Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия




Автодидактика – совокупность или система освоенных методов и приемов учения, используемая субъектом учебной деятельности (главным образом в процессе самообразования) и воспринимаемая им как продуктивная.

Автоматизированная обучающая система – комплекс технического, учебно-методического, лингвистического, программного и организационного обеспечения на компьютерной основе, предназначенный для индивидуализации обучения.

Авторитаризм – в образовании вид взаимодействия обучающегося и обучаемого, характеризующийся непререкаемостью и жестким навязыванием воли и взглядов первого, требованием принимать на веру содержание передаваемых знаний, социальных ценностей и норм поведения.

Авторитет преподавателя – признание учащимся значимости достоинств преподавателя и основанная на этом сила его воспитательного и образовательного воздействия. К числу этих достоинств относятся: эрудированность, педагогическое мастерство, умение связывать теорию с практикой, оптимизм, справедливость, гражданская позиция, общественные идеалы и положение в обществе.

Академизм – чисто теоретическая направленность в научной и учебной деятельности, оторванность от практики.

Академия – 1) философская школа, основанная Платоном в IV в. до н.э. близ Афин; 2) название разнообразных учреждений и обществ научного, учебного и художественного характера; 3) высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования, выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры, является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.

Антропоцентризм – воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

Аспирантура – основная форма подготовки научно-педагогических и научных кадров. По окончанию аспирантуры предусматривается защита кандидатской диссертации.

Аттестация образовательного учреждения – процедура оценки его готовности к реализации определенных образовательных программ, а также оценка соответствия уровня подготовки выпускников требованию Государственного стандарта образования.

Бизнес-образование – вид профессиональной подготовки человека к карьере в сфере коммерции или промышленного производства.

Брокерство – в образовании посредническая деятельность, связывающая производителя образовательных услуг и их потребителя посредством распространения информации и консультаций взрослого населения относительно характера имеющихся образовательных услуг, возможностей и путей их получения.

Вербализм – в обучении недостаток, выражающийся в преобладании словесного способа сообщения знаний. Затрудняет реализацию принципов наглядности, сознательности и активности, соединения теории с практикой, в результате чего знания учащихся оказываются неполноценными, формальными.

Взаимное обучение – метод группового обучения, при котором каждый из учащихся является одновременно учителем по отношению к другим членам группы, помогая им освоить те знания и умения, которыми он владеет наиболее успешно, что способствует выравниванию общего уровня освоения учебного материала.

Внимание – характеристика психической деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания на определенный объект.

Воля – 1) сторона человеческой психики, проявляющаяся в сознательных, целенаправленных действиях; 2) способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям для ее осуществления.

Восприятие – процесс обработки сенсорной информации, результатом которой является отражение окружающего мира как совокупности предметов и событий.

Воспитание – 1) в социальном, широком смысле – функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, осуществляемая всем социальным устройством: общественными институтами, организациями, церковью, средствами массовой информации и культуры, семьей и школой; 2) в более узком, педагогическом смысле – специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности; 3) передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду.

Воспитатель – должностное лицо, выполняющее воспитательные функции в образовательном или ином детском учреждении. Основные требования к воспитателю: высокие личные моральные качества, внимательное отношение к детям в сочетании с требовательностью к ним, наличие необходимых знаний, умение организовывать воспитанников и помогать им в различных видах деятельности.

Воспитывающее обучение – 1) обучение, которое дает знания, умения и навыки и в то же время формирует определенное мировоззрение, мораль, характер и волю учащихся, развивает их познавательные способности и другие качества личности; 2) обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков, усвоением опыта творческой деятельности и формированием эмоционально-ценностного отношения к миру, друг к другу, к усваиваемому учебному материалу.

Высшая школа – совокупность учебных заведений, готовящих специалистов высшей квалификации для различных отраслей хозяйства страны, культуры и государственного управления, в которую входят академии, университеты, институты, колледжи.

Высшее образование – 1) образование, содержание которого сориентировано на подготовку работников сложных видов труда, выполняющих функции управления технологическими системами и коллективами людей, а также на подготовку квалифицированных педагогических и научных работников; 2) уровень образования, получаемый на базе среднего в высших учебных заведениях и подтверждаемый официально признанными документами (дипломами, сертификатами и т.д.).

Высшее учебное заведение (ВУЗ) – образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства РФ об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования.

Гимназия – среднее учебное заведение, дающее, в основном, гуманитарное образование и готовящее учащихся, главным образом, к поступлению в университет.

Гипотеза – знание, в основе которого лежит предположение.

Гносеология – теория познания, изучающая природу и возможности познания, условия его достоверности и истинности.

Государственные образовательные стандарты – основа объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования; устанавливаются федеральным законом, разрабатываются на конкурсной основе и уточняются на той же основе не реже одного раза в 10 лет; включают в себя федеральный и национально-региональный компоненты. Федеральные компоненты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Гуманизация образования – социальная доктрина, провозглашающая благо человека в качестве высшей цели образовательной деятельности. Согласно ей, содержание образования должно обеспечить свободное и всестороннее развитие личности, деятельное участие индивида в жизни общества. Идея гуманизации распространяется также на формы и методы обучения, на всю совокупность условий, в которых оно протекает.

Гуманитаризация образования – система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и на формирование личностной зрелости обучаемых. Одно из важнейших практических направлений – пересмотр учебных программ по социально-экономическим дисциплинам с целью оказать существенную помощь учащимся в осмыслении истории и современности, мирового и отечественного культурного наследия. В перспективе восстановления культурных традиций в сфере образования необходимо выработать соответствующие принципы подбора и воспитания педагогических кадров, создать такие условия, чтобы педагогами становились только по призванию, а педагогическую профессию сделать одной из самых уважаемых и ответственных в обществе.

Дедукция – метод познания, построенный на выводе частных положений из общих.

Дидактика – теория обучения, отрасль педагогики. Предметом дидактики является обучение как средство образования и воспитания человека, то есть взаимодействие преподавания и учения в их единстве, обеспечивающее организованное педагогом усвоение учащимися содержания образования.

Дискуссия – 1) способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе; 2) метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины.

Докторантура – высшая ступень в системе подготовки научно-педагогических и научных кадров. По окончанию докторантуры предусматривается защита докторской диссертации.

Дополнительное образование – вид всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества и государства посредством реализации дополнительных образовательных программ и дополнительных образовательных услуг. Основной задачей является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в пределах каждого уровня профессионального образования и в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов.

Задачи педагогические – задания, формулируемые преподавателем и направленные на формирование определенных позитивных свойств личности учащегося или группы учащихся. Подразделяются на собственно педагогические задачи и функционально-педагогические задачи.

Задачи познавательные – учебные задания, предполагающие поиск новых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств.

Закономерности педагогического процесса – объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса.

Заочное обучение – форма организации учебного процесса для лиц, сочетающих получение образования с профессиональной трудовой деятельностью; часть системы непрерывного образования. Предполагает самостоятельное прохождение учащимися отдельных разделов учебных курсов в соответствии со специально разработанными учебными программами и планами.

Знание – проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

Идеализм – общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено.

Индивидуализация обучения – организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждым учеником и студентом.

Индукция – метод познания, построенный на выводе общих положений из частных.

Инновация – в педагогике нововведение, состоящее в изменении содержания и технологии обучения и воспитания с целью повышения их эффективности.

Институт – высшее учебное заведение, которое реализует программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности; ведет фундаментальные и прикладные научные исследования.

Исследование – процесс выработки новых научных знаний. Исследовательский метод в обучении – привлечение учащихся к самостоятельным и непосредственным наблюдениям, на основе которых они устанавливают связи предметов и явлений действительности, делают выводы, познают закономерности.

Качество – философская категория, выражающая существенную определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом. Качество образования – существенная характеристика образовательных услуг и образовательной подготовки выпускника учебного заведения.

Классическое образование – одно из основных направлений общего образования, содержанием которого является изучение античности, латинского и греческого языков, античной литературы и истории. Современная теория классического образования выдвигает в качестве основной цели развитие у учащихся способности к приобретению нового знания.

Колледж – высшее или среднее учебное заведение, научное учреждение в Великобритании, США и некоторых других странах. В качестве высшего учебного заведения может входить в состав университета. В начале 90-х годов XX века название колледж стало применяться для обозначения учебных заведений России, дающих, как правило, среднее профессиональное образование.

Коллоквиум – форма учебного занятия в высшей школе, организованная как собеседование преподавателя с обучающимися с целью безоценочного выяснения уровня их знаний.

Компьютеризация – процесс, применяемый в педагогике в двух смыслах: 1) внедрение компьютеров как средства обучения; 2) многоцелевое использование ЭВМ в учебном процессе. Основная цель компьютерного обучения – подготовить подрастающее поколение к жизни в информационном обществе, научить сбору, хранению, систематизации и обработке информации с использованием современных технологий и средств.

Конфессиональные школы – учебные заведения, содержащиеся религиозными организациями, ставящие целью распространение религиозного мировоззрения.

Лекция – ведущая форма обучения в вузе. Лекционный метод состоит в систематическом устном изложении преподавателем раздела учебного курса, в ходе которого студенты изучают важнейшие проблемы и вопросы преподаваемой дисциплины, ее основные факты и закономерности.

Личность – устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. В педагогике всестороннее развитие личности имеет два значения: 1) подготовка к компетентному и ответственному участию в различных сферах жизнедеятельности общества; 2) гармоническое развитие всех сторон духовной сферы индивида.

Материализм – философское направление, противоположное идеализму, утверждающее первичность материи, природы, бытия и рассматривающее сознание, дух, мышление, психическое как свойство материи.

Метод – 1) способ построения и обоснования системы философского знания; 2) совокупность приемов и операций теоретического и практического освоения действительности. Методы обучения в педагогике – способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, при которых учащиеся усваивают знания, умения и навыки, у учащихся развиваются способности, формируется мировоззрение и достигается необходимая подготовка подрастающего поколения к жизни.

Наглядность – в обучении дидактический принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых учащимися.

Новые информационные технологии (НИТ) – современные образовательные технологии, строящиеся на внедрении в обучение основ, методов, средств информатики.

Нравственность – способ нормативной регуляции поведения человека в обществе. Нравственное воспитание – процесс формирования нормативных качеств, навыков и привычек поведения.

Образование – результат процесса обучения, выражающийся в системе полученных знаний.

Образовательные программы – документы, определяющие содержание образования определенных уровней и направлений. Подразделяются на общеобразовательные и профессиональные.

Образовательные учреждения – основное звено системы непрерывного образования; учреждения, осуществляющие образовательный процесс, то есть реализующие одну или несколько образовательных программ.

Обучение – процесс целенаправленной, организованной систематической передачи и усвоения опыта старших поколений подрастающим поколениям.

Объяснение – функция научного познания, раскрытия сущности изучаемого объекта. В педагогике – метод обучения заключающийся в истолковании закономерностей, фактов, явлений при изучении теоретического материала различных наук.

Определение – логический прием, позволяющий формулировать критерии отличия изучаемого объекта от других объектов, а также специфические способы его построения, употребления.

Опрос – составная часть устной проверки знаний. Имеет целью контроль, закрепление пройденного материала, подготовку к восприятию новых знаний, активизацию всего учебного процесса.

Оценка – определение и выражение в условных знаках – баллах, а также в суждениях преподавателя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков.

Парадигма – совокупность основных положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающая специфическим категориальным аппаратом и признающаяся группой ученых.

Педагог – лицо, ведущее практическую работу в области воспитания и обучения или разрабатывающее проблемы педагогики как науки.

Педагогическая система – множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и обучения подрастающего поколения и взрослых людей.

Педагогическая психология – отрасль педагогической науки, изучающая психическую деятельность учащегося и воспитуемого в учебном и воспитательном процессах.

Педология – течение в педагогике и психологии конца XIX – середины XX века, пытавшееся обобщенно использовать психологические, анатомо-физиологические, биологические и социологические подходы при обучении и воспитании детей.

Поведение – внешнее проявление деятельности человека, совокупность поступков.

Познание – процесс психического отражения действительности, обеспечивающий приобретение и усвоение знаний.

Послевузовское профессиональное образование – вид повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования в аспирантуре, ординатуре и адъюнктуре, создаваемых в образовательном учреждении высшего профессионального образования и научных учреждениях.

Прагматизм – философское течение, считающее практическую полезность знания источником и главным критерием его истинности.

Преподавание – специальная деятельность преподавателя (учителя), направленная на сообщение учащимся системы знаний, умений, навыков и воспитание их в процессе обучения.

Проблемное обучение – вид обучения, основанный на использовании эвристических методов. Ставит своей целью развитие эвристических умений в процессе разрешения проблемных ситуаций, которые могут носить как практический, так и теоретико-познавательный характер.

Просвещение – разновидность образовательной деятельности, рассчитанная на большую, обычно не расчлененную на устойчивые учебные группы и официально не зарегистрированную и не оформленную аудиторию.

Развитие – философское понятие, раскрывающее необратимый характер происходящих в мире изменений.

Самовоспитание – сознательная деятельность человека, направленная на развитие у себя положительных качеств. Самовоспитание возникает тогда, когда у человека вырабатывается способность анализировать свои поступки и ставить перед собой общественно значимые цели.

Самообразование – образование, приобретаемое в процессе самостоятельной работы, без прохождения систематического курса обучения в образовательном учреждении.

Семейное воспитание – воспитание детей, осуществляемое родителями или лицами, их заменяющими (родственниками, опекунами).

Семинар учебный – 1) форма организации учебного процесса в высшей школе, состоящая в самостоятельном изучении студентами (по заданию преподавателя) отдельных вопросов и тем лекционного курса с последующим оформлением материала в виде реферата, доклада или выступления; 2) небольшой учебный курс или конференция специалистов, посвященная какому-то одному вопросу или проблеме.

Собеседование – специально организованная беседа на определенную тему с целью выявления предрасположенности и подготовленности лица к определенному виду деятельности.

Содержание – совокупность взаимодействий различных сторон и свойств предмета, его функций.

Социальные цели – в педагогике ориентиры образовательной деятельности, определяющие ее содержание: всесторонняя подготовка человека к жизни в обществе, к сознательному компетентному участию в различных видах деятельности, присущих человеку как общественному существу.

Способности – индивидуальные особенности личности, от которых зависит успешность выполнения определенных видов деятельности.

Такт – чувство меры, подсказывающее правильное отношение к кому-либо; в педагогике – чувство меры в осуществлении средств педагогического воздействия на учащихся.

Теория – обоснованная и доказанная гипотеза.

Тест – в педагогике стандартизированное задание, по которому проводится проверка степени усвоения учащимися учебного материала.

Технология обучения – совокупность форм, методов, приемов и средств обучения, а также техническое оснащение этого процесса.

Университет – высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений и осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации научных и научно-педагогических работников. Является ведущим научным и методическим центром.

Урок – форма организации учебной деятельности в школе, при которой учитель занимается в рамках точно установленного времени с постоянным составом учащихся (классом), по твердому расписанию.

Успеваемость – степень усвоения знаний, умений и навыков, установленных учебной программой, с точки зрения их полноты, глубины, сознательности и прочности.

Установка на образование – устойчивая ориентация на освоение новых знаний и умений, на достижение более глубокого понимания жизни, выражающая субъективную предрасположенность к продолжению образования.

Учебная группа – определенное число лиц с примерно одинаковым уровнем подготовки, изучающих одно и то же, в одно и то же время, под руководством одних и тех же преподавателей на протяжении одинакового для всех периода.

Учебная деятельность – один из видов деятельности, в основном предшествующий трудовой деятельности; заключается в усвоении определенного круга знаний, в приобретении умений и навыков самостоятельно учиться и применять полученные знания на практике.

Учебный предмет – дидактически обоснованная система знаний, умений и навыков, выражающих основное содержание той или иной науки.

Факт – синоним понятий истина, событие, результат. Инвариантность факта – некоторая независимость его от системы, в которую он включен.

Фактор педагогический – любое педагогическое явления, ставшее движущей силой другого явления.

Факультативный курс – учебный предмет, изучаемый учащимися высших и средних учебных заведений по их желанию для расширения общекультурного и теоретического кругозора или получения дополнительной специальности.

Форма – относительно устойчивая внутренняя структура предмета, проявляющаяся в его внешней организации, облике.

Формализация – отображение результатов мышления в точных понятиях или утверждениях.

Формализм – предпочтение, отдаваемое форме перед содержанием в различных сферах человеческой деятельности. В педагогике формализм проявляется в безукоснительном следовании инструктивным документам, учебным программам и планам в тех случаях, когда реальная ситуация требует гибкого, творческого подхода.

Функционализм – методологический принцип анализа общественных явлений, основывающийся на вычленении исследуемого объекта (в педагогике – педагогического процесса) в качестве целого, разложении его на составные части и выявлении функциональных зависимостей как между этими составными частями, так и между составными частями и целым. Например, изменение интересов учащихся может быть функцией уровня их образованности, а изменения в структуре их досуга – функцией развития СМИ.

Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие.

Ценность – термин, используемый для обозначения явлений как материального, так и духовного характера, обладающих положительной значимостью, то есть способных удовлетворять те или иные потребности, служить определенным интересам и целям.

Эвристика – организация процесса эффективного творческого мышления.

Эгоцентризм – отношение к миру, характеризующееся сосредоточенностью на своем индивидуальном «Я», крайняя форма эгоизма.

Эклектика – механическое соединение разнородных взглядов, идей, принципов, теорий.

 

Тема № 4. Педагогическая ситуация в работе врача.

 

Профессиональное общение. Конфликты в медицине.

 

Содержание занятия

 

В основе деятельности врача лежат специальные знания, в целом относящиеся к естественным наукам. Однако в ситуации практического действия врач выступает как сотрудник медицинского учреждения, или как профессионал, обязанный действовать согласно нормам, принятым в этой деятельности, и постоянно повышать уровень своего мастерства. Однако в деятельности врача существуют такие ситуации, которые предполагают не только принятие решения о своем действии, но и необходимость управлять действиями другого, строить взаимные с ним действия. К ним можно отнести общение с подчиненными и начальством, разрешение деловых конфликтов, установление отношений с пациентом и его родственниками и т.п. В этих случаях недостаточно только осознания собственной позиции и привлечения неких положений, описывающих поведение людей, включенных в ситуацию. Требуются дополнительные знания, выступающие в функции регуляторов деятельности и дающие представление о возможных вариантах действий. Таким практическим знанием отражающим опыт управления другими людьми, может служить педагогика.

 

Педагогические действия предполагают обращенность к человеку, но одновременно и к определенному культурному содержанию с целью передачи и усвоения содержания этим человеком. В рамках обобщенного понимания педагогической ситуации такого человека называют учащимся - постигающим для него неизвестное, чужое. Для педагогической ситуации принципиально, что между преподавателем и обучаемым лежит особый предмет, сформированный в ходе отбора культурного содержания, в процессе обучения его называют учебным предметом. Схематично педагогическую ситуацию можно описать, как наличие трех составляющих и их связей: преподаватель, обучаемый и то отобранное культурное содержание, которое приготовлено к передаче.

 

Во всем многообразии человеческой жизни каждый сталкивается с ситуациями, которые могут быть определены с точки зрения педагогики. Часто позиции обучаемого и преподавателя обозначены социальными ролями и имеющимися у участников жизненным опытом. Так, студенты почти автоматически воспринимаются в качестве учеников, а на родителей возлагаются педагогические функции, так же как и на лектора или выступающего по отношению к аудитории. И пациент почти всегда ждет от врача не только профессиональной помощи, но и человеческой поддержки, которая не в последнюю очередь связана с передачей опыта в формировании умений. Таким образом, пациент готов быть «обучаемым», он нуждается в том, чтобы врач занял по отношению к нему позицию сходную с педагогической. В практике повседневной работы врач попадает в педагогическую ситуацию не только с пациентом. В качестве его партнера – могут выступать другой работник здравоохранения (коллега – врач или средний медицинский персонал), родственники пациента, социальные работники и д.р.

 

В работе врача в качестве педагогических признанны случаи:

 

 

Обучение младшего персонала отдельным приемам и навыкам.

 

 

Передача личного опыта коллегам.

 

 

Составление методики приема лекарственных препаратов для пациентов.

 

 

Обучение родственников навыкам ухаживания за тяжелобольными.

 

 

Формирование у пациента ответственного отношения к лечению.

 

 

Объяснение ему значений процедур и лекарственных средств.

 

 

Убеждение пациента в необходимости соблюдения определенного образа жизни.

 

 

Участие в просветительских программах.

 

Приняв на себя педагогическую задачу, врач должен позаботиться о психологической комфортности пациента, которая состоит в защищенности от стрессовых состояний, возможности выяснить все для него необходимое. Особое значение в таком случае приобретает характер протекания беседы, которую ведет врач.

 

Практические советы.

 

1. Сделайте знак приветствия, который будет символом того, что вы готовы принять другого человека как друга. Посмотреть ему в лицо, укажите рукой и на словах, куда присесть. Если вы начнете встречу с рукопожатия, то кроме жеста вежливости это может дать вам важную информацию. Во – первых, то, как человек пожимает руку, может многое рассказать о характере, физическом психологическом состоянии. Во – вторых, сама форма его поведения может прояснить его настрой на встречу с вами (нерешительность, смущение или, наоборот, агрессивность).

 

 

Выберите удобное место для общения, которое подчеркнет равноправность ваших позиций в диалоге. Если есть возможность сесть, то лучше поставить стул напротив, а не рядом или повернуться к пациенту (его родственнику) лицом. Если такой возможности нет, то при разговоре вам самому надо встать.

 

 

После вашего приветствия или первого сообщения сделайте паузу, позволив вступить в диалог вашему партнеру.

 

 

Сразу же объясните, каким вы видите ход данной встречи, и когда он сможет задать вам вопросы.

 

 

Обязательно время от времени уточняйте, все ли ему понятно и не испытывает ли он каких либо затруднений.

 

 

При разговоре старайтесь смотреть в лицо собеседника. Если вам требуется визуальное подкрепление в виде, какого либо источника информации, то во время чтения протяните свободную руку в сторону пациента, подчеркивая его сопричастность.

 

В большинстве случаев врач должен испытывать профессиональную необходимость поддержания деловой связи с пациентом, т.к. результаты его работы напрямую зависят от их совместных действий. В общении врача с пациентом большую роль играет личное доверие, которое может установиться (в благоприятных случаях) между партнерами взаимодействия.

 

Существует определенный минимум информации, который становится основой для планирования и осуществления лечения. По мнению Б. Лоуна, в той или иной форме врач должен донести до пациента ответы на следующие вопросы.

 

«1. Ясно ли он понимает природу проявляющихся симптомов и существует ли способ их лечения.

 

2. Если болезнь, не излечима можно ли, тем не менее, облегчить ее проявление?

 

3. Если болезнь опасна для жизни, сколько приблизительно лет человек может прожить.

 

4. Если она не опасна для жизни, то может ли состояние стабилизироваться или будет прогрессировать? Если да, то с какой скоростью?

 

5. Какие осложнения возможны при данном заболевании и как их избежать? Как это отразится на образе жизни?

 

6. Может ли изменение образа жизни существенно повлиять на развитие болезни».

 

Педагогическое общение - это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

 

Передача знаний пациенту невозможна без доверительного полноценного общения, партнерской позиции, без уважения к его личности.

 

Барьером для установления доверительных отношений и полноценного общения между врачом, пациентом и другими могут послужить:

 

 

Личностные черты, особенности характеров партнеров, затрудняющие общение. К ним относят следующие качества: эгоцентризм (неспособность стать на позицию другого человека), властность, стремление к доминированию, категоричность («по любому вопросы существуют два мнения – одно мое, а другое – неправильное!»), нетерпимость к недостаткам других, агрессивность.

 

 

Барьер отрицательных эмоций. Человек, охваченный гневом или полный обиды, не способен к нормальному взаимодействию, он не в состоянии адекватно воспринимать собеседника. Испытывая по отношению к пациенту чувства брезгливости, раздражения, страха, невозможно рассчитывать, что его удастся понимать правильно. Возникающие негативные чувства не всегда осознаются.

 

 

Барьеры восприятия. Первый момент восприятие человека человеком во многом предопределяет последующее взаимодействие, создает соответствующую установку, которая может быть либо положительной, либо отрицательной (в последнем случае в дальнейшем приходиться тратить много усилии, чтобы ее изменить). Значимую информацию о другом человеке несут такие элементы, как его внешний вид (общий облик, одежда, прическа, аксессуары), голос, манера поведения.

 

Практический совет.

 

Попробуйте выяснить ожидания ваших пациентов по поводу внешнего вида врача (его кабинета) и постарайтесь не шокировать их яркой татуировкой или экстравагантной прической и т.п. Если же вы отличаетесь очень высоким ростом, или вы стоматолог левша, или у вас аллергия на парфюмерные запахи, постарайтесь, чтобы пациентов, обратившихся к вам впервые, к этому подготовили.

 

Невербальные компоненты общения.

 

В формировании впечатления о человеке большую роль играют невербальные (т.е. неречевые, несловесные)способы общения, которые не всегда осознаются партнерами,но почти всегда оказывают влияние. Установлено, что передача информации за счет слов достигается только на 7%, за счет звуковых средств на38%, а за счет невербальных средств на 55%.

 

К невербальным (неречевым) средствам общения относятся: интонация, тембр голоса, паузы, скорость речи т п.; мимика и пантомимика; дистанция в общении (расстояние между говорящими); контакт глаз. Повышенная громкость в целом свойственна возбужденному, напряженному общению. Носители громкой речи воспринимаются окружающими, как доминирующие, желающие привлечь к себе внимание (однако не следует, и забывать о возможности нарушения слуха, при котором у человека искажается восприятие собственной речи).

 

В создании доверительной спокойной атмосферы в общении большую роль играет пантомимика – позы и жесты собеседника. Они могут быть напряженными, закрытыми. Для создания атмосферы сотрудничества, внимательного слушания, при котором пациента обычно не торопят, врачу обязательно нужно сидеть в удобной, спокойной, стабильной позе.

 

Важный фактор общения – дистанция, при которой комфортно беседовать с человеком. Расстояние, которое мы стараемся сохранять при общении с разными людьми, больше всего зависит от характера общения (интимное, личное, деловое, или публичное общение), а также от индивидуальных особенностей собеседника, их социального статуса, национальной культуры.

 

Практический совет.

 

При сборе анамнеза дайте пациенту обратную связь. Кратко резюмируйте его жалобы и спросите, правильно ли вы его поняли. Тогда у него будет уверенность в том, что вы услышали все, что он хотел сказать, а также появиться возможность исправить или дополнить свои жалобы.

 

Не забывайте воспользоваться и обратной связью от пациента – попросите его рассказать, как и какие ваши рекомендации, он выполнял и какие получились результаты. В этом случае вы сможете не только более эффективно помочь этому пациенту, но и обучаться на его примере, получая подтверждение или опровержение своих прогнозов.

 

Каналы восприятия.

 

Человек воспринимает окружающий мир при помощи всех своих органов чувств, но при этом одним из них он бессознательно отдает предпочтение. Выделяют три типа людей по ведущему каналу восприятия: визуалы - зрительный канал, кинестетики - чувственный канал, аудиалы – слуховой канал - и четвертый тип людей у которых нет четкого предпочтения- дигиталы(логики, как правило это взрослые). Характерные особенности каждого из названных типов представлены в таблице

 

Классификация типов людей по ведущему каналу восприятия

Рассматриваемые признаки

Визуалы

Кинестетики

Аудиалы

Дигиталы

 

Преобладающая память

Зрительная

На действия

Слуховая

Логическая

 

Контакт глаз

Взгляд в глаза собеседнику: смотрят, чтобы услышать

Взгляд вниз: касаться важнее, чем смотреть

Глаза опушены: не смотрят, чтобы лучше слышать

Взгляд поверх головы или в лоб: уклоняются от зрительного контакта

 

Голос

Высоки, звонкий

Низкий, густой

Мелодичный, выразительный, быстро меняющийся

Монотонный, прерывистый, зажатый

 

Речь и движение

Быстрые, но немного скованные

Медленные, свободные, плавные

Склонность к многословию

Отдаленная

 

Дистанция

Располагаются так, чтобы увеличить обзор

Стараются быть ближе, прикоснуться

Не имеет значения

 

Характерные (часто употребляемые) слова

Красиво, наглядно, кажется, взгляд, смотрится, перспектива и т.д.

Удобно, чувствую, схватывать, действовать, напряжение, такое ощущение и т.д.

Гармонично, звучит как, отзвук, послышалось, кричаще, тон и т.д.

Разумно, функционально, знаю, понять, вероятно, логично и т.д.

 

 

Такое деление по типам весьма условно, ибо люди, пользующиеся преимущественно ведущим каналом существуют, но их не очень много. Чаще встречаются сочетания каналов восприятия.

 

Конфликты в медицине. Виды, стратегии поведения.

 

Избежать конфликтов невозможно, но есть способ устранить их разрушительное влияние на взаимодействие людей, научиться выбирать эффективные стратегии разрешения конфликтных ситуаций.

 

Причинами конфликтных ситуаций могут быть несовпадение профессиональных или личностных ценностей, религиозных и идеологических взглядов, а так же несогласованность взаимодействия.

 

Практические советы.

 

Чаще всего мы вступаем в конфликт с окружающими из-за пренебрежения к правилам хорошего тона. Не хотите споров и разногласий – не делайте очень простых вещей.

 

1.Взгляд свысока еще некого не украшал. Даже если у вас есть все основания гордится собой, и ваш послужной список способен украсить любое резюме, все равно не стоит во всеуслышание хвалить себя - пусть лучше за тебя это делают другие. Не надо также распространятся об огромных связях, доставивших вам это место, ровно, как и об авторитетных знакомых и покровителях. Таким образом, вы не только не приобретаете друзей, а скорее, окажетесь в изоляции.

 

Нельзя также недоброжелательно или иронически обсуждать за глаза своих коллег и преподавателей - не исключено, что до них эти слова дойдут, и неизвестно, в каком варианте. А вот если отзываться о других хорошо, подчеркивая имеющиеся у них достоинства, как правило, обстановка в коллективе улучшается.

 

Не стоит навязывать другим свои требования и распорядок работы, даже если они кажутся вам более эффективными.

 

Не следует бросаться на помощь, если за нею к вам не обращаются, и особенно если просят не вмешиваться.

 

Не делайте другим замечания, а говорите о своих чувствах по этому поводу, используя «Я - высказывания», например: замените «Вы поставили меня в неудобное положение при пациентах» скажите «Я оказался в неудобной ситуации, когда пациент получил от вас другую информацию»

 

 

Практический совет.

 

Если вы стали участником межгруппового конфликта, постарайтесь поточнее понять свою позицию: отстаиваете ли вы собственное мнение или просто поддерживаете группу «за компанию», а может быть оказались втянуты в него случайно - по принадлежности к данному коллективу.

 

Динамика конфликта.

 

По степени остроты противоречий, которые возникают, конфликты делятся:

 

 

Недовольство – ощущение неудовлетворенности чем – то, либо кем то.

 

 

Разногласие – несходство во мнениях и взглядах имеющий для субъектов личностный смысл. Если стороны не могут найти способа преодоления разногласия, через некоторое время наступает следующий этап:

 

 

Противостояние – субъекты уже осмыслили противоречие, каждый знает, чего хочет и желание достичь желаемого результата, стремительно возрастает. Если конструктивное решение проблемы не найдено, возникает:

 

 

Противоборство– постоянные споры, размолвки взаимные оправданные или неоправданные обиды, разрыв отношений, скандалы вплоть до физических столкновений. Если подобное положение затягивается и неприятие нарастает, ситуация приобретает крайне острый характер взаимной вражды, которую в определенном смысле можно назвать войной и человек занимающий противоположную позицию воспринимается как враг. Это деструктивный путь, т. к. каждая сторона, отстаивая свои интересы, не желает замечать и учитывать интересы других. Ситуация, вызвавшая конфликт, может не разрешиться никогда, т. к. взаимоотношения заходят в тупик. Здесь может помочь либо время, либо грамотное посредничество.

 

Положительный эффект конструктивного решения конфликта состоит в том, что все субъекты выходят на новый более высокий уровень отношений, предполагающий уважение других интересов.

 

Стратегии поведения в конфликтной ситуации.

 

Оказавшись в конфликтной ситуации человек, выбирает часто неосознанно, одну из возможных стратегий поведения: избегание проблемы или уход от нее, приспособление, соперничество или конкуренция, компромисс, сотрудничество.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.