Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальной работы




Вопросы по теме: Социолого-ориентированные теории социальной

1. В чем заключается основные положения теории систем.

2. Дайте характеристику неформальных и формальных социальных систем.

3. Две стратегии работы социального работника в рамках социолого-ориентированных моделей.

4. Социальное ориентирование клиента (основное содержание)

5. Активизация клиента как социальной саморегулирующейся ссистемы.

6. Понятие «модели жизни» в теории экологических систем.

7. Какой механизм взаимодействия с социальной средой выделяет концепция «модели жизни».

8. Главная цель социальной работы в теории экологических систем.

9. Понятие многообразия условий бытия человека.

10. В чем состоит отличие социологического подхода в социальной работе от психолого-ориентированного подхода.

11. Суть разрешающей модели социальной работы.

12. Понятие «трудной жизненной ситуации».

13. Какие знания необходимы в первую очередь социальному работнику, придерживающемуся социально-ориентированной методологии?

Укажите достоинства и недостатки социолого-ориентированной модели.


Лекция 23 Комплексно ориентированные модели социальной работы

 

1. Когнитивная модель

2. Социально-педагогическая модель

3.

 

Когнитивная (познавательная) модель социальной работы. Когни

тивная теория в целом занимается человеческим мышлением, его влиянием

на поведение человека, решением индивидуальных и социальных проблем

человека. Когнитивная теория сочетает психосоциальные, социологические,

поведенческие и социальные элементы в подходе к решению проблем соци

альной работы.

Представляя развитие социального мышления человека в отношении

защиты им своих индивидуальных и социальных интересов через оптималь

ное поведение, когнитивные теории ориентируют клиента не только на из

менение себя (как в психологоориентировагнных подходах), адаптацию к

среде (как экзистенциалистских подходах), но и на совершенствование,

оптимизацию своего социального окружения.

В рамках когнитивного подхода выделяются несколько важнейших

моментов, составляющих его главную особенность.

1. Люди могут быть лучше всего поняты, когда они могут или

стремляться к определенной цели, преодолевая препятствия в

личной и общественной жизни.

2. Люди создают свои собственные модели действительности в со

ответствии с тем, чтьо они узнали, поняли.

3. Человек приобретает уверенность в жизни посредством адапта

ции к социальным реальностям, в процессе которой они изме

няют эти реальности, изменяясь сами.

4. На процесс адаптации человека и среды воздействует воспри

нимающее Я наше представление о себе, а также способ его

воздействия на характер восприятия.

Таким образом когнитивный подход, ориентируется на рациональ

ные аспекты поведения человека и обустройства среды его обитания и

подходит к решению задач соуциальной работы комплексчно.

Социально педагогический подход.

Социальная педагогика характеризуется как наука, исследующая

влияние социальных факторов среды на социализацию подрастающего поко

ления, разрабатывающая и реализующая эффективную систему мероприятий

по оптимизации воспитания на уровне личноси, группы и территории с

учетом конкретных условий социальной среды.

Она ориентирует человека в мире социальных ценностей, помогая

ему адаптироваться к определенной среде обитания.

Социальная педагогика как наука, предмет преподавания и от

расль педагогической практики ставит перед собой задачу многоуровневой

социализации подрастающего поколения, населения в целом.

С точки зрения социально педагогического подхода социальная

работа не только адаптация личности,к условиям социальной среды, но

и участия в преобразовании этой среды с учетом решения педагогических

проблем.

Собственно социальная педагогика это педагогика, направленная на преобразование социальных отношений, среды обитания личности. Социальная педагогика учитывает необходимость компенсации негативного влияния среды путем создания альтернативных институтов (служб,консультации руководителей, чиновников, родителей)

Социально педагогический подход к социальной работе подразумевает два уровня работы:

· решение задач социализации и ресоциализации на уровне личности;

· решение задач анализа влияния среды на социализацию личности;

· участие в реорганизации среды с учетом требований морали и

социальных ценностей, потребностей практики общественного

развития.

Витально ориентированная модель.

 

Узловую роль в этой модели играет понятие жизненных сил человека.

Жизненные силы человека понимаются в качестве его способности к воспроизводству и осуществлению жизни как биосоциального существа, способности к эффективному удовлетворению потребностей поддержания

жизнеобеспечения и деятельного существования во всех сферах жизни общества, уровнях его организации.

Жизненные силы человека представляются как единство индивидуальной и социальной субъектности.

Индивидуальная субъектность понимается как способность человека удовлетворить и развивать свои многообразные потребности индивидуальноличностными средствами.

Социальная субъектность трактуется в качестве способности

людей удовлетворять и развивать свои интересы и потребности с помощью

социальных институтов,учреждений и организаций общеста.

Социальная работа в этой связи понимается как процесс, деятельность по содействию оптимальному формированию, осуществлению и реабилитации жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности человека.

Модель практической деятельности в рамках данной концепции

связывается прежде всего с решением следующих задач:

· во-первых, с преодолением обстренной реакции клиентов на негативные оценки своих возможностей преодолевать трудности;

· обеспечение способности клиента видеть себя вполне готовым

практически решать свои проблемы;

· способствовать локализации и упразднения блоков торможения позитивного развития ситуации клиента, усиление поддержки успешного решения его проблем;

· необходимость повышения информированности, осведомленности клиента, по поводу возможнеотей решения его проблем, прежде всего о нравах, создающих основу для этого;

· убеждение клиента в способности социального работника оказывать нуждающимся реальную помощь;

· достоверную оценку развитости умений клиента развивать свои интересы и потребности и определение стратегии социального работника по обучению клиента этим навыкам.

Таким образом социальный работник выступает как учитель и

воспитатель, наставник, способный обучить клиента навыкам решения проблем, определенной практической деятельности. Однако искусство социального педагога заключается в том, чтобы помощь не воспринималась как назидание, нравоучение, демонстрация превосходства социального педагога.

 

Таким образом доминирующим оказывается именно комплексный подход к социальной работе.

 

Вопросы по теме: Когнитивная (познавательная) и витально-ориентированная модели социальной работы

1. На какие стороны аспекты человеческой жизни делает акцент когнитивная модель.

2. Какие стороны человеческой деятельности признаются когнитивной моделью определяющими.

3. Понятие о «жизненных силах человека» в витально-ориентированной модели.

4. Понятие индивидуальной субъектности.

5. Понятие о социальной субъектности.

6. Задачи, решаемые в рамках витально-ориентированной модели.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 845; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.