КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема лекции 2. Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи
Человек как жертва социализации. Человек как субъект социализации. Человек как объект социализации. ЧЕЛОВЕК КАК ОБЪЕКТ, СУБЪЕКТ И ЖЕРТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, является объектом социализации. Содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины или женщины (полоролевая социализация), создал прочную семью (семейная социализация), мог бы и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни (профессиональная социализация), был законопослушным гражданином (политическая социализация) и т.д. Следует иметь ввиду, что требования к человеку в том или ином аспекте социализации предъявляют не только общество в целом, но и конкретные группы и организации. Содержание требований зависит от возраста и социального статуса человека, к которому они предъявляются. Человек становится полноценным членом общества, будучи не только объектом, но и субъектом социализации, усваивающим социальные нормы и культурные ценности, проявляя активность, саморазвиваясь и самореализуясь в обществе. Субъектом социализации человек становится объективно, ибо на протяжении всей жизни на каждом возрастном этапе перед ним встают задачи, для решения которых он более или менее осознанно, а чаще неосознанно, ставит перед собой соответствующие цели, т.е. проявляет свои субъектность (позицию) и субъективность (индивидуальное своеобразие). Успешная социализация предполагает, с одной стороны, эффективную адаптацию человека в обществе, а с другой стороны - способность в определенной мере противостоять обществу, а точнее - части тех жизненных коллизий, которые мешают развитию, саморазвитию, самоутверждению человека. Человек, полностью адаптированный в обществе и не способный в какой-то мере противостоять ему, т.е. конформист, может рассматриваться как жертва социализации. В то же время человек, не адаптированный в обществе, также становится жертвой социализации - диссидентом (инакомыслящим), правонарушителем или еще как-то отклоняется от принятого в этом обществе образа жизни.
Социальное воспитание - многомерное понятие. В самом общем виде оно может рассматриваться как помощь человеку в его социализации, в интеграции его в конкретное общество, в гармонизации его адаптированности в обществе и обособленности в нем. Социальное воспитание обеспечивает целенаправленное овладение различными социальными ролями в разных сферах жизнедеятельности (семейной, профессиональной, досуговой), социальными установками и ценностными ориентациями, развитие человека как личности, индивидуальности, субъекта собственной жизни и социального творчества. Социальное воспитание осуществляется обществом и государством в организациях, создаваемых для этой цели или занимающихся им наряду со своими основными функциями (предприятия, армия, партии и др.). Взаимосвязь субъектов социального воспитания (индивидуальных - воспитателей и воспитуемых, воспитуемых между собой; групповых - коллективов и групп; социальных - организаций, органов управления и др.) имеет институционально-ролевой характер. Социальное воспитание понимается как планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития человека в процессе его социализации. В отечественной педагогике выделяются следующие направления социального воспитания: · индивидуальная помощь ребенку в кризисной ситуации (в семье, школе, сообществе сверстников), когда необходимо восстановить физическое, психическое и социальное здоровье ребенка (подростка); · защита прав ребенка на достойную жизнь в обществе: · охрана здоровья ребенка - физического, психического, нравственного; · организация разнообразной деятельности ребенка - социальной, трудовой, досуговой; · помощь в выработке умения принимать самостоятельные решения в организации своей жизни. Особую группу составляют направления, связанные с интеграцией в общество детей и подростков, испытывающих трудности в процессе социализации или ставших жертвой неблагоприятных условий социализации - детей- инвалидов, детей-сирот (в том числе социальных сирот, от которых отказались родители (в настоящее время в России 734 тыс. детей-сирот. 93% из них - социальные сироты, имеющие живых родителей), детей из неполных и малообеспеченных семей, детей из антисоциальных семей (семей алкоголиков, наркоманов, преступников), детей-мигрантов, «трудных» детей, ВИЧ-инфицированных подростков. Условия для успешного решения задач социального воспитания создаются в процессе взаимодействия социальных, групповых и индивидуальных субъектов в трех тесно взаимосвязанных и в то же время относительно автономных сферах: образование, организация социального опыта человека, индивидуальная помощь человеку. Образование включает в себя: систематическое обучение (формальное образование - как основное, так и дополнительное); просвещение, т.е. пропаганду и распространение культуры (неформальное образование); стимулирование самообразования. Организация социального опыта человека осуществляется через организацию жизнедеятельности формальных групп (например, секций подростковых клубов), стимулирование самодеятельности в формальных группах, влияние на неформальные группы. При этом под социальным опытом в широком смысле понимается единство различного рода умений и навыков, знаний и способов мышления, стереотипов поведения, ценностных ориентаций и социальных установок, запечатленных ощущений и переживаний. Примером может служить участие подростков и молодежи в разного рода социальных проектах. Для успешной социализации ребенка чрезвычайно важно, чтобы социальный опыт приобретался им во взаимодействии со значимыми лицами. Индивидуальная помощь человеку (педагогическое сопровождение индивидуальной социальной ситуации развития) реализуется в процессе консультаций (помощь в решении проблем), попечительства и опеки, стимулирования саморазвития. Индивидуальная помощь - это сознательная попытка помочь человеку приобрести знания, установки и навыки, необходимые для удовлетворения своих собственных потребностей и аналогичных потребностей других людей, в осознании человеком своих ценностей, установок и умений, в развитии самосознания, в самоопределении, самореализации и самоутверждении, в развитии понимания и восприимчивости по отношению к себе и другим, к социальным проблемам, в развитии чувства причастности к группе и социуму. Мера систематичности, интенсивности, характер, содержание, формы и методы образования, организации социального опыта и индивидуальной помощи зависят от возраста, этнокультурной и социально-профессиональной принадлежности воспитанников, а также от специфики воспитательных организаций, соотношение и роль которых на каждом возрастном этапе различны в том или ином обществе.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2822; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |