Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы обучения




Формы, методы и средства обучения.

Понятие и сущность содержания образования.

Принципы обучения.

Принципы педагогического процесса.

Воспитание как составляющая целостного педагогического процесса.

Обучение как составляющая целостного педагогического процесса.

Сущность педагогического процесса.

 

 

 

 

 

 

 

Тип обучения – это педагогическая категория, указывающая на имеющиеся общие характеристики, которые позволяют выделить его в самостоятельный подход к учебно-воспитательному процессу.

В педагогике принято выделять три основных типа обучения: традиционное (или объяснительно-иллюстративное), проблемное и программированное.

15. Традиционное (или объяснительно - иллюстративное) обучение: суть, достоинства и недостатки.

ТО – целенаправленный процесс формирования знаний, умений и навыков посредством осмысления и запоминания учебного материала. Основы этого типа обучения были заложены почти четыре века тому назад еще Я.А. Коменским ("Великая дидактика").

В основе ТО лежит ассоциативно-рефлекторная теория учения, согласно которой психика человека обладает способностью запечатлевать, сохранять и далее воспроизводить связи между отдельными событиями жизни, которые чем-то сходны или различны.

Процесс образования ассоциаций (приобретение знаний, умений и навыков) в ТО имеет определенную логическую последовательность:

· восприятие учебного материала;

· осмысление;

· запоминание и сохранение;

· применение усвоенного в практической деятельности.

Данная последовательность подчиняется дидактическому требованию, т.е. двигаться в обучении от частного к общему.

Цель: передача знаний, умений, навыков.

Методы: объяснительно-иллюстративные, формирующие активность воспроизводящего типа.

Форма организации: классно-урочная.

Характер взаимодействия: взаимодействие построено на жестком и последовательном разделении функций управления и подчинения.

Критерий эффективности: уровень знаний, умений и навыков, входящих в образовательный минимум.

Особенности:

1. ТО – это контактное обучение, построенное на субъект-объектных отношениях, где ученик – пассивный объект обучающих воздействий учителя (субъекта), который действует в строгих рамках учебной программы.

2. Это обучение по образцу, усвоение происходит в основном за счет механического запоминания.

3. Это сознательное обучение, но при этом сознание направлено на сам предмет освоения – знания, а не на способы их получения.

4. Ориентация обучения на среднего ученика.

Достоинства:

  1. Позволяет в сжатые сроки в концентрированном виде вооружить учащихся знаниями основ наук и образцов способов деятельности.
  2. Обеспечивает прочность усвоения знаний и быстрое формирование практических умений и навыков
  3. Непосредственное управление процессом усвоения знаний и навыков предупреждает появление пробелов в знаниях.
  4. Коллективный характер усвоения позволяет выявить типичные ошибки и ориентирует на их устранение и др.

Недостатки:

  1. Ориентировано больше на память, чем на мышление.
  2. Мало способствует развитию творчества, самостоятельности, активности.
  3. В недостаточной степени учитываются индивидуальные особенности восприятия информации.
  4. Превалирует субъектно-объектный стиль отношений между преподавателем и учащимся.

16. Проблемное обучение: суть, достоинства и недостатки.

Проблемное обучение – это способ организации деятельности учащихся, основанный на получении новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, проблемных задач в создающихся в силу этого проблемных ситуациях.

Это исследовательский тип обучения.

Персоналия: В. Оконь, М.М. Махмутов, А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер и др.

  1. Направлен на самостоятельный поиск учащимися новых понятий и способов действия.
  2. Предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешая которые они под руководством учителя активно усваивают новые знания.
  3. Обеспечивает особый способ мышления, прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности.

Этапы ПО:

  1. осознание проблемной ситуации;
  2. формулировка проблемы на основе анализа ситуации;
  3. решение проблемы, включающее выдвижение, смену и проверку гипотез;
  4. проверка решения.

ПО может быть разного уровня трудности для обучающихся в зависимости от того, какие и сколько действий по решению проблемы он осуществляет.

0 уровень (количество звеньев: учитель – 3, ученик – 0). Учитель ставит проблему, формулирует её и решает. Ученик запоминает решение проблемы.

1 уровень (количество звеньев: учитель – 2, ученик – 1). Учитель ставит и формирует проблему, а ученик решает её.

2 уровень (количество звеньев: учитель – 1, ученик – 2). Учитель только ставит проблему.

3 уровень (количество звеньев: учитель – 0, ученик – 3). Учитель проводит общую организацию и контроль, ученик осознает проблему, формулирует и решает её.

 

Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация.

Проблемная ситуация характеризует определенное психологическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет готовых средств и которое требует усвоения новых знаний о предмете, способах или условиях его выполнения. Условием возникновения проблемной ситуации является необходимость в раскрытии нового отношения, свойства или способа действия (Гурова Л.Л.).

Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.

Проблемная ситуация возникает у человека, если познавательная потребность и интеллектуальные возможности решать задачу, и имеются затруднения или противоречия между старым и новым, известным и неизвестным, данным и искомым, условиями и требованиями.

Проблемные ситуации могут быть различными по содержанию неизвестного, по уровню проблемности, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям.

Типы проблемных ситуаций (по Т.В. Кудрявцеву), наиболее часто возникающих в учебном процессе:

1. Проблемная ситуация создается тогда, когда обнаруживается несоответствие между имеющимися уже системами знаний у учащихся и новыми требованиями (между старыми знаниями и новыми фактами, между знаниями более низкого и более высокого уровня, между житейскими и научными знаниями).

2. Проблемные ситуации возникают при необходимости многообразного выбора из систем имеющихся знаний единственно необходимой системы, использование которой только и может обеспечить правильное решение предложенной проблемной задачи.

3. Проблемные ситуации возникают перед учащимися тогда, когда они сталкиваются с новыми практическими условиями использования уже имеющихся знаний, когда имеет место поиск путей применения знаний на практике.

4. Проблемная ситуация возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью или нецелесообразностью избранного способа, а также между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствием теоретического обоснования.

5. Проблемные ситуации при решении технических задач возникают тогда, когда между схематическим изображением и конструктивным оформлением технического устройства отсутствует прямое соответствие.

6. Проблемные ситуации создаются и тем, что существует объективно заложенное в принципиальных схемах противоречие между статическим характером самих изображений и необходимостью прочитать в них динамические процессы.

 

Достоинства:

  1. Способствует формированию определенного мировоззрения учащихся, поскольку высокая самостоятельность усвоения знаний обуславливает возможность трансформации их в убеждения.
  2. Формирует личностную мотивацию учащегося, его познавательные интересы.
  3. Развивает мыслительные способности учащихся.
  4. Помогает формированию и развитию диалектического мышления учащихся, обеспечивает выявление ими новых связей в изучаемых явлениях и закономерностях.

Недостатки:

  1. В меньшей мере, чем другие типы обучения, применим при формировании практических умений и навыков.
  2. Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объёма знаний, чем другие типы обучения.

17. Программированное обучение: суть, достоинства и недостатки.

Обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины).

Персоналия: Б.Ф. Скиннер, Дж. Уотсон, В. Оконь, Н. Краудер, Н.Ф. Талызина, П.Я. Гальперин

Возникнув в начале 60-х гг. XX в. на основе новых дидактических, психологических и кибернетических идей, оно направило свои усилия на создание такой технологии учебного процесса, которая позволяла бы контролировать каждый шаг продвижения учащегося по пути познания и благодаря этому оказывать своевременную помощь, избавляя тем самым от многих затруднений, потери интереса и других негативных последствий, сопровождающих плохо управляемый процесс.

В отечественной науке теоретические основы программированного обучения активно изучались, а также внедрялись достижения на практике в 70-х гг. ХХ в. Одним из ведущих специалистов является профессор Московского университета Нина Федоровна Талызина (1969; 1975). В отечественном варианте этот тип обучения базируется на так называемой теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина

Особенности ПО:

  1. Учебный материал изучается поэлементно в логической последовательности.
  2. Сразу же после сообщения определенной дозы знаний следует контроль за их усвоением:
    1. при правильном выполнении контрольных заданий учащийся получает новую порцию материала и выполняет следующий шаг обучения;
    2. при неправильном ответе учащийся получает помощь и дополнительные разъяснения;
  3. Каждый учащийся работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе;
  4. Результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируются, они становятся известными как самим учащимся (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь);
  5. Педагог выступает организатором обучения и помощником (консультантом) при затруднениях, осуществляет индивидуальный подход;
  6. В учебном процессе широко применяются специфические средства обучения (программированные учебные пособия, тренажеры, контролирующие устройства, обучающие машины).
  7. Предполагает применение алгоритмизированных предписаний, помогающих обучаемым кратчайшим путем находить верные решения определённого круга познавательных задач.
  8. Вырабатывает особый стиль мыслительной деятельности, мышление становится управляемым.

Принципы ПО: последовательность, доступность, систематичность, самостоятельность.

Формы программированного обучения:

1. Линейное программирование (Б.Ф. Скиннером в начале 60-х гг. ХХ в. на основе бихевиористского направления в психологии, где научение понимается как установление связи между стимулом и реакцией).

2. Разветвленное программирование (Н. Краудер)

3. Адаптивное программирование

4. Смешанное программирование (комбинированное) – содержит элементы трех программ.

Линейные программы – последовательно сменяющиеся небольшие блоки учбной информации с конкретным заданием, чаще всего тестового характера с выбором ответа.

Характеристика линейного программы (ЛП):

1. Дидактический материал делится на незначительные дозы, называемые шагами, которые учащиеся преодолевают относительно легко, шаг за шагом.

2. Вопросы или проблемы, содержащиеся в отдельных рамках программы, не должны быть очень трудными, чтобы учащиеся не потеряли интерес к работе.

3. Учащиеся сами дают ответы на вопросы и заполняют пробелы, привлекая для этого необходимую информацию.

4. В ходе обучения учащихся сразу не информируют, правильны или ошибочны их ответы.

5. Обучающиеся проходят по очереди все рамки программы, но каждый делает это в удобном для него темпе.

6. Значительное в начале программы число указаний, облегчающих получение ответа, постепенно ограничивается.

7. Во избежание механического запоминания информации одна и та же мысль повторяется в различных вариантах в нескольких рамках программы.

Разветвленная программа – обучаемому в случае неправильного ответа предоставляется дополнительная учебная информация до тех пор, пока он не сможет дать правильный ответ на контрольный вопрос или выполнить задание и продолжить работу с новой порцией материала.

Характеристика разветвленной программы:

1. Полнее учитывает особенности научения человека (мотивацию, осмысленность, влияние темпа продвижения), чем линейная.

2. Отличается от ЛП множественностью выбора шагов, ориентирована не столько на безошибочность действия, сколько на уяснение причины, которая может вызвать ошибку.

3. Подтверждение правильности ответа является в этой форме программирования обратной связью, а не только положительным подкреплением.

4. Может представлять собой большой текст, содержащий много ответов на вопрос к тексту.

Вопросы, в понимании Н.Краудера, имеют цель: проверить знания, закрепить информацию, увеличить усилия учащегося и формировать требуемую мотивацию у них.

Адаптивная программа – подбирает или предоставляет обучаемому возможность самому выбирать уровень сложности нового учебного материала, изменять его по мере усвоения, обращаться к электронным справочникам, словарям и пособиям и т.д. Диагностика знаний учащегося представляет многошаговый процесс, на каждом шаге которого учитываются результаты предыдущего.

Достоинства:

  1. Вырабатывает способности рациональных умственных действий.
  2. Воспитывает умение логически мыслить.

Недостатки:

  1. Не в полной мере способствует развитию самостоятельности в обучении.
  2. Требует больших затрат времени.
  3. Применимо для алгоритмически разрешимых познавательных задач.
  4. Обеспечивает получение знаний, заложенных в алгоритме, и не позволяет получить новые знания.
  5. Чрезмерная алгоритмизация обучения препятствует формированию продуктивной познавательной деятельности.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 25357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.