Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По дисциплине

Курсовая работа

Объектом науки психологии является...

А. деятельность

Б. поведение

В. человек

Г. сознание

"Психология и педагогика"

 

Работу выполнил:

студент гр. АХ-5 Антипин Н. Н.

 

Работу принял: доцент

Осипова Л.В.

 

Санкт-Петербург


Содержание

 

Введение. 3

1. Мотивация как проявление потребностей личности. Направленность, ценности и смысл жизни. 6

2. Самоактуализация (А. Маслоу). Характеристики самоактуализирующейся личности. 11

3. Какие потребности по А. Маслоу удовлетворяет выпускаемая вашей организацией продукция или оказываемые услуги?. 14

4. Какие из мотивационных и гигиенических факторов по Ф. Герцбергу присутствуют в вашей организации?. 14

5. Руководство и лидерство. Типы лидерства и функции. Охарактеризуйте стиль руководства (лидерства) в вашей организации. Считаете ли вы его эффективным? Ваши предложения по оптимизации. 16

6. Каковы типичные причины конфликтов в вашей организации. Тактики разрешения конфликтов, преимущественно применяемые в вашей организации. Какие тактики вы склонны применять в конфликтных ситуациях, случающихся в вашей жизни (на основании методики К. Томаса) 19

Заключение. 21

Список использованной литературы.. 22


Введение

Психоло́гия - наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы с целью объяснить поведение человека и животных, а также особенности поведения отдельных людей, групп и коллективов. Объединяет в себе гуманитарный и естественнонаучный подходы. Включает в себя фундамента́льную психологию, выявляющую факты, механизмы и законы психической деятельности, прикладну́ю психологию, изучающую, с опорой на данные фундаментальной психологии, психические явления в естественных условиях, и практи́ческую психологию, занимающуюся применением психологических знаний на практике

Ранние античные авторы нередко уделяли в своём творчестве внимание проблемам природы человека, его души и разума. До настоящего времени из всего спектра взглядов древних авторов дошла лишь классификация темпераментов Гиппократа, хотя многие идеи Платона оказали влияние на развитие философских основ представлений о психике, в частности, представление о человеке, как существе, раздираемом внутренним конфликтом мотивов, нашло своё отражение в психоаналитических представлениях о структуре личности. Как и у большинства других наук, «дедушкой» психологии справедливо можно назвать Аристотеля, в своём трактате «О душе» давшего развёрнутый анализ предмета психологического исследования.

Средневековые работы о психологии в Европе были в целом сконцентрированы на вопросах веры и разума, в заметной степени христианскими философами, начиная с Фомы Аквинского, были заимствованы идеи Аристотеля.

В 1590 году Рудольф Гоклениус впервые использует термин «психология» для обозначения науки о душе. Его современник Оттон Касман считается первым, кто употребил термин «психология» в современном научном смысле.

Эрнст Вебер исследует зависимость интенсивности ощущений от интенсивности вызывающих их стимулов. Герман Гельмгольц исследует нервную систему как основу психики, формулирует представления об «автоматических умозаключениях», лежащих в основе восприятия пространства. Однако главное имя в истории оформления психологии как науки — Вильгельм Вундт. Ученик и соратник Гельмгольца, Вундт в 1879 году открыл первую в мире психологическую лабораторию, в которой проходили исследования феноменов сознания методом интроспекции.

Самое начало двадцатого века отмечено бурным ростом нескольких направлений. С одной стороны, активно развивается психоанализ — школа психотерапии, первоначально основанная на работах Зигмунда Фрейда. Развитие этой школы оказало сильное влияние не только на практику, но и на науку, заставив учёных обратить внимание на феномены, находящиеся за пределами сознания, на неосознаваемые детерминанты психической деятельности. Идеи первой психоаналитической школы Зигмунда Фрейда развивали также Альфред Адлер и Карл Густав Юнг.

Первая мировая война стимулировала развитие прикладных аспектов психологии, в первую очередь — психодиагностики, так как армии требовалось средство оценки возможностей солдат.

Юнг продолжает развивать свое учение о коллективном бессознательном, в 1934 году он выпускает одну из своих фундаментальных работ «Архетипы и коллективное бессознательное». Активно развивается психологическая и психотерапевтическая практика. Психоанализ делится на множество ветвей, на его основе формируются альтернативные формы психотерапии (гештальттерапия и др.). Л. С. Выготский формулирует основные принципы культурно-исторической психологии, основанные на марксизме. В рамках этого направления постулировалась необходимость изучать личность непосредственно в процессе развития, протекающем под влиянием истории и культуры. На базе этого направления в дальнейшем была построена теория деятельности.

Вторая мировая война вызывает новый всплеск активности психологов в области прикладных технологий. Особое внимание уделяется социальной психологии и эргономике. Вследствие подобного запроса начинает развиваться область, которая позднее получит название «когнитивная психология»

В 1966 году создаются факультеты психологии в МГУ и ЛГУ, а также кафедра психиатрии и медицинской психологии в РУДН, что демонстрирует прекращение 30-летних гонений на психологов. В заметной степени это было связано с появлением спроса на психологов на производстве и в армии. В СССР активно развивается инженерная психология.

Практическая психология - психология, направленная на практику и ориентированная на работу с населением: занимающаяся просветительской работой, предоставляющая населению психологические услуги и психологические товары: книги, консультации и тренинги. В современном мире, пронизанном постоянными депрессиями, срывами и эмоциональными нагрузками, большую роль играет знание основ психологии. Ведь все мы живём в современном обществе, постоянно общаемся со своими родными, близкими людьми, друзьями, коллегами по работе, да и просто со случайными прохожими.

Психология находит отражение во всех сферах деятельности и поможет человеку любой профессии в поддержании самообладания и в налаживании отношения с окружающими людьми. Знания психологии можно применять как в отношениях в кругу семьи, так и на работе.

1. Мотивация как проявление потребностей личности. Направленность, ценности и смысл жизни

 

Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей.

Понятие «мотивация» имеет двойной смысл: во-первых, это система факторов, влияющих на поведение человека (потребности, мотивы, цели, намерения и др.), во-вторых, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Существуют различные виды потребностей: например, материальные, социальные и духовные потребности. Широко известна и используется в процессе стимулирования персонала организаций классификация потребностей, которая включает в себя физиологические (базовые) потребности; потребность в безопасности и стабильности; потребность в общении (контакте с себе подобными); потребность в уважении и признании заслуг; потребность в самоактуализации и самореализации.

Потребность как внутренняя сила может реализовываться только в деятельности, причем потребность приобретает свою предметность только в ситуации обнаружения своего предмета, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет – свою побудительную и направляющую функцию, становясь мотивом.

Мотив отличается от потребности тем, что это прежде всего направленная активность («вектор» активности). Основными функциями мотивов являются побудительная (побуждает субъекта к деятельности), направляющая (определяет «вектор» деятельности), целеобразующая (порождает «гнездо целей») и смыслообразующая (ведущий мотив приобретает личностный смысл, то есть имеет субъективную эмоциональную окраску и высокую степень значимости для человека).

Принято выделять следующие характеристики мотива: динамические (энергетические) и содержательные. К динамическим характеристикам относят силу мотива, определяемую интенсивностью мотивационного возбуждения, которое, в свою очередь, зависит от физиологических и психологических (знание результата деятельности, свобода творчества, доминирующее эмоциональное состояние) факторов.

Динамической характеристикой мотива считается и его устойчивость, под которой понимается устойчивость (инертность) потребности и устойчивость (ригидность) установок, мировоззрения, ценностей человека, его склонностей, интересов.

Содержательной характеристикой мотива выступает полнота осознания структуры мотива; уверенность в правильности выбора, принятого решения; направленность мотива – личностная, индивидуальная или общественная, коллективная – это ориентированность человека на внешние или внутренние факторы при объяснении своего поведения; на удовлетворение каких потребностей – биологических или социальных – они направлены, с какой деятельностью связаны.

Таким образом, потребности конкретизируются в мотивах и реализуются через них.

Одна и та же деятельность может побуждаться множеством мотивов, то есть любая деятельность полимотивирована. Как правило, один из них является ведущим (смыслообразующим) мотивом, другие – второстепенными, которые не «запускают», а только дополнительно стимулируют данную деятельность. Следовательно, деятельность побуждается не просто суммой мотивов, а их иерархической системой, в которой имеются определенные уровни доминирования мотивов.

Главное в мотивации – ее неразрывная связь с потребностями человека. Сложная иерархическая система мотивов человека является динамическим образованием, она меняется со временем по составу и по направленности ведущих мотивов. Мотивы актуализируются в определенных ситуациях, то есть переходят из латентного состояния в реально действующее. Актуализация мотива приводит к образованию целей, принятию решения и к определенным действиям – разворачивается мотивационный процесс.

Важным для жизнедеятельности человека является мотив достижения, который может проявляться в двух тенденциях: стремлении к успеху и избегание неудач. Мотив стремления к успеху понимается как способность переживать гордость и удовлетворение при достижении успеха. Мотивация достижения выражается в потребности преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей в труде, самосовершенствоваться, соперничать с другими и опережать их, реализовывать свои таланты и тем самым повышать самоуважение.

Наиболее важную роль в структуре личности играет ее направленность. Под направленностью личности понимают совокупность устойчивых мотивов, убеждений и устремлений, ориентирующих человека на достижение относительно его жизненных целей. Направленность всегда социально обусловлена и формируется в процессе индивидуального развития в процессе обучения и воспитания. Она проявляется в целях, которые ставит перед собой человек, в его интересах, социальных потребностях, пристрастиях и установках, а также в его влечениях, желаниях, склонностях, идеалах и т. д.

Компоненты направленности личности отражены в табл. 1.

Компонент направленности личности Содержание понятия
Влечение Не полностью осознанное стремление к достижению чего-либо, неосознаваемая потребность
Желание Потребность, четко осознаваемая человеком
Стремление Желание, в котором присутствует волевой компонент, то есть готовность к преодолению препятствий
Идеал Образ, являющийся воплощением совершенства и образцом высшей цели в стремлениях индивида
Ценности Предметы или явления окружающей действительности, особо значимые для человека (семейные, материальные, статусные и другие ценности)
Установка Готовность индивида к определенной деятельности, актуализирующаяся в создавшейся ситуации. Она проявляется в устойчивой предрасположенности к определенному восприятию, осмыслению и поведению индивида
Цель Желаемый и представляемый в сознании результат конкретной деятельности человека
Компонент направленности личности Содержание понятия
Мировоззрение Система взглядов и представлений о мире, обществе, природе, самом себе (различают религиозное, политическое, экономическое, этическое и другие виды мировоззрения)
Убеждение Высшая форма направленности личности, проявляющаяся в осознанной потребности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями на фоне эмоциональных переживаний и волевых устремлений
     

 

Ценности – это фундаментальные нормы и требования (императивы) в обществе о достоинстве, красоте, благочестии и так далее.

Аксиология – это наука о ценностях.

Немецкий философ Р. Г. Лотце ввёл само понятие «ценность». Г. Риккерт считал, что объективная реальность беспорядочна, человек познаёт и упорядочивает этот хаос через соотнесение двух предметов как причины и следствия. В. Виндельбанд толковал философию как науку о ценностях.

В. Дильтей разрабатывал метод понимания как метод «сопереживания», «вживания» в культуру прошлых эпох. Это означает, что историк должен представить ценности и чувства людей из прошлой эпохи как свои собственные. Например, главная ценность людей первобытного общества – это моральный авторитет и уважение со стороны родственников, главная ценность людей рабовладельческого общества – это военная сила, главная ценность людей феодального общества – это административная власть и дворянская честь, главная ценность капиталистического общества – это деньги, на которые можно купить сегодня почти всё. С позиций сегодняшнего дня трудно понять поведение Пушкина, который вызвал Дантеса на дуэль из-за попыток последнего ухаживать за женой Пушкина. Но, согласно представлениям русского общества 19 века о ценностях, Дантес затронул дворянскую честь Пушкина, поэтому Пушкин был обязан вызвать Дантеса на дуэль, иначе Пушкин рисковал потерять свою честь, и ни один дворянин не подал бы ему руки. М. Вебер основал «понимающую социологию». Он писал, что человек обречён на выбор между долгом и убеждениями. Например, долг диктует солдату убивать врагов государства, а убеждения иногда запрещают человеку убивать даже муху. Ценности – это утверждения о том, что такое хорошо и что такое плохо с точки зрения культуры. Ценности – это культурные стандарты хорошего и плохого. Например, американские ценности – это то, что люди должны иметь равные возможности, поэтому женщина или афроамериканец могут быть в принципе президентом США, как афроамериканец Барак Обама. Хотя, по мнению Роберта Уильямса, большинство американцев ставит мужчину выше женщины, белого выше цветных, выходцев из Западной и Северной Европы – выше остальных людей, богатых выше бедных. Хотя на словах американцы предпочитают говорить о себе как о нации равных, мало кто сомневается, что некоторые из них «более равны, чем другие».

Смысл жизни. При потере смысла жизни, человек иногда начинает думать о возможности самоубийства. Каждый человек выбирает свой смысл жизни в соответствии со своими потребностями. Можно привести примеры смыслов жизни людей:

1. Жить ради детей.

2. Жить ради телесных наслаждений.

3. Жить ради обогащения и денег.

4. Жить ради вечного блаженства в раю.

5. Жить ради освобождения человечества от эксплуатации.

6. Жить ради приумножения научных истин.

7. Жить ради приумножения личной славы в веках.

8. Жить ради личной карьеры.

Каждый человек выбирает смысл жизни из этого списка или придумывает что-то своё.

2. Самоактуализация (А. Маслоу). Характеристики самоактуализирующейся личности

Самоактуализация – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Согласно А. Маслоу, самоактуализация – желание стать всем, чем возможно; потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала. Ее путь труден и связан с переживанием страха неизвестности и ответственности, но он – путь к полноценной, внутренне богатой жизни (см. личность самоактуализуемая).

15 основных черт, присущих самоактуализирующимся людям:

1. Более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков, интерес к неизведанному. В самоактуализации человек, достигший удовлетворения основных потребностей, гораздо менее зависим и скован, более автономен и сам определяет направление своего движения.

2. Принятие себя и других такими, какие они есть, отсутствие искусственных, защитных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других.

3. Спонтанность проявлений, простота и естественность. Такие люди соблюдают установившиеся ритуалы, традиции и церемонии, но относятся к ним с должным юмором. Это не автоматический, а сознательный конформизм лишь на уровне внешнего поведения.

4. Деловая направленность. Такие люди заняты обычно не собой, а своей жизненной задачей или миссией. Обычно они соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать её под углом зрения вечности, а не текущего момента. Поэтому все они в какой-то степени философы.

5. Они нередко склонны к одиночеству и для них характерна позиция отстранённости по отношению ко многим событиям собственной жизни. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженными воздействиям извне. Самореализующимся людям другие люди практически не нужны, зато могут становиться помехой. У них существует пристрастие к раздумиям в одиночестве.

6. Автономия и независимость от окружения; устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов. Такие люди гораздо более самостоятельны и самодостаточны. Они подчиняются прежде всего внутренним, а не общественным детерминантам или детерминантам окружения. Этими детерминантами являются законы их собственной внутренней природы, их потенциальные возможности и способности, их творческие импульсы, их потребность познать самих себя и стать более целостными людьми, лучше понять, кем они являются на самом деле, чего они на самом деле хотят, в чем состоит их призвание или какой должна быть их судьба. Автономность или относительная независимость от окружения означают также стойкость перед лицом неблагоприятных внешних обстоятельств, типа невезения, ударов судьбы, трагедий, стрессов и лишений.

7. Большая свежесть восприятия; нахождение каждый раз нового в уже известном. Богатство эмоциональных реакций.

8. Предельные переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения собственного «Я». Более частые прорывы на пик переживания. Эти переживания помогают изменять к лучшему мнение человека о самом себе, вносят изменения в его отношение к другим людям и его общение с этими людьми. Они высвобождают творческие способности, спонтанность, экспрессию, неповторимость индивида. Они присутствуют в мотивации развития, так как человек помнит пиковое переживание, как очень значительное и желанное событие и жаждет его повторения.

9. Чувство общности с человечеством в целом.

10. Дружба с другими самоактуализирующимися людьми: узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие. Отсутствие проявлений враждебности в межличностных отношениях. Поскольку они в меньшей степени зависят от других людей, они меньше страшатся их, меньше им лгут, менее враждебны по отношению к ним, меньше нуждаются в их похвале и привязанности. Они меньше озабочены почетом, престижем и наградами.

11. Демократичность в отношениях. Готовность учиться у других. Уважение к другим людям.

12. Устойчивые внутренние моральные нормы. Самоактуализирующиеся люди ведут себя нравственно, они остро чувствуют добро и зло; они ориентированы на цели, а средства всегда подчиняют этим целям. У них обостренное чувство справедливости, они тонко чувствуют неправду и фальшь.

13. «Философское» чувство юмора. Они относятся с юмором к жизни в целом и к самим себе, но никогда не считают смешной чью-либо ущербность или невзгоды.

14. Креативность (созидательность, творчество), не зависящая от того, чем человек занимается, и проявляющаяся во всех действиях самоактуализирующейся личности. Творчество предполагает открытое, без стеснения и искреннее выражение и отображение своих чувств и идей. Самоактуализированная личность никогда не боится попасть в неловкое положение, когда «творит» свои идеи, поступки, поведение, а также не станет стесняться или оглядываться на общественное неодобрение при создании конкретных произведений искусства, такие, как музыка, стихи, картины, литературное творчество и прочее. Люди искусства могут вполне являться самоактуализированными личностями.

15. Более выраженная автономность и противостояние к приобщению к какой-либо культуре. Они не принимают безоговорочно ту культуру, к которой они принадлежат. Они не конформны, но и не склонны к бездумному бунтарству. Они достаточно критично относятся к своей культуре, выбирая из неё хорошее и отвергая плохое. Они не идентифицируются со всей культурой, ощущая себя в большей степени представителями человечества в целом, чем представителями своей страны. Поэтому они нередко оказываются в изоляции в той культурной среде, которую они не желают принять.

3. Какие потребности по А. Маслоу удовлетворяет выпускаемая вашей организацией продукция или оказываемые услуги?

Иерархия потребностей А. Маслоу – одна из наиболее известных теорий содержания мотивации – основана на результатах многочисленных психологических исследований. Потребности рассматриваются как осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Потребности подразделяются на первичные, характеризующие человека как биологический организм, и культурные или высшие, характеризующие человека как социальное существо и личность.

Рис. 1. Иерархия потребностей по А. Маслоу

По роду деятельности я - военнослужащий. Моя организация ничего не производит, но, скорее всего, моя деятельность удовлетворяет потребность в безопасности. Можно еще в какой-то мере сюда включить и потребность в признании - но это уж для каждого конкретного военнослужащего личный вопрос.

4. Какие из мотивационных и гигиенических факторов по Ф. Герцбергу присутствуют в вашей организации?

Гигиенические факторы, или факторы "здоровья", связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа. К ним относятся заработная плата, безопасность и условия на рабочем месте (шум, освещенность, комфорт и т. п.), статус, правила, распорядок, режим работы, качество контроля со стороны руководства, отношения с коллегами и подчиненными. Сами по себе они не вызывают удовлетворенности у работников, но их ухудшение или отсутствие порождает неудовлетворенность трудом и демотивацию.

Мотивационные факторы связаны с характером и сущностью работы. Они непосредственно вызывают удовлетворенность трудом, высокий уровень мотивации и трудовых достижений, являются стимуляторами эффективного труда. К мотивирующим факторам относятся достижение целей, возможность успеха и признания, интересное содержание труда, высокая степень самостоятельности и ответственности, профессионально-должностной рост, возможность личной самореализации.

Полагаю, что в нашей организации все гигиенические факторы можно считать присутствующими весьма условно, т к сама профессия военнослужащего подразумевает всевозможные ограничения в быту. Тем не менее, конечно, необходимый минимум всех перечисленных факторов присутствует, иначе работа сама по себе стала бы непривлекательной и некому было бы служить в армии. Мотивирующих факторов более чем достаточно: успех, достижение, продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы, возможность профессионального роста.

5. Руководство и лидерство. Типы лидерства и функции. Охарактеризуйте стиль руководства (лидерства) в вашей организации. Считаете ли вы его эффективным? Ваши предложения по оптимизации.

Лидерство – это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство – это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.

Однако, несмотря на приведенные различия, и лидер, и руководитель имеют дело с одним и тем же типом проблем, связанных со стимулированием персонала организации, нацеливанием его на решение определенных задач, заботой о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.

Лидерство и руководство – это два разных понятия. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство – на том, чтобы люди делали правильные вещи.

Руководство Лидерство
1. Осуществляется регуляция официальных отношений группы как некоторой социальной организации 1. Осуществляется регуляция межличностных отношений в группе
2. Связано со всей системой общественных отношений и является элементом макросреды 2. Является элементом макросреды (так же, как сама малая группа)
3. Целенаправленный процесс, осуществляемый под контролем различных элементов социальной структуры 3. Возникает стихийно
4. Явление более стабильное 4. Явление менее стабильное и зависит в большей степени от настроения группы
5. Более определенная система различных санкций 5. Менее определенная система различных санкций
6. Процесс принятия решений значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно связанных с данной группой 6. Решения принимают непосредственно по групповой деятельности
7. Сфера действий руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе 7. Сфера деятельности лидера — в основном малая группа

 

Основу для классификаций стилей руководства или стилей поведения дали теории, основанные на поведенческом подходе. При поведенческом подходе к лидерству эффективность определяется не столько личными качествами руководителя, сколько его манерой поведения по отношению к подчиненным. Немецкий психолог Курт Левин (1890-1947) провел серию экспериментов, на основе которых выделил три ставших классическими стиля управления:

 

Параметры взаимодействия руководителя с подчиненными Авторитарный стиль управления Демократический стиль управления Либеральный стиль управления
Приемы принятия решений Единолично решает все вопросы Принимая решения, советуется с коллективом Ждет указания руководства или отдает инициативу в руки подчиненных
Способ доведения решений до исполнителей Приказывает, распоряжается, командует Предлагает, просит, утверждает предложения подчиненных Просит, упрашивает
Распределение ответственности Полностью в руках руководителя В соответствии с полномочиями Полностью в руках исполнителей
Отношение к инициативе Подавляет полностью Поощряет, использует в интересах дела Отдает инициативу в руки подчиненных
Принципы подбора кадров Боится квалифицированных работников, старается от них избавится Подбирает деловых, грамотных работников Подбором кадров не занимается
Отношение к знаниям Считает, что все сам знает Постоянно учится и требует того же от подчиненных Пополняет свои знания и поощряет эту черту у подчиненных
Стиль общения Жестко формальный, необщительный, соблюдает дистанцию Дружески настроен, любит общаться, положительно идёт на контакты Боится общения, общается с подчиненными только по их инициативе, допускаем фамильярное общение
Характер отношений с подчиненными По настроению, неровное Ровное, доброжелательное, требовательное Мягкое, нетребовательное
Отношение к дисциплине Жесткое, формальное Сторонник разумной дисциплины, осуществляет дифференцированный подход к людям Мягкое, формальное
Отношение к моральному воздействию на подчиненных Считает наказание основным методом стимулирования, поощряет избранных только по праздникам Постоянно использует разные стимулы Использует поощрение чаще, чем наказание

 

 

В нашей организации стиль управления руководителя, скорее всего, можно назвать авторитарным: командир части единолично принимает основные решения и сам же несет за них ответственность и за действия каждого подчиненного в отдельности, интересы каждого отдельно взятого человека не учитываются - ставится задача, и ее необходимо выполнить. Считаю данный вид управления не всегда эффективным, но в данной сфере, в общем, оправданной и приносящим адекватные результаты.

6. Каковы типичные причины конфликтов в вашей организации. Тактики разрешения конфликтов, преимущественно применяемые в вашей организации. Какие тактики вы склонны применять в конфликтных ситуациях, случающихся в вашей жизни (на основании методики К. Томаса)

В конфликтологии и за ее пределами довольно широко используется схема, получившая название двухмерной модели стратегий поведения личности К. Томаса. В основе выделения стратегий лежит концепция о «силовом поле» — определяющей мотивации руководителя, ориентированного либо на решение стоящих перед ним задач, например на производство, либо на человека, производителя. Первая «силовая линия» (на производство) ведет к максимально высоким объемам прибыли и рассматривается как напористость. Вторая направлена на человека, на то, чтобы условия труда в наибольшей степени отвечали его потребностям и запросам. Она рассматривается как кооперативность.

Ведущие стратегии могут быть представлены следующим образом:

избегание (бездействие) — участник находится в ситуации конфликта, проблема осознается, но ни личная заинтересованность, ни интересы партнера (оппонента) не становятся стимулом для активных действий по его разрешению;

приспособление (уступка) свидетельствует о выходе на первый план в построении взаимодействия интересов оппонента;

соперничество (конкуренция) предусматривает исключительную заинтересованность в достижении собственных целей, как правило, за счет навязывания другой стороне предпочтительного для себя решения;

компромисс предполагает взаимодействие на основе равного учета интересов обеих сторон конфликта и некоторого отхода от первоначальных позиций на основе обоюдности;

сотрудничество (проблемно-решающая стратегия), признавая равную ценность интересов сторон, направляет на поиск решения, удовлетворяющего их и лежащего порой за пределами исходной ситуации.

В конфликте нет случаев, когда используется одна стратегия. Можно говорить о доминировании одной из них. Часто приходится сталкиваться с комбинациями стратегий. Соперничество — наиболее часто применяемая стратегия (более чем в 90 % конфликтов). Конфликт заключается в противоборстве, и личность (группа) идут на него, не имея других способов договориться с оппонентом. Поэтому тактические приемы соперничества наиболее разнообразны и совершенствовались в большей степени.

 

В нашей организации причинами конфликтов бывают социально-психологические факторы, например, напряженная обстановка из-за необходимости работать вместе огромному количеству людей, солдаты приходят молодые, не все готовые психически к службе, с каждым персонально и в массе нужно общаться, при этом начальство тоже требует исполнения приказов и конкретных результатов. При этом изначально имеет место субординация в соответствии с должностью и до открытых конфликтов практически не доходит дело. Разрешение конфликтов, как правило, происходит путем избегания или уступок - в армии личные взаимоотношения мало играют роль, важнее целостность системы и ее безупречное функционирование.

Я склонен к решению конфликтов методом компромисса, так как считаю это наиболее адекватным и цивилизованным подходом к проблемной ситуации, хотя не исключаю, что другие тактики тоже мною используются в жизни - в зависимости от ситуации и оппонента, а также степени важности принятия решения - например, в семье в спорных вопросах приходится и настаивать на своем, а иногда просто избежать неприятных моментов.
Заключение

 

В данной работе необходимо было проанализировать такие понятия как мотивация, самоактуализация, потребности. Применив данные знания и методики конкретно к своему месту работы и к самому себе, я узнал много интересного о поведении личности в коллективе.

Наиболее интересным для меня был анализ стиля руководства моего начальства, о сущности которого, конечно, я и ранее подозревал.

Интересна также методика разрешения конфликтов, т к они являются неотъемлемой частью жизни каждого человека, и только от него самого зависит - какой способ разрешения выбрать и к какому это приведет результату.

Проделанную работу не считаю сложной, но мне было интересно ее выполнять.

Список использованной литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Наука, 2000.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер 2002.

3. Гуревич П.С. Психология и педагогика: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

4. Современная практическая психология / Под ред. М.К. Тутушкиной – М.: Академия, 2005.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Установите соответствие между видами педагогической деятельности и их объектами и субъектами | План работы на период педагогической практики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.086 сек.