Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образование как социокультурный феномен




III. ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Понятие «образование» имеет следующие аспекты:

Ø образование как ценность;

Ø образование как система;

Ø образование как процесс;

Ø образование как результат.

Ценностная характеристика образования предусматривает рассмотрение трех взаимосвязанных блоков: образование как ценность государственная; образование как ценность общественная; образование как ценность личностная.

Государственная ценность образования отражает тот факт, что моральный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого государства зависит от состояния и возможностей прогрессивного развития образовательной сферы. Поэтому важны технологии, способные обеспечить престиж образования, осознание его государственного значения. Без этого практически немыслимо решение существенных проблем мотивации и стимулирования в сфере образования (имеются в виду как внешние проявления – приоритетность образования в государстве, поддержка соответствующими материальными и моральными инвестициями со стороны государства, так и внутренние побуждающие мотивы и стимулы получения образования человеком).

Общественная ценность образования имеет в основном те же предпосылки. Отличие в том, что государство и общество – понятия не идентичные. Далеко не всегда понимание и тем более стремление государства и общества к развитию образования совпадают.

Личностная ценность образования связана с индивидуально-мотивированным и стимулированным отношением человека к собственному образованию, его уровню и качеству. Здесь можно выделить внешние и внутренние стороны.

Внешние обстоятельства обусловлены, прежде всего, престижными, в том числе и материальными, соображениями (что может дать образование соответствующего уровня человеку в данном обществе).

Внутренние мотивы и стимулы идут из глубины биосоциальных потребностей любого нормального человека, его естественного стремления к знаниям. Внутренние мотивы и стимулы в значительной степени зависят от психолого-педагогической атмосферы образовательной среды, в которую попадает человек. В этом смысле естественное стремление человека ко все более глубокому познанию и преобразованию окружающего мира должно взаимодействовать с искусственно созданной педагогической средой в учебных заведениях, технологией образовательной деятельности. Иными словами, векторы, отражающие внутренние образовательные потребности личности и педагогически обоснованные способы удовлетворения этих потребностей, должны совпадать по направлению, взаимно усиливая и поддерживая друг друга, формируя своеобразную равнодействующую этих векторов.

Образование – это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. Содержание образования черпается и пополняется из наследия культуры и науки, а также из жизни и практики человека. Иными словами, образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции. Поэтому образование становится необходимым и важным фактором развития как отдельных сфер жизнедеятельности общества (экономики, политики, культуры), так и всего общества.

Образование – это трансляция культурно-оформленных образцов поведения и деятельности, а также устоявшихся форм общественной жизни. Поэтому все отчетливее видна зависимость развития отдельных стран от уровня и качества образования, культуры и квалификации их граждан.

Образование – это практика социализации человека и преемственности поколений людей. В разных социально-политических условиях образование выступает стабилизирующим фактором между новыми социальными представлениями и идеалами предшествующих поколений, воплотившимися в исторической традиции. В связи с этим образование позволяет удерживать процесс воспроизводства и передачи исторического и социального опыта и одновременно закреплять в сознании молодого поколения новые политические и экономические реалии, новые ориентиры общественного и культурного развития.

Одной из главных задач образования является подготовка молодого поколения к самостоятельной жизни и формирование образа будущего. В условиях радикального изменения идеологических воззрений, социальных представлений, идеалов и бытия людей в целом именно образование выполняет стабилизирующую функцию и способствует адаптации человека к новым жизненным условиям.

Социальная функция образования, с одной стороны, характеризуется как подготовка поколений к самостоятельной жизни, а с другой стороны, закладывает основы будущего общества и формирует образ человека в перспективе. Образовательные и воспитательные учреждения концентрируют высшие образцы социально-культурной деятельности человека определенной эпохи. Поэтому социальная ценность образования определяется значимостью образованного человека в обществе. Гуманистическая ценность образования заключается в возможности развития познавательных и духовных потребностей человека. В целостной системе образования всех видов и уровней происходит накопление и развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны.

Образовательный процесс отражает свойства, характерные как для обучения, так и для воспитания:

Ø двусторонность взаимодействия педагога и ученика;

Ø направленность всего процесса на всестороннее и гармоничное развитие личности;

Ø единство содержательной и процессуальной (технологической) сторон;

Ø взаимосвязь всех структурных элементов: цели – содержания образования и средств достижения образовательных задач – результата образования;

Ø реализацию трех функций: развития, обучения и воспитания человека.

Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие человека – это результат реализации всех функций образовательного процесса в их единстве.

Современное образование развивается в разных направлениях и характеризуется следующими свойствами: гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, многовариантность, многоуровневость, фундаментализация, компьютеризация, информатизация, индивидуализация, непрерывность.

Гуманизация образования – это ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развитие личностного потенциала. Именно такое образование гарантирует учащимся право выбора индивидуального пути развития.

Гуманитаризация – это ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющая решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека.

Дифференциация – это ориентация образовательных учреждений на достижения учащихся или студентов при учете, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса. Дифференциация может воплощаться на практике разными способами, например, путем группировки учащихся по успеваемости; разделения учебных дисциплин на обязательные и по выбору; классификации учебных заведений на элитные, массовые и предназначенные для учащихся с задержками или отклонениями в развитии; составления индивидуальных планов для отдельных учащихся или студентов в соответствии с интересами и профессиональной ориентацией.

Диверсификация – это многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления.

Стандартизация – это ориентация образовательной системы на реализацию прежде всего государственного образовательного стандарта – набора обязательных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов.

Многовариантность означает создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса для достижения успеха, стимулирование учащихся или студентов к самостоятельному выбору и принятию ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышления. На практике многовариантность проявляется через возможность выбирать темпы обучения, достигать разного уровня образованности, определять тип образовательного учреждения, а также дифференциацию условий обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся или студентов (в классе, группе, индивидуально, с помощью компьютера).

Многоуровневость – это организация многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе образования того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека.

Фундаментализация – усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки молодого человека к современной жизнедеятельности. Особое значение придается здесь глубокому и системному освоению научно-теоретических знаний по всем дисциплинам учебного плана образовательной системы, будь то школа или вуз.

Информатизация образования связана с широким и все более массивным использованием вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения. Она получила наибольшее распространение во всем мире именно в последние десятилетия – в связи с доступностью для системы образования и относительной простотой в использовании разных видов видеотехники, аудиотехники и компьютеров.

Индивидуализация – это учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания.

Непрерывность означает процесс постоянного образования-самообразования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе.

Вид (тип) современного образования определяется прежде всего характером образовательно-воспитательной системы: ориентацией на освоение того или иного вида человеческой деятельности, возможностью освоения культурных ценностей, достижений науки и техники. Это объясняется тем, что все образовательные и воспитательные учреждения концентрируют основы развитых научных знаний и высшие образцы социокультурной деятельности человека своей эпохи. В целом образование подразделяется на домашнее, дошкольное, школьное, специальное и высшее.

По разным основаниям выделяются следующие виды образования:

Ø по типу и качеству освоения научных знаний – философское, биологическое, математическое, физическое, экономическое, филологическое и другие типы;

Ø по виду доминирующего содержания образования – теоретическое и прикладное, гуманитарное и естественнонаучное;

Ø по виду и мастерству освоения человеческой деятельности – музыкальное, художественное, техническое, технологическое, педагогическое, медицинское и другие виды образования;

Ø по типу освоения культурных ценностей – классическое, художественно-эстетическое, религиозное образование и так далее;

Ø по масштабу освоения культурных ценностей человеческого сообщества – национальное, отечественное, европейское, международное;

Ø по типу образовательной системы – университетское, академическое, гимназическое и другие;

Ø по сословному признаку – элитарное и массовое образование;

Ø по типу преобладания направленности содержания образования – формальное и материальное, научное и элементарное, гуманитарное и естественнонаучное; общее, начальное профессиональное и высшее профессиональное образование.

Основания для развития образования – это его новые концепции и модели на уровне государства или конкретного региона и отдельных образовательных учреждений; новые государственные образовательные стандарты, нормативно-правовые документы, новые источники, механизмы и формы финансирования; новые системы подготовки и переподготовки специалистов для образовательной сферы.

Образование – процесс, управляемый со стороны государства, общества, администрации и педагогов конкретной образовательной системы, а также частично и со стороны родителей учащихся. Однако, формы и способы управления у них разные.

В процессе получения образования того или иного типа человек может достигать определенного уровня и качества. В этом смысле выделяются начальное, среднее, неполное высшее и высшее образование. Каждый уровень подтверждается государственным документом – свидетельством об окончании школы, среднего специального учебного заведения, справкой о прослушанных курсах в высшем учебном заведении или дипломом о высшем образовании.

Образовательная система России.

Непрерывно и неустанно передавать опыт старших поколений младшим, сохранять и поднимать планку накопленных человечеством знаний, развиваться по ходу жизни, опережать ее и выступать двигателем прогресса, способствуя направлению его в цивилизованное, гуманное, демократическое, моральное, правовое русло – таковы извечные стратегические задачи российского образования. Современное понимание образования содержится в Федеральном Законе РФ «Об образовании», Федеральной программе развития образования в России, Государственном образовательном стандарте, Федеральном Законе РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и других основополагающих документах.

Федеральный Закон «Об образовании» гласит: «Под образованием в настоящем законе понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов)».

Общие требования к содержанию образования изложены в ст.14 этого закона:

1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано:

Ø на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

Ø на развитие гражданского общества;

Ø на укрепление и совершенствование правового государства.

1. Содержание образования должно обеспечивать:

Ø формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

Ø адекватной мировому уровень общей и профессиональной культуры общества – интеграцию личности в систему мировой и национальной культур;

Ø формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

Ø воспроизведение и развитие кадрового потенциала общества.

Федеральный Закон РФ «Об образовании» устанавливает следующие общие принципы государственной политики в области образования (ст.2):

Ø гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

Ø единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системы образования национальных культур, региональных культурных различий и особенностей в условиях многонационального государства;

Ø общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровню и особенностям развития и подготовки обучающихся воспитанников;

Ø светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

Ø свобода и плюрализм образования;

Ø демократический, государственно-общественный характер управления образованием.

Начальное образование представляет фундамент, на котором основаны все последующие уровни образования современного человека. Срок среднего образования в России в течение разных исторических эпох был различным. Так, в последнее время он изменился от 9-летнего (1940-1950), 10-летнего (1950-1967, 1970-1991), 11-летнего (1967-1972, 1991-1998) до 12-летнего (2000). В других странах также нестабильны сроки получения полного среднего образования, и в разных странах они не совпадают. Но, как правило, среднее образование является обязательным для продолжения образования в высшем учебном заведении.

Начальный уровень высшего образования в России (также и во многих других странах мира) можно получить в специализированном колледже. Полное высшее образование человек получает только после успешного окончания вуза. По закону «Об образовании», к высшим учебным заведениям в России относят институт, академию, университет.

Наряду с этим в России после окончания вуза возможно продолжение образования в магистратуре, аспирантуре и докторантуре. Соответственно, при успешной защите магистерской, кандидатской или докторской диссертации специалист (как при обучении, так и при самообучении и самостоятельной научно-исследовательской работе) получает диплом магистра, кандидата или доктора наук по конкретной специальности, известной из классификатора специальностей в России.

В оценке уровня образованности школьника выделяют элементарную или функциональную грамотность, предметную и методологическую компетентность. При оценке образованности специалиста с высшим образованием учитывается уровень образования в сфере гуманитарных, социально-экономических или естественнонаучных дисциплин, блока дисциплин общепрофессионального направления и профессиональной специализации. В рамках многоуровневой системы обучения в вузе выделяют уровень общего образования, уровень бакалавриата и магистратуры.

Образованный человек – это не только знающий и умеющий специалист в основных сферах жизнедеятельности, с высоким уровнем развитых способностей, но и тот, у кого сформировано мировоззрение и нравственные принципы, а понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление. Иными словами, образованность предполагает и воспитанность человека. Еще Н.Г. Чернышевский выделял такие качества образованного человека, как обширные знания, привычку мыслить и благородство чувств.

Однако понятие «образованный человек» – культурно-историческое, так как в разные эпохи и в разных цивилизациях в него вкладывали конкретное содержание. В современных условиях интенсивного процесса коммуникации между всеми странами и интеграции мирового образовательного пространства формируется единое понимание образованного человека для всех стран и континентов.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования конституирует его структуру. Он дает право вузам самим выбирать, кого готовить, учитывая потребности регионов, формируя свои позиции на рынке образовательных услуг. То есть высшие учебные заведения, сообразно собственным возможностям и потребностям регионов, предприятий, самих студентов, вполне самостоятельно строят свои учебные и исследовательские процессы.

Отдельно взятые вузы как члены академического сообщества вправе вместе иметь собственные цели и нормы, обеспечивающие жизнедеятельность, способность к саморазвитию солидарных членов этого общества. При этом цели высшего учебного заведения как социального института должны быть направлены на удовлетворение потребностей граждан в повышении их научной и профессиональной культуры, нравственного и культурного развития.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом, устанавливающим самые общие требования к содержанию высшего образования по каждому направлению и каждой специальности, определены обязательные дисциплины, которые должен изучать каждый студент:

Ø общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

Ø математические и общие естественнонаучные дисциплины;

Ø общепрофессиональные дисциплины (для данного направления или специальности);

Ø специальные дисциплины.

Вместе с обязательными дисциплинами основные профессиональные образовательные программы предусматривают включение дисциплин по выбору студентов в факультативные курсы.

Государственные образовательные стандарты предполагают, что выпускник высшего образовательного учреждения должен:

Ø быть знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, способен научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, уметь использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

Ø знать Конституцию Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку и обществу, окружающей среде, уметь учитывать их при разработке экологических и социальных проектов;

Ø иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимать возможности современных научных методов познания природы и владеть ими на уровне, необходимом для решения задач, возникающих при выполнении профессиональных функций;

Ø быть способным вести профессиональную деятельность в иноязычной среде;

Ø иметь научное знание о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического самосовершенствования;

Ø владеть культурой мышления и логическим анализом, знать его общие законы и уметь в письменной и устной речи правильно (логично) их выстраивать;

Ø уметь на научной основе организовать свой труд, владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере своей профессиональной деятельности;

Ø быть способным в условиях развития науки и изменяющейся социальной политики и переоценки накопленного опыта анализировать свои возможности, уметь приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;

Ø понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний;

Ø быть способным в профессиональной среде на основе системного подхода строить и использовать модели для описания и программирования явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;

Ø быть методически и психологически готовым к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами.

Концепция непрерывного образования.

В предшествующие периоды истории относительно медленная эволюция общественного производства обусловливала постоянство структуры и содержания образования. Сложился тип «конечного» образования, при котором однажды полученные человеком знания сохраняли свою ценность на протяжении всей его профессиональной деятельности. Но в наше время революционных темпов обновления техники и технологии, форм организации труда скорость их изменения стала превосходить темпы смены поколений людей. Возникли невиданные прежде подвижность и изменчивость общественного производства, требующие постоянной корректировки содержания, характера и направленности профессиональной деятельности. Осложнилось или сделалось практически невозможным эффективное исполнение своих обязанностей представителями целого ряда категорий трудящихся – от рабочих до руководителей.

Сохранение «конечного» образования в нынешних условиях было бы чревато обострением проблем функциональной неграмотности, технологической безработицы, возникновением дефицита политических, экономических, правовых, технических, социально-психологических и экологических знаний, усилением отчуждения человека от труда, природы, общества и самого себя.

К тому же сложившаяся прежде система образования углубляет также социальные противоречия. Профессиональная некомпетентность, низкая правовая культура, неумение вести политический диалог, социальная безответственность, экономическая и экологическая неграмотность, игнорирование опыта отечественной и мировой истории и культуры затрудняют выбор жизненной позиции для многих членов общества. Поэтому потребность в постоянном обновлении знаний, поддержании на требуемом уровне готовности выполнять усложняющиеся социальные и профессиональные функции обусловила появление в настоящее время различных видов неформального, продолженного, параллельного образования, инициативных его форм и самообразования, призванных в определенной мере компенсировать недостатки прежней системы. Создались объективные предпосылки интенсивного перехода к таким формам образования, как повышение квалификации рабочих и специалистов, переподготовка кадров, различные формы дополнительного образования взрослых. Однако остаются неизменными сложившиеся звенья общей и профессиональной подготовки, сохраняется ориентация на «конечность» образования.

Стало очевидным, что обучение взрослых – это как бы вершина айсберга, основание которого уходит в общеобразовательную подготовку, в раннее детство. Компенсаторное образование (по принципу компенсации недостающих знаний) не привело к появлению целостности образовательной системы. Простое дополнение существующих звеньев новым, без качественного изменения содержания и форм их работы, не внесло в существующую практику образования непрерывности, не разрешило возникших противоречий, а лишь привело к перегрузке обучающихся.

Необходимо переосмыслить целевые функции образования как системы, задачи ее отдельных ступеней и звеньев, пересмотреть традиционные представления о социальной сущности образования, его взаимосвязи с другими видами и формами общественной практики, место и роль образования как социального института в жизни человека и общества.

В современных условиях задача обучения состоит прежде всего в том, чтобы вооружить обучаемого «путеводителем» в обретении знаний и правилами пользования ими. Поиск конкретных сведений должен осуществляться обучающимися во время самостоятельной, творческой работы путем формирования подвижных проблемно-ориентированных баз знаний – знания «под задачу». Только в этом случае возможен переход знаний в умения. Постоянное повышение системности своей деятельности необходимо каждому образованному человеку, и уже поэтому обучение системному подходу должно быть важной составной частью современного образования.

Переход к непрерывному образованию предполагает смену типа учения с информационно-репродуктивного на активно-творческий, продуктивный. При этом возникает проблема учебника нового типа, служащего не только для отражения содержания обучения, но и задающего четкие ориентиры творческого овладения им. Учебники должны соответствовать многоуровневой, иерархической системе знаний, предполагать возможности использования видеоряда в компьютерном обучении, контрольных заданий и педагогических тестов для контроля и самоконтроля уровня усвоения содержания обучения.

Принципиально меняются и требования, предъявляемые к педагогическим кадрам любого непрерывного обучения. Традиционный тип преподавателя – информатора, транслятора учебной информации при этом уходит в прошлое. Педагогическая деятельность становится сферой практического человекознания и человековедения, одним из ведущих условий развития личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 979; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.