Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

На железнодорожном транспорте. Особенности продукции и ценообразования




Особенности продукции и ценообразования

Состав и структура цены

 

Любая цена включает в себя определенные элементы. В зависимости от вида цены состав этих элементов может быть разный.

Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах или долях единицы, представляет собой структуру цены. Состав цены приведен на рис. 12.1.

 

Себестоимость продукции Прибыль предприятия Акциз (по подакцизным товарам НДС Снабженческо-сбытовая надбавка Торговая надбавка
Оптовая цена предприятия        
Отпускная цена предприятия без НДС
Отпускная цена предприятия с НДС (покупная цена оптового посредника)
Продажная цена оптового посредника (покупная цена предприятия торговли)
Розничная цена

 

Рис. 12.1. Состав цены

 

Однако состав цены (тарифа) за перевозочную деятельность на железнодорожном транспорте отличается от состава цены, показанной на рис. 12.1. Объясняется это прежде всего тем, что железнодорожный транспорт отнесен к естественным монополиям. Продукция железнодорожного транспорта имеет целый ряд отличительных особенностей от продукции промышленных предприятий. Поэтому методология ценообразования на железнодорожном транспорте отличается от методологии ценообразования, принятой для других отраслей народного хозяйства (см. п. 12.3).

Помимо себестоимости, важнейшим элементом цены является прибыль. Прибыль – это форма дохода, полученного после реализации продукции по установленной цене, т.е. разность между ценой и себестоимостью продукции (более подробно см. п. 12.9).

 

 

Рассматривая проблему ценообразования, нельзя не учитывать особенности железнодорожного транспорта и результата его деятельности.

Перемещение грузов обусловлено объективной необходимостью общественного воспроизводства материальных благ, а перемещение населения – социально-культурными условиями жизни. В каждой стране транспорт обеспечивает географическое разделение труда, специализацию и кооперирование предприятий, регионов и даже целых стран.

Транспорт является общим (точнее необходимым) условием любого общественного производства. Но продукция транспорта отличается от продукции других отраслей народного хозяйства (см. тему 1).

Ценообразование на транспорте представляет собой составную часть ценообразования народнохозяйственного комплекса, так как разные сферы материального производства взаимно связаны и обусловлены. Но ценообразование на транспорте – процесс более сложный, чем в других отраслях экономики. Это обусловлено следующими причинами.

1. Наличием на железнодорожном транспорте целого ряда продукции. До недавнего времени считалось, что железнодорожный транспорт создает два вида продукции: грузовые и пассажирские перевозки. Но такое утверждение не соответствовало действительности. С учетом толкования понятия продукция грузовые перевозки подразделяются:

по виду сообщения: прямое (с участием нескольких железных дорог), местное (в пределах одной железной дороги);

по видам отправок: маршрутные, повагонные, контейнерные, мелкие, почтовые, багажные;

по скорости перевозок: грузовая и большая скорости;

по типу подвижного состава и вместимости: универсальные вагоны, транспортеры, цистерны, рефрижераторные поезда;

по дальности перевозок: с увеличением расстояния себестоимость и фондоемкость единицы транспортной продукции изменяются по закону гиперболы.

Железнодорожный транспорт, кроме перечисленных, выполняет так называемые специфические перевозки в особых условиях (опасные, крупногабаритные и др.), а также услуги по просьбе грузоотправителей (грузополучателей) на договорной основе.

Все перевозимые грузы разбиты на три класса, для каждого класса груза установлены соответствующие тарифные ставки.

Единая тарифная ставка разделена на две составляющие:

– плата за инфраструктуру;

– плата за вагон железных дорог.

Кроме того, перевозки грузов могут осуществляться во внутрироссийском и в международном сообщении. Перевозки в международном сообщении делятся на:

– перевозки экспортно-импортных грузов, следующих в отечественные морские порты;

– перевозки экспортно-импортных грузов от и до пограничных передаточных станций железных дорог России.

При определении провозной платы базовые ставки тарифа корректируются основными и дополнительными коэффициентами, уточняющими условия перевозки. Основные коэффициенты объединены в четыре группы [33].

2. В силу особенностей транспортной продукции определение ее себестоимости значительно отличается от исчисления себестоимости продукции в промышленных отраслях народнохозяйственного комплекса.

Сложность системы ценообразования по грузовым перевозкам обусловлена еще и тем, что тарифная система построена на разных принципах. Тарифная ставка за инфраструктуру базируется в основном на технологическом принципе, при котором важное значение имеют издержки производства продукции. Тарифная ставка за вагон железных дорог основана на платежеспособности владельца перевозок данного груза, которая зависит от конъюнктуры рынка перевозимого груза.

Сглаживанию противоречий между двумя разными принципами построения тарифной системы по грузовым перевозкам способствует система основных и дополнительных коэффициентов. Но кардинальное решение по созданию тарифной системы, отвечающей интересам грузовладельцев, перевозчиков и государства, требует выработки новых принципов и методов, о которых пойдет речь в п. 12.4.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.