Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образовательные парадигмы и их влияние на педагогический процесс




Педагогические проблемы имеют большое жизненное и общекультурное значение, как для личности, так и для всего социума. Современному человеку необходимо владеть информацией о стиле поведения и общения, о формах обучения и воспитания, системе образования, как в своей стране, так и за рубежом, а также о приемах эффективного воспитательного воздействия, способах взаимодействия людей, обеспечивающих сотрудничество и взаимопонимание. В условиях выбора типа образования родителям важно иметь целостное представление о формах обучения и видах специализированных или общеобразовательных школ. В эпоху информационного общества и быстрого роста знаний современному поколению необходимо овладеть основными способами получения, передачи и обмена информацией, способами коммуникации.
В настоящее время изменяется место и роль образования в обществе: образование и воспитание являются центральными звеньями в социальной среде, обуславливающими стабилизацию общества, уровень его культуры и определяющими перспективы социального развития.
В мировой и отечественной педагогической практике парадигмы образования складывались и разрабатывались на протяжении веков.
Педагогическая парадигма (греч. Paradeigma – пример,образец) – совокупность научно-теоретических, методологических и иных установок, принятых научным педагогическим обществом на определенном этапе развития педагогической науки и практики, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении педагогических проблем.
Они являются культурным достоянием общества, отражают уровень его культуры в целом. Выделяются следующие парадигмы:

1. знаниевая и культурологическая;

2. технократическая и гуманистическая;

3. социетарная и человекоориентированная;

4. педоцентристская и детоцентристская.

В ряд элементов, определяющих парадигму образования, входят: представления о системе знаний и умений, необходимых человеку конкретной исторической эпохи; осознание типа культуры и способов развития человека в процессе освоения культурного опыта; принципы кодирования и передачи информации; осмысление ценности и роли образования в обществе; освоение культурного развития человека; представления об образе и месте педагога как носителя знаний и культуры в образовательном процессе; роль и функции растущей личности в структурах воспитания, обучения и образования.
В европейской культуре знаниевая парадигма имеет самую длительную историю; она активно оформлялась в средневековье, и реализуется посредством традиционной классно-урочной системы обучения. Она влияла на определение образовательных задач, связанных с формированием практического и теоретического опыта человека. Основным положением знаниевой парадигмы образования является идея трансляции учащимся идеи «готовых», «завешенных», знаний, умений и навыков, при этом сам ученик выступает пассивным объектом учебно-познавательной деятельности.
Культурологическая парадигма в большей степени ориентирует образовательный процесс не на овладение суммой знаний, а на освещение элементов культуры, способов обучения, поведения, общения. По мере развития общества и культуры расширяются возможности овладения человеком ценностями; основами физической, эстетической, языковой, экологической, компьютерной и др. видами культуры.
Сущность технократической парадигмы образования заключается в организации обучения и воспитания на основе репродуктивной деятельности обучающихся, направленной на эффективное достижение ими четко фиксируемых эталонов усвоения знаний и опыта. При этом процесс обучения строится как технологический процесс с четко определенными учебными целями и ожидаемыми результатами. Сущность технократической парадигмы обучения и воспитания также проявляется в формировании мировоззрения, основными особенностями которого являются преобладание средств над целью, технологий цивилизации над общечеловеческими интересами, техники над ценностями.
Альтернативной технократическому подходу в образовании, превращающему человека в объект манипуляций, стала гуманистическая традиция. Для нее человек является высшей ценностью, и не только в общественных и образовательных системах. Гуманистическая парадигма ориентирует на изменение образа мышления человека, руководствуясь принципом «все для человека, все во имя человека».
Педоцентристская парадигма понимается как альтернатива детоцентрической.
Педоцентристская парадигма рассматривает воспитание и обучение, как главные факторы развития ребенка, где основная роль отводится педагогу. В рамках данной парадигмы методика, новаторство, творчество педагога являются определяющими при анализе процесса обучения и воспитания. При этом личностные качества, интеллектуальные способности и интересы ребенка учитываются недостаточно.
Детоцентристская парадигма ориентируется в первую очередь на создание благоприятных условий для развития всех детей, учет и развитие индивидуально-личностных особенностей, способностей и интересов.
В основе социетарной парадигмы лежит принцип государственного управления обществом. Именно государство определяет характер и цели обучения и воспитания, а управление системой образования носит сугубо государственный характер.
В рамках человекоориентированной (антропологической – антропология – наука о происхождении и развитии человека) парадигмы человек является непреходящей ценностью. Поэтому в процессе воспитания и обучения, учитываются, прежде всего, интересы и индивидуальные особенности как ребенка и его родителей, так и педагога.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.