Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие педагогической мысли в Средние века и эпоху Возрождения




В 476 году ослабленная внутренними противоречиями Римская империя пала под натиском германских племен. С этого момента начинается новый этап историко-культурного развития Западной Европы, именуемый Средневековьем (V-XVI вв.). При формировании средневековой культуры в качестве ведущих культурных парадигм наиболее явно выделяются христианское мировоззрение и образ жизни, а также римский идеал имперской государственности. Одновременно идеологически угнетаются и переосмысливаются "языческие" античные традиции и взгляды на жизнь.

Главной силой, оказавшей решающее влияние на весь историко-куль-турный процесс средневековой Европы, стала унаследованная от Римской империи христианская религия в ее западной разновидности, известной с 1054 года под названием католицизма. Именно в русле идеологии католицизма и происходит в то время развитие всей западноевропейской культуры, включая обучение и воспитание. Это находит свое отражение и в новом взгляде на человека. Он объявляется "венцом творения", созданным по образу и подобию божьему. Христианство выделяет в природе человека два начала - тело и душу. Истинная суть человеческой жизни, по мнению средневековых богословов, заключается в безоговорочном подчинении телесного начала духовному. Так, на смену символу античной культуры - всесторонне развитому красавцу-атлету приходит образ одухотворенного человека-аскета.

Понятие внутреннего мира, "Я", было мало знакомо в античности. Появление христианства стимулирует рост внимания к глубоко интимной стороне человеческой души. Внутренняя жизнь человека становится предметом глубокого изучения, приобретает первостепенную религиозную ценность. Поэтому и внешне авторитарное, схоластическое средневековое образование интересно для нас прежде всего тем, что в нем главное внимание уделяется обучению добродетели, которая способствует постижению Бога, внутреннему освобождению человека и дает педагогике ясные нравственные ориентиры, основанные в сути своей на вечных ценностях христианской морали.

Для лучшего понимания теоретических основ христианской педагогики Средневековья при подготовке к семинарскому занятию желательно ознакомиться со взглядами хотя бы некоторых видных богословов и деятелей образования, к примеру, таких как Августин Аврелий (354-430 гг.), Альбин Алкуин (ок. 735-804 гг.), Фома Аквинский (1225/26-1274 гг.).

При рассмотрении основных типов средневековых учебных заведений необходимо выявить специфику различных церковных и светских школ.

Основное образовательное пространство на всем протяжении Средневековья занимали школы, которые открывались и содержались церковью (монастырские, соборные и приходские). В свою очередь монастырские и соборные школы делились на внутренние (для будущих священнослужителей) и внешние (для детей мирян). Во внутренних школах содержание образования было несколько шире. В большинстве из них изучался так называемый "тривиум" (грамматика, риторика и диалектика), а в более крупных еще и "квадриум" (арифметика, геометрия, астрономия и музыка). В совокупности "тривиум" и "квадриум" составляли "семь свободных искусств", которые преподавались на латинском языке во всех странах Западной Европы.

Основная масса населения в Средние века не получала школьного образования. Для вовлечения детей в производительный труд и получения профессии сложилась система ремесленного ученичества. Позднее, удовлетворяя растущие запросы торгово-ремесленных кругов в образовании, открываются городские школы (магистратские, цеховые, гильдейские), в которых, в отличие от церковных, преподавание велось на родном языке, а содержание и методы обучения носили в основном практико-ориентированный характер.

Во второй половине Средневековья под влиянием расширившихся торговых связей, а также под воздействием более высокой арабской культуры, знакомству с которой способствовали крестовые походы (X-XIII вв.), накапливаются сведения европейцев в области математики, астрономии, географии, медицины и других наук, что приводит к углублению и расширению научных знаний и представлений об окружающей природе и мире в целом. Церковные школы игнорировали большинство новых знаний (почему?), а потому начали складываться внецерковные союзы ученых, открывавшие собственные учебные заведения (медицинская школа в Салерно, юридические школы в Болонье и Падуе и др.).

В XII веке в Италии (Болонский), Франции (Парижский), Англии (Окс-фордский и Кембриджский) появляются первые университеты - добровольные объединения ученых разных специальностей и школяров, пользовавшиеся известной автономией по отношению к церковной и светской власти.

При изучении данного вопроса семинара следует обратить внимание на организационную структуру классического университета, содержание, формы и методы университетского образования и вклад этих учебных заведений в дальнейшее развитие европейской науки и культуры.

Средневековые университеты обычно состояли из 4-х факультетов: трех основных (богословский, медицинский и юридический) и одного подготовительного (артистический или искусств). На подготовительном факультете в течение 6-7 лет изучались "семь свободных искусств", после чего его выпускникам присваивалась степень "магистра искусств" и предоставлялась возможность продолжить образование на одном из трех основных факультетов. Там обучение длилось 5-6 лет, а по окончании присваивалась степень доктора наук. Основными видами занятий в университетах были лекции и диспуты. Ученые-богословы старались примирить науку и религию, подчинив светские знания вере путем их логической подгонки под авторитет священного писания. На первый взгляд бессмысленные схоластические споры имели и положительное значение. Они развивали абстрактное мышление, умение отбирать нужные аргументы и выстраивать на их основе цепочку доказательств, что безусловно дало толчок развитию науки в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.)

Эпоха Возрождения - это очень важный этап в истории европейской цивилизации в целом и образования в частности. Поэтому последнему вопросу занятия следует уделить особое внимание, учитывая тот вклад, который внесла данная эпоха в становление и развитие педагогической науки и практики.

Поставив человека в центр своего мировоззрения, гуманисты Возрождения большое внимание уделяли вопросам образования, связывая с ними моральный и социальный прогресс цивилизации. Этим объясняется их пристальный интерес к педагогической проблематике, получивший реальное воплощение в деятельности созданных ими школ (В. де Фельтре, Г.Веронезе и др.) и в многочисленных научных и художественных произведениях (Р.Ашам, П.Веджерио, М. де Монтень, Т.Мор, Ф.Рабле и др.). Главным идейным источником гуманистической педагогики того периода стало педагогическое наследие античной культуры. Гуманисты восприняли как классическую (греческую и римскую) культуру, важную для них социальными мотивами, идеями патриотизма, гражданского служения и свободного гармонического развития, так и позднеантичные учения, в которых их привлекли интерес к личности и идеи морального совершенствования. Определенное влияние на гуманистическую педагогику оказали и раннехристианские сочинения. Таким образом, на данном этапе развития европейской ци-вилизации происходит своеобразный синтез двух культурных традиций - античной и средневековой, приведший в конечном итоге к появлению но-вой ренессансной культурной точки зрения, что ясно прослеживается и в педагогике того периода.

Основными общепедагогическими и дидактическими принципами для педагогов-гуманистов стали общедоступность, добровольность и созна-тельность обучения, связь обучения с природой и жизнью (Л.-Б.Альберти, Монтень и др.), наглядность, самообразование, трудовое воспитание (Альберти, Верджерио, Мор). В школьной практике того периода впервые используются воспитательные возможности детского самоуправления, прослеживается стремление стимулировать живой интерес учащихся к знаниям через создание такой атмосферы учения, которая сможет превратить его в радостный познавательный процесс. Для достижения этого применяются экскурсии, наглядность всех видов, познавательные игры, уроки среди живой природы, а также разумные формы активного отдыха: прогулки верхом и пешком, подвижные игры, купание, охота, танцы и т.д.

Педагогическая мысль эпохи Возрождения значительно опережает занимающую основное образовательное пространство реальную школьную практику того периода, сохранявшую, как правило, традиционную для средневековья форму. Накопленный в то время гуманистический педагогический опыт, теоретическое наследие педагогов и философов оставляет заметный след в истории, служит хорошим толчком для дальнейшего содержательного наполнения гуманистических традиций образования педагогами последующих эпох и остается важным культурным источником для инновационного гуманистического поиска в наши дни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.