КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
II. Педагогическая система Я.А. Коменского и ее значение для понимания современных проблем образования и воспитания.
1. Педагогическая концепция Я.А. Коменского как составная часть его проекта переустройства общества («Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», «Великая дидактика», «Материнская школа» и др.). 2. Природосообразная педагогика Я.А. Коменского. 3. Этапы возрастного развития человека и школьная система по Я.А. Коменскому. 4. Содержание воспитания и образования. 5. Дидактические принципы, правила и методы обучения. 6. Значение деятельности Я.А. Коменского для развития педагогических традиций современной цивилизации. Литература: 1. Коменский Я.А. Великая дидактика. // Избр. сочинения. В 2-х т. – М., 1982. 2. Коменский Я.А. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих. // Избр. сочинения. В 2-х т. – М., 1982. 3. Коменский Я.А. Материнская школа. // Избр. сочинения. В 2-х т. – М., 1982. 4. Коменский Я.А. Пампедия. // Избр. сочинения. В 2-х т. – М., 1982. 5. Коменский Я.А. Пансофическая школа. // Избр. сочинения. В 2-х т. – М., 1982. 6. Степашко Л.А. Человек в концепции Я.А. Коменского. // Педагогика. – 1992. - № 5 – 6. – С. 86 – 87. 7. Джимблацзе Г.Н. Философия Коменского. – М., 1982. 8. Кратохвил М.В. Жизнь Яна Амоса Коменского: Кн. для учителя. – М., 1991. 9. Лорцкипанидзе Д.О. Ян Амос Коменский. – М., 1970. 10. Я.А. Коменский. // Педагогическое наследие. – М., 1989. Тема: Развитие педагогических концепций на Западе в период с XVIII до начала XX вв. I. Идея развивающего и воспитывающего обучения в истории западноевропейской педагогики. 1. Принцип природосообразности как основа развивающего и воспитывающего обучения. 2. Сократ как один из родоначальников развивающего и воспитывающего обучения. 3. Вклад И.Г. Песталоцци в развитие идеи развивающего обучения. 4. Разработка теории развивающего обучения Ф.А. Дистервегом. 5. «Теория многосторонности интереса» И. Гербарта, ее значение для понимания сущности развивающего и воспитывающего обучения. Литература: 1. Коханова Л. Согласно с природой. (Принцип природосообразности в педагогическом наследии ученых XVI – XIX вв.). // Вестник высшей школы. – 1992. - № 2. – С. 29 – 36. 2. Демокрит. Фрагменты о воспитании. // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1981. – С. 9 – 10. 3. Песталоцци И.Г. Памятная записка парижским друзьям о сущности и цели метода. // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1981. – С.280 – 304. 4. Песталоцци И.Г. Лебединая песня. // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1981. – С. 304 - 322. 5. Песталоцци И.Г. Что дает метод уму и сердцу. // Избр. пед. сочинения. В 2 т.- М., 1981. - Т. 2. 6. Бим-Бад Б.М. И.Г. Песталоцци: Концепция развивающего обучения. // Сов. педагогика. – 1986. - № 3. – С. 105. 7. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей. // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1981. – С. 353 – 415. 8. Давыдов В.В. Труды А. Дистервега и современная педагогика. // Педагогика. – 1992. - № 1- 2. – С. 85 – 89. 9. Гербарт И. Общая педагогика, выведенная из цели воспитания. // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1981. –С. 322 – 352. 10. Очерки истории школы и педагогики за рубежом.– М., 1989. – Ч. 2.
II. Реформаторская педагогика. (Зарубежная педагогика и школа в конце XIX - начале XX вв.) 1. Тенденции развития школы и педагогики в Европе и Северной Америке. 2. Развитие идей свободного воспитания (Э. Кей, М. Монтессори). 3. Трудовая школа и гражданское воспитание (Г. Кершенштейнер, Г. Шаррельман). 4. Прагматическая педагогика Д. Дьюи. 5. Зарождение экспериментальной педагогики (В.А. Лай, Э. Мейман, О. Вильман, Р. Ришар и др.). 6. Возникновение педологии (Э. Торндайк, С. Холл, А. Бине). Ее влияние на развитие педагогики и психологии. Литература: 1. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1981. – Раздел 6. Буржуазная педагогика и школа в эпоху империализма (Г.Кершенштейн, Д. Дьюи, В.Лай). 2. Джуринский А.Н. Основные течения в буржуазной педагогике // Основные направления и тенденции развития педагогической науки в конце XIX - начале XX вв. – М., 1980. 3. Богуславский М.В., Корнетов Г.Б. Образы свободного воспитания: Гуманистическая традиция в западной педагогике первой трети XX столетия. // Свободное воспитание. – Вып. 4. – М., 1993. 4. Корнетов Г.Б. Феномен свободного воспитания. // Учит. газета. – 1993. 5. Крупская Н.К. Семья и школа. – Пед. сочинения. В 6-ти т.– М., 1978. – Т. 1. - С. 105 – 113. 6. История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия. – М., 1986. – Педагогика, теория и практика эпохи империализма (Д.Дьюи, М. Монтессори, О. Декроли). 7. Кей Э. // Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993. 8. Вульфсон Б.Л. Джон Дьюи и советская педагогика. // Педагогика. – 1992. – № 9- 10. – С. 99 – 105. 9. Опозоренная и позабытая: Из истории педологии // Семья и школа. – 1989. - № 1. – С. 18 – 21. 10. Фрадкин Ф.А. Педология: мифы и действительность. – М., 1991. Тема: Теория свободного воспитания, ее развитие в истории педагогики. 1. Свободная и цельная личность как идеал естественного воспитания Ж.-Ж.Руссо. 2. Теория свободного образования Л.Н. Толстого. 3. К.Н. Вентцель и его «дом свободного ребенка». 4. Вальдорфская педагогика и школа.
Литература: 1. Педагогическое наследие (Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци). – М., 1989. 2. Руссо Ж.-Ж. Избранные педагогические произведения. В 2-х т. – М., 1981. – См. Эмиль, или О воспитании. – Кн. 1, 2, 3; Юлия, или Новая Элоиза. – Ч. 5. Письмо 3; Ответное письмо архиепископу де-Бомону. 3. Гессен С.И. Основы педагогики. – М., 1995. – С. 40 – 62. 4. Толстой Л.Н. О народном образовании. Воспитание и образование. Прогресс и определение образования. Яснополянская школа. // Педагогические сочинения. – М., 1989. 5. Гессен С.И. Основы педагогики. – М., 1995. – С. 40 – 62. 6. Толстой Л.Н. О народном образовании. Воспитание и образование. Прогресс и определение образования. Яснополянская школа. // Педагогические сочинения. – М., 1989. 7. Богуславский М.В., Соловьев В.А. Долгая дорога к Вентцелю. // Магистр. – 1991. 8. Вентцель К.Н. Свободное воспитание. Сборник избранных трудов. – М., 1993. 9. Богуславский М.В. Слово о Вентцеле. // Свободное воспитание. – 1992. – Вып. 1. 10. Богуславский М.В., Корнетов Г.Б. Космическая педагогика Вентцеля. // Свободное воспитание. – 1993. 11. Воспитание к свободе: Педагогика Р. Штейнера: Из опыта международного движения вальдорфской школы. – М., 1993. 12. Штейнер Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки. – М., 1993. 13. Корнетов Г.Б. Феномен свободного воспитания. // Учит. газета. – 1993. 14. Грюнелиус Э.М. Вальдорфский детский сад. – М., 1992. Тема: Развитие отечественных педагогических концепций второй половины XIX начала XX в. I. Разработка К.Д.Ушинским научных основ отечественной педагогики 1. Идея народности в воспитании. Роль и место родного языка в образовании и обучении. 2. Подготовка к труду как цель воспитания. 3. Нравственное развитие как задача воспитания. 4. Эстетическое воспитание как часть духовного развития человека. 5. Ушинский о педагогике как науке и о воспитании как искусстве. 6. Ушинский об учителе. Литература: 1. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина ХIХ. – М., 1976. 2. Антология педагогической мысли России второй половины ХIХ – начала ХХ в. – М., 1990. 3. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Антология педагогической мысли России (вторая половина ХIХ в. – начало ХХ в.). - М., 1990.- С. 41-44. 4. Ушинский К.Д. Научно-практическое назначение педагогики // Там же: - С. 44-45. 5. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Там же: - С. 45-52. 6. Ушинский К.Д. Родное слово // Там же: - С.52-59. 7. Предисловие к первому тому «Педагогической антропологии» // Там же: - С. 60-68. 8. Воспитание привычек и навыков. Педагогическое приложение к физиологической части // Хрестоматия по истории дошкольной педагогики в России. - М., 1987. - С. 206-210. 9. Педагогические идеи К.Д.Ушинского.- М., 1971. 10. Гончаров Н.К. Педагогическая система Ушинского. – М., 1974. 11. Василевская В.Я. Учение Ушинского о воспитании // Учит. газета. - 1994.- №12,14. II. Развитие гуманистических тенденций в педагогике Л.Н. Толстого. 1. Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого. 2. Проблема личности в педагогике Л.Н.Толстого 3. Принцип природосообразности в педагогике Л.Н.Толстого. 4. Идея «свободного воспитания» и ее реализация в практике Яснополянской школы. 5. Л.Н.Толстой о народной школе, ее задачах и методах обучения. 6. Учебные книги Толстого для народной школы.
Литература: 1. Антология педагогической мысли России второй половины ХIХ – начала ХХ в. – М., 1990. – С. 89 – 114. 2. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина ХIХ. – М., 1976. 3. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. – М., 1989. 4. Кудрявая Н.В. Толстой о гуманизме наук //Педагогика. – 1994.- № 3. – С. 80-84. 5. Фоменко Н.В. Дидактические уроки Толстого //Начальная школа. - № 1. – С. 11 – 16.
Тема: Реформы в сфере просвещения в России ХIХ – ХХ вв. 1. Реформы в сфере образования в России в 60-е гг. ХIХ века: а) общественно-педагогическое движение 60-х гг. ХIХ в., его влияние на политику в области образования; б) характеристика основных документов реформы («Положение о женских училищах»,1860г., «Университетский устав»,1863 г.; «Положение о начальных народных училищах», «Устав гимназий и прогимназий», «Положение о земских учреждениях», 1864 г.). 2. Преобразования в системе просвещения в 1917 – 1931 гг. ХХ в. а) Н.К. Крупская и А.В. Луначарский – вдохновители и организаторы реформы; б) «Основные принципы единой трудовой школы», «Положение о единой трудовой школе», их характеристика; в) Программы ГУСа – предвестники новой философии образования.
3. Российская педагогика и школа в новой социально-экономической ситуации (90-е гг. ХХ в.).
Литература: 1. Антология педагогической мысли России второй половины ХIХ – начала ХХ в. – М., 1990. 2. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. – М., 1953. 3. Каптерев П.Ф. История русской педагогии // Педагогика. – 1994, № 6 – 1996, № 2. 4. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т.. – М., 1974. 5. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. – М., 1978. 6. Луначарский А.В. О народном образовании. – М., 1958. 7. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец ХIХ – начало ХХ в. – М., 1991. 8. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1917 – 1941 гг. – М., 1980. 9. Закон об образовании. – М., 1992. 10. Стефановская С.А. Педагогика: наука и искусство. – М., 1998. 11. Степашко Л.А. Философия и история образования. – М., 1999.
Тема: Педагогические исследования П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского, их время и концепции воспитания. 1. Вопрос о цели и задачах воспитания в творчестве П.П. Блонского. 2. Разработка П.П.Блонским психологических аспектов обучения. 3. «Трудовая школа» П.П. Блонского и значение этой работы 4. Единая трудовая школа – основа новой государственной системы народного образования. 5. Педагогическая концепция С.Т. Шацкого, реализация ее на практике. 6. А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский о целях воспитания. 7. Организация и воспитания детского коллектива. (Теория коллектива, методика педагогического воздействия). 8. П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский о профессионально-педагогических качествах и подготовке учителя.
Литература: 1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М., 1985. - Гл. 1. О целях воспитания,. Гл. 5. Выдающиеся мастера о мастерстве. 2. Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начало XX в. – М., 1990. 3. Блонский П.П. Трудовая школа // Избранные педагогические и психологические сочинения. – М., 1979. - Т. 1. 4. Богуславский М. Почему Сухомлинский?. // Народное образование. – 1993. - №7-8. 5. Давыдова Н. В.А.Сухомлинский и борьба идей 60-х гг. // Народное образование. – 1993. - № 7 – 8. 6. Данильчеко М.Г. Педагогические взгляды П.П. Блонского. – М., 1974. 7. Жураковский Г.Е. Педагогические идеи А.С. Макаренко. – М., 1963. 8. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. – М., 1987. 9. Кулаев К. Школа по П.П.Блонскому // Учительская газета. – 1991. - № 25. - С. 8. 10. Макаренко А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта. – М., 1964. 11. Макаренко А.С. О воспитании. – М., 1990. 12. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (конец XIX - начало XX в.) – М., 1991. 13. Положение о единой трудовой школе РСФСР, Основные принципы единой трудовой школы // Хрестоматия по истории советской дошкольной педагогики. – М, 1988. – С.44-52. 14. Развитие детей А.С. Макаренко в теории и методике воспитания. – М., 1989. - Гл. 1, п. 2. - Идеи А.С. Макаренко как источник творчества В.А. Сухомлинского. 15. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. // Избр.. пед. соч. в 3 т. – М., 1979. - Т. 1. (Гл.: Дисциплина и самодисциплина, Становление нравственности. Человек и коллектив). 16. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива (Методика воспитания коллектива).- М., 1975. 17. Фрадкин Ф.А. Программа создания научной педагогики в работах П.П. Блонского // Советская педагогика. – 1984. -№ 6. 18. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения в 4 томах. М.,1964.
Тема: Отечественная дошкольная педагогика первой трети ХХ века. 1. А.С. Симонович, Е.Н. Водовозова, Е.И. Конради о воспитании детей дошкольного возраста. 2. Становление и развитие системы дошкольных учреждений в России в конце ХIХ – начале ХХ вв. 3. А.П. Усова и ее вклад в развитие теории и практики дошкольного воспитания. 4. А.В. Запорожец. Разработка психолого-педагогических проблем дошкольного детства. 5. Система дошкольного образования в настоящее время.
Литература: 1.История дошкольной педагогики в России. Хрестоматия – М.. 1987. 2.Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР.– М., 1991. 3.История советской дошкольной педагогики. Хрестоматия. – М.. 1988. 4.Егоров С.Ф., Лыков С.В., Волобуева Л.М. Введение в историю дошкольной педагогики. – М., 2001. 5.История дошкольной педагогики / Под ред. Л.Н.Литвина. – М., 1999.
Преподаватель ______________________ О.А. Букотина
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 5465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |