КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Становление научной парадигмы социальной и социально-педагогической работы
ЛЕКЦИЯ №16 цели изучения лекции:
Ключевые понятия:филантропия, «агапе», милосердие, призрение. Первые свидетельства о помощи и взаимопомощи уже доходят к нам из времен родового строя. В родовой общине складываются механизмы реципрокации (дарообмен, помощь в бытовой и хозяйственной сферах), редиетрибуции (распределение излишков продуктов среди больных и слабых или семей, потерявших кормильца) Однако, впервые обозначение и выделение человеческой помощи происходит в Древней Греции. Зарождается понятие «филантропии». В переводе с греческого означает «любовь к людям», но уже в IVв. до н.э. с этим понятием связан иной смысл: любое благожелательное отношение одного индивида к другому. Платон и Аристотель рассматривали благотворительность в контексте общественной пользы, полагая, что эта деятельность должна осуществляться государством, а не частными лицами. Аристотель рассматривал дружественность (philia) как разновидность добродетелей человека, касается и человеколюбия,как его природного свойства. Плиний, Цицерон полагали, что дружба, товарищеский союз, как основа благотворительности, являлись важнейшими качествами, лежащими в основе гражданского поступка. Цицерон в благотворительности видел ряд определенных целенаправленных действий, среди них он выделял: щедрость, выкуп пленных, уплату долгов, выдачу приданного дочерям, увеличение средств к жизни для своих друзей. Идеология первых христианских общин придает иной смысл данному явлению. Помощь основывается не столько на требовании закона и гражданских традиций, сколько на требовании сердца, не рациональное, а духовное начало - вот что в основе этого процесса. «Агапе», или любовь к ближнему, приходит на смену филантропии. Любовь к ближнему отличалась от чувственной любви, эроса. В основе ее лежали мотивы участия к судьбе человека, его нуждам и проблемам, поэтому внутренним смыслом благотворительности следующего периода явилась «деятельная одаривающая любовь». Деятельность не ограничевается только поддеркой внутри христианской общины, а имеет свое продолжение в социуме. Понятие «агапе» обогащается понятием «милосердия», «призрения» или любовью к ближнему. (Библейское понятие о милосердии) Милосердие, милость - незаслуженная доброта и сострадание. Милость означает готовность помочь любому нуждающемуся, попавшему в беду человеку. Сострадание - глубокое чувство жалости людей. Сострадать - значит откликаться на страдания других всем сердцем, протягивать руку помощи, быть отзывчивым на трудности нуждающихся людей вокруг нас, оказывать посильную поддержку, не быть безучастным наблюдателем. Людям дана заповедь быть милосердными к другим: В Ветхом Завете - Книга пророка Михея, Гл. 6 Стих 8 «О, человек: сказано тебе, что - добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить перед Богом твоим...» Книга пророка Захарии 7: 9,10 «Так говорил тогда Господь Савоаф: производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый к брату своему; вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте и зла друг против друга не мыслите в сердце вашем» и т.д. В Новом Завете - послание к Ефесянам 4:32 «... будьте друг ко другу добры и сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе просил вас.» 1-е послание Ап. Петра 3: 8,9 «... будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосердны, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло, или ругательством за ругательство...» и т.д. За 1400 лет до начала Новой эры Бог дал людям законы, регулирующие заботу о немощных людях. Эти законы должны были защитить тех, кого сильные мира сего могли в противном случае беспощадно эксплуатировать: вдов, сирот, чужеземцев, бедных. В основу этих законов был положен принцип: люди важнее денег или владений. И этот принцип предписывал судьям быть беспристрастными в их судьбе. (Эти законы и повеления записаны в одной из книг Ветхого Завета - в книге Второзаконие. Гл. 15) Некоторые примеры этих законов и предписаний: о бедных и нуждающихся: * отмена и прощение долгов в конце каждого 7 года; * отмена долгов, освобождение рабов и возвращение земель, взятых за долги или в залог, в каждый 50-й год; * не задерживать плату за работу наемникам, беднякам, пришельцам; отдавать плату в тот же день; * давать взаймы, подавать милостыню; не брать процентов; о вдовах и сиротах, о пришельцах (т.е. чужеземцах): * каждые 3 года отделять десятую часть годового дохода (плоды, урожай, скот и т.п.) для пропитания вдов, сирот и пришельцев; * не брать у них одежды в залог; * не собирать урожай в поле, в виноградниках и садах до последнего снопа, плода и т.п., не возвращаться за забытым снопом и т.п., чтобы остатки могли подбирать нуждающиеся. О беспристрастном суде: * поставить судей по областям для свершения праведного суда; * не извращать законов и не смотреть на положение людей в обществе; * не брать даров («... ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых...» Второзаконие 16:19) Но ветхозаветные установления еще шире развиваются в книгах Нового Завета. Идея милосердия красной нитью проходит через всю Библию. Тот, кому должно быть оказано милосердие - «ближний» (Ев. От Матфея, Гл. 22,37-39 стихи) - это любое человеческое существо (находящееся постоянно рядом с вами или по различным обстоятельствам оказались рядом). Синонимы и слова, близкие по смыслу слову «милосердие», употребляемые в Библии: милость, милостыня, доброта, добро, любовь, сострадание, благотворительность. Нельзя забыть изначальный библейский, христианский принцип - человек не должен делать зла вообще, он создан и живет на земле, чтобы делать добро. Зло, которое присуще человеческой личности, мешает проявлению милосердия. Необходимо постоянно прилагать усилие для этого, необходимо вырабатывать как бы навык к делам милосердия, и лучше всего это делать с самого детства, пока сердце не успело огрубеть в жизненных трудностях. Понятие милосердия - очень емкое. Оно может быть выражено в практических делах. В Библии сказано, что мы должны любить «не словом или языком, но делом и истиною» (1-е Послание Иоанна, Гл. 3, 17-18 стихи). Быть милосердным на деле, это значит участвовать в делах благотворительности, накормить голодного, напоить жаждущего, приютить бездомного, одеть нагого, посетить больного и заключенного. Это значит «носить бремена друг друга», т.е. разделять, сопереживать проблемы других. Милосердие должно быть добровольно, радушно. Но проявлять его надо руководствуясь разумом, не бездумно (например, не подавать милостыню пьянице деньгами - лучше дать какую-нибудь пищу). Наше милосердие должно принести пользу человеку, значит мы, делая добро, должны быть рассудительными. Дела милосердия должны делаться добросовестно, без небрежности. Милосердие не может проявляться только в денежных пожертвованиях. Можно жертвовать, но в сердце своем совсем не иметь милосердия, поступая так, чтобы показать другим свое милосердие. Это просто лицемерие. Записано даже в Библии, что когда человек делает добро, то, образно говоря, правая рука не должна знать, что делает левая. «Радость человеку - благотворительность его». Притчи 19:22 Всякие дела милосердия только тогда имеют ценность нравственную, духовную, когда делаются не для того, чтобы произвести впечатление, но когда являются проявлением искренней любви к человеку. Милосердие не должно проявляться от случая к случаю, оно должно проявляться постоянно, во всех делах. «Суд без милости не оказавшему милости, милость превозносится над судом» (Послание Иакова 2 гл., 13 стих). Т.е. простить, помиловать, оказать милость вместо того, чтобы осудить, возненавидеть, мстить - это больше, ценнее. В понятие милосердия в его духовном смысле входят прощение, любовь доброта, великодушие. Некоторые примеры выражения милосердия или немилости: Притча о милосердном самаритянине (Евангелие от Луки 10:30-37). Притча о немилосердном заимодавце (Евангелие от Матфея 18:23-35). Притча о богаче Лазаре (Евангелие от луки 16:19-31).
Василий великий сущность милосердия понимает как «болезнование об угнетаемых сверх их вины, ощущаемое сострадательными». «Милосердствуем о том, кто из великого богатства впал в крайнюю нищету, кто из крепкого телесного здоровья пришел в крайнее изнеможение, кто прежде восхищался красотой и свежестью своего тела, и потом поврежден обезображивающими болезнями». Научный этап помощи и поддержки предваряла законодательная практика, которая в течение двух с половиной столетий.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |