КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Описаны следующие типы неправильного семейного воспитания. 2 страница
Социальные потрясения в Европе во второй половине 18 века оказали влияние на формирование гуманного отношения к людям с ограниченными возможностями. На основании наблюдений за своими пациентами, психиатр Пинель разработал классификацию душевных болезней. Он различает 2 формы слабоумия: врожденную и приобретенную. Его работу продолжил ученик Эскироль, который ввел в оборот понятия «имбицилизм» «идиотия», «умственная отсталость». Он создал симптоматическую классификацию умственной отсталости, приняв в качестве ведущего показателя состояние речи слабоумных. На рубеже 18-19 века французским психиатром Итаром была сделана попытка обучения и воспитания глубоко умственно отсталого ребенка. В 19 веке важное значение имело открытие в западноевропейских странах специальные учреждения для детей с особыми образовательными потребностями, в том числе и для детей с нарушением интеллекта. Требовалась разработка методов и средств для работы с данной категорией детей, необходимы были специальные программы. Была впервые заложена идея междисциплинарного взаимодействия, когда педагог и врач работают вместе. Началась активная деятельность по открытию приютов и частных благотворительных заведений для лиц с умственной отсталостью. Постепенно намечается отделение медицинского направления от педагогического. Целью учреждений медицинского типа было обслуживание глубоко умственно отсталых, в то время как педагогические учреждения работали с детьми, имевшими легкие формы умственной отсталости. Эти учреждения старались дать своим воспитанникам доступное образование, трудовую подготовку и освободить массовую школу от таких детей. Во второй половине 19 века большое внимание начинает уделяться детям с легкими формами умственной отсталости. Обучение во вспомогательных школах и добавочных классах превращалось в главную форму помощи этим детям. Начиная с 70-х г.г. 19 в. в Германии повсеместно открываются специальные классы для умственно отсталых детей при начальных школах, которые затем преобразовываются постепенно в самостоятельные вспомогательные школы. Во Франции деятельность Эдуарда Сегена по воспитанию и обучению слабоумных оказала большое влияние на весь ход последующего развития теории и практики олигофренопедагогики. В комплекс воспитания слабоумных ученый включал: сенсомоторное развитие, воспитание мышления, воли. Конечная цель - подготовка умственно отсталого ребенка к посильной трудовой деятельности и жизни среди людей. Во всех странах Европы в начале 20 века открываются школы для умственно отсталых детей. Появляются и классы для детей с умственной отсталостью. Решается вопрос, насколько положительна интеграция таких детей в общеобразовательной школе. К середине 80-х г.г. 20 века во многих развитых странах для умственно отсталых детей уже действует сеть дифференцированных специальных учреждений, которые включены в систему образования, здравоохранения и социального обеспечения (организация надомного визитирования, дошкольные диагностические группы, специализированные школы, дома- интернаты и др.). С каждым ребенком работают группа специалистов (логопед, психолог, врач, дефектолог). Для молодежи предусмотрены реабилитационные мастерские, где подготавливают к работе на предприятиях. Независимо от производительности труда им гарантируется минимальный заработок и социальная пенсия. 30. История становления и развития помощи детям с недостатками интеллекта в России. Основные направления практических мероприятий по обучению, воспитанию и призрению умственно отсталых детей в дореволюционной России. Забота об организации помощи после Октябрьской революции. До Октябрьской революции общественность высказывалась за осуществление мероприятий по призрению, лечению и воспитанию слабоумных. Значимыми были взгляды Герцена, Добролюбова, Чернышевского. Но, не смотря на то, что количество детей с умственной отсталостью все время увеличивалось, особых попыток в организации помощи, обучения и воспитания не предпринималось, а если и были попытки, то они осуществлялись по линии частной инициативы и благотворительности. Можно отметить деятельность супругов Маляренко, которые в 1882 году в Петербурге открыли учреждение для аномальных детей. Это было частное, платное учреждение, где обслуживались лица с различными формами аномалий: умственно отсталые, эпилептики, с нарушением поведения, психически больные и др. Оно успешно оказывало медицинскую и педагогическую помощь. Дефектологами было проведено несколько съездов, где решался вопрос о создании вспомогательных школ для умственно отсталых детей. В незначительных количествах они уже существовали. Было предложено открывать сельские вспомогательные школы. Огромная роль в возникновении и организации помощи глубоко умственно отсталым детям принадлежит Грачевой. Она занималась благотворительной деятельностью. Кащенко в 1908 году открывает школу-санаторий для аномальных детей в Москве. Это было первое лечебно-воспитательное учреждение, где корригировались недостатки развития детей. Только после революции учреждения для детей с интеллектуальной недостаточностью передаются в Народный комиссариат просвещения. Начинается создание государственной системы специального образования. Организуется Институт дефективного детства, который должен был изучать детскую дефективность, готовить кадры для воспитания и обучения дефективных детей. Кащенко передает свою школу Наркомпросу, создается Дом изучения ребенка, в дальнейшем - Медико-педагогическая клиника. Значимыми являются 1919-1920 годы. В 1920 году в Москве при Наркомпросе открылись институты по подготовке учителей-дефектологов. В 1923 году эти институты объединяются в один, а в 1925 году преобразуется в дефектологическое отделение педагогического факультета МГУ. Улучшается качество работы вспомогательных школ. Создаются новые учебные планы, программы. В учебном плане появляются такие предметы, как физкультура, рисование, пение, ручной труд. Для олигофренопедагогики большое значение имел 2 Съезд социально-правовой охраны несовершеннолетних. На нем выступил психолог Выготский. Он сумел раскрыть природу дефективности и значимость помощи аномальным детям. Появляется распоряжение «Об отборе детей во вспомогательные детские учреждения». Начиная с 1966 года, в олигофренопедагогике значительно активизировалась работа по разработке методик преподавания в специальных школах отдельных учебных предметов (Аксенова, Воронкова, Мозговой, Стребелева). В настоящее время коррекционная школа 8 вида обеспечена учебниками, дидактическими пособиями в основном по всем учебным предметам. Проблемы научных исследований, опыт обучения детей с нарушением интеллекта освещаются в журнале «Дефектология».
31. Научные взгляды и деятельность Выготского.Краткие биографические данные основных этапов научной деятельности. Вклад в отечественную дефектологию. Лев Семенович Выготский (1896 - 1934) - юрист по образованию, литературный критик, исследователь проблем психологии воспитания, активно участвовал в становлении педологии и разработал научно-теоретическую базу советской дефектологии. В 20-х годах 20 века он ввел понятие о ВПФ как специфической форме человеческой психики. Подобно Павлову и Бехтереву доказал, что сознание, отличающее человека от других млекопитающих, играет особую роль в организации всего его поведения. В 1929 году Выготский определил дефектологию как самостоятельную науку, которая имеет свой объект исследования и отличается от других наук. Научные исследования строятся на том, что ребенок рассматривается не как менее развитый, а как развитый иначе. Исследования, выполненные ими в области дефектологии, позволили увидеть одинаковость психологического механизма воспитания нормального ребенка и ребенка с нарушенным развитием. Было продемонстрировано, что в обоих случаях завязываются условные связи, но при нарушенном развитии они устанавливаются с сохранными органами. При этом происходит замена знаков, например, при слепоте зрительных на слуховые и осязательные. Выготский выделил 2 уровня организации поведения: дознаковый (общий для человека и животного) и знаковый, присущий сугубо человеку для взаимодействия с окружающим миром. Эта идея культурно-исторической теории стала основой для доказательства ошибочности взгляда на детей с дефектами развития как на особую породу людей, которыми должны заниматься медицина и благотворительность. Современные исследования и практика специального образования детей с нарушениями блестяще подтвердили эту идею ученого. Выготский сформулировал такие педагогические идеи, как приоритетное значение социальной компенсации дефекта и социальной направленности воспитания детей с нарушением в развитии. Выготский считал, что ориентиром для педагога и психолога должны быть сохранные и потенциальные возможности ребенка. Мощным фактором, определяющим развитие ребенка с психическим или физическим недостатком, является внешний социальный образец. На начальных этапах развития очень важна социальная помощь другого человека. Выготский подчеркивал, что цель вспомогательной школы заключается не в «лечении» дефекта, а в развитии тех здоровых пластов, которые имеются у каждого ребенка, т.к. сам дефект либо мало, либо совсем не поддается медицинскому и педагогическому воздействию. Выготскому принадлежит и введение в психологию категории деятельности как основы образования. Учение Выготского о структуре дефекта. В психологии выделяют сенсорный, интеллектуальный, двигательный, комплексный (сложный) дефект. К сложным нарушениям развития относят наличие двух или более первичных дефектов (слепоглухота). Исходя из концепции, Выгодский сформулировал учение о структуре дефекта. Первичный дефект - нарушение, представляющее собой малообратимые изменения в той или иной функции, вызванной воздействием патогенного фактора. Сорокин подчеркивал, что в данном случае имеется ввиду работа психической функции (умственная отсталость). Вторичные нарушения - нарушения, которые имеют иную природу и представляют собой обратимые изменения психических функций. Третичные нарушения - нарушения, под которыми имеются ввиду нарушения разных сторон психики, не имеющие непосредственные связи с первично повреждено функцией. Например, первичное нарушение - поражение слуховой функции Вторичное нарушение - нарушение речи Третичное нарушение - нарушено формирование высших психических функций (словесно-логического мышления). Четвертичное - страдает личность, эмоционально-волевая сфера (если нет адекватного воспитания). Нарушения третичного и четвертичного порядка не являются обязательными и носят факультативный характер. Соотношение первичного и вторичного дефектов обозначаются таким понятием как вектральность - направленность распространения вторичного нарушения. 1. «Снизу вверх» - нарушается какая-то элементарная функция, вторичное - недоразвиваются более сложные, надстраивающиеся над ней. 2. «Сверху вниз» - нарушения в сфере высших психических функций оказывают негативное воздействие на развитие низших. Основные положения концепции Выготского. Можно выделить 2 плана в психическом развитии. Поведение современного человека является результатом 2-х различных процессов психического развития: 1.развитие человека как биологического существа 2.социокультуриое развитие человека (знания, которые способствуют социальной адаптации). Социокультурный план представлен развитием высших психических функций. Из-за повреждений биологического плана ребенок не может присваивать социокультурные знания, потому что все нормы развиваются на нормальном психофизиологическом типе. Вследствие дефекта возникает расхождение 2-х планов развития. Но развитие человека происходит независимо от изменений биологического характера. Человек приспосабливается к новым условиям при помощи искусственных орудий, это расширяет границы его активности. Выгодский выделил 2 особенности культурно-исторического развития: 1.Отличие этого типа развития от биологического 2.Слияние этих типов в единый процесс. Ключ к постижению развития высших психических функций Выгодский предполагал найти в развитии дефективного ребенка, у которого не происходит слияние двух планов. При наличии дефекта происходит стойкое неусвоение культурных навыков (умственно отсталые не хотят ничего знать). У умственно отсталых тотально нарушаются все психические функции - память, внимание, мышление. Выгодский отмечал, что некоторые исследователи ошибочно полагали, что культурное развитие ребенка является следствием его природного развития. Но это не так. Ребенок с аномалиями, предоставленный сам себе, никогда не овладеет речью, не разовьет мышление. Выгодский приходит к выводу, что благодаря воспитанию можно у дефективного ребенка формировать человеческие формы поведения. «Дефект - это недостаток, но он служит стимулом к развитию. Это та сфера, где возможна компенсация». JI.C. Выгодский. 32. Систематика умственной отсталости.Клинико-патогенетические классификации Певзнер и Сухаревой. Современная классификация интеллектуальной недостаточности - МКБ -10 ВОЗ 1994 года. Умственная отсталость включает в себя 2 основные формы: 1. Олигофрения 2. деменция 2. Деменция Олигофрения проявляется на ранних этапах онтогенеза (до 1,5-2 лет), а деменция на более поздних этапах (после 3-х лет). Олигофрены преобладают. Впервые термин олигофрения введен Эмилем Крепелином. Существует множество классификаций умственной отсталости (больше 100). Наиболее распространенная среди дефектологов России - классификация Певзнер. Она выделила 5 основных форм олигофрении: 1. Неосложненная олигофрения (основной вариант). Деятельность органов чувств не нарушена, нет грубых нарушений в эмоционально-волевой, двигательной сфере, речи. Все эти нарушения носят легкий характер и сочетаются с недоразвитием всей познавательной деятельности. Такие дети уравновешены, трудолюбивы и дисциплинированы. Способны ориентироваться в окружающем, усвоение навыков поведения. 2. С выраженными нейродинамическими нарушениями: A) с преобладанием процессов торможения. Умственная отсталость усугубляется двигательной и эмоциональной заторможенностью. Снижается работоспособность. Б) с преобладанием процессов возбуждения. Интеллектуальная деятельность и работоспособность страдают от импульсивности и отвлекаемости. B) лабильные. 3. Со сниженной функцией анализаторов и нарушением речи. Отмечается у детей с глубоким локальным повреждение мозга, прибавляются дефекты слуха, зрения опорно- двигательного аппарата. А) с нарушением зрения Б) с нарушением слуха В) с нарушением опорно-двигательного аппарата Г) с речевыми отклонениями 4.С психопатоподобным поведением. Выражена аффективная возбудимость, расторможенность влечений. К тому же отмечается снижение эмоционально-волевой сферы и личностных качеств. 5.С выраженной лобной недостаточностью (встречается редко). Познавательная деятельность грубо страдает в связи с резким нарушением целенаправленности. У одних детей - вялость, пассивность, двигательная заторможенность, у других - импульсивность, суетливость, эйфория. Очень своеобразна речь, часто ее внешнее богатство сочетается с непониманием, бездумным повторением. Грубое недоразвитие личности, некритичность к себе, отсутствие смущения, обиды, страха. Деменция по динамике бывает: 1. Органическая (непрогрессирующая) 2. Прогрессирующая Деменция по этиологии бывает: 1. Эпилептическая 2. Шизофреническая 3. Постэнцефалическая 4. Травматическая На основе специфики клинико-психологической структуры Сухарева выделяет 4 типа деменции в зависимости от преобладания того или иного дефекта: 1. низкий уровень обобщения. 2. грубые нейродинамические расстройства 3. недостаточность побуждения к деятельности 4. нарушение критичности и целенаправленности мышления. По современной международной классификации (МКБ - 10) на основе психометрических исследований и подсчета коэффициента интеллекта все формы умственной отсталости можно разделить на 4 степени глубины интеллектуального дефекта: 1. Легкая умственная отсталость (40-69 баллов) 2. Умеренная умственная отсталость (35-49) 3. Тяжелая умственная отсталость (20-34) 4. Глубокая умственная отсталость (ниже 20). Деление по степени выраженности дефекта имеет важное значение т.к. глубокое поражение влияет на особенности клинических проявлений. В зависимости от типа выраженности нарушения решается вопрос о типе учреждения, куда рекомендуют отправить ребенка. 33. Понятие об умственной отсталости (этиология, клиника, патогенез, прогноз развития). Умственная отсталость - это стойкое необратимое нарушение психического развития (интеллектуального в 1 очередь), связанного с органическим недоразвитием мозга либо его ранним повреждением. По мнению Выготского, Лурии, Лебединской, Певзнер, Сухаревой к признакам умственной отсталости относится: 1. Органическая обусловленность нарушений психического развития 2. Стойкость нарушений, их необратимость к норме. 3. Нарушение преимущественно познавательной сферы. В последние годы произошли существенные изменения в понимании умственной отсталости, ее причин, диагностики и т.д. Умственная отсталость включает в себя 2 основные формы: 1. Олигофрения 2. Деменция Олигофрения проявляется на ранних этапах онтогенеза (до 1,5-2 лет), а деменция на более поздних этапах (после 3-х лет). Олигофрена преобладают. Многие из них практически здоровы, у них не отмечается психических заболеваний, с ранних этапов их развитие протекает замедленно и нормы не достигает. Нарушено внимание, восприятие, память, мышление. Деменция - умственная отсталость, возникающая в результате повреждения нормально сформированного мозга (после 3-х лет). В результате травм головного мозга, заболеваний цнс (менингита, энцефалита) происходит распад уже сформировавшихся психических функций. Чаще наблюдаются более резкие нарушения внимания, памяти, чем познавательных процессов. С возрастом у этих лиц патологические симптомы могут уменьшаться. Умственная отсталость имеет разную этиологию. Все причины умственной отсталости можно разделить на 2 группы: Эндогенные (внутренние) а) различные наследственные заболевания родителей (по наследству на генетическом уровне передается от 50 до 70% форм умственной отсталости) б) хромосомные нарушения (15% всех случаев) - синдром Дауна. в) нарушение обмена веществ (15%). Экзогенные (внешние) A) хронические заболевания матери Б) инфекционные болезни в период беременности B) интоксикация при беременности Г) прием различных препаратов Д) курение,алкоголь, наркотики. По современной международной классификации (МКБ - 10) на основе психометрических исследований и подсчета коэффициента интеллекта все формы умственной отсталости можно разделить на 4 степени глубины интеллектуального дефекта: 1. Легкая умственная отсталость (40-69 баллов) - дебильность. Встречается чаще всего. Такие дети отстают в физическом развитии. Нарушения познавательной деятельности становятся явными с налом обучения (в саду или школе). Они нуждаются в специальных образовательных условиях. Это осуществляет школа 8 вида. После окончания школы эти лица могут благополучно трудиться на производстве по полученной профессии и вести самостоятельную жизнь. Они дееспособны, несут воинскую повинность, наследуют имущество, участвуют в выборах и т.д. 2. Умеренная умственная отсталость (35-^9). Эти дети, обучаясь в школе 8 вида, выделяются в особую группу. Не все из них могут освоить учебную программу. 3. Тяжелая умственная отсталость (20-34). Имбицильность. Выявляется в ранние периоды развития. Значительно позже начинают ходить. Речь появляется к концу дошкольного возраста и представляет собой отдельные слова, редко фразы. Грубо нарушены ощущение, восприятие, внимание, память. Обучаются по особым программам счету, грамоте и другим предметам. После окончания школы могут выполнять простейший обслуживающий труд (склеивание коробок, конвертов и т.д.). Прекрасно справляются с сельскохозяйственным трудом, который доставляет им радость. 4. Глубокая умственная отсталость (ниже 20). Идиотия. Снижены пороги чувствительности, грубо нарушена моторика, пространственная ориентировка. Часто эти нарушения так велики, что вынуждают лиц с идиотией к лежачему образу жизни. Многие из них не в состоянии овладеть элементарными навыками самообслуживания, хотя некоторые могут научиться частично обслуживать себя. Недоступно осмысление окружающего. Речь развивается крайне медленно и часто остается на уровне звукоподражаний. Однако такие люди все-таки способны к развитию. Их можно обучить навыкам общения - речевым или безречевым, расширить их представление об окружающем мире. Чаще всего они определяются в интернаты, где за ними осуществляется уход. 34. Психолого-педагогическая характеристика учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы для детей с нарушением интеллекта. Педагогическая дифференциация учащихся. Характеристика детей со специфическими нарушениями. Педагогическая дифференциация учащихся: 1. Успешно обучающиеся дети (в целом правильно решаются задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала) 2. Относительно хорошо обучающиеся школьники, более замедленный темп продвижения (25-30%) 3. Ученики с трудностью усвоения школьной программы. Инертность психических процессов, нарушение внимания, ошибочно выполняют задания, обучаются по облегченной программе (35-40%). Умственно отсталые дети уже в раннем возрасте отстают от нормально развивающихся сверстников. Чем тяжелее степень умственной отсталости, тем заметнее отставание. Этих детей характеризует общая эмоциональная вялость, апатичность. Интерес к игрушкам носит кратковременный характер, не овладевают способами обращения с ними. Предметная деятельность полноценно не осваивается, т.к. отсутствует стремление к активному познанию окружающего мира. Речевое развитие своеобразно: снижен объем словаря, у большинства речь появляется либо с большой задержкой, либо не появляется вообще. К 3 годам не выделяют себя из окружающего мира, личные желания отсутствуют. В дошкольном возрасте не развивается, так как надо игровая, трудовая, продуктивная деятельность, а также общение. Игра, которая в дошкольном возрасте у нормально развивающихся сверстников становится нормой, у них носит характер лишь предметно- игровых действий. В более поздние сроки овладевают навыками самообслуживания из-за нарушений моторики. Без специального обучения не формируются продуктивные виды деятельности - лепка, рисование, аппликация, конструирование. Достаточно ярко нарушение в познавательной деятельности (нарушение внимания, восприятия, ощущения, памяти). К концу дошкольного возраста оказывается несформированной произвольность в психических процессах: произвольное внимание, поведение и т.д. К концу дошкольного периода у таких детей, не получивших коррекционной помощи, отсутствует готовность к учебной деятельности. В школьном возрасте наблюдается отставание в физическом развитии (масса, рост). У многих нарушена осанка, отсутствует пластичность в движениях. Быстро утомляются, снижена работоспособность. Важным условием учебной деятельности является внимание, но у таких детей характерно трудность привлечения его, неустойчивость, быстрая отвлекаемость. Иногда наблюдается псевдовнимание, когда слушает, но не слышит. Для того, чтобы бороться с этим, учитель задает вопросы во время урока. Недоразвитие восприятия: для того чтобы узнать предмет, ему требуется больше времени. Также уменьшен и объем восприятия. У них отмечается системное недоразвитие речи (лексика, грамматика, звуки, просодика). Нарушено мышление (неполноценность анализа, синтеза, сравнения). Мышление характеризуется тугоподвижностью, не умеют переносить знания в новые условия. Недостаточно критично относятся к результатам своего труда, не замечают очевидных ошибок. Не возникает желания проверить свою работу. Эмоциональная сфера характеризуется незрелостью и недоразвитием. Эмоции примитивны, реакции неадекватны. Контролировать свои эмоциональные проявления они не умеют. Затрудняются в понимании эмоций других людей. Страдает самооценка. Им свойственна как заниженная, так и завышенная самооценка. Дети с умственной отсталостью легкой и умеренной степени с 7-8 лет поступают учиться в специальные коррекционные школы 8 вида. Обучение в школе 8 вида ведется по специальной программе. Дети с тяжелой и глубокой умственной отсталостью воспитываются в специальных домах-интернатах для инвалидов детства.
35. Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с нарушением интеллекта. Основные этапы ее становления. Структура, задачи, направления развития и совершенствования, состав учащихся. Специальные школы для умственно отсталых детей прошли в нашей стране длительную эволюцию и доказали свою эффективность. Общие задачи: 1. Создание благоприятных условий для умственного, нравственного и физического развития личности 2. Формирование научно-диалектического мировоззрения 3. Освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке, труде, а также приемов самостоятельной деятельности. Специфическими задачами специальной школы 8 вида являются: 1. Коррекционно-развивающая - максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения. 2. Адаптационная - предполагает облегчение и поддержку существования в окружающем мире, овладеть теми параметрами, которые необходимы для самостоятельной жизни. 3. Обучение доступному профессиональному труду. В школы 8 вида поступают дети 7-8 лет с легкой, умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Обучение ведется в соответствии с 2 вариантами базисных учебных планов: одним - для учащихся с легкой и умеренной степенью у.о., другой - для учащихся с тяжелой степенью у.о. Состав учащихся: 1. Олигофрения в степени дебильности различного генеза, в том числе при болезни Дауна. 2. Органическая деменция негрубой степени, которая возникла из-за инфекции, интоксикации, травматического и других видов поражения мозга. 3. Эпилептическая деменция негрубой степени выраженности при отсутствии дневных судорожных припадков. 4. Шизофреническая деменция негрубой степени выраженности (при отсутствии психопатических расстройств). Структура специальных образовательных учреждений: 1. По организационно-правовой форме: A) государственные Б) муниципальные B) негосударственные (частные, общественные) 2. По ведомственной принадлежности министерства образования и науки а) специальные детские сады и школы б) школы-интернаты в) школы с продленным днем г) специальные вечерние школы для взрослых д) специальные профучилища или специальные группы при профучилищах 3. По ведомственной принадлежности министерства здравоохранения и социальной защиты A) школы-санатории Б) психоневрологические клиники B) логопедические кабинеты при поликлиниках Г) дома ребенка Д) детские дома (специальные) Е) дома-инвалидов и лиц преклонного возраста 4. По направленности и спектру решения задач: А) диагностические (диагностические центры ПМПК) Б) лечебно-профилактические (санатории, школы санаторного типа) В) реабилитационные центры Г) образовательные (учреждения основного и дополнительного образования) Д) комплексные (медико-социальные центры, школы при детских больницах 5. По профилю: А) специализированные (учреждения, созданные для лиц определенной категории) Б) интегрированные (специальные классы, классы компенсации и коррекции) Структура школы 8 вида; 1).Обязательное обучение О класс - подготовительный этап 1-4 классы - начальный этап обучения 5-9 классы - основной этап обучения 2).Профессиональное обучение 10 класс - одногодичное обучение 10-11 классы-двухгодичное обучение 10-12 классы - трехгодичное обучение По Бгажноковой 0 класс - пропедевтико-диагностический этап 1-4 класс - этап начального обучения 5-8 класс - основной этап обучения 9-11 класс - этап углубленной трудовой подготовки Пути развития специальных школ: - совершенствование сети специальных учреждений - дальнейшая дифференциация (создание школ новых видов) - интеграция А) социальная интеграция - раздельное обучение в одном учреждении Б) интегрированное обучение - совместное обучение детей разных категорий в одном классе. 36. Коррекционно-педагогическая работа в системе образования детей с интеллектуальной недостаточностью.Понятие, функции, целостный подход, характерные особенности, специфика. Исторически сложившиеся системы коррекционной работы с умственно отсталыми детьми. Пед. процесс - это специально организованное целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников. Системы коррекционной работы:
Это система педагогического воздействия на учащихся, направленное на преодоление и ослабление недостатков их развития. Функции: 1. Коррекционно-образовательная функция A) формирование системы ЗУНов, необходимых для самостоятельной жизнедеятельности. Б) формирование реалистичного мировоззрения B) развитие умственных сил Г) коррекция отклонений развития познавательной деятельности 2. Коррекционно-воспитательная функция
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 635; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |