Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы обучения. Учет возрастных и психолого-педагогических особенностей старшеклассников




Учет возрастных и психолого-педагогических особенностей старшеклассников.

Документы, регламентирующие содержание образования на современном этапе.

 

– государственные образовательные стандарты (ГОСТы)

– учебный план

– учебная программа

– учебники и учебные пособия

Содержание образования основывается на ГОСТе общего среднего образования, который отражает общественный заказ (идеал образования) вместе с реальными возможностями системы образования.

ГОСТ – документ, служащий основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования; в стандартах закрепляются цели, задачи и содержания образования, что даёт возможность диагностировать его результаты, сохранять единое образовательное пространство. ГОСТ определяет:

1) минимум содержания основных образовательных программ;

2) максимальный объём учебной нагрузки обучающихся;

3) требования к уровню подготовки выпускников (что они должны знать, уметь и т.д. ЗУН).

На основе ГОСТов разрабатываются учебные планы образовательных учреждений всех типов.

Учебный план – это нормативный документ, утвержденный Министерством образования РБ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, последовательность их изучения и общий объём отводимого на это времени.

Выделяют следующие виды учебных планов

– базисный

– типовой (носит рекомендательный характер)

– учебный план средней школы, который определяет содержание:

а) начального образования (1-4 классы)

б) основного (базового образования) (5-9 классы)

в) среднего (полного) образования (10-11 классы).

В учебных планах РБ выделяют образовательные компоненты:

1) базовый (республиканский)

2) дифференцированный (национально-региональный)

3) школьный (учебные предметы, кроме базовых, изучение которых определяется решением педагогического совета школы с учётом пожеланий учеников и их родителей).

На базе учебных планов создаются учебные программы по каждому предмету и для каждого класса.

Учебная программа – учебный документ, утвержденный МО РБ, в котором указывается конкретное содержание образования по каждому учебному предмету и объём времени, выделяемый как на изучение предметов в целом, так и на каждый его раздел и тему. Виды учебных программ:

типовые учебные программы (определяющие базовые ЗУН, систему мировоззренческих идей и общие рекомендации методического характера)

рабочие учебные программы, которые формируются на базе типовых и отражают специфику обучения в данном образовательном учреждении.

авторские учебные программы, которые разрабатывают и реализуют высококвалифицированные творчески работающие педагоги.

Существует 2 способа построения учебных программ:

1) линейный – логическое построение материала, в непрерывной последовательности, без возвращения к этому материалу на последующих ступенях обучения;

2) концентрический – повторение учебного материала на следующей ступени в усложненном варианте (??изучение каких предметов строится по лин. и по конц.?)

Учебники и учебные пособия (сборники задач, решебники, хрестоматии) выступают в качестве важнейшего средства обучения, основных источников знаний и организации самостоятельной работы учащихся по предмету. Они представляют собой информационную модель обучения (сценарий учебного процесса).

Юношеский возраст от 14 – 15 до 18 лет представляет собой в буквальном смысле «третий мир», мир между детством и взрослостью.
Остановимся на некоторых важных особенностях юношеского возраста, которые следует знать и использовать учителю в педагогической практике.

Биологически это возраст интенсивного физического созревания, которое порождает гормональные всплески, функциональные изменения в организме и интерес к противоположному полу. Как следствие могут наблюдаться перепады в физическом и эмоциональном состоянии организма старшеклассника, что сказывается на активности на уроке и часто выражается либо в виде сильной заинтересованности в поступающей информации, либо в виде внешней пассивности при выполнении даже интересных проблемных заданий. К концу старшего школьного возраста учащиеся достигают физической зрелости.

Старшеклассник совершенно по-новому начинает воспринимать свой физический облик. Очень многие хотели бы изменить свой облик. Именно поэтому они часто пытаются выделиться за счет прически, особых деталей одежды, присущих взрослым или каким-либо субкультурам. Образ собственного тела – гораздо более важный компонент юношеского самосознания, чем это обычно считают взрослые. Незнание данных нюансов развития старшеклассников оборачивается иногда проблемой для учителя: нежелание учащихся общаться с кем-то часто бывает связано с внешней ­непривлекательностью партнера по общению, а, к примеру, проблемные вопросы, связанные с внешностью, взаимоотношениями полов, дружбой могут неожиданно вызвать замкнутость.

Старшие школьники имеют высокий уровень тревожности во всех сферах общения, но особенно тревожность возрастает в общении с родителями и взрослыми, от которых они зависят. Следовательно, вы, как учитель старших классов, являетесь объектом высокой степени тревожности у ваших учеников. Не усугубляйте положение запугиванием учеников плохой оценкой, будущим экзаменом и т.п. Чем выше степень тревожности, тем скорее это может привести ученика к отторжению вас как личности, вашего предмета и, что хуже всего, породить ярко выраженный протест в виде ухода с уроков, невыполнения заданий, резких высказываний в ваш адрес.

Одной из особенностей данного возраста является также то, что психические травмы, полученные в детстве «вылезают наружу». Хотя следует отметить, что свои эмоции и чувства юноши уже умеют не только дифференцировать, но и контролировать. Внимательно следите за эмоциональным состоянием своих учеников. Помните: у них тоже могут быть свои проблемы и для них эти проблемы не менее важны, чем для вас ваши проблемы.

Развивается активно так называемое высшее чувство – чувство долга перед обществом, людьми, чувство дружбы, любви, солидарности, морально-политические чувства. Именно поэтому важно особое внимание уделить развитию и формированию чувства патриотизма и интернационализма. Не секрет, что на уроках иностранного языка учащиеся много и подробно изучают иностранную культуру, политический строй, социальные условия за рубежом, зарубежные традиции, но не умеют представить свою родную культуру зарубежным сверстникам. О каком диалоге культур можно говорить в этом случае? О каком патриотизме может идти речь?

Кроме того у старшеклассников расширяется сфера эстетических чувств – появляется чувство возвышенного, низменного, трагического и комического, чувство юмора и т.д. В связи с этим старшеклассники с интересом обсуждают телевизионные передачи, театральные постановки, художественные фильмы, читают юмористические произведения, живо воспринимают произведения искусства, с удовольствием работают над песенными текстами на иностранным языке. Используйте все это в обучении и вы увидите как повысится интерес к вашему предмету.


Что касается учения, то урок только тогда вызывает у старшеклассников интерес, когда он идет не от привычных штампов, а затрагивает проблемы, обсуждение которых ставит старшеклассника в активное личностное отношение к тому, о чем говорится на уроках (поступки героев, замысел писателя и т.д.)

13. Метод обучения - это совместная упорядоченная деятельность педагога и учащегося, направленная на достижение заданной цели обучения. В структуре метода выделяют прием - элемент метода, разовое действие в реализации метода (например, метод - работа с книгой, прием - конспектирование отдельных тем по группам).

Классификация методов - упорядоченная по определенному признаку их система:

  1. Традиционная классификация (Перовский Н.П., Лордкипанидзе Г.А.), общий признак - источник знаний. Выделяют:
    • практические методы: опыты, упражнения, учебная практика и др.;
    • наглядные: иллюстрация, демонстрация, наблюдение и др.;
    • словесные: объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия и др.;
    • работа с книгой: чтение, конспектирование, цитирование, составление плана, реферирование;
    • видеометоды: просмотр, обучение через Интернет, контроль.
  2. Классификация по типу познавательной деятельности (Лернер И.Н., Скаткин А.В.):
    • объяснительно-иллюстративные методы;
    • репродуктивные;
    • методы проблемного изложения;
    • частично поисковые методы;
    • исследовательские.
  3. Бинарные классификации. Методы преподавания:
    • информационный;
    • объяснительный;
    • объяснительно-побуждающий;
    • побуждающий.

Им соответствуют методы учения:

    • исполнительный;
    • репродуктивный;
    • частично-поисковый;
    • поисковый.
  1. По дидактическим целям (Данилов В.А., Есипов П.Н.):
    • методы, способствующие первичному усвоению материала (беседа, чтение книг);
    • методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний (практика, упражнения).

Методы обучения образуют систему, так как они исторически конкретны и изменяются со временем, выступают в единстве, взаимопроникают друг в друга. И если мы в данный момент говорим об использовании одного метода, это означает, что он доминирует на данном этапе, но затем будет дополнен другими.

Методы в процессе обучения выполняют следующие функции:

  1. Обучающую.
  2. Развивающую.
  3. Воспитывающую.
  4. Мотивационную.
  5. Контрольно-коррекционную.

У каждого метода свое распределение функций (например, у лекции мало выражена контрольная функция, зато сильно - развивающая, обучающая). Интенсивность одних методов ослабевает, а других возрастает при переходе от младших к старшим классам. В настоящее время получили широкое распространение активные методы обучения (учебные игры, методы инсценизации, генерации и др.), методы программированного обучения, обучающего контроля.

Выбор методов не произволен, его определяют следующие факторы:

  1. Цели и задачи обучения.
  2. Содержание и методы определенной науки и темы.
  3. Принципы обучения и позиция педагога.
  4. Учебные возможности учеников.
  5. Время.
  6. Внешние условия.
  7. Возможности учителей.

Вывод: таким образом, ни один из методов не является универсальным, хороших результатов можно достигнуть при использовании многих методов. Эффективное педагогическое взаимодействие возможно лишь при разумном сочетании нескольких, не противоречащих методов обучения. Задача оптимизации формулируется однозначно: в имеющихся условиях из методов выбрать те, которые обеспечивают наибольшую эффективность обучения.

Особую роль в современном образовательном процессе играют активные методы обучения, которые опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, а прежде всего на творческое продуктивное мышление, поведение, общение. Методы называют активными, т.к. в них существенно меняется и роль обучающего (вместо роли информатора - роль менеджера), и роль обучаемых (информация не цель, а средство для освоения операций и действий, развития личностных качеств). Современные активные методы обучения включают с себя:

  • игровое/социальное/имитационное моделирование;
  • деловые игры;
  • анализ конкретных ситуаций (кейсы);
  • метод активного социологического тестированного анализа и контроля (МАСТАК), отражающие в лабораторных условиях хитросплетения жизненных столкновений.

Игровые методы дают поиск решений в динамичных нестабильных условиях и могут дать больше, чем эксперимент: они позволяют проработать и сопоставить несколько возможных вариантов. Эмоциональный настрой, состязательность и должная мотивация, азартность снимают воздействие искусственности. Педагогика сотрудничества, совместный поиск лучших решений позволяют отрабатывать и систематически совершенствовать лучшие варианты коллективных действий. От господства всеобщего лозунга «СИС - сиди и слушай» к активному: «ДИД - думай и делай!».

По признаку воссоздания (имитации) контекста деятельности, ее модельного представления в обучении все методы активного обучения делятся на имитационные и неимитационные. Неимитационные методы не предполагают построения модели изучаемого явления, процесса или деятельности. Активизация достигается здесь за счет отбора проблемного содержания обучения, использования особым образом организованной процедуры ведения занятия, а также технических средств и обеспечения диалогических взаимодействий преподавателя и обучаемых. Примером имитационных методов является дидактическая игра. М.В. Кларин предлагает следующую структуру учебного процесса на основе дидактической игры:

  1. Создание игровой проблемной ситуации: введение моделирующей игровой ситуации.
  2. Ход игры: «проживание» проблемной ситуации в ее игровом воплощении. Развертывание игрового сюжета.
  3. Подведение итогов игры. Самооценка действий.
  4. Обсуждение и анализ хода и результатов игры. Учебно-познавательные итоги игры.

Очевидно, что перечисленные методы обучения создают возможности не только передавать определенную информацию, но и создавать предпосылки для развития личности, общекультурных навыков и умений




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 2108; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.