одним ребенком отмечают еще как однодетные семьи.

К позитивным аспектам этих семей относят наличие благоприятных возможностей формирования у детей и родителей социально-психологических качеств (привязанность, сплоченность, лидерство), развития полоролевых типов поведения (маскулинность, женственность), а также социальный контроль и ответственность за свои действия и поступки.

В то же время специалисты отмечают в однодетной семье отрицательную сторону социально-психологического свойства, связанную с воспитанием единственного ребенка. У него ограниченные возможности общения со сверстниками, а потому хуже условия развития эмоциональных качеств. Культура общения, культура чувств неразвиты - к ребенку родители бывают слишком добры, многое прощают, все дозволяют и удовлетворяют его прихоти. Ребенок быстро привыкает к своей особой роли и не чувствует необходимости заботиться о других.

Сложная семья. Это семья, состоящая из полных семей нескольких поколений, семей из двух и более брачных пар, т. е. из родителей супругов, самих супругов и их детей. В настоящее время таких семей становится все меньше.

Благополучная семья. Для благополучной семьи характерен высокий уровень психологического здоровья, сходства семейных ценностей, социально-ролевой адекватности членов семьи, эмоционального удовлетворения в семье, адаптивности в микросоциальных отношениях, устремленности на семейное долголетие.

Неблагополучная семья. Неблагополучными принято считать те семьи, в которых ясно просматриваются дефекты воспитания. К ним относятся (как правило) смешанные и внебрачные семьи, неполные, проблемные, конфликтные, кризисные, невротические, педагогически слабые и другие семьи.

В таких семьях чаще преобладает культ личных, эгоистичных интересов, сосредоточенность каждого из членов семьи на себе. Как правило, в неблагополучных семьях дети больные, т.к. за постоянную напряженность в семье ребенок расплачивается неврозами и другими болезнями. Частые наказания, окрики, недовольство со стороны родителей заставляют ребенка прийти к выводу, что его не любят, что он никому не нужен. В ответ на эту ситуацию ребенок замыкается, уходит в свой мирок или наоборот пытается привлечь к себе внимание, заставляет родителей полюбить себя. Все это создает надлом в душе ребенка, делает его ущербным Ребенок не может найти свое место в семье, а затем и в жизни. Такая нравственно-психологическая атмосфера неблагополучных семей порождает «трудных» детей. До 90% детей из этих семей имеют отклонения в поведении от нормы. Проблемы неблагополучных семей самые разнообразные. Это трудности супружеских взаимоотношений, противоречия во взаимоотношениях родителей и детей, разногласия во взглядах на воспитание детей и роли в этом каждого из родителей, гипертрофированные потребности одного или обоих супругов и т. д. Все это и многое другое создает условия, в которых семья определенное время балансирует на предмете разрешения проблемы или превращения ее в хроническую, сохранения семьи или ее распада.

Смешанная семья или семья повторного брака. Это вновь созданная семья, объединяющая части существовавших и распавшихся по различным причинам семей.

Внебрачная семья («конкубинат»). Представляет собой существующий длительное время юридически не оформленный брачный союз мужчины и женщины с детьми или без детей, не намеревающихся официально закрепить брак.

Неполная семья. «Осколочные» формы семей возникают большей частью после развода и распада полной семьи, реже - по инициативе одиноких женщин (и тогда образуется «материнская» семья), в результате смерти одного из супругов, при усыновлении (удочерении) ребенка одиноким человеком.

Развод и распад семьи травмируют психику детей, нередко нарушаются взаимоотношения матери и ребенка. Успеваемость таких детей в школе ниже, чем детей из полных семей. Они сравнительно мало читают, большую часть времени проводят вне дома, более самостоятельны и имеют более развитые человеческие качества — понятливость, отзывчивость, эмоциональность, раньше вступают во взрослый мир. Около 50% правонарушителей среди несовершеннолетних жили в неполных семьях. Наряду с этим важно помнить, что разводы влияют на ребенка как будущего семьянина ребенок, выросший в неполной семье, усваивает негативные черты поведения и манеры отношения к противоположному полу, впоследствии выросший человек часто не может сохранить свою семью.

Неполная семья в результате смерти одного из супругов на любой стадии жизнедеятельности обычной семьи переживается как сверхсильная трудность, которая сказывается практически на всех ее функциях, часть из которых снижает прежнюю значимость, а некоторые из них теряют всякий смысл. Абсолютизируется прежняя жизнь, обожествляется умерший супруг или супруга, и все живущие блекнут перед этими стереотипами надолго. Восстановление социальной активности членов такой семьи своими силами довольно затруднительно.

Неполная семья, образованная при официальном усыновлении (удочерении) ребенка мужчиной или женщиной. Характерной особенностью такой семьи является повышенный интерес к жизни. Родитель в таких случаях осторожен к жизни ребенка и старается не очень вмешиваться в его жизнь. Среди женщин, длительное время стремившихся заиметь таким образом ребенка, может развиться ряд психогенных отклонений типа «чрезмерная опека» или «фобия утраты» ребенка. Эти и возможные другие трудности, сопровождающие родителя на данном отрезке жизненного пути, со временем, как правило, растворяются, и им на смену приходят устойчивые родительские чувства.

Дистантная семья. Это может быть обычная семья (бездетная, чаще малодетная или многодетная), в которой жизнь в большей части для каждого из супругов проходит отдельно из-за специфики профессии одного или обоих брачных партнеров. К ним могут относиться семьи моряков, речников, полярников, геологов, нефтяников, космонавтов, военных, артистов, спортсменов, бортпроводников поездов дальнего следования и представителей многих других профессий.

Разнородная семья (социально-гетерогенная). В такой семье супруги имеют разный уровень образования и профессиональной ориентации. Устойчивость брака во многом определяется позициями супругов. Для семьи характерно отсутствие общих интересов, нестабильность в поддержании цельности взглядов, намерений, установок и перспектив, конфликтность. Главными причинами конфликтов нередко являются ревность и подозрительность в обмане (практически в любом возрасте, разве что разной интенсивности проявления).

Каждый из супругов разнородной семьи имеет свое микроокружение, и их интересы редко пересекаются. Взаимоотношения родителей и молодых часто натянуты. Доминирует, как правило, авторитарный стиль общения. Практически во всех сферах жизнедеятельности семьи лидером выступает один из супругов.

Межнациональная семья. Это семья, в которой представителями разных наций являются не только супруги, но и дети, по достижении совершеннолетия представляющие нацию одного из своих родителей. Это наиболее тревожный тип семей, состояние которых в современных условиях обусловливается нестабильностью их социального статуса в той или иной стране и определенным уровнем конфликтности. На внутрисемейные взаимоотношения оказывают довольно сильное влияние национально-психологические особенности каждого из супругов: темперамент, черты характера, привычки и т. д. Микроокружение такой семьи определяется характером поддержания связей каждого из супругов со своей национальностью.

Выделяют несколько типов неправильного воспитания.

Безнадзорность, бесконтрольность встречается, когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге дети предоставлены самим себе и проводят время в поиске увеселений, попадают под влияние "уличных" компаний.

Гиперопека - жизнь ребенка находится под бдительным надзором, он слышит все время строгие приказания, многочисленные запреты. В результате становится нерешительным, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, за свои интересы. Постепенно нарастает обида за то, что другим "все дозволено". У подростков все это может влиться в бунт против родительского "насилия": они принципиально нарушают запрет, убегают из дома.

Другая разновидность гиперопеки - воспитание по типу "кумира" семьи. Ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются, а в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм.

Воспитание по типу "золушки", т.е. в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности. Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготятся им, хотя посторонним может казаться, что родители достаточно внимательны и добры к нем. Ребенок переживает особенно сильно, если кого-то другого из членов семьи любят больше. Ребенок вырастает черствым, эмоционально холодным с повышенным чувством к социальной несправедливости.

При "жестком воспитании" за малейшую провинность ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе. К.Д. Ушинский указывал, что страх - самый обильный источник пороков (жестокость, озлобленность, приспособленчество, угодничество возникают на основе страха).

Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности: с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы. В итоге у таких детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких.

Одним из самых недопустимых методов воспитания, используемых в семье, является метод физического наказания. Физическое наказание вызывает физические, психические, нравственные травмы, которые в конечном итоге ведут к изменению поведения. Так, у каждого второго наказываемого подростка возникают сложности в адаптации, приспособлении его к коллективу, почти у всех этих детей пропадает интерес к учебе.

На каждом возрастном этапе человек включается во множество сфер жизнедеятельности, в которых он удовлетворяет те или иные потребности, и их влияние на развитие личности меняется: одни становятся доминирующими, другие служат фоном развития.

Выделяют такие основные сферы жизнедеятельности личности:

1. трудовая (производственная)

2. игровая (досуговая)

3. учебно-познавательная (образовательная)

4. общение (коммуникативная).

Человек как субъект труда, познания и общения формируется в процессе деятельности, которая обеспечивает научное освоение действительности, возбуждает интерес, чувства, порождает новые потребности, активизирует волю, энергию – все это служит строительным материалом для развития и становления личности. Личность формируется, проявляется и совершенствуется в деятельности. Поэтому человек выступает в жизни прежде всего как деятель, творец и созидатель, независимо каким видом труда он занимается.

Деятельность – это активный и сознательно регулируемый процесс взаимодействия человека с окружающим миром.

Все компоненты деятельности имеют то или иное предметное содержание, а сама деятельность направлена на творческое созидание определенного материального или духовного продукта. В зависимости от специфики деятельности в ней преобладают субъект-объектные или субъект-субъектные отношения.

В педагогике в качестве ведущих видов деятельности определяет трудовую, учебную, игровую.

Данные виды деятельности сменяют друг друга и сопровождают человека всю жизнь. Они различаются по конечным результатам, организации, особенностям мотивации.

Игра –совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотивов. В игре впервые формируется потребность воздействовать на мир. В игре проявляется более непосредственное отношение к жизни, она происходит от интересов и потребностей. Игра мотивируется отношением к значимым для индивида целям. Это главная особенность игровой деятельность. Игра – способ реализации потребностей ребенка в пределах его возможностей. Игра развивает ребенка в осознании значений предметов и явлений, прививает умение в различных действиях, расширяет самосознание. Игры делятся на естественные и искусственные.

Чаще всего применяются такие виды обучающих игр, как ситуативные, деловые, ролевые и др.

Учение – освоение обобщенных результатов предшествующего труда других людей. Учение в жизни человека идет вслед за игрой, сопровождает его всю жизнь и предваряет труд. Основная цель учения – подготовка к будущей самостоятельной трудовой жизни. Это двухсторонний процесс взаимодействия учителя и ученика. Активный процесс направления деятельности ребенка на основе предшествующего опыта человечества называют обучение. Процесс, влияющий на развитие личности, называют воспитанием..

Труд – это социальная категория. Он является основным путем формирования личности. В этой деятельности развиваются способности человека, складывается характер. Труд направлен на создание общественно полезного продукта. В этом - его цель.

Любой ее вид представляет собой творческий процесс, в котором проявляются активность, самостоятельность, личная свобода и индивидуальная неповторимость личности. В конечном итоге деятельность направлена на преобразование окружающей действительности.

Деятельность – общественно-историческая категория. Любая индивидуальная деятельность связана с деятельностью общества, т.к. является ее составной частью. Поэтому виды деятельности данного общества определяются системой сложившихся общественных отношений и уровнем развития производственных сил.

Участвуя в совместной деятельности, люди становятся субъектами взаимоотношений. Важным средством такого взаимодействия выступает общение.

Общение — взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

Необходимость их общения обусловлена:

во-первых, обязанностью совместного участия в деятельности, овладения своей специальностью, усвоения норм поведения в коллективах;

во-вторых, целями личности в приобретении социального опыта, приобщении к культурным ценностям;

в-третьих, потребностью человека в удовлетворении контактных потребностей.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.