Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планы семинарских занятий




 

Тема 1.Социальная педагогика как отрасль знания и учебный предмет (введение) (2 академических часа)

1. Этапы становления социальной педагогики как науки и практики.

2. Проблемы методологии социальной педагогики. Социокультурная концепция Выготского.

3. Основные концепции и теории социальной педагогики в зарубежной и отечественной науке.

4. Современные социально-педагогические концепции (Бочарова, Мудрик, Липский, Василькова, Галагузова, Ромм).

Основные понятия: социальная педагогика, предмет исследования социальной педагогики, концепции социальной педагогики, методология исследования социальной педагогики.

Контрольные вопросы

1. Почему практика социальной педагогики формировалась раньше теории социальной педагогики?

2. Назовите примеры социально-педагогических практик в истории человечества.

3. Кто из философов древности впервые обращается к проблемам социальной педагогики? Какие они высказывают идеи в области социального воспитания?

4. Кто из педагогов является пионером практики социально-педагогической деятельности?

5. Какие социально-экономические изменения привели к необходимости выделения социальной педагогики в самостоятельную отрасль знаний?

6. Почему о социальной педагогике как науке заговорили в Германии?

7. Кто предложил термин «социальная педагогика» и кто ввел его в постоянный научный оборот?

8. Почему термин «социальная педагогика» не был распространен в научных исследованиях России в начале XXвека?

9. В чем состоит суть социокультурной концепции Л.С. Выготского?

10. Когда российские исследователи вновь обращаются к идее социальной педагогики?

11. В чем причины и условия возрождения социальной педагогики в Российской Федерации?

12. Назовите основные концепции современной социальной педагогики.

 

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Подготовить сообщения об исторических предпосылках развития социальной педагогики.

2. Составить конспект книги Наторпа «Социальная педагогика».

3. Познакомиться с основными концепциями современной российской социальной педагогики.

4. Составить таблицу «Предмет социальной педагогики» на основании анализа не менее 5 учебных пособий по социальной педагогике.

5. Составить таблицу «Общее и особенное в соотношении социальная педагогика и социальная работа».

6. Проанализировать выбранную из научных журналов статью одного из современных российских социальных педагогов.

 

Литература:

1. Бочарова, В.Г. Педагогика социальной работы / В.Г. Бочарова. – М.: Аргус, 1994. – 208 с.

2. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: учебное пособие для вузов по специальности "Педагогика и психология", "Социальная педагогика", "Педагогика": рек. УМО вузов РФ / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. – М.: КНОРУС, 2010. - 240 с.

3. Иванов, А.В. Социальная педагогика: учебное пособие для вузов / А.В. Иванов. – М.: Дашков и К., 2011. – 424 с.

4. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: основы курса: учебник для вузов, обучающихся на гуманитарных факультетах: рек. УМО вузов РФ / Л. В. Мардахаев. - 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. - 376 с.

5. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учебник для вузов по направлению "Психолого-педагогическое образование": рек. УМО вузов РФ / А. В. Мудрик. - 8-е изд., испр. и доп. - Москва: Академия, 2013. - 240 с.

6. Социальная педагогика: учебник для бакалавров: учебник для вузов по направлению "Психолого-педагогическое образование": доп. УМО вузов РФ / [О. С. Андреева и др.]; под ред. В. И. Загвязинского и О. А. Селивановой. – М.: ЮРАЙТ, 2012. – 405.

7. Штинова, Г. Н. Социальная педагогика: учебник для вузов: рек. УМО вузов РФ / Г. Н. Штинова, М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова; под общ. ред. М. А. Галагузовой. – М.: Владос, 2008. - 447 с. –

 

 

Тема 2.Сущность социализации (2 академических часа)

1. Социализация как проблема социальной педагогики.

2. Субъекты и объекты социализации.

3. Агенты и институты социализации.

4. Возрастные особенности социализации.

5. Сравнительная характеристика теорий Выготского и Эриксона.

6. Воспитание и социализация, воспитанность и социализированность.

7. Диагностика эффективности процесса социализации личности.

 

Основные понятия: социализация, субъект-объектная и субъект-субъектная теории социализации, агенты социализации, институты социализации, механизмы социализации, этапы социализации, социализированность, воспитанность, диагностические методики процесса социализации.

Контрольные вопросы

1. Чем объясняется наличие огромного количества определений термина «социализация»?

2. Назовите автора термина «социализация».

3. Почему термин «социализация» из социологии был перенесен в социальную педагогику?

4. В чем сущность педагогического толкования термина «социализация»?

5. Назовите авторов субъект-объектной концепции социализации. В чем было преимущество и недостатки этой концепции с педагогической точки зрения?

6. Назовите авторов субъект-субъектного подхода к процессу социализации. Поясните их концепцию с педагогической точки зрения.

7. В каких случаях субъект-объектный подход социализации более оправдан с точки зрения достижения результатов социализации?

8. Перечислите агентов своей социализации. Кто их них внес, на ваш взгляд, наиболее существенное влияние на социализацию и почему?

9. Каких институтов социализации не достает современным подросткам и молодежи?

10. Чем отличается социализация от воспитания?

11. Какие критерии социализированности предлагают современные исследователи?

12. По каким критериям вы определяется степень своей социализированности?

 

 

Задания для самостоятельной работы студентов

 

1. Выпишите не менее пяти определений термина «социализация» из различных словарей.

2. Сделайте выписки из учебника А.В. Мудрика «Социальная педагогика» о сущности теории субъект-объектного и субъект-субъектного подходов к изучению процессов социализации.

3. Дайте определения «агенты социализации», «институты социализации».

4. Сделайте конспект по теме «Механизмы социализации».

5. Сделайте таблицу «Возрастные особенности социализации».

6. Выпишите из двух-трех источников определения «воспитание» и «социализация». Дайте им сравнительную характеристику.

7. Составьте критерии социализированности для студенческого возраста. Найдите для них методики исследования.

 

Литература:

1. Демоз, Л. Психоистория / Ллойд Демоз. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 512 с.

2. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: основы курса: учебник для вузов, обучающихся на гуманитарных факультетах: рек. УМО вузов РФ / Л. В. Мардахаев. - 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. - 376 с.

3. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учебник для вузов по направлению "Психолого-педагогическое образование": рек. УМО вузов РФ / А. В. Мудрик. - 8-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2013. - 240 с.

4. Социальная педагогика: учебник для бакалавров: учебник для вузов по направлению "Психолого-педагогическое образование": доп. УМО вузов РФ / [О. С. Андреева и др.]; под ред. В. И. Загвязинского и О. А. Селивановой. – М.: ЮРАЙТ, 2012. - 405 с.

5. Энциклопедия социальных практик / под ред. Е.И. Холостовой, Г.И. Климантовой. – М.: Дашков и К., 2012. – 660 с.

6. Э риксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – СПб.: Ленато, АСТ, 1996. – 592 с.

 

Тема 3. Человек в процессе социализации (4 академических часа)

1. Социализация и социальное развитие. Технологии изучения степени социального развития.

2. Причины нарушений социального развития. Дезадаптация, девиация и аддикция как виды нарушений.

3. Социально-педагогические способы предупреждения нарушений социализации.

4. Теория виктимологии. Возрасные особенности жкртв социализации.

5. Социализация граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

6. Службы социализации в системе социальной работы.

Основные понятия: социальное развитие, социальный интеллект, социальная компетентность, социальный интерес, дезадаптация, девиация, аддикция, виктимология, возрастные особенности жертв социализации.

Контрольные вопросы

1. Чем отличаются понятия «социализация» и «социальное развитие»?

2. Какие критерии социального развития человека вы можете назвать?

3. Назовите причины нарушений социального развития?

4. Почему дезадаптация может привести к отклонению от нормальной линии социального развития?

5. Всегда ли девиация нарушает процесс социализации?

6. Насколько затрудняет процесс социализации аддиктивное поведение? Существуют ли педагогические средства его коррекции?

7. В чем сущность теории виктимологии? Что она дает практике социальной педагогики?

8. На какие признаки виктимности следует обратить особое внимание на определенном возрастном этапе социализации?

9. Назовите центры г. Новосибирска, помогающие корректировать процесс социализации виктимному человеку.

 

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Познакомьтесь с методиками изучения социального интеллекта и социального интереса. Проведите самостоятельное микроисследование по данным методикам. Представьте графические результаты исследования.

2. Составьте таблицу «Причины нарушений социализации человека» по показателям: дезадаптация, девиация, аддикция.

3. Подберите научную статью, доказывающую степень нарушений социализации и социального развития современного человека.

4. Сделайте слайд-презентацию «Возрастные особенности жертв социализации».

5. На основе анализа инновационных социальных практик регионов Российской Федерации и Новосибирской области представьте опыт социализации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

 

 

Литература:

1. Борытко, Н. М. Диагностическая деятельность педагога: учебное пособие для вузов по специальностям "Социальная педагогика", "Педагогика": рек. УМО вузов РФ / Н. М. Борытко; под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. - 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. - 288 с.

2. Лаврентьева, З.И. Антроподинамическая концепция реабилитации / З.И. Лаврентьева. – Новосибирск: Светлица, 2008. – 396 с.

3. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: основы курса: учебник для вузов, обучающихся на гуманитарных факультетах: рек. УМО вузов РФ / Л. В. Мардахаев. - 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. - 376 с.

4. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учебник для вузов по направлению "Психолого-педагогическое образование": рек. УМО вузов РФ / А. В. Мудрик. - 8-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2013. - 240 с.

5. Социальная педагогика: учебник для бакалавров: учебник для вузов по направлению "Психолого-педагогическое образование": доп. УМО вузов РФ / [О. С. Андреева и др.]; под ред. В. И. Загвязинского и О. А. Селивановой. – М.: ЮРАЙТ, 2012. - 405 с.

6. Энциклопедия социальных практик / под ред. Е.И. Холостовой, Г.И. Климантовой. – М.: Дашков и К., 2012. – 660 с.

7. Э риксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – СПб.: Ленато, АСТ, 1996. – 592 с.

Тема 4.Факторы социализации (4 академических часа)

1. Теория многофакторности социализации человека.

2. Характеристика влияния мегафакторов на социализацию человека. Мировые процессы и Россия.

3. Макроуровень социализации человека.

4. Социальные перемены и их влияние на социализацию человека.

5. Многонациональное государство и специфика социализации в процессе толерантного взаимодействия.

6. Национальные проекты и социализация личности.

7. Мезофакторы социализации.

8. Микрофакторы социализации.

Основные понятия: факторы социализации, непосредственное и опосредованное влияние факторов социализации, мегафакторы социализации, макрофакторы социализации, мезофакторы социализации, микрофакторы социализации.

Контрольные вопросы

1. Назовите факторы, влияющие на становление и развитие человека.

2. Почему социальная педагогика обращается к факторам среды?

3. Зачем изучать содержание факторов влияния на социализацию?

4. Во все ли времена содержание факторов одинаково? На что в содержании фактора необходимо делать упор?

5. Почему выделяется несколько уровней влияния факторов социализации человека?

6. На какой из факторов следует обращать особое внимание в процессе выбора стратегии социально-педагогической деятельности?

7. Как можно усилить или снизить влияние фактора на социализацию человека?

8. Каким образом государство влияет на социализацию человека? Какое значение в этом процессе имеют национальные проекты?

9. Какие особенности социализации учитываются при подготовке профессиональных кадров в современной России?

 

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Составьте таблицу факторов социализации. Прокомментируйте ее в своем выступлении на семинаре.

2. Подготовьте выступление по одной из теме «Социализация россиян на фоне мировых процессов», «СМИ и социализация», «Влияние интернета на социализацию», «Особенности социализации в многонациональном государстве», «Специфика социализации сибиряков», «Социализация в мегаполисе», «Влияние религии на социализацию человека», «Молодежная субкультура и ее роль в социализации», «Социализация ребенка в образовательном учреждении», «Процесс социализации в обеспеченных семьях».

3. Напишите эссе «Влияние мегафакторов на мою социализацию».

4. Предложите изменения в содержание факторов социализации студентов медицинских университетов.

 

Литература:

1. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: основы курса: учебник для вузов, обучающихся на гуманитарных факультетах: рек. УМО вузов РФ / Л. В. Мардахаев. - 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. - 376 с.

2. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учебник для вузов по направлению "Психолого-педагогическое образование": рек. УМО вузов РФ / А. В. Мудрик. - 8-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2013. - 240 с.

3. Социальная педагогика: учебник для бакалавров: учебник для вузов по направлению "Психолого-педагогическое образование": доп. УМО вузов РФ / [О. С. Андреева и др.]; под ред. В. И. Загвязинского и О. А. Селивановой. – М.: ЮРАЙТ, 2012. - 405 с.

4. Энциклопедия социальных практик / под ред. Е.И. Холостовой, Г.И. Климантовой. – М.: Дашков и К., 2012. – 660 с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.