КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Москва 2006 2 страница
Гиперкомпенсация – излишняя (сверх необходимой) защитная компенсация имеющейся или мнимой физической или психической неполноценности. Гипертимия (повышенное радостное настроение) – маниакальный аффект с усилением влечений и неутомимой деятельности, ускорением мышления и речи, веселостью, чувством превосходного здоровья, выносливости и силы, над всем господствует оптимизм. Гипестезия (пониженная чувствительность) – понижение восприимчивости к внешним раздражителям. Гипноз – временное, сноподобное состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании внушения, что связано с изменением функции индивидуального контроля и самосознания. Гипнолепсия – периодически наступающие кратковременные приступы сонливости. Гипобулия (снижение воли) - понижение волевой активности в виде бедности побуждений, вялости, бездеятельности; для Г. характерны скудная, лишенная выразительности речь, ослабленное внимание, обедненное мышление, снижение двигательной активности, ограничение общения. Гипотеза — научно обоснованное, но неочевидное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения или его опровержения. Гипотомия (пониженное угнетенное настроение) – депрессивный аффект, «меланхолическое настроение», печаль, уныние, тоска, с неопределенным чувством грозящего несчастья и физическими тягостными ощущениями и т.д. Гнев – состояние бурного аффекта, которое быстро наступает и быстро проходит. Г. сопровождается двигательным возбуждением с агрессивно-разрушительными тенденциями и нередко с вегетативными нарушениями. Горе – астеническая эмоция, вызванная трагическими причинами. Гражданская процессуальная дееспособность – способность субъектов гражданского процесса участвовать по состоянию психического здоровья в судебных мероприятиях (заседаниях). Г.п.д. – может быть сохранена, ограничена, исключена. Границы конфликта — внешние пределы в пространстве и во времени, а также относительно той социальной системы, в масштабах которой возникает и развивается конфликтное столкновение. Группа – социально-психологическая категория, она может быть от двух людей и более. Г. различают большие и малые. Г. состоит из ведущего (лидера), основного ядра, ведомых. Г. может быть контактная, реальная, условная. Групповая позиция – свойство группы, обобщающее групповое мнение и групповую оценку, могущей принять форму групповой нормы. Г.п. проявляется в групповой деятельности, взаимодействия с уровнем развития группы. Групповая совместимость – массовидное явление как продукт группового сознания, объясняющий, почему разные люди, собранные в группу, дают одинаковую эффективность групповой деятельности. Г.с. различают психологическую (по интересам), физиологическую, психофизиологическую, идеологическую. Д. Дебильность (слабый, неспособный) – легкая степень олигофрении, характеризующаяся врожденной примитивностью суждений и умозаключений, недостаточной дифференциацией эмоций, а также сниженной социальной адаптацией, в том числе, и ограниченной возможностью обучения. Девиантное поведение – проблемное поведение в виде отдельных поступков или система поступков, противоречащих принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Девиация (социальная) — поведение, которое рассматривается как отклонение от групповых норм и приводит к изоляции, необходимости лечения человека, исправления или наказания нарушителя. Дегенерация психическая (перерождение) – общее название отклонений психики от нормального состояния, обусловленных неблагоприятными наследственными и внешними факторами. Деградация – чаще деградация личности, при которой утрачивается трудоспособность и ранее занимаемого социального положения в обществе. Д. может быть социальной, соматической, психической. Д. – это утрата личностью присущих ей ранее свойств с обеднением всех ее способностей (чувств, суждений, активности и т.д.). Дееспособность – способность лица своими действиями приобретать права и создавать для себя гражданские обязанности. Д. предполагает наличие правоспособности и возникает в полном объеме по достижении совершеннолетия. Дезадаптация – нарушение процесса приспособления организма человека, обусловленное в основном психологическими проблемами к условиям и требованиям окружающей среды. Дезинтеграция – разобщение отдельных психических процессов с нарушением целостности психической деятельности. Дезориентировка – неспособность человека ориентироваться в окружающей обстановке, во времени, в собственной личности. Действие социальное — форма или способ разрешения социальных проблем и противоречий. Декомпенсация – недостаточность или срыв механизмов восстановления функциональных нарушений и структурных дефектов организма. Д. - отрицательная динамика психологического состояния человека или психического состояния больного. Деликт – проступок, правонарушение. Делинквентное поведение – отклоняющееся, проблемное поведение у несовершеннолетних, не подлежащее по тем или иным причинам уголовному преследованию, но противоречащих общественно правовым или нравственным нормам (аморальное поведение, стяжательство, распущенность, драки, мелкие кражи, пьянство, наркомания, токсикомания и т.д.). Делинквентность (прегрешение) – синдром патохарактерологической реакции у несовершеннолетних (подростков), заключающийся в совершение ими мелких аморальных проступков и правонарушений, не достигающих степени уголовно наказуемого деяния. Д. чаще констатируют при психопатиях и акцентуациях неустойчивой личности, дефектах воспитания, злоупотреблении алкогольными напитками, наркотическими и токсикоманическими средствами или их суррогатами, беспорядочном образе жизни и т.д. Делирий – вид помрачения сознания, характеризующийся ложной ориентировкой в окружающем, с преобладанием истинных зрительных галлюцинаций, зрительных иллюзий и парейдолий, сопровождаемый образным бредом и двигательным возбуждением. Деменция (безумие) – приобретенное слабоумие, возникающее в результате психической болезни как его дефект, которое сопровождается ослаблением интеллекта, памяти, мыслительных процессов, нарушениями в других сферах психической деятельности. Д. чаще возникает при инволюционных процессах, заболеваниях и травмах головного мозга. Демонстрация — массовое шествие, одна из форм урегулирования коллективных трудовых споров, социальных конфликтов. Деперсонализация (отчуждение от самого себя, искаженное восприятие самого себя) – расстройство самосознания личности, сопровождающееся отчуждением некоторых или всех психических процессов. Депрессия – состояние, характеризующееся подавленным, угнетенным или тоскливым настроением и снижением психической активности, сочетающимися с двигательной заторможенностью и разнообразными соматическими нарушениями (потерей аппетита, похуданием, запорами, изменением ритма сердечной деятельности и т.п.). Депривация (утрата) – лишение или ограничение возможности удовлетворения каких-либо потребностей организма. Д. может быть двигательная (у осужденных, заключенных в одиночные или маломестные камеры), социальная (утрата привычных и значимых связей, привязанностей в связи с уходом на пенсию, вдовство и т.д.) и др. Дереализация – расстройство психической деятельности, выражающееся в тягостном чувстве искаженности, нереальности, чуждости окружающего мира в целом или его отдельных предметов, явлений. Детекция – исправление выявленных ошибок. Детерминанта (детерминизм) – обусловленность психических явлений объективным материальным миром и наличием у любого психического явления причины. Д. – причина того или иного явления. Дефект (убывание, недостаток) – в психологии (психиатрии) изменение личности, характеризующиеся обеднением, упрощением, видоизменением высших корковых функций (памяти, мышления, интеллекта и др.), утратой прежних возможностей в различных сферах личности: эмоциональной (уплощение), волевой (слабеют волевые и критические способности), двигательной (адинамия) и т.д. Дефиниция – определение психологического понятия, выраженного словом, делающее последнее термином. Деяние – поступок, проступок, комплекс действий. Деятельность – взаимодействие человека и окружающего мира, в котором он сознательно и целенаправленно изменяет мир. Диагностика конфликта — знание основных параметров конфликтного столкновения (состава участников, объекта разногласий, характера и степени остроты противоречий, сценария развития взаимодействия) с целью управленческого влияния на противостоящие стороны. Диагностика психолого-педагогическая — процесс и способы определения степени развития личностных качеств, затруднений в обучении, развитии, общении, освоении профессии, а также эффективности функционирования и развития психологических систем, технологий, методик, педагогических проектов. Диверсификация - (от позднелат. diversificatio - изменение, разнообразие), расширение объектов деятельности. Дизартрия – неспособность к правильной артикуляции речи, смазанная, запинающаяся, «спотыкающаяся» речь. Динамика – процесс движения,развивающийся как противоположность стабильному. Д. (в психологии) – это темп, ритм, подвижность, продолжительность, интенсивность психических процессов, а также некоторых внешних черт поведения человека (таких как активность, быстрота, замедленность реагирования и др.). Динамика конфликта — движение конфликтного столкновения, стадии и фазы его развития. Дипсомания - истинный запой, обусловленный внутренними причинами, в виде непреодолимого приступообразного влечения к пьянству. Д. возникает периодически, в промежутках между приступами запоя потребность в алкоголе отсутствует. Дисмнезия – расстройство памяти, характеризующееся снижением возможности запоминания, уменьшением запасов памяти и ухудшением воспроизведения. Диспозиция — готовность, предрасположенность субъекта к поведенческому акту, действию, поступку, их последовательности. Диссимуляция – преднамеренное утаивание психически больным действительно существующих симптомов (признаков) психической болезни. Дистимия – преходящее без видимой причины угнетенное настроение с преобладанием отрицательных эмоций и снижением влечений. Дисфория (раздражение, досада) – приступы мрачного, тоскливо-злобного, угрюмо-недовольного настроения, сочетающегося с повышенной чувствительностью к любому внешнему раздражителю, взрывчатостью, агрессивностью, нередко страхами. Дисциплинированность – волевое свойство личности, проявляющееся как кратковременно, так и в виде состояния, благодаря которому человек действует в соответствии с законами, нормами, установленными правилами. Дифференциация - (франц. differentiation, от лат. differentia - разность, различие), разделение, расчленение целого на различные части, формы и ступени. Доверие – ожидание от человека поступков, соответствующих моральным мотивам и принятым нормам деятельности, основывающихся на характере человека, опыте общения с ним, и, следовательно, знания вероятных его действий. Доминанта – временно действующий в коре головного мозга инертный очаг возбуждения, тормозящий другие рефлексы и усиливающийся при действии любых стимулов. Д. - стойкая мысль или переживание, становящееся основным видом деятельности. Доминирующий вид деятельности – преобладающий вид деятельности личности на определенном отрезке времени или стадии развития. Достижений тесты — совокупность психологических тестов, ориентированных на выявление уровня сформированности конкретных знаний, умений и навыков. Доступность – состояние, характеризующееся возможностью установления общения для получения необходимых сведений у личности о его жизни, отношения к окружающим, планам на будущее. Дромомания – периодически возникающее импульсивное влечение к перемене места жительства, бродяжничеству, бесцельному время провождению. Е. Единство личности, сознания и деятельности – принцип психологии, согласно которому личность как носитель сознания вместе с ним и проявляется и формируется в деятельность Ж. Желание – форма мотивации, усиленная потребность. Жертва преступления – это человек, перенесший моральный, физический и моральный вред от противоправного деяния, независимо от того, признан ли он в установленном порядке (законом) потерпевшим или нет. Ж.п. – более широкое понятие, чем потерпевший. Ж.п. – понятие виктимологическое. Жест – телодвижение, преимущественно руками, обычно сопровождающее речь для придания ей большей выразительности. Жизнедеятельность - внутренняя и внешняя активность личности в конкретных условиях. Жизненная позиция личности – наиболее выраженные и основные компоненты направленности человека, определяющие наиболее стойкие мотивы его деятельности. З. Забастовка — временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей; крайняя форма конфликтного столкновения, конфронтационный способ разрешения социально-трудового конфликта. Забывание – свойство памяти, заключающееся в потере возможности воспроизведения ранее запомненного. З. нередко снижает продуктивность памяти или приводит к иллюзиям. Завершение конфликта — устранение объективных и ослабление субъективных причин, вызвавших конфликтную ситуацию. Оно может быть результатом как взаимного примирения сторон, достижения определенного согласия между ними, так и постепенного затухания противостояния или перерастания его в другой конфликт. Загруженность – состояние, определяющееся обилием психологических расстройств, в связи с чем, человек поглощен ими и не реагирует на окружающее. Задатки – врожденные условия потенциально возможного развития большинства анатомических, ряда физиологических и некоторых других свойств индивида как личности. Задача (познавательная, учебная, воспитательная, исследовательская) — звено, этап движения к цели, цель, заданная в конкретной, требующей преобразования ситуации, побуждает студента к активной деятельности. Замысел — идея, связанная с представлениями о способах ее реализации, методически оформленная, но существующая только в сознании исследователя (педагога). Запоминание – свойство памяти запечатлевать ощущения, воспринятые, продуманные или пережитые. Заражение — процесс внушающей передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому при непосредственном контакте. Застревание – нарушение мышления, проявляющееся в крайней тугоподвижности и бедности ассоциаций. Заторможенность – замедленность темпа мышления, речи, движения, сочетающиеся с их обеднением и однообразием, забывчивостью и не возможностью сосредоточения на какой-либо деятельности. Затруднение общения – все то мешает общению (объективно: плохая слышимость, незнание языка и др.; субъективно: отсутствие внимания, психологический барьер и др.). Защита психологическая — саморегуляционный психологический механизм преднамеренного и подсознательного ограждения сознания человека от травмирующей его информации. Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия. Знание – результат познания как психического отражения не только формы, но и сущности феноменов и связи между ними как системы понятий. Значение – то, что психически отраженный объект (в частности, слово, знак, жест) обозначает независимо от его значимости для субъекта и смысла для него. З. – понятие объективной, но не субъективной диалектики. Значимость – значение, которое психически отраженный объект имеет для данного субъекта или группы их. Зона ближайшего развития — уровень развития и подготовленности к деятельности, которой человек может овладеть и оказаться отзывчивым к внешней помощи. Понятие введено Л.С. Выготским. И. Идеал педагогический — предельная, реально недостижимая цель, обеспечивающая свободное и гармоническое развитие личности или преобразование системы, соответствующее представлениям о ее совершенстве и характеризующееся отсутствием недостатков, изъянов, рассогласований. Идеализация — нереальная, мысленно воссозданная ситуация, дающая возможность создавать идеализированные, несуществующие объекты, оказывающиеся, однако, полезными для теоретического исследования. Идеи сверхценные (доминирующие идеи) – идеи, возникающие под влиянием обстоятельств, но в связи с чрезмерным эмоциональным напряжением, занимающие преобладающее положение в сознании. Идентификация — процесс психологического отождествления индивидом (или группой) себя с другим человеком или группой, общностью, социальной ролью, сопровождающийся чувством причастности к ним, тождественности с ними, «внутреннего срастания», единства и обособленности в особую социальную целостность. Идея – четко осознанная мысль, как основа дальнейшего процесса мышления или деятельности, о содержании и способах преобразования действительности в направлении достижения желаемой цели, идеала. Идиотия – тяжелая степень олигофрении, характеризующаяся стабильным выраженным слабоумием, практически отсутствием психических реакций и речи, невозможностью усвоения простейших психических навыков, а также полным отсутствием социальной адаптации. Иерархия – принцип психологии, требующий рассматривать все психические явления как последовательные ступени с соблюдением соответствующей субординацией. Изучение продуктов деятельности — исследовательский метод, который позволяет опосредованно изучать сформированность знаний и навыков, интересов и способностей человека на основе анализа продуктов его деятельности. Иллюзия – искаженное психическое отражение объективной реальности. И. бывают: зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и др. Имбецильность – средняя степень олигофрении, занимающая промежуточное положение между идиотией и дебильностью, характеризующаяся наличием врожденного слабоумия в виде замедленного и непоследовательного мышления, возможностью усвоения лишь элементарных навыков и косноязычием, а также слабой социальной адаптацией. Имплицитные концепции личности - совокупность представлений о том, каким должен быть каждый представитель данного этноса. Импринтинг – психическое явление, приобретаемое в памяти после рождения и дальнейшего развития детей и подростков в виде заимствования тех или иных важных черт (качеств) из поведения родителей, воспитателей или сверстников. Импровизация — умение быстро реагировать, принимать решения и выдавать результат экспромтом, без подготовки. Импульсивность – форма поведения, обусловленная складом характера или ситуацией или психическим заболеванием. И. – форма реагирования в виде неожиданных и энергичных ответных действий под влиянием сильного раздражителя лично значимой для индивида. Импульсивные акты – один из видов психомоторики в виде деформированных действий, принявших под влиянием сильных эмоций форму психических актов, подчас нелепых и непроизвольно совершаемых. Импульсивные действия – внезапно совершаемое стремительное немотивированное действие, продолжающееся ограниченный период времени. И.д. - признак выраженного психического расстройства. Инвариантность -неизменность какой-либо величины при изменении физических условий или по отношению к некоторым преобразованиям. Инвариантные свойства – постоянные свойства. Индивид – социально-психологическая категория, отдельный человек как особь, изолированно взятая из общности. Индивидуальность – особенные качества в индивиде, в частности свойства личности, присущие только ему одному. Индивидуальные свойства – разнообразные свойства. Индивидуальный стиль деятельности педагога — предпочитаемые педагогом приемы, манера обучения, способы разрешения конфликтов, определяющие самобытность его способов самовыражения и общения с окружающими. Индивидуальный трудовой спор — неурегулированное разногласие, конфликт между работником и работодателем по поводу соблюдения условий трудового договора (контракта). Индукция – это способ мысленного рассуждения от частных суждений к общему (например, к общим правилам). Индуцирование – передача одним лицом другому своих взглядов, убеждений, устремлений. Инертность (малая подвижность) – свойство личности, при котором констатируют замедленность психических процессов, застойность, неподвижность, нарушение переключаемости или патологическая фиксация внимания. Инициатива (предприимчивость) – проявление творчества в какой-либо деятельности. Инновации педагогические — распространение в образовательной практике педагогических новшеств и нововведений. Инсайт — озарение, догадка, внезапное нахождение решения проблемы, над которой долго думаешь в поисках решения. Инстинкт – форма генетически обусловленного поведения или его слагаемого – реагирования, физиологическим механизмом которого являются безусловные рефлексы. И. отличаются этим от навыков и деятельности, осуществляемых на основе условных рефлексов. Интегративно – находить данную функцию в решении чего-либо. Интеграция – объединение людей или групп, направленное на обеспечение какого-либо решения или реализации жизненно важной проблемы. Интеллект (понимание, рассудок) – психологическое понятие, мыслительная способность человека, определяющая его умственную деятельность, уровень знаний и опыта. И. – это способность к накоплению знаний, анализу полученной информации, соотнесению ее с уже имеющейся, выработка наиболее рациональных решений и определенных выводов, которые могли бы быть использованы в теории и практике тем или иным образом, а также – осознанию своего «Я» и мотивов личностного поведения. Интеллектуальные тесты — совокупность психологических тестов, предназначенных для диагностики уровня развития познавательной сферы и интеллекта (умственного потенциала) человека. Интервью — разновидность исследовательского метода опроса в психологии и педагогике. Предполагает в процессе устного опроса выявить опыт, оценку и точку зрения опрашиваемого (респондента). Интериоризация - переход извне внутрь; психологическое понятие, означающее формирование умственных действий и внутреннего плана сознания через усвоение индивидом внешних действий с предметами и социальных форм общения. Интероцептивные сигналы – сигналы от какого-либо внутреннего органа, улавливаемые корой головного мозга и участвующие в функционировании тех или иных органов. Интерпретация (лат. interpretatio) — истолкование, раскрытие смысла, совокупность операций по истолкованию, разъяснению смысла полученных результатов, объяснению причин и условий, их породивших. Интерференция – отрицательное влияние старых навыков на усвоение новых. Интонация – это оттенок речи, способствующий передаче своих чувств человеку. Интроверт – психологический термин, введенный для обозначения типа личности, в которой направленность определена его внутренним миром с выраженным развитием «Я», памяти и воображения. Интровертированность – характерологическая черта личности, проявляющаяся в необщительности, замкнутости, склонности к постоянному самоанализу своих мыслей и действий. Интуиция – это непосредственное познание действительности, сопровождаемое внутренним ощущением очевидности и основанное на предшествующем опыте и знаниях. И. достаточно индивидуальна, присуща разным людям в разной степени, и тесно связана с эмоциональным состоянием человека. И. усиливается в состоянии тревоги или напряжения. Инфантилизм – психопатологическое состояние, характеризующееся задержкой физического и (или) психического развития с сохранением черт, присущих детскому или подростковому возрасту. Инцидент — столкновение взаимодействующих сторон, означающее перевод конфликтной ситуации в конфликт. Ипохондрия – психопатологическое состояние, характеризующееся излишним вниманием к состоянию своего здоровья, необоснованной тревогой за него, страхом заболевания неизлечимой болезнью и др. И. проявляется от некоторой мнительности до бредовой убежденности в наличии болезни. Иррадиация (перемещение) – последовательное внешне беспричинное перемещение отрицательного (ненависть, презрение, гнев, ярость) или положительного (доброжелательность, симпатия, доверие) эмоционального отношения от одного лица на другое. Испытуемый (исследуемый, подэкспертный) – человек, являющейся объектом обследования (исследования). Истерия – состояние, возникающее под влиянием психотравмирующих факторов (чаще у лиц с повышенными внушаемостью и самовнушаемостью), которое характеризуется чаще всего полиморфными психическими, соматическими и вегетативными нарушениями. Для истерии характерна несдержанность и определенная театральность: крики, плач, энергичная жестикуляция и даже мнимые обмороки, бросание предметами, царапание лица, выдирание волос, демонстрация решимости пойти на любую крайность. Источники конфликтов — стечение неблагоприятных жизненных обстоятельств, воздействующих на поведение людей, проблемы трудовой мотивации, обрывы в коммуникативных связях, различия в темпераменте и характере, возрасте и жизненном опыте, уровне образования и общей культуры, убеждениях и нравственных ценностях и т.п. К. Карта конфликта — графическое изображение элементов конфликтного столкновения с указанием проблемы, требующей решения, констатацией интересов и опасений сторон. Катаклизм – резкий перелом, разрушительный переворот, катастрофа. Катарсис — эмоциональное потрясение, необходимое для выхода из трудного внутреннего состояния, обеспечивающее выход из него, внешнюю разрядку и приводящее к освобождению от мучительных мыслей и переживаний, к возникновению чувства облегчения. В психологии рассматривается как один из способов саморегуляции, в психиатрии — лечения неврозов, в педагогике — методов воспитания («метод взрыва»). Качество внимания – интенсивность внимания, его концентрация, направленность, объем, переключение, распределение, устойчивость. Кверулянство – расстройство поведения, выражающееся в сутяжничестве или борьбе против мелких обид, но не достигающее бредового уровня. Классификация конфликтов — группировка, систематизация конфликтных столкновений, деление их по существенным признакам, типам и видам (в частности, по сферам проявления, причинам возникновения, формам взаимодействия, коммуникативной направленности, продолжительности, составу участников, способам разрешения, последствиям). Климат социально-психологический — состояние психологии группы, большой общности, общества, характерное эмоциональной воздейственностью на своих членов и порождающее у них состояния психологического комфорта-дискомфорта, благоприятности-неблагоприятности, удовлетворенности-неудовлетворенности, отражающегося на их поведении. Коллектив – группа людей, объединенной общей деятельностью при повседневных контактах, конечная цель которых совпадает с целью общества.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |