Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ценности социального воспитания




Принцип дополнительности позволяет осознать все многообразие общественных отношений, понять, что каждый человек, непохожий на другого, вносит свой вклад в развитие общества.

Принцип дополнительности в социальном воспитании

Принцип центрации социального воспитания на развитии человека базируется на гуманитарном понимании жизни и деятельности человека в обществе: поиск смысла жизни в творческой активности в труде и разного рода социальных контактах.

Он позволяет рас­сматривать воспитание как один из факторов развития человека, дополняющий природ­ные, социальные и культурные влияния на его становление, что ведет к отказу от преуве­личения роли и возможностей воспитания. Во-вторых, он позволяет рассматривать самовоспитание как совокупность взаимодополняющих процессов семейного, религиозного и социального воспитаний, что ведет к отказу от школоцентризма и этатизма.

В данном случае отказ от школоцентризма подразумевает, что в современном ми­ре школа - один из многих институтов воспитания, лишившийся монополии даже в образовании, хотяи сохраняющий приоритет в систематичности обучения.) Отказ от эта­тизма означает признание того, что в гражданском обществе воспитание осуществляется не только и не столько государством, но и обществом через семью, частные, обществен­ные и религиозные организации.

Существуют различные определения понятия «ценность» и их классификации.

Анализ философских и социологических источников позволяет сделать вывод о том, что «ценность» не сводится ни к значимости как своему основанию, ни к норме и идеалу. Она представляет собой не просто необходимую и должную, но и желанную цель, являющуюся идеалом и участвующую в нормативно-регулирующем воздействии на всю социальную практику.

Известно немало классификационных моделей, в которых ценности различаются по предмету (духовные и материальные), по содержанию объектов, на которые они на­правлены (экономические, нравственные, эстетические и т.д.), по субъекту отношения (человечество, социум, коллектив, индивид) (т.е. общечеловеческие, групповые, индиви­дуальные ценности), однако классификации эти имеют достаточно произвольный харак­тер, что объясняется сложностью данной категории.

Категория «ценность» в философских работах раскрывается при помощи различных понятий, таких как польза, значимость, важность, долженствование, норматив­ность, полезность и др.

Т. Парсонс, трактует ценности как высшие принципы, на основе которых достигается согласие в отдельных группах и обществе в целом.

«Человеческие ценности всегда очень конкретны в социокультурном отношении и в этом смысле не могут быть общими даже на уровне трактовок категорий Жизни и Смерти, Истины, Красоты, Блага», говорит И. А. Колесникова В.А.

Караковский в качестве основополагающих выделяет следующие: 3емля, (общий дом человечества). Отечество (единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой). Семья (естественная среда развития ребенка, закладывающая основы личности). Труд (основа человеческого бытия). Знания (результат раз­нообразного, прежде всего творческого труда). Культура (великое богатство, накоплен­ное человечеством в духовной и материальной жизни). Мир (покой и согласие между людьми, главное условие существования Земли и человечества). Человек (абсолютная ценность, цель, средство и результат воспитания). Он говорит об условности такого де­ления ценностей, указывает на взаимосвязь выделенных ценностей и их воплощении в Человеке как ценности, объединяющем их ключевые понятия, идеи, принципы и яв­ляющимся «мерой всех вещей».

ТЕМА СЕМИНАРА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СОЦИАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНСТИТУТОВ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

К институтам социального воспитания относятся семья, образовательные (воспитательные), общественные и религиозные организации, учреждения культуры.

Под институтами социального воспитания понимают организации и структуры, призванные оказывать на человека целенаправленное воспитательное воздействие с целью его социализации.

Важнейшим институтом социального воспитания является школа. ШКОЛА, если рассматривать ее с точки зрения социализации человека, имеет свои особые функции, которые отличаются от образовательных. К социализирующим функциям школы относятся:

· функция эмансипации ребенка от первичной зависимости от родителей и других родственников; эта функция реализуется благодаря тому, что ребенок попадает в систему межличностных отношений, где требуется высокий уровень его самостоятельности, а отношение взрослых к нему обусловлено качеством его деятельности (в первую очередь учебной);

· функция усвоения общественных ценностей и норм на уровне социальных стандартов: нормы школьной жизни соответствуют (а часто являются идентичными) нормам жизни в обществе, а потому способствуют включению ребенка в систему общественных отношений;

· функция социальной дифференциации детей в свете их достижений направлена на распределение детей применительно к ролевой (в т.ч. профессиональной) структуре взрослого общества в зависимости от их индивидуальных особенностей, склонностей, интересов, способностей и связана с тем, что в школе ребенок имеет достаточно широкий диапазон социальных отношений с разными людьми, позволяющий апробировать различные социальные роли и разные виды деятельности.

С целью успешной адаптации ребенка в обществе, для оказания ему помощи в самопознании и самоопределении можно предложить ему рассказать на классных часах о себе (сколько лет, из какой семьи), о своей роли во взаимоотношениях с окружающими людьми (какие обязанности дома и в школе, о том, что нравится или не нравится). Следующий шаг - дискуссия на тему «Место каждого человека в жизни общества», где выясняется, какой личный вклад может внести каждый в развитие той или иной сферы общества, этическая точка зрения на пассивность и активность каждого члена общества, а также положительных и отрицательных влияний общества на человека и человека на общество. Для подготовки к дискуссии можно использовать индивидуальные творческие задания, когда школьники выбирают темы по интересам и по способностям. Затем в рамках элективных курсов можно организовать конференции и семинары (например, в рамках курса «Культурологии» - семинар по теме «Прогрессивный человек - человек культуры»).

В старших классах существуют научные общества учащихся (НОУ), содержательная основа которых - развитие познавательной деятельности учеников через проведение предметных олимпиад, научно-практических, читательских конференций. Целесообразно создать комитет ученического самоуправления, который может функционировать в форме клубов; его содержательная основа - развитие творческой индивидуальности и формирование активной жизненной позиции через организацию различных видов досуговой деятельности (отдых, праздники, творческие дела).

Реализуясь в школьном пространстве, ребенок нуждается в поддержке, с помощью которой сможет выйти к цели оптимальным способом, через различные виды связей, построенные по принципу культуросообразности, что способствует его эффективной социализации. Возможно создание следующих зон поддержки:

· «зона помощи» - пространство, где оказывается помощь в случаях затруднений: в социуме, во внеклассной работе, на уроке в контакт с подростком вступает специально сориентированный взрослый, другой ребенок или материальный носитель необходимого смысла (схема с условными обозначениями, путеводитель и т. д.);

· «зона творчества» - пространство, обеспечивающее нестандартный, оригинальный подход, приводящий к не имеющим аналогов результатам в создании принципиально новых материальных и духовных ценностей, к самоактуализации и самореализации ребенка;

· «зона профориентации» - пространство, которое способствует укреплению уверенности в себе, передаче накопленного опыта, определению себя, выбору будущей профессии; здесь организуется профессиональный мониторинг в социуме, во внеклассной работе, на уроке;

· «зона гражданственности» - пространство, которое способствует осознанию себя гражданином и патриотом своей страны;

· «зона образования» - получение образования в рамках социально-экономических учебных дисциплин.

Ещеркина, О. А. Организационно-педагогические условия социализации подростков в воспитательном пространстве гимназии: Дис. … канд. пед. наук / О. А. Ещеркина. — Волгоград, 2004.

 

Важную роль в социальном воспитании играют разнообразные УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ. Они могут быть как светскими, так и религиозными (например, воскресные школы), их деятельность может быть направлена на развитие общих способностей детей или решать задачи допрофессиональной подготовки к определенному виду деятельности, как это делается, например, в клубах юных моряков.

Социальное воспитание служит сохранению и трансляции культуры отдельных социальных групп. Поэтому каждая воспитательная организация воспроизводит определенный социокультурный аналог - художественную студию, группу молодых актеров, редакцию журнала, воинскую часть, корабль, промышленное предприятие или какую-либо производственную структуру, школу, клуб по интересам. Такая структура воспитательных организаций позволяет детям и подросткам освоить ряд социальных ролей, принятых в рамках определенной субкультуры, что может им пригодиться в будущей профессиональной деятельности.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ, ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОТКЛОНЕНИЯ В УМСТВЕННОМ И ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ способствуют адаптации таких детей к условиям жизни в обществе. Дети приобретают в них знания, умения и навыки, которые должны свести к минимуму их зависимость от других людей, позволяют им получить профессию или продолжить образование.

Важную роль в социальном воспитании школьников играют ЛЕТНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЛАГЕРЯ, где дети и подростки приобретают иной, чем в школе, опыт социального взаимодействия, получают возможность развить лидерские качества, освоить новые виды деятельности.

ДЕТСКИЕ И ЮНОШЕСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ помогают сформировать у входящих в их состав школьников активную гражданскую позицию, способствуют присвоению ценностей демократического общества, вырабатывают у них свойственные такому обществу формы поведения, развивают лидерские качества, знакомят с широким кругом актуальных социальных проблем.

УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ расширяют социальный кругозор ребенка, формируют и корректируют его эстетические пристрастия, создают у него представление о многообразии мира, способствуют его профессиональному и жизненному самоопределению.

РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ не только приобщают детей и подростков к той или иной религии, но и способствуют их включению в жизнь общества в формах, одобряемых данной конфессией. Наиболее показательны в этом плане дела благотворительности, акции милосердия, в которых наряду со взрослыми участвуют и дети и которые нередко проводятся совместно с государственными и общественными организациями. Религиозные организации создают собственные образовательные и воспитательные учреждения - дошкольные учреждения, гимназии и лицеи, кружки, летние оздоровительные лагеря.

Важную роль в социальном воспитании играют средства массовой коммуникации - печать, радио, телевидение, Интернет). Хотя задачи социального воспитания они решают попутно, параллельно со своими основными функциями, их влияние на характер социализации человека чрезвычайно велико. Средства массовой коммуникации влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Люди в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей часто идентифицируют себя с теми или иными героями, воспринимая при этом их образцы поведения, речевое поведение, стиль жизни.

Важная роль в координации деятельности различных институтов социального воспитания принадлежит социальному педагогу.

Социальный педагог - организатор работы с детьми и взрослым населением в микросоциуме (чаще всего в микрорайоне).

Он осуществляет педагогическую, методическую, исследовательскую деятельность, которая направлена на защиту прав детей в обществе, содействие им в период социального и профессионального становления, а также на взаимодействие со взрослым населением, нуждающимся в социально-педагогической помощи.

В зависимости от профиля, специализации социальный педагог может работать непосредственно в жилом доме, на предприятиях и в учреждениях различных ведомств (школа, клиника, досуговый центр) или специализированных учреждениях (отделение социальной помощи, детский дом, центр реабилитации, социальный приют, медико-психологическая консультация, «телефон доверия», центр занятости и трудоустройства). Забота социального педагога (работника) распространяется на различные возрастные категории населения и направлена на активизацию социокультурных и социально-педагогических функций общества, семьи и отдельного человека.

Можно выделить следующие наиболее общие (базовые) характеристики социального педагога независимо от специализации:

· способность обеспечивать допустимое и целесообразное посредничество между человеком, семьей, с одной стороны, и обществом, различными государственными и общественными структурами - с другой;

· способность выполнять своеобразную роль «третьего человека», связующего звена между личностью и микросредой, между детьми и взрослыми, семьей и обществом;

· умение влиять на общение, отношения между людьми, на ситуацию в микросоциуме, стимулировать, побуждать воспитанника к той или иной деятельности;

· умение работать в условиях неформального общения, оставаясь в позиции неформального лидера, помощника, советчика, способствующего проявлению инициативы, активной субъектной позиции воспитанника;

· способность соучаствовать, сопереживать воспитаннику в решении его проблем;

· коммуникабельность, умение строить диалогические взаимоотношения.

 

ГУМАНИТАРНОСТЬ выступает ведущим принципом деятельности социального педагога, которому часто приходится иметь дело с людьми, чьи жизненные ориентиры, поведение, образ жизни, так или иначе, отклоняются от общепринятых.

 

Способность принимать таких людей как данность, проявлять к ним деятельное сострадание - необходимое условие успешной деятельности социального педагога.

В деятельности социального педагога приоритетное место принадлежит решению профилактических задач. Он не ждет, когда к нему обратятся за помощью. Социальный педагог в этически допустимой форме сам выходит на контакт с семьей, отдельным человеком. Он «ставит социальный диагноз», изучает психологические и возрастные особенности, способности человека, вникает в мир его интересов, узнает о круге общения, условиях его жизни, моральном микроклимате, выявляет позитивные и негативные влияния, психологические, медицинские, правовые, экологические проблемы, решение которых осуществляется совместно с социальными работниками, специализирующимися по определенным профилям.

Содержание деятельности социального педагога в системе образования строится в соответствии с целями учебно-воспитательного процесса конкретного учреждения образования и логикой социально-педагогического процесса в целом и включает следующие этапы:

· диагностика - изучение состояния, проблем и перспектив развития личности или среды с целью обеспечения достойного уровня жизни и позитивного развития детей и подростков (первичная диагностика) или отслеживание динамики происходящих изменений и своевременная коррекция социально-педагогического процесса в случае низкой его эффективности или нарушения процесса социализации детей и подростков (мониторинг);

· прогнозирование и планирование социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении - определение тенденций развития ситуации в образовательном учреждении или жизни конкретного ребенка, подростка в будущем и составление плана социально-педагогической деятельности, обеспечивающей решение существующих проблем и предупреждение новых на основе совершенствования отношений и создания благоприятного для развития учащихся микроклимата в образовательном учреждении, классных коллективах и семьях;

· реализация социально-педагогической деятельности в соответствии с планом и коррективами, вносимыми в процессе мониторинга - в соответствии с содержательной моделью всего учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и выявленным в результате диагностики проблем микро-социума в целом и отдельных учащихся;

· анализ результатов социально-педагогической деятельности проводится, как правило, по окончании определенного периода работы, например, четверти, полугодия, учебного года, с целью определения ее эффективности, выявления недостатков, обобщения положительного опыта и планирования дальнейшей работы.

 

В процессе работы социальный педагог составляет социально-педагогический паспорт образовательного учреждения и окружающего микро-социума; формирует банк данных об учениках с девиантным и делинквентным поведением, детях-инвалидах, детях, оказавшихся в сложной жизненной ситуации (сирот, мигрантов), детях из неполных, многодетных, малообеспеченных семей.

Содержание деятельности социального педагога в каждом образовательном учреждении включает широкий спектр мероприятий, контактов, процедур, имеет свою специфику как по отношению к деятельности других специалистов, работающих в образовательном учреждении (педагогов, психологов, руководителей творческих объединений), так и по отношению к деятельности социальных педагогов - работников специализированных социальных служб. Для эффективной работы социального педагога требуется конкретизация его должностных обязанностей с учетом региональных условий, специфики самого образовательного учреждения.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.