Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ключевые понятия: развитие метода индивидуальной работы, диагностическая и функциональная школы, парадигма помощи, западная и отечественная парадигмы




 

Свое развитие метод индивидуальной работы получил в работах Р. Робертсона и Г. Хамильтона - диагностическая школа.

Робертсон намечает новые перспективы в методе. Он предлагает в центр внимания поставить не ситуацию клиента, а ценности и смыслы его индивидуального опыта и процесс помощи строить на их основе. Большое внимание в практическом взаимодействии социального работника и клиента уделяется прошлому опыту клиента, его детским переживаниям, ценностям.

Г. Хамильтон расширяет понятие диагноза и переосмысляет его как основу метода. Он рассматривает его не как установку к действию, а как рабочую гипотезу для понимания личности клиента, его ситуации и его проблемы.

Диагноз выступал в качестве модели, которая давала представление о том, как человек встречается с ситуацией проблематики.

Другое направление в развитии теории и практики социальной работы получило название «функциональная школа социальной работы». Идеологами которой выступали О. Ранк и Дж. Таффт.

Функциональная школа в основу своего теоретического построения взяла не диагноз, а процесс взаимодействия работника и клиента.

Процесс рассматривался как форма и средство изменения ситуации.

Задача виделась в том, чтобы помощь была осознана и принята клиентом. В этом случае устанавливаются другие взаимоотношения между субъектами, они становятся партнерами и несут равную ответственность за изменение ситуации. Главное направление теоретической мысли виделось в создании и развитии техник и методов помощи клиенту.

Гуманистические подходы Маслоу и Хорни определили дальнейшее развитие функциональной школы социальной работы. Данная школа рассматривается личность как систему, которая постоянно стремиться к своему саморазвитию, позитивному росту.

Дальнейшее развитие теории социальной работы пошло по 4 основным направлениям:

* теория индивидуальной работы;

* теория групповой работы;

* теория общинной работы;

* теория социального администрирования и планирования.

Однако сегодня наблюдается тенденция объединения всех направлений в единую теорию на основе холономных и сипергетических подходов.

В тоже время расширение границ теории социальной работы происходит за счет присвоения и адаптации смежных гуманитарных наук и приспособление их к нуждам и потребностям социальной работы.

Отечественная и западная парадигмы помощи: сущность и различия.

Философия помощи как культурно-историческое явление России возникает в связи с другими явлениями и феноменами, такими, как христианство, государственность, право, развитием общественной морали и норм общественной жизни.

Модели помощи и взаимопомощи, системы, которые существуют в тот или иной исторический период образуют парадигму помощи.

Термин парадигма - образец или модель, был введен Т. Куном в книге «Структура научных революций» (1962 г.) для обозначения преобладающих деятельностей определенного научного сообщества проблем и решений.

Для парадигмы помощи характерны:

* доктрина помощи;

* организационные формы;

* субъекты помощи, в их культурно-исторической индивидуальности;

* объект помощи.

 

Сравним западную и отечественную модели помощи.

1.Западные модели помощи идеи альтруизма находят свое развитие в логике идей индивидуализма, где чувства, мысли и желания отдельного человека, есть высшая самоценность.

1.В основе философии помощи модели лежат идеи соборности. Альтруизм восходит к общинности, коллективизму, к этической, нравственной идее народности, как идее истинности и справедливости.

А.Ф. Лосев так раскрывает идею соборности: «Тут имеется ввиду социальность как глубочайшее основание всей деятельности, как глубочайшая и интимнейшая потребность каждой отдельной личности, как то, в жертву чему должно быть принесено решительно все. Это общее животрепещущее социальной тело в котором каждая личность не больше как один из бесчисленных органов или клеток, перешло из старого мировоззрения, в примат общественности и народности, в чувства бесконечной напряженной ответственности перед народом...»

Отсюда индивидуальность проявляется через массовость, а коллективность становится базовым принципом помощи. В этом проявляется особенность социальных предпосылок отечественной модели помощи.

2.В основе философской доктрины помощи и в отечественной и западной модели лежали принципы и идее христианства.

В западной модели процесс помощи рефлексируется как «преображение», которой «предполагало внутреннее изменение, обновление духа, что вело к «воскрешению» и «возрождению» и превращало нарушителя в достойного члена общества».

В этих подходах виделся индивидуальный путь спасения отдельного человека.

В западной модели помощи участие в судьбе человека принимали различные конфессии.

Философия помощи отечественной модели раскрывается в логике идей православия. Философия призрения становится на многие столетия определяющим подходом в отечественной модели помощи.

Призреть - это значить приблизить, озаботиться нуждами ближнего своего. Ориентиром помощи является не «общественный космос», как в западной модели, а мечта, идеал. Поэтому наблюдаются метания в принципах и подходах в системах отечественной помощи.

3.Социальная работа как профессия в западной модели помощи возникает из добровольного общественного движения феминисток и либерально-демократической оппозиции. На западе переход от добровольной помощи к профессиональной носило непрерывных характер, то в России развитие профессии носило дискретный - прерывный характер.

4.Понятийное поле модели помощи на Западе складывалось на основе медицинских, социологических, конфессиональных, юридических и психологических подходов.

Психология явилась методологической базой развития социальной работы и техника групповой и психо-терапевтической работы легли в основу ее методики.

Понятийное поле социальной помощи в России по-иному. Два направления помощи - социальной обеспечение и социальная работа рассматривались как некое единство. В дальнейшем социальное обеспечение стало преобладать над социальной работой. Социальная работа по своей сути была сведена к организации свободного времени детей и подростков.

Отсюда мы наблюдаем разорванность «понятийного сознания», когда социальную работу идентифицируют с социальной педагогикой, социальным обеспечением, социальной медициной.

Основными параметрами социальной помощи в России явились: архаическая модель, конфессиональная модель, государственная модель, общественно-государственная модель, социальная модель. На безе этого и происходит становление профессиональной социальной помощи.

 

Литература

1.Фирсов М.В. Введение в теоретические основы социальной работы. М., Воронеж, 1997.

 

Лекция 21 Психолого-ориентированные модели социальной и социально-педагогической деятельности.

 

Как мы уже говорили в первых лекциях объекты социальной работы и социальной педагогики сходны, как совпадают и поле практической деятельности. Поэтому теоретические модели социальной работы могут быть применены и к социальной педагогике. К началу 90 х гг. обозначились несколько моделей теоретического обоснования социальной работы, которые можно сгруппировать в следующие три группы теорий.

1. психолого ориентированные теории социальной работы.

2. социолого ориентированные теории социальной работы.

3. теории социальной работы психолого социологической (социо

лого психологической) или комплексной, междисциплинарной ориентации.

 

Одной из методологических установок, оказавших влияние на ста

новление социальной работы явилась теория З.Фрейда и развитая на ее

основе психодинамика

Психодинамическая модель деятельности социального работника

опирается на следующие положения:

1. Социальный работник в контексте отношений с клиентом должен

исходить из того, что последний не только обладает определенной пси

хологической структурой, но и способен к ее изменению, развивается под

воздействием внутренних, интенциональных факторов и внешних условий,

взаимодействуя со средой обитания.

2. Воздействие социального работника на клиента должно учиты

вать его социально экономическое положение, статус в системе соци

ально иерархических групп, различных уровней управления и самоуправ

ления.

Главное, что предполагает психодинамический подход, сводится к

признанию принципиально важной роли изучения и учета динамики отноше

ний в контактной группе, среде обитания клиента.

3. В рамках психодинамической концепции совершается не только

анализ "статус кво", но использование опыта анализа эволюции отноше

ний между клиентом и социальным работником, характера отношений между

клиентом и социальным работником, характера отношений между персонами

в конкретной среде обитания нуждающихся.

4. Психодинамическая концепция социальной работы предполагает,

как правило, возможность изменения поведения, коррекции поведения,

взглядов, отношений клиента посредством воздействия на его внутренний

мир, восприятие реальностей, характер отношений в контактных группах.

Технология работы в психодинамической концепции.

 

1. Особый акцент в деятельности соц. работника делается на пони

мание того, что думает клиент, какова его персональная ситуация, тре

бующая определенной стратегии и тактики.

2. Определение уникальности человека, его персонального опыта,

социально психологических характеристик.

3. Определяется влияние социального опыта, событий жизни индивида

на его облик, эволюцию этого облика, оценка влияния последнего на ре

шение проблем жизнесуществования личности.

4. Социальный работник обязан учесть собственные психические осо

бенности и динамику развития отношений с клиентом, возможности контак

тов с людьми из его окружения.

Психосоциальное влияние в контексте психодинамического ведения

социальной работы включает несколько относительно самостоятельных этапов:

1. Изучение проблем, которые имеет клиент.

2. Анализ особенностей социального положения и психического скла

да клиента.

3. Сближение, установление контакта социального работника и кли

ента.

4. Осмысление основных событий жизни клиента, влияния последних

на проблемы, которые переживает человек.

5. Планирование согласованных действий социального работника на

основе завоевания доверия последнего.

 

(Теория жизненных сценариев Э.Берна)

Для социального педагога объектом пристального внимания является

стиль и способы общения индивида со средой.

Для школьника это прежде всего семья. Анализ взаимодействия отно

шений в семье с точки зрения психодинамического подхода дает его сов

ременное развитие трансактный анализ Э.Берна.

Психологические игры часто повторяемые последовательностью

трансакций, со скрытым мотивом, имеющую внешне разумное обоснование,

или более кратко, как серию трансакций с уловкой.

Условия возникновения психологической игры.

 

1. Непрерывная последовательность дополнительных трансакций,

благовидных на социальном уровне.

2. Скрытая трансакция, которая является сообщением, лежащим в

основе игры.

3. Ожидаемая расплата, которая завершает игры и является ее нас

тоящей целью.

 

Игры препятствуют честным, сокровенным и открытым отношениям

между играющими.

Студент: Я очень поздно лег спать

прошлой ночью, и не выполнил за

дание. (Скрытое: Я плохой нака

жите меня)

Преподаватель: Вам не повезло. Се

годня последний срок приема за

долженностей.(Скрытое: Ты плохой маль

чишка, и вот тебе пинок.)

 

Сценарий можно определить как жизненный план, удивительно напо

минает драматическое произведение.

Сценарий зависит от ранних решений и позиций, принятых в детстве.

Он находится в состоянии Я Ребенка, и "записывается" через трансакции,

происходящие между родителями и ребенком.

 

Взаимодействие с более широким социумом.

 

Улица, школа, город, средства массовой информации. Рассматриваются

с точки зрения влияния на психодинамические процессы личности.

 

 

Преследователь Спаситель

 

Жертва

 

Предложения спасателя отвергаются, и он чувствует себя гони

мым.

 

 

Основные понятия психодинамического подхода.

 

 

Психодинамическая (ориентированная на психоанализ) социальная

работа, главным образом, ориентирует свое внимание на воздействие

прошлого опыта на формирование такой манеры поведения, которая приобрела постоянную повторяемость и создает индивиду социальные трудности.

При этом социально педагогическое воздействие имеет своими:

 

Фокусом Воздействие прошлого опыта (когнитивные способ

ности, аффекты, фантазии и поступки).

 

Цель Понимание функционирования защитных механизмов

и трансферных реакций пациента, в том их виде

в каком они проявляются в ходе общения паци

ента с терапевтом.

 

Технические Терапевтический альянс (рапорт в ИЛП)

приемы Свободное ассоциирование

Интерпретация защиты трансфера

Высокая частота сеансов

Продолжительность коррекционно реабилитацион

ного процесса: от нескольких месяцев до нес

кольких лет.

 

 

Психодинамическое социальное консультирование это метод кор

рекции социальных и поведенческих отклонений, который применяетбеседу

для изменения поведения клиента.

 

Цель Выявление характерных проблем, возникших у пациента

в жизни

 

Намерение Достижение изменений поведения.

Поведенческие перемены происходят в ходе психодинамической социальной

работы и происходят благодаря двум процессам:

пониманию когнитивных и аффективных процессов, исходящих из

детства (защитные механизмы),

пониманию конфликтных отношений, сформировавшихся у пациента с

важнейшими объектами в детстве, и их воскрешение во взаимоот

ношениях с терапевтом (трансфер)

 

Защитные механизмы. (А.Фрейд.Психология "Я" и за

щитные механизмы М.: Педагогика

Пресс 1993 г.)

 

Термин "защита" впервые появился в 1894г. в работе З.Фрейд

"Защитные нейропсихозы" для описания борьбы Я против болезненных и не

выносимых мыслей и аффектов.

Позже этот термин был оставлен и в последствии был заменен

термином "вытеснение". Однако в более поздней работе "Торможения,

симптомы и тревожность" (1926) З.Фрейд сделал разграничения между эти

ми понятиями. Термин "защиты" "вводится для общего обозначения всех

техник, которые Я использует в конфликте и которые могут привести к

неврозу, оставляя слово "вытеснение" для особого рода защиты".

Различают 10 способов защиты:

 

Регрессия

Вытеснение

Формирование реакции

Изоляция

Уничтожение

Проекция

Интроекция

Борьба Я с самим собой

Обращение

Сублимация или смещение инстинктивных целей

 

Психодинамической модели одним из важнейших инструментов в руках социального педагога является развитие развитие и понимание трансфера (переноса). (Р.Урсано и др. Психодинамическая психотерапияМ.Российская психоаналитическая ассоциация 1992г. С.64) Понятие трансфера отражает человеческую способность строить свои взаимоотношения в настоящем с помощью воспроизведения эмоционально значимых аспектов своих взаимоотношений в прошлом. Конкретно явления трансфера происходит в процессе отношений клиента с социальным педагогом, которые не создаются реальной ситуацией, происходящей "здесь и сейчас", а обусловлены очень ранними переживаниями клиента по отношению к другим объектам или людям и переносятся на социального педагога.

Трансфер это способ, пользуясь которым клиент вспоминает то, что он забыл, т.е. то, что является бессознательным источником психологических страданий. Благодаря явлению трансфера трудности клиента "оживают и материализуются" в кабинете социального педагога. По сути дела, именно это в наибольшей степени, чем все остальное, отличает психодинамическую модель от всех других. Через трансфер пациенту удается понять то, что он испытывал в

далеком прошлом, и как этот пережитый им опыт продолжает проявлять се

бя в настоящем.

Эти воспоминания не происходят сами собой, для их правильнойорганизации требуется филигранная техника социального педагога, с целью анатомирования зачастую мимолетных, давно забытых, но порой постоянно переживаемых вновь периодов прошлого в том виде, в котором онипредстают в трансферных взаимоотношениях. В силу того, что трансфер обычно вызывает оживление давно забытых, конфликтных аспектов взаимоотношений, очень часто клиент стремиться отторгнуть содержащиеся в них чувства, мысли и воспоминания и вместе с тем отвергает социального работника, старается прервать работу.

В любом случае социальный педагог поступит правильно, описав пациенту модель трансфера и качестве первого шага на пути вовлеченияпациента в исследовании своей собственной реакции. Существует эротический и агрессивный трансфер. Если трансферпроявляется интенсивно, то позитивные или любовные чувства обычно под

разумевают эротические желания, а негативные или агрессивные чувства подразумевают деструктивные желания и ненависть.

Такие сильные чувства представляют собой повторение опыта того, что пациент впервые испытал, когда,был ребенком, по отношению к своим родителям, братьям и сестрам и др. важным для него лицам в течение

критических фаз психологического развития.

Трансфер оказывает помощь пациенту в познании, понимании и обретении контроля над импульсами, которые став осознанными, перестаютбыть тем, чем они были: всемогущими желаниями ребенка. Такой процессназывается проработкой.

Ситуации трансфера становятся понятными и оправданными, если мы отделим их от ситуации анализа и поместим в определенную детскую аффективную ситуацию.

Помещая этот импульс на его место в прошлое, мы тем самым освобождаем пациента в настоящем от импульса, чуждого его Я, что помогает ему совершить анализ.

Применение трансфера в социально педагогической работе:

 

Способствуйте оживлению прошлого пациента.

Помогите пациенту вспомнить его историю.

Помогите понять его личностные реакции в любых жизненных ситуациях.

 


Лекция.22 Социолого- ориентированные теории социальной работы.

1. Основные идеи социолого-ориентированной теории.

2. Типы социальных систем, которыми оперирует социолого-ориентированная теория.

3. Основные направления социолого-ориентированных моделей

 

Существует два типа таких теорий:

первые это те, которые формируются на базе теории социальных систем.

вторые это те, что опираются на различно марксистские подходы.

 

Системные идеи восходят к общей теории систем Берталанфи, которая была первоначально разработана на биологическом материале и показывала, что все организмы являются системами, составленными из подсистем, а сама система в свою очередь есть часть сверхсистем. Эта теория стала широко применяться для анализа социальных систем, включающие социальные группы и общественные институты, семьи, малые сообщества, коллективы.

Главным аргументом в пользу такого подхода выдвигалась мысль о том, что люди в стремлении улучшить свою жизнь зависят от различных окружающих их систем. А из этого следует, что решение проблем социальной защиты жизнестойкости человека в главном должно опираться на совершенствование и регулирование систем.

В рамках такого подхода сформировалась широко распространенная

точка зрения о том, что людям могут помочь три типа систем:

во первых "неформальные или естественные системы, Такие как

семья, группа друзей, объединение по интересам.

во вторых, речь идет о формальных системах, таких как общин

ные группы, профсоюзы, общественно политические организации.

в третьих, это системы, существующие в обществе в виде уч

реждений, ведомств, функционально ориентированных организаций.

(больницы, библиотеки, школы)

 

Задачи социального работника дифференцируются на две группы: с одной стороны, они связаны с оптимизацией деятельности учреждений, организаций и ведомств, способных оказать помощь людям в решении их проблем.

С другой стороны, речь идет о содействии, нуждающимся в использовании ими учреждений социальной работы (ориентирование в какое учреждение клиенту нужно обратиться, к кому в этом учреждении можно обратиться, какие права имеет клиент в данном учреждении, как нужно изложить ситуацию клиента в учреждении, чтобы ему была оказана наиболее эффективная помощь),

И активизации самозащитных механизмов человека как социальнойсаморегулирующейся системы. помочь человеку осознать его ситуацию в более широком социальном контексте, вывести его сознание за пределы социальных трудностей, переживаемых им, показать возможные его социальные действия: обращение к друзьям, нахождение более широких смысловсобственной жизни (забота о других,продолжение начатого дела) В социальной работе общая теория систем получила развитие в разработке теории экологических систем. Узловым понятием теории экологических систем в социальной работе стала категория "модели жизни" Модель жизни рассматривает людей как системно организованных субъектов жизнедеятельности, которые постоянно приспосабливаются в их взаимодействии к многообразию условий бытия.

К многообразию условий бытия может быть отнесена страна проживания: ее социальные институты и условия получения их помощи (например, получение медицинской помощи, бесплатная для всех, условия получения медицинской страховки ит.д., пенсионное обеспечение: условия его получения)

Средовые (климат, город,деревня) и культурные условия жизни(обычаи, традиции, привычки, этические и этикетные нормы индивида) Изменение социального статуса индивида: потеря работы, школьник студент, отличник двоечник, ребенок в полной семье ребенок внеполной семье, холостой женатый, бездетные семьи многодетныесемьи, заключенный освобожденный.

Переход в другие социальные слои (пролетарий бизнесмен,крестьянин интеллигент)

Модель жизни исходит из того, что там, где человек может развиваться через изменение, где его в этом поддерживает среда, окружение, там существует взаимная адаптация.

Главной целью социальной работы в теории экосистем провозглашается обычно усиление адаптивных способностей, влияние на их окружение так, чтобы сделать компромисы человека и среды обитания болееадаптивными. Например, подросток демонстрирует резкое уменьшение успеваемости, дерзит учителям, пропускает уроки. Конфликтов с учителями нет,с одноклассниками тоже. Социальный педагог обратился к семье. Оказывается отец оставил семью, мать без работы: завод не платит зарплату с лета, есть маленькая сестренка, которая ходила в садик, а теперь из-за неплатежеспособности предприятия детскому садику мать вынуждена оставлять ее дома. Образовательный ценз матери невысок, работала разнорабочей.

 

 

Для социального педагога два уровня анализа.

 

общество

за городские

семья социальные Семья общество

служб

 

1. Установить социальную справедливость для семьи.

 

1.1 зарегистрировать семью как безработную с малолетними иждивен

цами.

1.2 добиться оплаты детского сада из городского фонда на социаль

ные нужды.

1.2 добиться социальной помощи на мальчика.

1.3 помочь в получении пособия матери и соорентировать на соци

альные службы, занимающиеся трудоустройством.

 

Мальчик семья

 

1. Поговорить с матерью о том, что учеба это будущее мальчика.

2. Выяснить, какими мерами можно помочь ему пережить уход отца.

3. Провести беседу с мальчиком и постараться ему объяснить, что

взрослые отношения не могут оцениваться как чернобелые. Жизненные от

тенки более тонки.

4. Постараться объяснить ему как его нынешнее поведение вредит

его настоящему и будущему.

5. Найти значимые стимулы, которые могли бы вывести ученика из

трудного жизненного положения.

6. Активизировать его личные адаптационные возможности.

 

Системно экономический подход наиболее масштабно проявляется

в организации системы социального обеспечения и поддержки населения.

Он ориентирован как на группы населения, пользующегося спланированной официально государственной поддержкой, так и на массовую или индивидуальную неформальную помощь.

Действенная роль искусства и средств массовой информации в

ориентации на формальную помощь.

Передача "Спасение 911" в каждой ситуации,кроме профессионалов на помощь производят простые отзывчивые люди. Встреча спасенных

людей и их спасителей являются кульминацией каждого сюжета и демонс

трирует огромную жизненную важность человеческой взаимопомощи, форми

руют атмосферу взаимопомощи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 761; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.171 сек.