Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стадии ритуализации по Э. Эриксону




ОНО

Я

ОНО

Я

 

 

На оральной стадии фиксации либидо у человека, по Фрейду, формируются такие черты личности как: жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым.

Уже на этой стадии люди делятся на оптимистов и пессимистов.

Анальная стадия (1-3 года) -либидо концентрируется вокруг ануса. Полностью образована инстанция «Я», и теперь она способна контролировать импульсы «ОНО».

Социальное принуждение, наказания родителей, страх их потерять заставляют ребенка мысленно представлять себе, интериоризировать некоторые запреты. Таким образом, начинает формироваться «Сверх-Я», как часть его «Я».

Сверх-Я


Особенности характера, формирующиеся на анальной стадии: аккуратность, опрятность, пунктуальность, упрямство, скрытность, агрессивность, накопительство, экономность, склонность к коллекционированию.

Фаллическая стадия (3-5 лет) -ведущей эрогенной зоной становятся генитальные органы. Аутоэротичность перерастает в объектную. Объектами детского либидо становятся родители (комплекс Эдипа и Электры).

Посредством вытеснения этих комплексов под страхом кастрации (у мальчиков) полностью формируется инстанция «Сверх-Я».

К концу фаллической стадии все три психические инстанции уже сформированы и находятся в постоянном конфликте друг с другом.

 

 

Инстанция «Я» является

«ОНО» главной и борется на «Сверх-Я»

два фронта

 

 

Состояние тревоги

Механизмы защиты: вытеснение и сублимация.

 

Таким образом, по мнению фрейда, до 5 лет формируются главные структуры личности.

Черты личности, формирующиеся на фаллической стадии: самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, мужская агрессивность.

Латентная стадия (5-12 лет) -снижение полового интереса. «Я» полностью контролирует потребности «ОНО». Энергия «либидо» переносится на освоение общечеловеческого опыта, установление дружеских отношений.

Генитальная стадия (12-18 лет) -возвышение детских сексуальных влечений - стремление к сексуальному общению. Трудности в осуществлении такого общения приводят к фиксации или к регрессу к какой-либо из стадий. «Я» должно бороться с агрессивными импульсами «ОНО».

Механизмы защиты: аскетизм и интеллектуализация.

Типы характера, формирующиеся на этой стадии:

- психологическая гомосексуальность - тесные социальные связи среди лиц своего пола;

- нарциссизм - внешние объекты удовольствия отступают на задний план, а главное место занимают самоудовлетворенность и самодовольство.

Анна Фрейд -считала, что решающим для социализации ребенка является развитие от принципа удовольствия к принципу реальности.

Это развитие происходит через становление защитных механизмов - как важной и необходимой составной части развития «Я».

Почти все нормальные элементы детской жизни, особенно такие, как жадность, корысть, ревность - толкают ребенка в направлении десоциальности. Социализация - это защита от них.

Формирование эффективного «Сверх-Я» означает для ребенка решающий прогресс в социализации.

Однако, эта внутренняя инстанция еще очень слаба и нуждается в опоре со стороны авторитетного лица и может легко разрушиться из-за сильных переживаний и разочарования в нем.

Подражание, идентификация, интроекция - необходимые предварительные условия для последующего вступления в социальное сообщество взрослых.

Однажды, на вопрос о том, что нормальный человек должен уметь делать хорошо, З.Фрейд ответил «Любить и трудиться».

 

Э.Эриксон является автором концепции «Групповой идентичности» и «эгоидентичности».

Групповая идентичность формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу, на выработку присущего данной группе мироощущения.

Эгоидентичность формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего «Я».

По Эриксону, для каждой жизненной стадии характерна задача, которая выдвигается обществом. Общество определяет также содержание развития на разных этапах жизненного цикла.

Решение каждой из этих задач, по Э.Эриксону, сводится к установлению определенного динамического соотношения между двумя крайними полюсами.

Достигаемое на каждой стадии равновесие знаменует собой приобретение новой формы Эго-идентичности и открывает возможность включения субъекта в более широкое социальное окружение.

8.Старость   мудрость презрение Ù интеграция разочарование в жизни
7.Зрелость   творчество застой Ù забота отвержение
6.Молодость   интимность изоляция Ù любовь замкнутость  
5.Подростковый возраст (латентная стадия)     идентичность диффузия Ù идентичности   верность отречение  
4.Школьный возраст (латентная стадия)   достижения неполноценность Ù компетентность инерцию  
3.Возраст игры (фаллическая стадия) инициативность чувство вины Ù целеустремлен. апатию  
2.Ранний возраст (анальная стадия) автономия сомнение, стыд Ù волю импульсивность  
1.Младенчество (оральная стадия) доверие недоверие Ù надежду (добродетели отдаление личности)  
                               

1 стадия -Признаки социального доверия у младенца проявляются в легком кормлении, глубоком сне, нормальной работе кишечника. Динамика доверия-недоверия у младенца определяется не особенностями кормления, а качеством ухода за ребенком, наличием материнской любви и нежности, проявляющейся в заботе о малыше.

(В индейском племени мать всякий раз, когда ребенок кусает ее грудь, больно бьет его по голове, доводя до яростного плача. Индейцы считают, что такие приемы способствуют воспитанию хорошего охотника.)

Запреты и ограничения вызывают фрустрации и базовое недоверие к миру.

Борьба чувства независимости против стыда и сомнения приводит к установлению соотношения между способностью сотрудничать с другими людьми и настаивать на своем. Оно будет положительным, если родители не будут подавлять его стремление к автономии.

 

5. Самый глубокий жизненный кризис.

Три линии развития:

1. «физиологическая революция» - половое созревание;

2. «озабоченность тем как я выгляжу в глазах других»;

3. необходимость найти призвание;

 

Переход во взрослое состояние или задержка этого перехода - «диффузия личности».

Одним из важнейших механизмов социализации Э.Эриксон вслед за этологами считал ритуализацию - основанное на соглашении взаимодействие по меньшей мере двух людей, которые возобновляют его через определенные интервалы времени.

Элементы развитого ритуала Нумикозный Критический Драматический Формальный Идеологический
1.Младенчество Взаимность        
2.Раннее детство   Различие добра и зла      
3.Игровой возраст Религия   Драматическая разработка    
4.Школьный возраст   Суд Театр Формальные правили  
5.Юность       Школа Солидарность убеждений. Идеология
             

 

Совокупность черт характера, общую для большинства, можно назвать социальным характером.

ЛИТЕРАТУРА:

Психология и психоанализ характера. - Хрестоматия. - Самара; Бахрах, 1997.

Л.Ф.Обухова «Детская психология: теории, факты, проблемы.» - М.; Травола,





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.