Теория поэтапного формирования умственных действий – концепция, представляющая собой общие психологические основы формирования знаний, умений и навыков с заранее заданными свойствами на основе определенного плана и программы их поэтапного развития. Она была сформулирована и исследована Петром Яковлевичем Гальпериным [1902 - 1988] в середине XX века.
Исходные положения:
Всякое внутреннее психическое есть превращённое, интериоризированное внешнее, сначала психическая функция выступает как интерпсихическая, затем как интрапсихическая (Л.С. Выготский)
Психика (познание) и деятельность суть единство, а не тождество: психическое формируется в деятельности, деятельность регулируется психическим – образом, мыслью, планом (С.Л. Рубинштейн).
Психическая внутренняя деятельность имеет такую же структуру, что и внешняя, предметная (А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина).
Деятельностная природа психического образа позволяет рассматривать в качестве его единицы – действие.
П.Я. Гальперин раграничил две части осваимого предметного действия: его понимание (ориентировочная часть) и умение его выполнять (исполнительная часть). Автор придавал особое значение ориентировочной части, считая её «управляющей инстанцией».
Ориентировочная чать действия направлена на правильное и рациональное построение исполнительных целей и на выбор одного из возможных исполнений.
Ориентировочная основа действия (ООД) – это система условий, на которую опирается человек при выполнении действия.
Классификация ООД:
С точки зрения полноты ООД может быть полной, неполной, избыточной.
По общности ООД может быть представлена в частном виде и поэтому пригодная для единичного, конкретного случая, но может быть представлена в общем виде, отражающем сущность целого класса частных случаев, и, следовательно, пригодная для ориентировки в каждом из них.
По способу получения:
ООД дается в готовом виде;
Составляется (вырабатывается) им самостоятельно
Типы ООД. Различие в общности, полноте и способе получения ООД служат основанием для выделения разных её типов.
«Проб и ошибок». Характеризуется неполным составом ориентировочной основы, ориентиры представлены в частном виде и выделяются самостоятельно путем проб. Процесс формирования действия идет медленно и с ошибками, сформированное действие чувствительно к малейшим изменениям условия выполнения.
Безошибочное усвоение. Характеризуется наличием всех условий, необходимых для правильного выполнения действия. Но эти условия даются в готовом, частном, полном виде.. Процесс формирования действия идет быстро и безошибочно, сформированное действие более устойчиво, чем первый тип. Однако сфера переноса действия ограничена сходством конкретных условий его выполнения.
Третий тип ООД имеет полный состав, ориентиры представлена полно и в общем виде, характерном для целого класса явлений. В каждом конкретном случае ООД составляется субъектом самостоятельно с помощью общего метода, который ему дается. Действию присущи не только быстрота и безошибочность процесса формирования, но и большая устойчивость, широта переноса.
Согласно этой теории, формирование умственных действий проходит по следующим этапам:
Формирование мотивационной основы действия. Вырабатывается у обучаемого отношение к целям и задачам предстоящего действия и к содержанию материала, намеченного для усвоения.
Составление схемы ориентировочной основы действия. Выделяются системы ориентиров и указаний, учет которых необходим для выполнения действия; в ходе освоения действия эта схема постоянно проверяется и уточняется.
Формирование действия в материальной (материализованной форме). Субъект производит требуемые действия с опорой на внешне предоставленные образцы действия, в частности на схему ориентировочной основы действия.
Формирование действия как внешнеречевого («громкая социальная речь»). В результате многократного подкрепления состава действия систематически правильным решением разнообразных задач отпадает необходимость вещественного использования ориентировочной схемы; ее содержание отражается в речи, выступающей как опора для становления действия.
Формирование действия во «внешней речи про себя». Происходит постепенное исчезновение внешней, звуковой стороны речи.
Предметное содержание действия. Речевой процесс «уходит» из сознания, оставляя в нем лишь конечный результат – предметное содержание действия.
Следует подчеркнуть, что при поэтапном формировании умственных действий не возникает проблемы разрыва знаний от умений и навыков, ибо знания формируются без предварительного заучивания в процессе применения к решению задач формируемого действия. Единицей содержания обучения выступают не знания, умения и навыки, а умственные и практические действия, которые объединяют в себе знания об изучаемом объекте и действии над ним и умения и навыки, составляющие способ действия на основе знаний.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление