Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И самой личности как его субъектов




Социальное воспитание с позиции социальных институтов

Государство (общество) определяет требования к формированию

личности подрастающего поколения, к решению социальных задач

воспитания. Однако непосредственными воспитателями выступают

социальные институты и сам человек. Именно они решают социальные задачи формирования личности. Каждый социальный институт

представляет в социально-воспитательном отношении то особенное,

что характеризует его воспитательную деятельность в государстве

(обществе). Он решает общие (государственные), специальные и специфические социально-воспитательные задачи. Выделяются следующие подходы (направления) в социальном воспитании с позиции социальных институтов:

—официально обусловленное (государственно-обусловленное),

нормативное воспитание. Каждый институт руководствуется законами государства, нормами, правилами и традициями, сложившимися в

обществе, и готовит людей для жизни в нем. Он решает социально-воспитательные задачи своими средствами и методами;

—социально-обусловленное (особенное) воспитание, определяемое социальным статусом, предназначением учреждения, организации, движения. Оно направлено на формирование у воспитанника

того менталитета личности, который отличает ее от других, наполняет

социальным своеобразием и позволяет качественно решать профессионально важные, социальные задачи, например, учителя, врача, социального педагога, социального работника, военнослужащего и др.

Речь идет о формировании людей с определенным социальным статусом, социальным предназначением.

Каждое учреждение, каждая организация имеют свою социальную

среду (профессионально ориентированную). Она способствует формированию в личности того, что отличает ее социальный статус, мен-Глава 8. Социальное воспитание: сущность и содержание

талитет человека этой среды от любой другой: социального педагога —от учителя, военнослужащего —от служащего, социального работника —от врача и пр.;

—специальное (специфическое) социальное воспитание. Оно присуще именно этой среде (семье, организации, учреждению). К такому

типу относятся воспитание по определенному социальному идеалу, модели, формирование соответствующего социального типа личности.

Воспитание по социальному идеалу, модели имеет место в каждом

учреждении, организации. Оно обусловлено нравственно-психологическим климатом, установками, принципами, сложившимися традициями, опытом воспитательной деятельности, авторитетными личностями, обеспечивающими воспитательный процесс, воспитательной

деятельностью, средой, определяющей социальную востребованность

формируемого человека, и пр. Это то специфическое, что нарождается

именно здесь, в данной среде и отличает воспитанников одного учреждения от подобного ему.

В семье такой тип социального воспитания можно назвать родительским воспитанием по определенному социальному идеалу. Каждая

мать и каждый отец задумываются о целях воспитания своего ребенка. Они решают его различно, но всегда узкоэгоистически, мысленно рисуя себе картину будущего, в котором придется жить их дочери или сыну, отыскивают в нем теплое место под солнышком и все свои силы направляют к тому, чтобы их ребенок получил то воспитание, те навыки, которые дадут ему возможность занять это местечко. Но это будущее рисуется ими различно, например, воспитать сына так,≪чтобы он блистал в обществе≫, ≪продолжал дело≫, ≪вышел в люди≫,сделался инженером, ученым и.д.

Специфическая среда семьи, учреждения порой способствует социально-негативному формированию личности воспитанника, вследствие

чего он становится объектом воспитания улицы, негативной среды, отдельной негативной личности. Другими словами, имеют место факты,

когда либо сама среда способствует появлению социальных отклонений, либо она стимулирует уход воспитанника на улицу, определяя характер его социального формирования. В этом случае возникает необходимость направленной деятельности специальных государственных учреждений по перевоспитанию (исправлению) результатов уличного и семейного воспитания (Луначарский, Макаренко, Сорока-Росинский

и др.). Такой подход в социальном воспитании можно назвать социально контролируемая социализация, осуществляемая в специально созданных воспитательных организациях. Это направление получило широкое развитие во многих странах мира, в том числе и в России. Особенно

ему стали уделять внимание с 1918 г., когда волна детской преступности

102 Раздел II. Социальное формирование личности

и безнадзорности захлестнула Россию. Оно оказалось востребованным

и в современных условиях в связи с ростом числа детей, оставшихся без

попечения родителей.

Направленная социально-воспитательная деятельность имеет

место и в случаях, когда речь идет о категориях детей, подростков с

особыми нуждами. Имеется в виду направленное социальное воспитание человека с учетом его личностно-социальных проблем, возможностей и в соответствии с социальными потребностями среды его жизнедеятельности. В каждом конкретном случае возникают свои социально-воспитательные цели и способы их достижения.

С возрастом ребенок, чаще всего подросток, юноша, молодой человек, задумывается о смысле жизни, о будущей профессии. Он сам ставит перед собой вопрос о том, кем ему быть, определяет, каким образом этого добиться. В зависимости от того, как он своими силенками решает этот вопрос, выбирает то или другое направление по самосовершенствованию и сообразно с этим организует свою работу, можно

судить о его деятельности по социальному самовоспитанию. Данный

факт диктует необходимость еще одного подхода в социальном воспитании с позиции субъекта самосовершенствования —направленное

(осознанное) социальное самосовершенствование (самовоспитание) человека (Шульгин). Оно определяется результатом его предшествующего социального воспитания и характерно для подростка, молодого

человека на этапе социального выбора и практической деятельности

по его достижению. Отсюда необходимость определения, каким должен быть молодой человек и как этого можно достичь посредством социального воспитания в школе и семье, превращая его из объекта в субъект социального самовоспитания.

__

В связи с тем, что социальное воспитание рассматривается как относительно управляемый процесс, можно выделить ряд требований, предъявляемых к его организации. В научной литературе существуют разные подходы к определению системы принципов: гуманистической направленности, толерантности, субъектности, осознанности и др. (В. И. Загвязинский и др.); природосообразности, культуросообразности, центрации, дополнительности и др.

Принцип природосообразности означает построение социального воспитания на основе научного понимания взаимосвязи естественных природных и социальных процессов в соответствии с полом и возрастом человека.

Принцип культуросообразности – организация социального воспитания в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

Принцип центрации социального воспитания на развитие личности - воспитание должно быть направлено на помощь в социальном становлении, в создании условий для развития личности, исходя из ее приоритета перед группой и коллективом.

Принцип дополнительности предполагает подход к социальному развитию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов – природного, культурного, социального и др., изучение и выявление взаимодополняющих факторов, влияющих на человека.

Особую актуальность в современных условиях приобретает принцип социальной ответственности общества за реализацию человека в творчестве, приобретении знаний, создание условий для полноценного развития всех без исключения детей.

Основными ценностями социального воспитания являются: произведения материальной и духовной культуры общества; общественный идеал, эталон должного в различных сферах социальной жизни – в политике, экономике, искусстве, государственном устройстве, человеческих отношениях; личностные ценности – этические, эстетические, политические, правовые и др.

Социализация и социальное воспитание человека происходит с помощью ряда «механизмов». Выделяют психологические и социально-педагогические механизмы. К психологическим относят следующие механизмы: подражание (Г. Тард), идентификация и обособление (В. С. Мухина); имитация, идентификация, стыд, чувство вины (Н. Смелзер); идентификация, подражание, внушение, социальная фасилитация, конформность (Р. С. Немов, Н. И. Шевандрин).

К социально-педагогическим А. В. Мудрик относит традиционный, институциональный, стилизованный и межличностный механизмы.

Традиционный механизм (стихийное воспитание) – усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения.

Институциональный механизм функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально для этого созданными (детский сад, школа), так и реализующими эти функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производство, средства массовой коммуникации).

Стилизованный механизм действует в рамках определенной субкультуры. Субкультура – это комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста, профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.

Межличностный механизм функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами (отец или мать, тренер, наставник и т.д.).

Социализация и социальное воспитание происходит с помощью всех названных механизмов, но их соотношение может быть различным для каждого отдельного человека на том или ином этапе социального становления.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.