КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общественно-государственная парадигма помощи
Государственная парадигма помощи. Приходская система помощи. В отличие от монастырей с их закрытой структурной организазией, приходы - открытая система. Избрание священнослужителей приходская община совершала самостоятельно, часто из числа своих «приходских священников». Приход составлял и административную единицу и податную и земскую и территориальную. Приходы не ограничивались только оказанием помощи калекам, увечным, нищим, но в своей деятельности они сохраняли традиции «первых духовных учителей Русской Православной Церкви», практика которых была связана с просвещением. Начинает складываться в период становления и объединения русских земель вокруг Москвы и окончательно формируется к началу XIX века. Изменяется доктрина помощи. Основные положения ее раскрываются не в трудах Отцов церкви, а в «Судебнике». Основным субъектом помощи начинает выступать монарх, как носитель истины и справедливости. К нему взывают и к нему обращаются за помощью. Появляются иные категории клиентов помощи, которых мы не встречаем в канонах о милосердии. При Иване IV такими категориями начинают выступать пленные и лица состоявшие на службе. Меняется отношение к институту нищенства, в нем видят не только святость, как это было декларировано церковью, но и ненормальное состояние образа жизни человека, противоречащее общественным нормам. Помощь предстает не как система необходимых государственных задач. Нуждающийся рассматривается государством через призму «возможности-невозможности» приносить пользу. Таким образом в государственной парадигме помощи начинают доминировать иные, чем христианские, понятия и смыслы. Судьба отдельного человека рассматривается не в контексте вечности, а в контексте нужд и проблем общества.
Характеризуется тем, что призрение оформляется как некая система и становится частью социальной политики и самостоятельным институтом социализации, воспитания и реабилитации индивида. Прежде всего помощь осуществляется в виде общественной благотворительности. «Благотворительностью называется та деятельность правительственных и общественных органов и частных лиц, которая имеет целью оказание помощи и призрение бедным и нищим», - говорится в учебнике науки полицейского права. [М., 1893г.] Благотворительность как система хозяйственного механизма имела те основания, что она выступала некой общественной услугой, которая несет в себе необходимую экономическую выгоду для государства. Таким образом благотворительность рассматривается как некий объективный процесс в контексте государственного функционирования. Категории призреваемых были условно классифицированы в следующие группы: * нищие, которые не могли работать; * сироты и временные нетрудоспособные; * нищенствующие по ленности; * нуждающиеся, подвергшиеся «случайным обстоятельствам». Однако, постепенно оформляется представление о том, что помощь необходима любому клиенту. И вопросы обязательной помощи связывают не с социальным контекстом, а с жизненным сценарием индивида и возможностью-невозможностью его реализации. Например, помощь необходима прокаженным, душевнобольным, инвалидам. Изменение представление о личности клиента приводит к изменению взглядов на личность помощника. Первоначально вопрос о помощниках стоит исключительно в логике добровольной помощи. Однако наблюдается тенденция «рекрутирования» профессионалов из смежных дисциплин. Большая роль отводится врачам, особенно в решении социальной патологии: проституция, пьянство. Постепенно приходит осознание, что помощь должна осуществляться профессионалами, т.е. людьми специально обученными и подготовленными для помощи тем или иным клиентам. Создаются курсы, предусматривающие свою программу, систему практик и определенные стандарты по подготовке специалистов для работы с молодежью, правонарушителями и беспризорными. На рубеже веков социальная благотворительность как научное знание оформляется по определенным направлениям: общественная благотворительность и призрение как культурно-исторический и социально-политический процесс; воспитание и исправительное воспитание; система организаций помощи; теория законодательства в соц. вопросах; теоретические вопросы помощи инвалидам; призрение нравственно павших и патронат над выпущенными из тюрем; вопросы подготовки специалиста.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |