Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Описаны следующие типы неправильного семейного воспитания. 4 страница




Виды трудового обучения в школе 8 вида:

- столярное дело

- слесарное дело

- картонажно-переплетное дело

- швейное дело

- сельскохозяйственный труд (животноводство, овощеводство, цветоводство)

- профессии строительного направления (штукатур, маляр, плотник).

Типы занятий по трудовому обучению:

1. Теоретические

2. Подготовительные

3. Комплексные практические работы

4. Практическое повторение.

5. Самостоятельные и контрольные работы

Формы организации общественно-полезного труда:

1. Учебные занятия в мастерских

2. Производственная практика

3. Общественно – полезный и производительный труд во внеклассное время

4. Занятия технического кружка

5. Выполнение трудовых поручений по классу, групповой комнате, столовой

6. Беседы о труде

7. Утренники, праздники, посвященные труду

8. Соревнования

9. Экскурсии на предприятия

Формы организации трудового обучения:

1. Учебные занятия

2. Производственная практика

3. Общественно-полезный производительный труд

4. Кружковая работа

 

47. Трудовое воспитание в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе для детей с нарушением интеллекта. Понятие, цель, задачи, содержание работы. Формы организации общественно полезной трудовой деятельности. Виды общественно полезного труда.

Трудовое воспитание - совокупность учебно-воспитательных мероприятий, направленных:

- на формирование положительного отношения к труду

- на развитие трудовых умений и навыков

- формирование положительного отношения к людям труда.

Цель: подготовка умственно отсталых учащихся к самостоятельной практической деятельности. Задачи:

1. Воспитание нравственных качеств: трудолюбия, ответственного отношения к труду, бережного отношения к общественному имуществу.

2. Формирование ЗУНов по определенному трудовому плану.

3. Формирование нравственно-этических представлений, оценок, характеризующих деятельность детей.

4. Развитие способности работы в коллективе, включение в доступные формы трудовой деятельности, коррекция психофизических недостатков средствами труда.

Содержание:

1. Конкретизация знаний о явлениях живого и неживого мира, развитие умственных качеств: внимательность, сообразительность.

2. Закаливание организма, повышение работоспособности.

3. Физическое развитие ребенка при помощи различных видов труда, коррекция психофизических недостатков. Развитие двигательных качеств: точность.

4. Овладение системой ЗУНов по определенным видам труда.

Структура трудовой подготовки (уровни и ступени). Основные виды труда, изучаемые учащимися школы 8 вида. Формы организации и типы занитий по трудовому обучению.

Трудовое обучение в коррекционной школе 8 вида осуществляется поэтапно. На каждом этапе решаются общие и специальные учебные задачи.

1 этап реализуется в 0-4 классах. На уроках ручного труда происходит формирование первоначального трудового опыта. Отводится 2 часа в неделю. Формируются знания о материалах, развитие мелкой моторики рук, даются знания об устройстве предметов и способах их использования, дети выполняют различные задания из пластилина, глины, растительного материала, проволоки, древесины, ознакомление детей с некоторыми профессиями, изучение индивидуальных трудовых возможностей.

2 этап - профоориентационный. Это общетехническое трудовое обучение в 5 классе на базе профессиональных мастерских. Основные задачи:

- адаптация учащихся к измененным условиям обучения, переход к самостоятельной деятельности под строгим контролем с помощью учителя-предметника.

- отбор учащихся по видам трудового обучения с учетом их возможностей. В программах школ 8 вида предусмотрен набор разнопрофильных специальностей.

3 этап - профессиональное обучение в школьных мастерских (6-8 классы) при девяти - десятилетнем сроке обучения, увеличивается количество учебных часов. Особое внимание уделяется правильности выполнения учащимися трудовых приемов, а в дальнейшем темпу работы и степени овладения трудовыми навыками. В конце каждой четверти учащиеся выполняют самостоятельные практические работы, которые оцениваются по пятибалльной системе.

4 этап - это профессионально-трудовое обучение в 9-10 классах с производственной практикой на предприятиях или в школе в условиях, близких к производственным. Половина времени отводится на повторение, что позволяет подготовить подростков к практике на предприятии и сдаче экзамена по трудовому обучению. Это единственный экзамен, которые сдают учащиеся с нарушением интеллектуального развития за весь период обучения в школе 8 вида. Квалификационный экзамен проводится по приказу директора школы с участием специальной квалификационной комиссии. Экзамен состоит из теоретической и практической части. Ученики успешно, сдавшие экзамен, получают удостоверение установленного образца, что дает право трудоустройства. От квалификационного экзамена могут освобождаться ученики, которые по своим психофизическим особенностям не овладели полностью программой или обучались по индивидуальным программам.

5 этап - производственное обучение. В этот период учащиеся должны овладеть навыками выполнения заданий, близких к квалификации рабочих. Производственная практика проходит 3 раза в неделю по 6 часов. Кроме учителя труда огромную помощь оказывают наставники из числа рабочих.

Урок по трудовому обучению состоит из 3 частей: вводной, основной и заключительной. Программы по труду содержат:

- теоретический раздел, включающий технические сведения

- практический раздел по конкретным видам труда

- требования к знаниям, умениям и навыкам, а для 5-10 классов даны темы практических работ, направленных на овладение приемами трудовых операций.

48. Физическое воспитание в специальной(коррекционной) общеобразовательной школе для детей с нарушением интеллекта. Понятие, цели, задачи, содержание работы. Организационные формы и меры охранительно-педагогического режима. Условия эффективности.

Физическое воспитание - процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности детей, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни.

Цель: укрепление здоровья детей, закаливание организма, профилактика заболеваний, коррекция физических недостатков.

Задачи:

1. Развитие основных двигательных умений и навыков

2. Обеспечение правильного физического развития

3. Укрепление здоровья, закаливание, повышение работоспособности

4. Воспитание интереса к занятиям физкультурой

5. Формирование знаний в области здоровья, гигиены, спорта

6. Коррекция основных физических недостатков

7. Воспитание физических недостатков (сила, выносливость)

8. Коррекция крупной и мелкой моторики.

Содержание:

1. Укрепление здоровья и содействие нормальному физическому развитию организма путем проведения оздоровительных, лечебных, профилактических мероприятий.

2. Овладение системой ЗУНов по физическому воспитанию

3. Формирование умений выполнять санитарно-гигиенические нормы и правила: соблюдать охранительно-педагогический режим в школе

формы физического воспитания:

1. Уроки (физкультуры, ритмики)

2.Физкультурные мероприятия в режиме дня:

- утренние и вечерние прогулки

- подвижные игры на воздухе

- утренняя гимнастика

- гигиенические занятия

- лечебная физкультура

4.Физическое воспитание во внеурочное время

- утренняя гимнастика - комплекс физических упражнений, проводимых ежедневно до начала урока.

- физкультминутки - это небольшие по интенсивности и времени комплексы физических упражнений, средство активного отдыха от статических напряжений.

- физкультурные паузы - это подвижные или спортивные игры, которые проводятся на большой перемене в течение 10-20 минут.

4. Физкультурно-массовая работа (кружки, секции, соревнования).

Оздоровительные мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья детей:

1. Текущее медицинское обслуживание и соблюдение санитарно-гигиенических норм.

2. Рациональный распорядок дня, обеспечивающий режим оздоровительных мероприятий.

3. Соотношение физических нагрузок труда и отдыха.

4. Закаливающие процедуры, занятия физкультурой, спортом и туризмом в экологически благоприятной среде.

5. Формирование у детей и подростков понятий о здоровом образе жизни.

 

 

49. Нравственно- этическое воспитание в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе для детейс нарушениями интеллекта. Понятие, цель, задачи, содержание работы, формы и методы. Критерии моральной воспитанности.

Нравственно-этическое воспитание - всестороннее воздействие на духовное и физическое развитие школьников, которое способствует формированию:

- нравственных взглядов

- убеждений

- мировоззрений

- навыков и привычек поведения

- чувств

- морально-волевых качеств

Цель: воспитание нравственного человека, для которого нормы морали выступают как его собственные убеждения и привычные формы поведения.

Задачи:

1. формирование системы нравственных знаний

2. Формирование чувств оценок

3. Формирование нравственного поведения

Содержание:

1.Формирование элементарных норм и правил поведения.

2.Формирование представлений о нормах общения, чувствах, дисциплинированность, трудолюбие, ответственность, исполнительность, деловитость.

3.Формирование представлений о нормах общежития в трудовых коллективах.

4.Формирование представлений о нормах жизни в семье, уважении к представителям другого пола, чувстве долга, ответственности, честности, милосердии.

5.Формирование положительного отношения к таким явлениям, как народ, государство, наука, нравственность, Родина. Выработка таких чувств как патриотизм, интернационализм, любовь к родной природе и потребность ее охранять, знание и уважение правовых основ общества.

Формы:

1. Этические беседы

2. Уроки труда

3. Тематические вечера

4. Уроки по общеобразовательным дисциплинам

5. Дискуссии

6. Встречи

7. Конференции

Методы:

1. Методы формирования нравственного поведения

- пример воспитателя

- показ

- упражнение

- приучение

- ролевые игры

2. Методы формирования нравственного сознания

- беседы на этические темы

- чтение литературы, обсуждение поступков героев

- создание воспитывающих ситуаций

- пример

- демонстрация кинофильмов

- тренинги для выработки этических знаний, привычек, умений.

 

 

50. Эстетическое воспитание.

Эстетическое воспитание - это процесс целенаправленного формирования умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе.

Цель: формирование эстетической культуры личности, включающая следующие компоненты: эст. восприятие, эст. чувства, эст. потребности, вкусы и идеалы.

Задачи:

1. Коррекция дефектов психического и физического развития умственно отсталых школьников, постоянная забота о становлении личности каждого ребенка в цепом.

2. Формирование эстетической восприимчивости, умение видеть и понимать красивое в искусстве, природе, повседневной жизни; воспитание сенсорной культуры, развитие эстетического вкуса; формирование нравственно-этических оценок а аргументированных суждений.

3. Развитие и совершенствование эмоциональной сферы, развитие эстетических чувств и

переживаний (удовольствие, радость, восхищение); формирование адекватной реакции: на красоту природы, произведений искусства или окружающую обстановку,

4. Содействие развитию элементарных творческих способностей и доступных художественных навыков.

Система коррекционно-воспитательной работы:

1) эстетическое воспитание в процессе обучения

- специальные предметы (ИЗО, пение и музыка, труд, ритмика и физкультура)

- уроки общеобразовательного цикла (чтение, история)

2) в процессе внекланной работы

- массовая работа (общешкольные праздники, утренники и вечера, соревнования)

- групповая работа (кружки, студии, секции)

- индивидуальная работа (обучение отдельных школьников художественному чтению, вышивке, пению)

Средства эстетического воспитания:

1. устройство быта и создание благоприятных условий для труда

2. организация творческой и исполнительской деятельности учащихся

3. демонстрация или исполнение художественных произведений с их последующим разбором и оценкой

Условия эффективности эстетического воспитания:

а) элементарный уровень содержания эстетического воспитания у.о. школьников

б) рациональное использование разнообразных форм, методов и средств эстетического воспитания, отвечающих возможностям у.о. школьников

в) коррекционно-направленный характер всех учебно-воспитательных мероприятий Критерии этической воспитанности школьников:

1. Эмоциональное отношение ко всему окружающему

2. Осмысление содержания и средств выражения прекрасного

3. Стремление к самостоятельному художественному творчеству

4. Наличие эстетических и нравственных суждений

 

 

51. Взаимодействие семьи и школы в системе воспитания детей с нарушением интеллекта.

Задачи школы 8 вида в работе с родителями. Условия эффективности работы. Программа изучения семьи. Формы работы с родителями учащихся.

Задачи;

1. Общие:

- тщательное изучение каждой семьи

- привлечение родителей к педагогической и организационной работе с детьми

• оказание помощи родителям в воспитании детей

• педагогическое просвещение родителей

2. Специфические:

- ознакомление родителей со своеобразием развития и психофизического состояния умственно отсталых школьников

- ознакомление с индивидуальными особенностями ребенка, обусловленными спецификой среды и воспитания

- ознакомление с задачами специальных учреждений

ознакомление с содержанием семейного воспитания, методами и приемами коррекциоппого обучения.

Условия эффективности работы школы с родителями:

1. Учет психофизических особенностей

2. Учет своеобразия социально-культурных условий жизни семьи

3. Учет своеобразия положения ребенка в семье

4. Учет территориальной отдаленности семьи от специальных учреждений

5. Специфика методов воспитания и обучения.

6. Корректирующее воспитательное воздействие школы на семью.

Программа изучения семьи:

Формы работы с родителями учащихся:

1.общешкольные

-общешкольные родительские собрания

-родительские дни

-совместные педсоветы

-общешкольные выставки детского творчества

-лектории для родителей

-общешкольные вечера с показом детской художественной самодеятельности

-встречи родителей с работниками производственной практики, на котором будут работать их дети

2.классные

-классные родительские собрания

-Родительские собрания с показом творческих работ детей

-Семинары, практикумы

-Демонстрация фильмов

-Проведение открытых уроков

-Проведение групповых консультаций, бесед

-Работа родительского комитета

3. индивидуальные

-Посещение семьи

-Работа школы с родительским активом

-Переписка с родителями

-Индивидуальные беседы

-Консультации с практическим показом.

 

 

5 2. Взаимоотношения в семьях, воспитывающих детей с умственной отсталостью. Стили родительского воспитания. Нарушенные типы семейного воспитания. Факторы отношений родителей к детям.

Семья играет важную роль в формировании умственных способностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы и личности. Дети с социально-педагогической запущенностью чаше встречаются в семьях, где родители страдают психическими заболеваниями, алкоголизмом, в конфликтных и неблагополучных семьях, где ребенок воспитывается в условиях безнадзорности. Беседы с родителями являются обязательной составной частью комплексного изучения ребенка с нарушениями развития.

В беседе с родителями следует: а) выяснить роль отца и матери в воспитании ребенка: б) оценить тип семейного воспитания; в) установить причинно-следственные связи между типами правильного воспитания и особенностями развития ребенка; г) сопоставить тип семейного воспитания с особенностями умственного и личностного развития ребенка.

1. Гипоопека —имеет место эмоциональное отвержение ребенка, проявляющееся в открытой враждебности, чрезмерной требовательности или, наоборот, в равнодушии и попустительстве

2. Гиперопека — чрезмерная родительская забота о ребенке, проявляющаяся в повышенной привязанности, преданности ребенку. Ребенок находится в центре внимания семьи Этот тип воспитания часто встречается в семьях, где воспитываются дети с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

3. Противоречивое воспитание — различное отношение к ребенку со стороны членов семьи, приводящее к тому, что в ней возникают разные типы воспитания. Часто наблюдается в семьях, где один из родителей не понимает проблем в развитии ребенка и предъявляет к нему требования, не соответствующие его психотипу.

стили взаимоотношений, делят на три основных: авторитарный, либеральный и демократический.

Авторитарный cmиль характеризуется стереотипностью оценок и поведения, игнорированием индивидуальных особенностей членов семьи, ригидностью установок, преобладанием дисциплинарных воздействий, бесцеремонностью, холодностью и диктатом. Общение ограничивается краткими деловыми распоряжениями, основывается на запретах.

Либеральный стиль проявляется в семье как отстраненность и отчужденность членов семьи друг от друга, безразличие к делам и чувствам другого. Во взаи­моотношениях и общении реализуется принцип «делай, что хочешь».

Демократический стиль — это сотрудничество и взаимопомощь, равноправие всех участников семейного союза, гибкость оценок поведения в зависимости от ситуации или состояния партнера, с учетом его индивидуальных особенностей. При таком подходе взрослые общаются с ребенком товарищеским тоном, корректно направляют его поведение, хвалят и порицают, высказывая одновременно советы, допускают дискуссии по поводу своих распоряжений и не подчеркивают свое руководящее положение.

Классификацию нарушенных типов семейного воспитания можно представить следующим образом:

1. Потворствующая гиперпротекция. Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Поблажки делаются даже тогда, когда они вредят ребенку. Родители сковывают инициативу ребенка чрезмерной заботой и предупредительностью. Встав взрослым, человек оказывается неспособным к самостоятельным действиям

2. Доминирующая гиперпротекция. Ребенок находится в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, лишая самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты.

3. Эмоциональное отвержение. Родители безразличны к судьбе ребенка. Невнимательность, безразличие к его нуждам, к тому, где он и что с ним, может доходить до жестокости родителей. Родители не проявляют эмоциональной теплоты в общении с ребенком, не способствуют созданию для него физического комфорта.

4. Повышенная моральная ответственность. Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку и недостатком внимания к нему со стороны родителей, меньшей заботой о нем. Родители любят не самого ребенка, а его соответствие своему внутреннему образу. Такой стиль приводит к невротическим состояниям, стимулирует развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации характера.

5. Гипопротекция (гипоопека). Ребенок предоставлен себе, родители не ин­тересуются им, не контролируют его. Как правило, родители не знают, где находится, что делает их ребенок, они не понимают его нужд, трудностей и опасностей, подстерегающих его, неспособны своевременно и эффективно помочь ему.

6. Непоследовательный тип. Родители осуществляют резкую смену стилей, приемов воспитания, переходя от строгости к либерализму и, наоборот, от внимания к ребенку к эмоциональному отвержению.

7. Воспитание в культе болезни. Жизнь семьи целиком посвящена больному- ребенку.

Следует подчеркнуть, что возрастные особенности детей создают опасность закрепления последствия неправильного воспитания. С другой стороны, в силу тех же особенностей, дети легче перестраиваются, поддаются воспитательному воздействию, более сензитивны в плане развития, если определяющие воздействия адекватны возможностям и особенностям ребенка. Это определяет необходимость и высокую эффективность ранней диагностики, профилактики и коррекции нарушений семейного воспитания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 727; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.086 сек.