КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Соперничество
Сопор – глубокая стадия оглушения, при которой отсутствуют реакции на словесное обращение, а сохранены лишь реакции на болевое раздражение. Состояние – это реальное переживание человеком своего положения с проявлением той или иной склонности или поведенческой реакции в определенный период времени. Сотрудничество — стиль поведения в конфликтных ситуациях, способ разрешения конфликтов. Нацелено на максимальную реализацию участниками конфликта собственных интересов. Но в отличие от конфронтационного стиля сотрудничество предполагает не индивидуальный, а совместный поиск такого решения, который отвечает устремлениям всех конфликтующих сторон. Это возможно при условии своевременной и точной диагностики проблемы, породившей конфликтную ситуацию, уяснения как внешних проявлений, так и скрытых причин конфликта, готовности сторон действовать совместно ради достижения общей для всех цели. Социализация — процесс усвоения каждым человеком (от момента рождения и до конца жизни) и активного воспроизводства в особенностях своей личности и поведении опыта, накопленного человечеством и воплощенного в достижениях современной цивилизации. Социализация личности – приобретенное в процессе воспитания социально значимые свойства личности, отражающие общественное сознание, взаимодействующее с биологически приобретенными ее свойствами. Социальная стереотипия – вид социальной установки, значимый для данной личности, которая устойчива и четко выражена. Социальное в психике – все, что отличает человека от животного, возникшее у него в процессе антропогенеза психики и ее общественно-исторического развития и появившееся в онтогенезе психики как следствие общения с другими людьми. Социальное партнерство — система мероприятий по обеспечению сотрудничества наемных работников, работодателей и представителей органов государственной власти в целях согласования социально-экономических интересов, договорного урегулирования социально-трудовых отношений и цивилизованного разрешения трудовых споров (конфликтов). Социально-психологические явления — психологические явления, существующие в группах людей и возникающие у отдельных индивидов при их нахождении в группе. Социально–психологический климат – вид психологического климата в коллективе (обществе), вызванного межличностными отношениями или влияющего на них. Кратковременное проявление С.-п.к. называется социально-психологической атмосферой. Социально-психологический климат — состояние психологии группы (или большой общности, общества в целом), выступающее в качестве комплексного социально-психологического условия для пребывания в ней ее членов, оцениваемое последними как благоприятное или неблагоприятное для себя, как вызывающее чувство удовлетворенности или неудовлетворенности. Морально-психологический климат, — в точном смысле, — компонент социально-психологического климата, характеризующий существующую в группе систему моральных отношений и норм поведения (см. выше); часто употребляется как синоним понятия социально-психологический климат. Социально-трудовой конфликт — столкновение, разногласие отдельных лиц и групп, вызванное несовпадением частных и общих интересов, несовместимостью мотивов и целей. Социопатия – вид психопатии как заметное утяжеление ее клинических проявлений и отклоняющегося поведения в результате плохого воспитания и негативного социального воздействия. Социум — большая устойчивая общность, характеризующаяся единством условий жизнедеятельности людей, общим местом проживания и наличием, вследствие этого, общей культуры. Специальные познанияэксперта-психолога – профессиональные знания психолога как специалиста в области психологии, необходимые для производства судебно-психологической экспертизы. Ее может проводить только психолог, то есть лицо, имеющее высшее психологическое образование и специальную подготовку по психологии. Сплоченность групповая — характеристика степени связанности, единения членов группы. Спонтанный – самопроизвольный, возникающий без внешнего воздействия. Способ разрешения конфликта — совокупность характерных приемов (уклонение, приспособление, конфронтация, сотрудничество, компромисс), отличающих стиль поведения образ действий по устранению причины конфликтного столкновения. Способности – индивидуальное качество личности, являющееся субъективным, но определяющим условием успешность овладения определенной деятельностью и совершенствования в ней. С. подструктура личности, наложенная на ее остальные основные подструктуры. Спутанность сознания – помрачение сознания, характеризующееся позитивными психическими симптомами (бредом, галлюцинациями и др.). Сравнение – вид мышления, в процессе которого получаются суждения об общности и различии свойств двух или нескольких познаваемых феноменов. Среда – все то, что взаимодействует с человеком и как организмом и личностью. Различают С. внутреннюю и внешнюю. При взаимодействии С. и личности изменения личности отстают от изменения С., что создает противоречия, учет которых очень существенен для воспитания и перевоспитания личности. Статус (в психологии)– положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. Статус социально-психологический — положение человека в системе межличностных отношений. Стеничность – характеристика высокой работоспособности, устойчивости к различным помехам, способность к длительной и непрерывной работе (деятельности). Стереотип — стандартизированный, привычный образ мысли, восприятия, отношений и поведения. Стереотип поведения – поведение, повторяющееся в неизменном виде. Стереотипия – непроизвольное и постоянное повторение однообразных, бесцельных, лишенных выразительности движений или слов и фраз. Стиль деятельности – определенная деятельность личности, мало влияющая на достижения цели этой деятельности, но определяющая своеобразие ее выполнения. Стиль конфликтного поведения — манера общения и образ действий участника конфликта, способ осуществления интересов. Стимул – внешнее или внутреннее воздействие на организм, личность или группу людей, отражаемое им в форме психической реакции или мотива, вызывающее возбудительный процесс к действию. Страсть – стабильное и длительное проявление эмоций, чаще входящих в структуру стойких чувств, становящееся доминирующим мотивом деятельности. Стратегия развития образования — общая руководящая линия, ориентиры и установки, направленные на достижение перспективных целей. Страх – отрицательно окрашенная эмоция, возникающая в ситуации угрозы биологическому или социальному существованию индивида, сопровождаемая внутренней напряженностью, чувством непосредственной опасности и разнообразными вегетативными нарушениями, связанная с ожиданием агрессивных событий, действий и т.п. С. имеет различные формы: боязнь, испуг, тревога, паника. Стремление – мотив деятельности, хорошо осознанный по своей цели, с которым стойко связан, и который достигается волевым усилием. Стресс – состояние острого психического и физиологического напряжения, возникающее в ответ на экстремальные воздействия в сложных и трудных условиях, при особых обстоятельствах, способное как дезорганизовать, так и активизировать деятельность человека. Стрессор – фактор, вызывающий состояние стресса. Физиологические С.: чрезмерная физическая нагрузка, болевые стимулы и т.д. Психологические С.: угроза, опасность, обида, информационная перегрузка и пр. Структура конфликта — совокупность элементов конфликтного столкновения (основная причина, непосредственные участники, социальная среда). Структура психических явлений – взаимодействие реально существующих психических явлений, взятое за целое, его подструктур, элементов и их всесторонних связей, отражаемое при его познании как психическая система. Ступор — полная обездвиженность и заторможенность психической деятельности, сопровождающаяся отсутствием реакций на окружающее, прямые воздействия на человека (до известного предела — и болевые). Субдепрессия (субдепрессивное состояние) – состояние легко выраженной депрессии, характеризующееся пониженным настроением, пессимистической оценкой событий и снижением работоспособности. Сублимация — в психоанализе 3. Фрейда один из механизмов психологической защиты, снимающий напряжение в ситуации конфликта путем трансформации инстинктивных форм психики в более приемлемые для индивида и общества. Сублиминирование – один из механизмов психологической защиты, при котором происходит превращение социально неприемлемого импульса в приемлемый, с примитивных и низменных потребностей на высоко ценимые в обществе проявления той или иной деятельности. С. – один из положительных механизмов адаптации личности. Субъект – носитель субъективного (нереального), но внешне объективизируемого. С. это не только человек, но и любое животное (обладающее способностью психического отражения) и коллектив, учреждение и организация. Субъект конфликта — участник (сторона, оппонент) конфликтного столкновения, преследующий свои интересы и обладающий определенной силой, рангом. Суггестивное воздействие – воздействие внушением на психику человека, при котором создается установка на то или иной действие. Суггестия (внушение)– процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания. Судебная психиатрия – раздел психиатрии, изучающий психические заболевания (нарушения, расстройства) и их диагностику, лечение и реабилитацию психически больных людей, применительно к решению специальных задач уголовного и гражданского судопроизводства. Судебная психология – раздел психологической науки, изучающий психологические проблемы, относящиеся к уголовному и гражданскому судопроизводству. Судебно-психиатрическая экспертная комиссия (СПЭК) - комиссия, организуемая органами здравоохранения для производства судебно-психиатрических экспертиз экспертами-психиатрами при психиатрических больницах и психоневрологических диспансерах. СПЭКи могут быть стационарными и амбулаторными. Они также проводятся в зале суда, кабинете следователя. Кроме того, они бывают посмертные и заочные (по материалам уголовного и гражданского дела, медицинским и иным документам. Судебно-психологическая экспертиза – форма