Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IV.Тесты 2 страница




Авторитет- влияние, которое оказывает на кого - либо отдельное лицо или социальный институт в силу своих заслуг, интеллектуальных, нравственных, деловых качеств.

Адаптация- способность организма (личности, функции) приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Приведение личности в такое состояние, которое обеспечивает устойчивое поведение в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений структуры личности.

Адаптация социальная - процесс и результат активного приспособления человека к условиям и требованиям социальной среды. Содержанием её являются сближение целей и ценностных ориентации группы и водящего в неё индивида усвоение им групповых норм, традиций, социальных установок, принятие на себя социальных ролей. Является одним из механизмов социализации личности.

Активность личности - деятельностное отношение человека к миру, его способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении.

Анкета - в буквальном смысле расчленение (мнимое или реальное) объекта на элементы. В широком смысле это синоним исследования вообще. Самоанализ - одно из важнейших условий повышения эффективности педагогического процесса, рост профессионализма учителя.

Анкета - методическое средство для получения первичной социалогической и психологической информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, форма заочного опроса, объединённая единым исследовательским замыслом; система вопросов, направленных на выявление количественно - качественных характеристик объекта или предмета анализа.

Анкетирование - метод массового сбора информации с помощью анкет; анкетный опрос.

Взаимодействие - процесс непосредственного или опосредованного взаимного влияния людей друг на друга, предполагающий их взаимную обусловленность общими задачами, интересами, совместной деятельностью и взаимно ориентированными реакциями. Признаки реального В:. Одновременное существование объектов; двусторонность связей; взаимопереход субъекта и объекта; взаимообусловленность изменения сторон; внутренняя самоактивность учеников. Возраст - период развития человека, характеризуемый совокупностью специфических закономерностей формирования организма и личности. Возраст представляет собой качественно новый этап, которому свойствен ряд изменений, определяющих своеобразие структуры личности на данной стадии развития. Границы воспитания изменчивы и не совпадают в различных социально-экономических условиях. Воспитание - целенаправленное управление процессом развития человека через его включение в различные виды социальных отношений в учёбе, общении, игре, практической деятельности.

Воспитательная система - комплекс воспитательных целей, людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между её участниками; освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечению жизнеспособности. В.с. создаётся для

реализации педагогических целей и обеспечения развития личности учащихся. Выделяют: традиционные воспитательные системы массовых школ, малочисленных сельских школ, профильных учебных заведений и т.д.

Движущие силы развития - противоречия между возникающими потребностями и возможностями их удовлетворения.

Девиантное поведение - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам.

Диагностика - изучение объекта с целью определения его состояния, оценки ситуации, характеристики; раздел науки о методах классификации и ранжирования людей по психологическим, психофизиологическим или педагогическим признакам.

Диалог - форма общения, состоящая, как правило, из чередующихся реплик участников и опирающихся психологическое равенство их позиций.

Дидактика - наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации.

Дидактическая система - подсистема воспитательной системы, совокупность целей, содержания образования, процесса, методов и форм его организации.

Дискуссия - способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе; метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счёт включения учащихся в коллективный поиск истины.

Дисциплина - форма общественной связи между людьми, которая служит

средством поддержания порядка, необходимого для совместной деятельности людей. Важное звено Д.- самодисциплина, когда индивид исходит из внутреннего убеждения, личного и общего интересов; качественная характеристика порядка, организованности в той или иной общности, в сфере жизнедеятельности людей, отражающая соответствие их поведения сложившимся в обществе нормам

Знание - результат процесса познания действительности, получивший подтверждение в практике; адекватное отражение объективной реальности в сознании человека (представления, понятия, суждения, теории).

Игра - занятия, действия, формы общения детей, не носящие обязательного характера, приносящие чувство радости, удовольствия от достижения игрового результата. Игра - воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая с целью отдыха, развлечения и обучения.

Индивид - 1) человек единичное природное существо, представитель вида Номо сапиенс, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единство врождённого и приобретённого, носитель индивидуально своеобразных черт; 2) отдельный представитель человеческой общности. Индивидуальный подход - осуществление педагогического процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента, характера, способностей, склонностей и д.р.), в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть И. п. составляет гибкое использование различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ребёнку.

Индивидуальность - неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою деятельность в качестве объекта развития общественно - исторической культуры. И.определяется как внутренний психический мир человека, включающий основные её сферы: интеллектуальную, мотивационную, эмоциональную, волевую, предметно-практическую, саморегуляции и экзистенциальную.

Инновация - создание, распространение и применение нового средства (новшества). Деятельность по поиску и получению новых результатов, способов их получения.

Интеллект - относительно устойчивая структура умственных способностей, необходимых для выживания и достижения успехов в определённой культуре (А. Анастази); в широком смысле слово «интеллект» включает все познавательные функции, в узком - только мышление.

Интервью - способ получения социологической и психологической информации с помощью устного опроса при непосредственном контакте с опрашиваемым.

Интерес - стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности, носящее избирательный характер и выступающее одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора. При наличии И. знания усваиваются основательно, прочно. В его основе лежат потребности человека. Исследование - процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний о закономерностях, структуре, механизмах функционирования изучаемого явления, о содержании, принципах, методах и организационных формах деятельности. Объектом педагогических исследований являются педагогические системы, явления, процессы. Объектом педагогических исследований являются личность, группа.

Класс - 1) постоянная в пределах школьного года группа учащихся, работающая по единой рабочей программе. Общее руководство учебно-воспитательной работой в классе осуществляет классный руководитель; 2) специально оборудованное учебное помещение в школе. Классные помещения распределяются в соответствии со ступенями обучения. Для учащихся средних и старших классов предусмотрена кабинетная система обучения.

Классно - урочная система - организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются в отдельные классы в соответствии с возрастом и уровнем знаний. Основной формой обучения является урок. Содержание обучения в каждом классе определяется учебными планами и программами. Уроки проводятся по расписанию, составленному на основе учебных планов.

Коллектив - это организованная группа людей, объединённых совместной деятельностью, цели которой полезны обществу и людям. Признаки К.: объединение людей во имя определённой, социально значимой цели; совместная деятельность, строящаяся на принципах коллективизма; организованность и сплочённость группы; наличие коллективистских взаимоотношений; единые ценностные ориентации; нравственное и духовное единство.

Концепция - совокупность, система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов; единичный, определяющий замысел, ведущая мысль какого - либо научного труда, произведения.

Коррекция - система педагогических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития.

Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, созданная человечеством в процессе общественно - исторической практики.

Лекция - систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем (учителем, лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера. Выделяют следующие виды лекций: вводные, установочные, текущие, обзорные, заключительные. Одно из главных требований к лекции - целостность и систематичность изложениям структура её зависит от особенностей учебного материала и дидактических целей..

Лидер - член группы, обладающий высоким статусом, оказывающий значительное влияние на мнение и поведение её членов, и выполняющий комплекс функций, сходный с функциями руководителя. Личностный подход - последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к сознательному ответственному субъекту собственного развития и воспитания, это - базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребёнком и коллективом. Он предполагает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, выявлении и раскрытии его возможностей, становлении самосознания, самореализации и самоутверждении. Менталитет - особенности индивидуального и общественного сознания людей, их жизненных позиций, культуры, моделей поведения, обусловленные социальной средой, национальными традициями. М.

свидетельствует о специфических чертах социализации человека, его автономности и самобытности.

Метод - способ, путь научного познания, достижения цели, определённым образом упорядоченная деятельность.

Метод воспитания - совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательного взаимодействия.

Метод исследования - приёмы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности. Система м. и. определяется исходной концепцией исследователя, общей методологической ориентацией, целями и задачами конкретного исследования.

Методика - частный вариант метода, нестандартизированный метод исследования.

Методология - учение о принципах построения, формах и способах научно - познавательной деятельности, теоретическое обоснование совокупности методов, их единства и связей. М. науки даёт компонентов исследования: его объекта, предмета, целей и задачи.

Мировоззрение - система взглядов на мир и место в нём человека; целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. В основе М. лежит миропонимание (совокупность, определенных знаний о мире) мировосприятие (идеалы, модели и образы реальности), чувственные отношения.

Мотивация - совокупность всех факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих возникновение побуждений к жизненно необходимым целям, т. е. направляющих поведение на удовлетворение потребностей. К М. относят всё то, что реально побуждает или может побуждать активность.

Наблюдение - метод научного исследования, целенаправленный сбор сведений о фактах поведения и деятельности человека в различных естественных условиях.

Направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от реальных ситуаций.

Обработка результатов - один из обязательных этапов проведения исследования, следующий за сбором эмпирических данных. Предполагает использование логических приёмов (классификация, группировка, сопоставление, выбраковка и т. п.) для качественных показателей и математических приёмов и методов (суммирование набранных баллов, подсчёт статистических показателей, дисперсии, корреляционного анализов, регрессионного и кластерного анализов и др.), для

количественных результатов.

Образование - процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Служит необходимым условием подготовки человека к жизни в обществе, к профессиональной и трудовой

деятельности. Основной путь получения О. - обучение в учебных заведениях под руководством педагогов. Кроме того, значимым оказывается самостоятельное совершенствование человека в различных областях знаний (самообразование). Уровень О. Обусловливается требованиями производства, общественными отношениями, состоянием науки, техники и культуры.

Образовательные учреждения - государственные, муниципальные, частные учреждения, реализующие образовательные программы различного уровня и направленности.

Обучение - целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование и развитие человека. Процесс О. двусторонний: включает в себя процесс учения (деятельность ученика) и процесс преподавания (деятельность учителя).

Общение - процесс установления и развития контактов между людьми, порождённый различными потребностями и включающий в себя обмен информацией, принятия совместного решения, восприятие и понимание другого человека и т. д.

Одарённость - чрезвычайно многозначный термин, объясняющий уровень успешности выполнения деятельности. В обыденной психологии - синоним талантливости, условие для выдающихся достижений в той или иной деятельности.

Олигофренопедагогика - отрасль специальной педагогики, наука о воспитании и обучении умственно отсталых детей.

Онтогенез - развитие особи от момента оплодотворения яйцеклетки до смерти.

Опрос - метод получения информации об объективных субъективных фактах со слов респондента (опрашиваемого).

Организация - устойчивая система совместно работающих индивидов на основе иерархии рангов труда для достижения общих целей.

Педагогика - наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса.

Педагогика специальная - наука о воспитании и обучении аномальных детей.

Педагогическая система - множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединённых единой образовательной целью развития личности, функционирующих в целостном педагогическом процессе.

Педагогическая технология - совокупность знаний о способах и средствах осуществления педагогического процесса.

Педагогический процесс - динамическая система, системообразующим фактором которой является педагогическая цель, а общим качеством - взаимодействие педагога и ученика.

Педагогическое мастерство ~ синтез личностно - деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса. В П. м. можно выделить можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента: мастерство организации коллективной и индивидуальной деятельности детей; мастерство убеждения; мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности; мастерство владения педагогической техникой.

Педология - наука о целостном изучении ребёнка на различных этапах развития (объединение данных о ребёнке, полученных социологами, психологами, педагогами, медиками, физиологами и т.д.

Планирование - процесс отображения предстоящего хода работы в её общих стратегических направления и деталях.

Потребность - состояние обусловленное неудовлетворённостью требований организма, необходимых для его нормальной жизнедеятельности, и направленное на устранение этой неудовлетворённости. Это состояние предполагает нужду в предмете П. Она выражается в необходимости потребления, активного освоения предмета потребности, в необходимости деятельности.

Профессиограмма - сводка знаний о профессии и о системе требований, предъявляемых к человеку той или иной специальностью, профессией.

Профессиональное самоопределение - нахождение личностных смыслов в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой трудовой деятельности.

Развитие - в философском аспекте это необратимое, направленное, закономерное изменение материальных объектов, в результате которого возникает новое качественное состояние объекта. Процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Р. Предполагает количественные и качественные изменения в организме.

Самооценка - оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди людей. Относясь к ядру личности, С. Является важным регулятором её поведения. От неё зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. С. влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.

Самоуправление - демократическая форма организации жизнедеятельности коллектива, которая предполагает развитие самостоятельности членов коллектива в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Семья - вид социальной общности, важнейшая форма организации личной жизни, малая группа, основанная на супружеском союзе, родственных связей или усыновления.

Система - упорядоченное множество взаимосвязанных элементов и отношений между ними, создающих единое целое. Признаки С: элементность строения в пределах от двух до бесконечности; взаимодействие элементов, наличие системообразующего фактора; иерархия связей, целостность, единство. Компоненты педагогической системы: педагогические цели, участники педагогического процесса, заимодействие педагогов и учащихся, педагогические средства,

управление педагогическими процессами.

Система образования - совокупность преемственных образовательных программ и государственных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений и

органов управления образованием.

Содержание воспитания - система знаний, убеждений, навыков. Качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.

Содержание образования - педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально- волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование разносторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению и развитию материальной и духовной культуры общества; система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно - эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения.

Социализация - интеграция человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей, усвоение им элем5ентов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности, формирование готовности к реализации индивидом совокупности социальных ролей, освоение этих ролей. ПРИ этом происходит социальное самоопределение - выбор детьми своей роли и позиции в общей системе социальных отношений, предполагающий их включенность в эту систему на основе сформированных интересов и потребностей.

Средства педагогические - материальные и нематериальные элементы действительности, используемые как орудия, инструменты педагогической деятельности (магнитофон, речь, жесты и т. д.).

Субъект - индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности.

Тестирование - объективная и стандартизированная процедура испытаний, которым подвергается человек, специфический инструмент для оценивания психологических качеств личности. Оно состоит из ряда заданий или вопросов, которые предлагаются в стандартных условиях и измеряют определённые особенности поведения на основе специальных способов оценки выполнения теста. Умения - овладение способами (приёмами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.

Учение - одна из сторон процесса обучения, активная деятельность обучающихся, направленная на овладение запасом знаний, приёмами их самостоятельного приобретения и применения.

Факторы развития личности (социальные и биологические) - их соотношение зависит от многих внешних и внутренних обстоятельств. Среди биологических факторов особое место занимает наследственность. К наследственным свойствам организма относятся: анатомо-физиологическая структура, особенности нервной системы, видовые задатки человека. Основными социальными факторами воспитания учащихся являются: семья, микросреда и коллектив.

Формирование личности - изменения, новообразования, усложнение личности без указания источников этих изменений.

Форма организации обучения - дидактическая категория, обозначающая внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых, временем и методом обучения, а также порядком его осуществления. Существуют следующие основные формы организации учебной работы: урок, экскурсия, факультативные занятия, домашняя учебная работа, формы трудового и производственного обучения, формы внеклассной работы (кружки, студии, научные общества, олимпиады).

Формы организации воспитания - порядок организации конкретных актов, ситуаций взаимодействия участников воспитательного процесса; совокупность организаторских приёмов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение содержания воспитательной работы.

Функции образования - трансляция и распространение культуры в обществе; формирование установок, ценностных ориентации, жизненных идеалов; социальная селекция (возможность осуществить дифференцированный подход к обучающимся); воздействие образования на процесс социальных изменений.

Целеполагание - способ выдвижения и обоснования педагогических целей, отбор путей их достижения, проектирование ожидаемого результата (определяется программа будущего, предположение о будущем).

Целостность педагогического процесса - синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных Действий субъектов, функционирующих в нём. Это единый и неделимый педагогический процесс, которому присущи внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие.

Цель - идеальный образ желаемого будущего результата человеческой деятельности; осознанное представление оконечном результате деятельности. Педагогическая цель - прогнозируемый результат педагогической деятельности. Выделяют различные виды цели: стратегические, тактические, групповые, индивидуальные.

Человек - живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда; биосоциальное существо, субъект исторической деятельности и познания.

Эксперимент - метод сбора научных фактов в специально созданных условиях.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1008; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.