Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опорный конспект. 1. Что изучает наука педагогика и кому и для чего нужны эти знания.




В МИРОВОЙ ПЕДАГОГИКЕ

ТЕМА 2. ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

 

1. Что изучает наука педагогика и кому и для чего нужны эти знания?

2. Каковы основные категории педагогической науки? В чем вы видите их основное сходство и различие?

3. Каких известных педагогов вы могли бы назвать?

4. Почему в настоящее время говорят о системе педагогических наук?

5. Кому нужна достоверная педагогическая информация и как ее можно получить?

 

 

В человеке при появлении его на свет нет ни положительного зла, ни положительного добра, а есть только возможность и способность к тому и другому, развиваемые в нем в зависимости от среды, в которой он живет, и воспитания, которое он получает в семье и обществе.

Р. Оуэн

Ключевая проблема: Какое значение имеет понимание и трактовка понятия «личность» для педагогической теории и практики?
Ведущая идея: Существенное педагогическое влияние на личностное развитие человека возможно благодаря тому, что личность является его прижизненным приобретением на основе природных задатков в процессе деятельности и общения в социуме.
Основные понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность, наследственность, среда, воспитание, активность, развитие, концепция

После изучения этой темы необходимо:

· знать и уметь различать понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»;

· иметь представление о структуре личности человека и движущих силах ее развития;

· знать основные факторы (причины) развития личности и уметь объяснить их влияние;

· иметь представление об основных научных концепциях (теориях) развития личности;

· уметь делать педагогические выводы из содержания различных подходов к личностному развитию человека.

  1. Человек —биологический вид, высокоразвитое животное, способное к сознанию, речи, труду, т.е. биосоциальное существо. 2. Индивид —отдельный человек, единичный представитель человеческого рода (у животных — особь). 3. Личность — социальные свойства и качества человека, которые формируются прижизненно на основе природных задатков в процессе деятельности и общения. 4. Индивидуальность — конкретный человек с присущими только ему биологическими и личностными свойствами.

Личность = социализированный индивид. Личность формируется в процессе социализации — освоения и воспроизведения индивидом социального опыта, присущего определенному обществу (социальной общности, группе) в конкретный исторический период его развития. Социализация создает основу для индивидуализации личности – ее обособления и самоопределения, выделения из сообщества, оформления ее уникальности и неповторимости, т.е. индивидуальности. Процессы социализации и индивидуализации лежат в основе развития человека.

       
 
 
   


Компоненты структуры Соотношение биологического и социального Способы формирова-ния С О
биопсихические свойства (темперамент, половые и возрастные особенности, задатки к формированию способностей) социального почти нет тренировка ц   И
психические процессы (ощущение, восприятие, память, внимание, воля, мышление, воображение, речь, эмоции, чувства, способности) чаще больше социального упражнение а Л И
опыт (знания, умения, навыки, привычки поведения) значительно больше социального обучение з     а
направленность (взгляды, убеждения, мировоззрение, мотивы, стремления, интересы, идеалы, ценностные отношения) биологического почти нет воспитание   Ц И Я

Задатки – врожденные и унаследованные от родителей анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие основу развития его способностей.

 

 

Способности – формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности, от которых зависит успешность деятельности.

 
 

 

 

 


Движущая сила развития личности — борьба противоречий между потребностями человека и возможностями их удовлетворения: “ хочу, но не могу ”, “ нужно, но не знаю или не умею ”.

       
 
 
   


Внутренние Внешние
Наследственность —врож-денные (видовые человеческие задатки к развитию прямохождения, мышления, речи) и унаследованные от родителей (тип нервной системы, темперамент, цвет глаз и кожи, группа крови, резус-фактор, задатки) психофизиологические особенности и свойства человека. Среда —окружающая реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека (природная и социальная): - макросреда — космос, планета, географические условия, общество, государство, социально-экономические отношения; - мезосреда — регион проживания, город, средства массовой информации; - микросреда — семья, родственники, друзья, микрорайон проживания.
Активность личности — ее собственная деятельность, чувства, воля, интересы, которые формируются под влиянием внешних факторов и сами становятся источником развития. Воспитание —–специально организованная среда,целена-правленная профессиональная деятельность общества по развитию и формированию личности в процессе ее образования.

       
   
 
 

 


способность рефлексировать, т.е. смотреть на себя со стороны,осознавать свои мысли, эмоциональные состояния, отношения, действия и поступки, обдумывать и анализировать их способность быть субъектом своей жизни и деятельности, т.е. действовать самостоятельно, господствовать над обстоятельствами и изменять их в соответствии со своими целями и задачами, управлять собственной деятельностью и поведением, нести за них ответственность



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.