применения психологического исследования, осуществляемое экспертом-психологом (экспертами) на основе специальных познаний в области психологии в целях дачи заключения по поводу обстоятельств, имеющих значение для установления истины по делу в уголовном судопроизводстве. Суждение – вид мышления, позволяющий устанавливать простейшие связи между познаваемыми феноменами. С. лежит в основе оценки чего-либо, а при групповом С. – в основе группового мнения. Сужение сознания – специфическое изменение сознания, выражающееся в его фиксации на относительно небольшом количестве элементов ситуации. Суицид – акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства или под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при которых собственная жизнь как высшая ценность теряет смысл, либо под влиянием бреда при психических заболеваниях. Сумеречное состояние – наиболее низкая степень уровня ясности сознания, при котором «свое Я» и окружающее только смутно осознается. С.с. нельзя отождествлять со спутанным сознанием, которое может еще не являться патологией обыденного сознания. Счастье – чувство высшего удовлетворения своим бытием (пассивное С.) или результатом своей деятельности (активное С.). Т. Талант – высшая способность личности к определенной деятельности, отличающаяся высоким совершенством. Т-группа — учебная группа, создаваемая для воздействия на ее членов путем моделирования межличностных отношений с целью развития у обучающихся социально-психологической компетенции, навыков общения и взаимодействия. Телепатия – передача на расстоянии сигналов и информации о психических явлениях одного индивида к другому помимо известных рецепторов. Темперамент – совокупность индивидуальных особенностей личности, сформировавшиеся на основе генетически обусловленного типа нервной системы и характеризующих динамическую сторону ее психической деятельности. Т. входит в биопсихическую подструктуру функциональной структуры личности. Основные Т.: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический. Т. определяется процессуальным в личности, но на него влияет взаимодействие процессуального и содержательного. Тенденциозное восприятие – это предвзятое, одностороннее восприятие с целью его навязывания другим лицам. Теория психологии – система психологических понятий, выраженных терминами, раскрывающими сущности и закономерности взаимодействий психических явлений между собой и с реальным миром. Термины психологические – слова, означающие научные понятия, имеющие дефиниции (определения), дополняемые объяснением и поэтому включаемые в систему языка психологической науки. Тест – краткий экспериментально-психологический метод, исследующий тот или иной психический процесс (функциональный Т.), личность в целом (проективный Т.) или группу. Применение Т., построено по принципу моделирования психологических особенностей и последующего их психологического анализа. Т. дает весьма ценные данные для изучения личности и ее потенциальных способностей. Тестирование (метод тестов) — исследовательский метод в психологии и педагогике, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, а также способностей и других качеств личности путем анализа способов выполнения испытуемыми ряда специальных заданий. Тип высшей нервной деятельности – устойчивый комплекс свойств высшей нервной деятельности, определяемый соотношением основных свойств нервной системы: силы (слабости), уравновешенности (неуравновешенности), подвижности (инертности). Типология конфликтов — классификация конфликтных столкновений по формам проявления в различных сферах общественной жизни: экономической, социальной, политической, этнической, религиозной, военной, юридической, семейно-бытовой и др. Токсикомания – заболевание, вследствие злоупотребления психоактивными веществами (лекарственными, токсическими, растительными или химическими веществами), вызывающих психическую, а затем и физическую зависимость, и не включенные МЗ РФ в список наркотических веществ. Толерантность – способность организма переносить какие-либо воздействия без развития соответствующего обратного эффекта. Толпа — определенное число людей, оказавшихся случайно в одно время в одном месте и частично контактирующих друг с другом. Тональность – та или иная высота (гамма) звука, на которой построено общение (разговор) людей или исполняемое музыкальное произведение. Торможение – нервный процесс, противоположный возбуждению. Т. проявляется в ослаблении или прекращении деятельности, специфической для данной системы организма. Торпидное мышление (тугоподвижное мышление) – замедленное, трудно переключаемое мышление с застреванием на малосущественных деталях. Торпидный – вялый, неактивный. Травма психическая – эмоциональное воздействие, вызвавшее временное или стойкое психическое расстройство под влиянием субъективного для личности психического раздражителя. Т.п. – причина психогении. Травмы головного мозга – различные виды механического повреждения головного мозга и костей черепа. Процессуальное значение имеют отдаленные последствия Т.г.м. в виде астении, пароксизмальных расстройств, психопатоподобных нарушений, состояний измененного сознания, паранойяльных особенностей, слабоумия. Традиции — поведенческие элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе, социальной группе в течение длительного времени, принимающие в больших общностях людей форму обычая. Транс – вид сумеречного помрачения сознания без продуктивной симптоматики (бреда, галлюцинаций, эмоционального напряжения) при котором выполняются внешне целесообразные, иногда сложные действия (ходьба, бег, путешествие в транспорте, попытки спастись и совершить другие импульсивные действия). По окончании Т. у таких лиц развивается амнезия (полная или частичная). Пример Т. – «малый» припадок при эпилепсии. Тревога – состояние, возникающее в ожидании неопределенной опасности или неблагоприятного развития событий. Т. отличается от страха беспредметностью. Т. побуждает человека искать возможный источник опасности, что может способствовать возникновению бреда и неврозов. Тревожное возбуждение – общее двигательное беспокойство в сочетании с тревогой и страхом. Тревожность – склонность человека испытывать в различных ситуациях страх, беспокойство, тревогу, которые не направлены на какой-либо конкретный предмет или явление, но влияющее на суждения и решения. Т. может рассматриваться как свойство личности, предрасполагающее к частым проявлениям состояний тревоги. Трема – психическое переживание в виде нарастающего чувства напряжения, тревоги, страха под влиянием выполнения реальной угрозы. Тремор — непроизвольные ритмические мышечные сокращения (дрожь), вызывающие колебательные движения конечностей, туловища. Трудовое воспитание – воспитание склонности к труду как основной жизненной потребности через формирования привычки к труду, путем сочетания включения личности в посильную, но активную трудовую деятельность, с удовлетворением в достижении цели. Трудоспособность – способность человека к труду, не ограниченная заболеваниями или физическими и умственными недостатками. Тугоподвижность (торпидность, вязкость) мышления – выраженная затрудненность последовательного течения мыслей. При этом торпидными становятся также речь и действия человека. У. Убеждение – осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии с своими ценностными ориентациями. В У. входят мировоззрение и стремление к его осуществлению в своей деятельности. У. процессуально объединяют интеллектуальные, эмоциональные и волевые свойства личности, содержательно являясь его идеологией. Убеждения — глубоко осознанные человеком знания, идеи, представления о потребном, должном, необходимом, внутренне одобряемые им и признаваемые как истинные, единственно возможные. Уверенность – чувство отсутствия сомнений, основанное, прежде всего на знаниях и опыте. Уверенность в себе — переживание человеком своих возможностей, адекватных как тем задачам, которые перед ним стоят в жизни, так и тем, которые он ставит перед собой сам. Уголовная процессуальная дееспособность – способность субъекта уголовного процесса участвовать по психическому состоянию здоровья в судебно-следственных мероприятиях. У.п.д. – может быть сохранена, ограничена, исключена. Угрызение совести – чувство моральной ответственности человека перед обществом за свои поступки, переживаемое как нарушение долга при сравнении этих поступков с нормами нравственными или правовыми. Узнавание – проявление памяти как воспроизведение образа при повторном восприятии объекта. Уклонение — стиль поведения в конфликтных ситуациях, способ разрешения конфликтов. Характеризуется явным отсутствием у вовлеченного в конфликтную ситуацию желания сотрудничать с кем-либо и приложить активные усилия для осуществления собственных интересов, равно как пойти навстречу оппонентам; стремлением выйти из конфликтного поля, уйти от конфликта. Ум – совокупность индивидуальных особенностей мышления и памяти человека. Свойства У.: быстрота, ясность, критичность, глубины, гибкость, широта, творчество, инициативность, сообразительность, запоминание. Умение – вид опыта личности, приобретенный как совокупность знаний и навыков, давший хороший положительный результат в выполнении определенной деятельности или действий в новых условиях. У. постепенно формирует мастерство. Умозаключение – специфическая форма мышления при сопоставлении ряда суждений. У. как мыслительное действие начинается с осознания задачи и заканчивается либо новым суждением, либо принятием решения. Умственное развитие – процесс формирования познавательных функций (памяти, мышления и др.). Умственные навыки – это навыки присущие только человеку как навыки мышления, памяти и волевые навыки. Управление конфликтами — целенаправленное воздействие на поведение людей в конфликтных ситуациях; деятельность по предупреждению, урегулированию и разрешению конфликтных столкновений, разногласий отдельных лиц и социальных групп. Упражнение – тренировка в виде повторного выполнения того или иного действия с соблюдением ряда требований с целью его усвоения. Упрямство – волевое свойство личности в виде нецеленаправленной настойчивости. Уравновешенность нервных процессов – свойство нервной системы, выражающее соотношение между возбуждением и торможением. Урегулирование конфликта — приведение сторон конфликтного взаимодействия к примирению путем переговоров, участия посредников или арбитражного вмешательства. Оно возможно в том случае, когда стороны приходят к убеждению, что достижение удовлетворяющих их договоренностей гораздо выгоднее продолжения конфликта. Уровень притязаний личности — стремление к достижению целей и результатов в той степени сложности и личностного смысла, на которую человек считает себя способным. Уровень притязания – это желаемый уровень самооценки личности. У.п. в тоже время – это стремление к достижению целей той сложности, на которую человек считает себя способным, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий. Усвоение – сознательный, целенаправленный и активный процесс познания, связанный с формированием определенных знаний и применением их на практике, имеющая следующие этапы: понимание – запоминание – возможность практического использования. У. при внушении происходит непроизвольно. Усталость — психическое состояние, возникающее в процессе длительной и (или) тяжелой работы и выраженное в негативном переживании спада сил, слабости, разбитости, вялости, снижении желания продолжать работу, желании отдохнуть, ухудшении функций мышления, памяти, внимания, воли и др. Усталость— продукт снижения физиологических компонентов работоспособности, фактор, влияющий на нее, качество и результативность труда. Установка – внутреннее состояние готовности человека определенным образом воспринимать оценивать и действовать по отношению к объектам, предметам и явлениям действительности, зависящая от наличия потребности и объективной ситуации в ее удовлетворении. У. как свойство личности рассматривается как направленность. Установка социальная — готовность, предрасположенность личности, группы к определенному восприятию ожидаемого социального объекта, события, проявления определенного отношения к нему и реализации социально значимого поведения, отвечающего ему. Устойчивость внимания – длительное удержание внимания на предмете или какой-либо деятельности. Утилитарные выгоды – узко практические выгоды. Утомление — физиологическое состояние организма человека, возникающее в процессе растраты запаса сил в ходе длительной и (или) тяжелой работы. Оно характерно проявлениями угнетения функций центральной нервной системы, снижением возбудимости, лабильности, нарастанием торможения процессов высшей нервной деятельности и их рассогласованности. У. при нарушении режима отдыха может принимать форму переутомления. Учение – процесс приобретения и закрепления знаний, форм и способов деятельности человеком. У. – необходимый компонент любой работы. Ф. Факт (лат. factum) — явление или достоверно зафиксированные связи между явлениями и событиями, истинность познания которых может быть научно доказана. Факт психологический – психическое явление или закономерность, истинность познаний, которых может быть доказана. Фактор - причина, движущая сила какого-либо изменения, явления. Факторы риска в исследовании — возможные негативные изменения, нежелательные конфликты и затруднения, которые нужно стремиться предусмотреть заранее, чтобы либо их предупредить, либо своевременно компенсировать. Факультативные факторы – факторы необязательные, являющиеся дополнительными. Фальсифицировать – искажать, подделать с целью выдавать за подлинное, настоящее (документ, факт, эпизод и т.д.). Фанатизм – непоколебимая и отвергающая любые иные альтернативы приверженность индивида к определенным убеждениям, которые находят выражение в его деятельности и общении. Фантазия – наиболее выраженное творческое воображение. Феномен в психологии – общее понятие предмета или явления объективной или субъективной реальности, познаваемой и уже более или менее познанной. Филогенез — исторический процесс возникновения и развития психики животных и человека, свойств человеческой психики и сознания. Флегматик – человек, обладающий таким типом темперамента, который характеризуется низким уровнем психической активности, медлительностью, устойчивостью интересов и стремлений, слабом внешним выражении субъективных переживаний, невыразительностью мимики. Ф. трудно переключается с одного вида деятельности на другой и приспосабливается к новой обстановке. У Ф. обычно преобладает спокойное, ровное настроение, чувства и настроения обычно отличаются постоянством. При неблагоприятных условиях у Ф. может развиваться вялость, бледность эмоций, склонность к выполнению однообразных привычных действий. Фобия – состояние в виде навязчивых и неадекватных переживаний страха, охватывающей человека в определенной обстановке, и сопровождающееся вегетативными дисфункциями (побледнение или покраснение кожи, обильный пот, сердцебиение и т.д.). Ф. – это непреодолимая боязнь некоторых движений, действий, поступков, ситуаций, предметов, которые критически оцениваются как болезненные, но осознанному исправлению не поддаются.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |