Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опорный конспект




ТЕМА 3. ОСНОВЫ ВОЗРАСТНОЙ ПЕДАГОГИКИ

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Почему для педагогической науки и практики важно определить, что такое личность?

2. Какие составляющие можно выделить в структуре личности и на каком основании?

3. Каковы факторы развития личности и чем различается их влияние?

4. Какие точки зрения на развитие личности (концепции) существуют в психологии и педагогике?

5. Какова роль воспитания в развитии личности с точки зрения различных персонологических (личностных) теорий?

6. Как понимаются движущие силы личностного развития отечественными исследователями?

7. Что такое зона актуального развития и зона ближайшего развития личности? Как они связаны?

8. Какая из трактовок личности вам представляется наиболее оптимистичной с точки зрения возможностей педагогического влияния на ее развитие?

 

 

Все, подлежащее усвоению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте…

Лишь бы дать каждому возрасту делать то, к чему он способен…

Я. А. Коменский

Ключевая проблема: Каково значение возрастных особенностей развития личности для ее воспитания?  
Ведущая идея: Воспитание предполагает опору на общие закономерности физического, психического и социального развития личности в каждом возрасте с учетом индивидуальных особенностей.  
Основные понятия: возраст, возрастные особенности, социальная ситуация развития, ведущая деятельность, психическое новообразование, кризис, индивидуальные особенности  

После изучения этой темы необходимо:

· знать определение возраста в психологии и педагогике и иметь представление о различных подходах к возрастной периодизации;

· знать современную отечественную периодизацию возрастного развития и уметь интерпретировать основания для ее построения;

· знать типологические особенности детей школьного возраста и уметь обосновать основные направления их обучения и воспитания;

· иметь представление о связи возрастных и индивидуальных особенностей в развитии и воспитании личности

 

 

Возраст – конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития человека, которая харак-еризуется физиологическими и психологическими изменениями, общими для всех нормально развивающихся людей и не связанными с их индивидуальными различиями.   Возрастные особенности– комплекс физических, позна-вательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей одного возраста, на основе которых может строиться периодизация возраст-ного развития личности.

 

       
   
 
 

 

     
       
     
         

 
 


По Д.Б.Эльконину, в процессе развития ребенок усваивает два мира:

- мир людей (развитие потребностно-мотивационной сферы личности в процессе воспитания);

- мир вещей (развитие операционально-технической сферы личности в процессе обучения).

Соответственно и ведущие деятельности можно разделить на две группы.

 
 


1 группа – усвоение смыслов человеческой деятельности, мотивов и норм отношений между людьми (общение)   2 группа – развитие операционно-технических возможностей, приобретение ЗУН, способностей (делание)
Непосредственно-эмоциональное общение в младенчестве (0-1) Новообразования: потребность в общении, эмоциональные отношения    
Предметно-манипулятивная деятельность в раннем детстве (1-3) Новообразования: наглядно-действенное мышление и речь
Сюжетно-ролевая игра в дошкольном детстве (3-7) Новообразования: потребность в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности  
Учебная деятельность в младшем школьном детстве (7-11) Новообразования: произвольность психических процессов, внутренний план действий, самоконтроль, рефлексия
Интимно-личностное общение в разных видах общественно значимой деятельности в среднем школьном (подростковом) возрасте (11-15) Новообразования: чувство взрослости    
  Учебно-профессиональная деятельность в старшем школьном возрасте (15-17) Новообразования: мировоззрение, профессиональные интересы

 

 

Воз-раст Психолого-педагогические доминанты развития Ведущая идея в организации педагогиче- ского процесса Основные направления педагогической деятельности
Д О Ш К О Л Ь Н Ы Й (3-7) - развитие речи и мыш-ления; - развитие внимания (от непроизвольного к произ-вольному), памяти (от образной к словесно-смысловой); - развитие эмоционально-волевой сферы (создание условий для эмоцио-нальной устойчивости ребенка); - формирование адекват-ной самооценки; - формирование первона-чальных нравственных представлений (о добре/зле, красивом /некрасивом, хорошем /плохом) на основе после-довательности поступков.   Подготовка ребенка к школьному обучению физически (возмож-ность переносить учебные нагрузки), психологически (соответствующий уровень развития ин-дивидуально-психоло-гических качеств), педагогически (овла-дение первона-чальными навыками социального поведе-ния и учебной деятельности). - организация игровой деятельности; - помощь семье в организации полно-ценного общения; - формирование ра-зумных (необходи-мых) материальных потребностей; - формирование гу-манных отношений в детском коллективе.
М Л А Д Ш И Й Ш К О Л Ь Н Ы Й (7-11) Изменение социального статуса (превращение в школьника): - усвоение нового режи-ма жизни; - усвоение специфики взаимоотношений с учителем, одноклас-сниками; - изменение отношений ребенка с семьей; - затруднения в отноше-нии к учебной деятельности, к выпол-нению домашних заданий. Формирование пер-воначальных детских убеждений, постро-енных на главных постулатах общечело-веческих ценностей, создание ситуации успеха в учебной деятельности. - формирование пер-вичных представ-лений о целостности морали, о единстве нравственных норм поведения; - развитие обществен-ных отношений и предупреждение авто-ритарности учителя; - формирование по-знавательного инте-реса и умения учиться.
П О Д Р О С Т К О В Ы Й (11- 15) - потребность во «взрослом» обращении; - превращение общения в самостоятельный вид дея-тельности; - потребность само-утвердиться, занять достойное место в коллективе; - возникновение потреб-ности в активной позна-вательной деятельности; - потребность в половой идентификации.   Создание ситуации успеха в наиболее значимых видах дея-тельности, дающих возможность пози-тивного самоутвер-ждения личности; формирование ценно-стных установок; предупреждение от-клонений в поведении и нравственном раз-витии. - формирование по-знавательного инте-реса и умения учиться.; - организация педаго-гического влияния на индивидуально-груп-повое и коллективное мнение подростков; - предупреждение невротических рас-стройств и патоло-гических влечений (к курению, алкоголю, токсическим сред-ствам).
С Т А Р Ш И Й Ш К О Л Ь Н Ы Й (15-17) - формирование опреде-ленного типа внешности (соматотипа); - формирование престав-лений о собственной уникальности; - эмансипация от роди-телей, возникновение новой системы отношений с ними; - стремление к автоно-мизации по отношению к культуре взрослых; - возникновение потреб-ности в любви; - поиски смысла жизни. Помощь в само-определении на бу-дущее; создание условий для моби-лизации потенци-альных возможностей личности в соответ-ствии с ее реальными притязаниями. - ориентация на само-воспитание; - помощь в развитии взаимоотношений со сверстниками; - формирование науч-ного мировоззрения; - помощь в профес-сиональном самооп-ределении; - формирование осо-знанной гражданской позиции.[1]


ЛИТЕРАТУРА

 

Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М.: Академия, 2000. С. 10–129.

Педагогика / Под ред. Ю.К.Бабанского. М.: Просвещение, 1983. С. 46–49.

Подласый И.П. Педагогика. М.: ВЛАДОС, 1999. Кн. 1. С. 99–126.

Пуйман С.А. Педагогика: Основные положения курса. Мн.: ТетраСистемс, 2001. С. 48–67.

Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. – М.: Педагогическое общество России, 2000. С.104–115.

Степаненков Н.К. Педагогика. Мн., 2002. С. 25–42.

Харламов И.Ф. Педагогика. Мн.: Унiверсiтэцкае, 2000. С. 111–130.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.