Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общение и стресс




Влияние стресса на процесс мышления.

1. Активизация процесса мышления.

- может усиливаться интегративное осмысление всей информации (извлекаемой из памяти и текущей и);

- может усиливать дифференцирующие осмысления такой информации.

В первом случае субъект укрупняет всю получаемую информацию, вырабатывает упрощенно схематизированное представление о ситуации, выделяет главные ее стороны, аспекты.

Во втором случае расширяется сфера осмысляемой информации, поступающей индивиду в текущий момент.

Активизация мыслительных процессов осуществляется также либо «вовне» (экстравентированная), либо «в себя» (интровентированная).

Первая эта активность в поисках выхода из экстремальной ситуации из всех членов группы, для блага других (социально положительная), активность второго рода – только для себя, в ущерб другим (социально отрицательная).

В стрессовой трансформации мышления могут привести также либо к «уходу» от решения стрессогенной проблемы (вплоть до возникновения психопатологических состояний), либо к возникновению озарения (инсайтных форм мышления). В восточных системах существуют специальные тренажи для усиления способности человека к мгновенным действиям в хронически опасной ситуации.

К другому типу стрессового изменения мышления относится гиперактивизация мышления появление навязчивых мыслей и образов, бесплодного фантазирования в экстремальных ситуациях.

Гипернастороженность, проявляется в виде бессонницы, т.е. защитного бодрствования, боязливости.

При стрессе могут возникать неблагоприятные социально психологические явления: обидчивость, вспыльчивость, недоверчивость или наоборот избыточная доверчивость.

Общение при хроническом стрессе подчиняется целому ряду факторов.

При длительной изоляции группы (экипажи кораблей, подводных лодок, космических кораблей, геологических и альпинистских экспедиций) возникают особенности процессе общения.

М.А. Новиков выделил 3 основных стадии:

- ознакомление;

- дискуссия;

- ролевые ориентации.

Первая стадия отчетливо непродолжительна (несколько суток), характеризуется активизация внимание членов группы друг к другу, повышенной корректностью обращения.

Продолжительность стадии дискуссии от нескольких дней до 2-3 недель, иногда до года. Члены изолированной группы, активно общаясь, беседуют на разные темы, активно и, как правило, доброжелательно ищут общение. В ходе дискуссии зарождается группирование, определяется распределение неформальных функциональных обязанностей и ролевых ориентаций.

На стадии ролевых ориентаций возникают довольно устойчивые группы, состоящие из 2-3 реже из 4 человек в каждой, со своими центрами притяжения.

При длительной изоляции первоначальные группы чаще всего не присматриваются, возникают новые.

Во время годичного совместного пребывания сурдокамере 3-х испытуемых было замечено повышение стремления к уединению любыми способами.

Другими исследователями стрессогенного изменения общения, были предложены следующие этапы развития общения:

Первая стадия – ориентировочная «замирание» индивида. Человек, оказавшийся в стрессогенной обстановке, как бы замирает, затаивается, присматриваясь к окружающим людям. Эта стадия может длиться от нескольких секунд, минут, до нескольких часов.

Для этой стадии характерно снижение активности общения. Вербальное общение может полностью прекратиться. Состояние тревожности, неосторожности, любопытства, смущения, гнева, определяющее эмоциональную окраску на этой стадии, могут периодически возвращаться на протяжении нескольких первых дней.

Первой, что определяется человеком – не стало ли опасным его социальное окружение и не требуется ли мгновенных защитных действий.

Психологические установки, сделанные в этой стадии общения, у одних людей забываются, у других, напротив, могут быть стойкими.

Вторая стадия - стадия личной «экспансии», подготавливающая установление ролевого статуса (сходна со стадией общения М.А.Новикова)

На этой стадии приходит бурный обмен информации люди сообщают о себе информацию часто банальную.

«Демонстрирующее общение» протекает, как правило на фоне положительных эмоций, на фоне эйфорической дружественности.

 

«Ошибки общения» на этой стадии:

1. Следует избегать общения на основе отрицательных установок о партнере.

2. Следует избегать инвертирования своих положительных качеств.

3. Безудержное «фонтанирование» рассказов.

4. Интимные излияния.

5. Ошибочное наделение партнера качествами своего идеала.

6. Не следует слишком демонстрировать своих истинных достоинств, чтобы не обнажать недостатки партнера.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.