Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность развивающего обучения




РО – направление в теории и практике образования, ориентирующееся на физическое, познавательное и нравственное развитие способностей учащихся путём использования их потенциальных возможностей.

Этапы развития идей РО:

1. В 30-е гг. заложены основы теории развивающего обучения Л.С. Выготским при рассмотрении им вопроса о соотношении обучения и развития.

2. В 30-50-е гг. Разрабатывались основы формирующего (обучающего) эксперимента как важного метода решения проблем развивающего обучения (А.Н. Леонтьев, А.В. 3апорожец, П.Я. Гальперин, С.Я. Рубинштейн, Г.С. Костюк, Н.А. Менчинская, Е.Н. Кабанова-Меллер и др.).

3. С конца 50-х гг. Гипотезу Л.С. Выготского о развивающем обучении на широкой экспериментальной основе проверяют, обосновывают и доказывают два научно-практических коллектива, созданных Л.В. 3анковым и В.В. Давыдовым.

4. В 60-80-е гг. разные аспекты развивающего обучения исследовались в области дошкольного воспитания, начального и среднего образования детей с задержками психического развития (Л.А. Венгер и др.).

Сущность РО:

1. Под развивающим понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу).

2. Решающая роль в развитии ребенка принадлежит обучению, происходящему в «зоне ближайшего развития» личности (Л.С. Выготский). Зона ближайшего развития — уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе совместной деятельности со взрослым, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности.

3. РО учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.

4. РО направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.

5. Содержание РО дидактически построено в логике теоретического мышления (ведущая роль теоретических содержательных обобщений, дедукция, содержательная рефлексия и т.д.).

6. РО осуществляется как целенаправленная учебная деятельность, в которой ребенок сознательно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их достигает.

7. Педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности, развивая целостную совокупность личностных качеств: знания, умения и навыки; способы умственной деятельности; самоуправляющиеся механизмы личности; эмоционально-нравственную и деятельностно-практическую сферы.

Структура развивающего обучения представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у школьника потребность в овладении специальными навыками, в создании новой, не имеющей аналога в его опыте схемы решения, новых способов действия. На первый план выступает не только актуализация ранее усвоенных знаний и сформировавшихся уже способов действия, но и выдвижение гипотезы, формирование принципа (идеи) и разработка оригинального плана решения задачи, отыскание способа проверки решения путем использования самостоятельно подмеченных новых связей и зависимостей между данным и искомым, известным и неизвестным. В процессе "добывания" создания новых способов выполнения действия ученик получает конкретный результат в виде новых фактов. Тем самым уже в самом процессе обучения школьник поднимается на новые ступени интеллектуального и личностного развития.

8. Ребенок является полноценным субъектом деятельности и своего развития.

Основой учения в структуре развивающего обучения является связь "цель - средство - контроль", а центральным технологическим звеном - самостоятельная учебно-познавательная деятельность ученика, основанная на способности ребенка регулировать в ходе обучения свои действия в соответствии с осознаваемой целью. Эти действия, направленные на изменение предметов и явлений, вызывали в поведении ребенка определенный процесс, мотивированный той или иной потребностью, которая (в поведении ученика) выступает временно как побуждение и как цель. Мотив учения выражен в либо непосредственно в практической потребности, ситуативном интересе, либо опосредованно - субъективно и скрыт от ученика. Например, для математика или другого специалиста, владеющего математикой, формулы всегда служат только вспомогательным средством, позволяющим перевести содержательную мыслительную работу в формальную и даже чисто механическую. Чтобы овладеть содержанием деятельности, которая обобщенно выражена в изучаемой формуле, ученик должен увидеть и раскрыть систему содержательных операций, заключенных в ней. Следовательно, усвоение знаний и формирование способов деятельности выступают в структуре развивающего обучения как процесс и результат деятельности ученика.

9. РО осуществляется путем решения учебных задач.

Соотношение понятий: усвоение, развитие, обучение (по В.В. Давыдову)

Обучение представляет собой систему организации и способы передачи индивиду общественно выработанного опыта. Обучение является формой организации усвоения.

Усвоение есть процесс воспроизведения индивидом исторически сформированных способов преобразований предметов окружающей действительности, типов отношения к ним и процесс превращения этих общественно выработанных эталонов в форму индивидуальной «субъективности». Усвоение – это воспроизведение учащимся общественно выработанного опыта.

Развитие осуществляется через усвоение (присвоение) индивидом общественно-исторического опыта. И развитие характеризуется прежде всего качественными сдвигами в уровне и форме присваиваемых индивидом способностей, видов деятельности и т.п.

 

Персоналия: Л.В. Занков, Л.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, З.И. Калмыкова, Н.Н. Поспелов, Е.Н. Кабанова-Миллер, Л.М. Фридман.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 4277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.