Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Революция XVII в. и изменения в государственном строе Англии 1 страница




И 90

Авторский коллектив:

Л.М. Гудошников, доктор юридических наук, профессор – гл. 6, 15, 23;

О. А. Жидков, доктор юридических наук, профессор - предисло­вие (совместно с Н. А. Крашенинниковой), гл. 3 (§ 1, 2, 3, 5, 6), 7, 16, 18 - 21;

Н. А. Крашенинникова, доктор юридических наук, профес­сор - предисловие (совместно с О. А. Жидковым), гл. 3 (§ 4), 4,5, 8, 11, 13, 14;

О. Л. Лысенко, кандидат юридических наук – гл. 22 (совместно с В. А. Савельевым);

А. А. Мишин, доктор юридических наук, профессор – гл. 2;

В. А. Савельев, кандидат юридических наук – гл. 22 (совместно с О. Л. Лысенко);

В.Н. Струнников, доктор юридических наук, профессор – гл.12;

С. В. Чиркин, кандидат юридических наук, доцент – гл. 1, 9, 10, 17.

 

И 90 История государства и права зарубежных стран. Часть 2. Учебник для вузов – 2-е изд., стер. / Под общ. ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А. - М.- Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА · М), 2001. - 712 с.

 

ISBN 5-89123-380-0 (НОРМА)

ISBN 5-16-000081-Х (ИНФРА · М)

 

Книга представляет собой вторую часть учебника, вышедшего в издательстве ²Норма² в 1996 г. Первая его часть посвящена истории государства и права древнего мира и средних веков. Вторая – включает в себя историю государства и права нового и новейшего времени.

Структурно вторая часть распадается на три раздела. Первый – история государства нового времени, второй – история государства в ХХ веке, третий – история права нового и новейшего времени. Последний раздел не содержит каких-либо четких внутренних хронологических рубежей: современное право в отличие от государства развивалось более плавно, эволюционно, ибо оно в большей степени затрагивает глубинные пласты человеческих взаимоотношений и в меньшей мере испытывает на себе последствия общественно-политических потрясений и катаклизмов. Учебник основан на новейших достижениях юридико-исторической мысли.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов.

 

ISBN 5-89123-380-0 (НОРМА) © Колл. авторов, 1999

ISBN 5-16-000081-Х (ИНФРА · М) © Изд. НОРМА, 1999

 

 


Предисловие

 

Предлагаемая читателям книга является второй частью учебника для студентов-юристов, вышедшего в свет в изда­тельстве "Норма" в 1996 г.* Первая его часть посвящена истории государства и права древнего мира и средних ве­ков. Вторая часть учебника включает в себя историю госу­дарства и права нового и новейшего (XX в.) времени.

*История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. Ч. 1. М.: "Норма", 1996.

 

Структурно вторая часть распадается на три раздела. Первый раздел - история государства нового времени, вто­рой раздел - история государства в XX в., третий - история права нового и новейшего времени.

Переход человечества от средневековья к новому вре­мени берет свое начало еще в XV-XVI вв., т. е. в эпоху Возрождения и Реформации. Именно в это время начинает­ся переворот, прежде всего в политическом и правовом соз­нании людей и в экономике, которая все больше ориенти­руется на капиталистическое предпринимательство. Но применительно к предмету данного учебника, т. е. к той обще­ственной сфере, которая непосредственно связана с поли­тикой и государством, новое время исчисляется обычно с английской и французской революций XVII-XVIII вв.

Именно с этого рубежа мировой истории идет процесс утверждения современного государства, которое принципи­ально отличается от рассматриваемой в первой части государственности предшествующих эпох. Это государство, не­смотря на многочисленные препоны на его пути, в том числе и на попятные движения, определило магистральный путь развития цивилизации - путь к свободному предпринима­тельству, демократии, законности, к правовому государст­ву, которое зиждется на гражданском обществе.

В это время было положено начало представительному правлению, которое по мере своего развития обеспечило уча­стие все более широких слоев населения в государственной жизни. В передовых государствах человек и гражданин получил невиданные ранее в истории политические права и гражданские свободы, что сделало возможным более пол­ную реализацию политического потенциала общества.

Второй раздел данного учебника посвящен развитию государственности в XX в. Такое структурное и хронологи­чески определенное выделение XX в. имеет свой резон. Оно оправдано тем, что XX в. в результате научно-технической, информационной, демографической и т.п. революций был ознаменован крупными переменами в экономической и со­циальной жизни.

Этот век оставил особенно заметный след в политико-государственной сфере, причем не только благодаря раз­витию демократических институтов, но и благодаря двум кровопролитным мировым войнам, нацизму и военным дик­татурам. Во многих странах, особенно в новых молодых го­сударствах, можно видеть настоящий калейдоскоп форм го­сударственного правления, военные и военно-гражданские диктатуры, превосходящие по своей жестокости все видан­ные ранее в истории. Все это свидетельствует о противоре­чивости исторического процесса, притом, что в XX в. доми­нировали идеи демократии, социальных компромиссов, гос­подства права.

Выделение истории государства XX в. вызывается и небывалой ранее активностью государств, в том числе и де­мократических, во всех сферах общественной жизни: в экономике, политике, идеологии, в социальной сфере.

В XX веке, особенно во второй его половине, государст­во в развитых странах мира все больше берет на себя от­ветственность за общественный прогресс, за проведение сильной социальной политики, за предотвращение военной, термоядерной опасности, за меры, направленные на устра­нение угрозы человечеству экологической катастрофы.

Что касается последнего раздела учебника, посвящен­ного истории права в новое и новейшее время, то следует заметить, что он не содержит в себе каких-либо существенных и четких внутренних хронологических рубежей. Со­временное право, утвердившееся в результате упомяну­тых выше революций, основанное на новых принципах, раз­вивалось в отличие от государства более плавно, эволюционно.

Право в меньшей степени, чем государство, испытыва­ет на себе последствия политических катаклизмов. Оно в большей мере сориентировано на удовлетворение глубинных и всесторонних потребностей человеческого общения. Присущая праву преемственность делает нецелесообразным рассмотрение его раздельно по двум самостоятельным пе­риодам.

Принципиальные методологические подходы авторско­го коллектива определены еще во введении к первой части учебника. Суть их сводится к тому, что государство и право рассматриваются не в формационном плане, а как состав­ной элемент общецивилизационного процесса.

Этими подходами руководствовались авторы и во вто­рой части учебника. Они поставили своей задачей показать читателям общемировой процесс развития государства и права как движение от менее сложных к более сложным политико-правовым формам. В этом процессе авторы отме­чают как позитивный, так и негативный исторический опыт.

Исходя из того же общецивилизационного подхода, ав­торы на конкретном историко-правовом материале нового и новейшего времени показывают, что, несмотря на много­численные проявления регресса в политической жизни, де­мократическое и правовое государство приобретает в наше время все большую общечеловеческую ценность, активно участвует в решении все новых и новых проблем, встаю­щих перед обществом.

Во второй части учебника в большей степени, чем в первой, используется наряду с конкретно-историческим подходом также и метод сравнительного анализа. Этот ме­тод становится особенно необходимым, поскольку полити­ко-правовая география (по сравнению с древним миром и средними веками) значительно усложнилась. На политической карте мира появилось большое число новых государств, которые имеют свои самостоятельные политические и пра­вовые системы.

Для того чтобы дать студентам представление о проис­ходящих глобальных процессах развития государства и пра­ва, авторы, прибегая к этому методу, рассматривают исто­рию не только отдельных государств, но и историю госу­дарств целых регионов или даже континентов. Что касается отдельных государств, то авторы, прежде всего выделяют так называемые великие державы, а также те государства, история которых оставила заметный след в развитии циви­лизации.

 

Раздел I. История государства в новое время

 

Глава 1. Англия

 

 

Особенности и основные этапы английской буржуаз­ной революции XVII в. Буржуазное государство и право Англии возникло в ходе двух английских революций XVII в., получивших названия "Великий мятеж" и "Славная рево­люция". Идеологическую оболочку движения составили лозунги реформы господствующей церкви и восстановления "старинных обычаев и вольностей", характерные для соци­альных движений средневековья. Вместе с тем в англий­ской буржуазной революции впервые отчетливо проявились основные закономерности развития буржуазных революций нового времени, что позволило назвать ее прообразом Ве­ликой французской буржуазной революции.

Основные особенности английской буржуазной револю­ции обусловлены своеобразной, но исторически закономер­ной для Англии расстановкой социально-политических сил. Английская буржуазия выступила против феодальной мо­нархии, феодального дворянства и господствующей церкви не в союзе с народом, а в союзе с "новым дворянством". Раскол английского дворянства и переход его большей, обур­жуазившейся части в лагерь оппозиции позволили еще не­достаточно окрепшей английской буржуазии одержать по­беду над абсолютизмом.

Этот союз придал английской революции незавершен­ный характер, обусловил ограниченность социально-эконо­мических и политических завоеваний.

Сохранение крупного землевладения английских ленд­лордов, решение аграрного вопроса без наделения землей крестьянства - основной показатель незавершенности английской революции в экономической сфере. В политиче­ской области буржуазии пришлось разделить власть с но­вой земельной аристократией при определяющей роли по­следней. Влияние аристократии сказалось на образовании в Англии такой разновидности буржуазной, конституционной монархии, которая наряду с представительным органом сохранила феодальные учреждения, в том числе сильную ко­ролевскую власть, палату лордов, Тайный совет. Последо­вавшие в XVIII и XIX вв. аграрная и промышленная революции, в конечном счете, обеспечили господствующее поло­жение капиталистическим производственным отношениям и лидерство промышленной буржуазии в осуществлении политической власти. На протяжении этого времени полу­феодальная, аристократическая политическая система Британии медленно и постепенно превращалась в буржуазно-демократическую.

Политические течения. В преддверии и в ходе рево­люции определились два лагеря, представлявших противо­положные политические и религиозные концепции, а также разные социальные интересы. Представители "старого", феодального дворянства и англиканского духовенства были опорой абсолютизма и отстаивали сохранение прежних фео­дальных порядков и англиканской церкви. Лагерь оппози­ции режиму объединял новое дворянство и буржуазию под общим названием "пуритане". Противники абсолютизма в Англии выступали за буржуазные преобразования под знаменем "очищения" англиканской церкви, завершения рефор­мации и создания новой церкви, не зависимой от королев­ской власти. Религиозная оболочка социально-политических требований буржуазии, многие из которых имели чисто свет­ский характер, во многом объяснялась особой ролью англи­канской церкви в защите основ абсолютизма и в подавлении оппозиции церковно-бюрократическим аппаратом.

Вместе с тем революционный лагерь не был единым ни в социальном, ни в религиозном отношении. В ходе револю­ции в лагере пуритан окончательно определились три глав­ных течения: пресвитериан, индепендентов и левеллеров. Пресвитерианское течение, объединявшее крупную буржуа­зию и верхушку джентри, составляло правое крыло рево­люции. Их максимальным требованием было ограничение королевского произвола и установление конституционной монархии с сильной властью короля. Религиозно-политиче­ская программа пресвитериан предусматривала очищение церкви от пережитков католицизма, ее реформу по шот­ландскому образцу и утверждение во главе церковно-административных округов пресвитеров из наиболее состоятель­ных граждан. Пресвитериане захватили и удерживали власть в период 1640-1648 гг., который сопровождался вначале мирным, или "конституционным", развитием революции, а затем переходом к гражданской войне.

Индепенденты, политическим лидером которых, стал О. Кромвель, являлись в основном представителями сред­него и мелкого дворянства, средних слоев городской буржуазии. Они добивались, как минимум, установления огра­ниченной, конституционной монархии. Их программа пре­дусматривала также признание и провозглашение неотъемлемых прав и свобод подданных, прежде всего свободы совести (для протестантов) и свободы слова. Индепенденты выдвигали идею упразднения централизованной церкви и создания независимых от административного аппарата местных религиозных общин. Индепендентское течение было самым пестрым и неоднородным по составу. "Индепендентский", радикальный, этап революции (1649-1660 гг.) связан с упразднением монархии и установлением Республики (1649-1653 гг.), переродившейся затем в военную диктату­ру (1653-1659 гг.), которая привела, в свою очередь, к рес­таврации монархии.

В ходе революции из индепендентского течения выде­лились так называемые левеллеры, которые стали пользо­ваться наибольшей поддержкой среди ремесленников и кре­стьян. В своем манифесте "Народное соглашение" (1647) левеллеры выдвинули идеи народного суверенитета, всеоб­щего равенства, требовали провозглашения республики, установления всеобщего мужского избирательного права, возврата огороженных земель в руки общин, реформы слож­ной и громоздкой системы "общего права". Идеи левелле­ров заняли важное место в дальнейшей идейно-политиче­ской борьбе с феодальным строем. Вместе с тем, выступая за неприкосновенность частной собственности, левеллеры обошли основное требование крестьянства об упразднении копигольда и власти лендлордов.

Наиболее радикальную часть левеллеров составили диггеры, представлявшие беднейшее крестьянство и пролетарские элементы города и деревни. Они выступили с требова­нием уничтожения частной собственности на землю и пред­меты потребления. Социально-политические взгляды диггеров являлись разновидностью крестьянского утопическо­го коммунизма.

Изменение формы государства. Английская револю­ция развивалась в виде традиционного противостояния ко­роля и парламента. Существенная часть государственно-пра­вовой программы революции была подготовлена парламент­ской оппозицией еще в 20-х гг. XVII в., по мере обострения экономического и политического кризиса абсолютизма. В Петиции о праве 1628 г. был сформулирован ряд требований, облеченных в старую феодальную форму, но уже имевших новое, буржуазное содержание. Перечислив зло­употребления королевской администрации и ссылаясь на Великую хартию вольностей, парламент просил короля, чтобы: 1) никто впредь не принуждался платить налоги и сборы в королевскую казну "без общего согласия, данного актом парламента"; 2) ни один человек не заключался в тюрьму за отказ платить незаконные налоги; 3) армия не размещалась на постой в дома жителей; 4) никакие лица не наделялись особыми полномочиями, которые могут служить предлогом для предания подданных смерти "противно за­конам и вольностям страны".

Таким образом, в документе был отражен главный по­литический вопрос революции - о правах короля в отно­шении жизни и имущества подданных. Кроме того, был поднят и важнейший социальный вопрос - о неприкосно­венности частной собственности. Охрана собственности, как говорилось в Петиции, есть истинная цель закона и право­судия. Требования парламентской оппозиции привели к роспуску парламента и длительному беспарламентскому правлению Карла I (1629-1640 гг.). В этот период король для пополнения казны единолично вводил все новые побо­ры и штрафы, пресекая недовольство в стране с помощью чрезвычайных судов. Однако в условиях начавшейся вой­ны с Шотландией король был вынужден вновь обратиться к парламенту.

В созванном в 1640 г. парламенте, получившем название Долгого (1640-1653), господствующее положение за­няли пресвитериане. В течение 1640-1641 гг. парламент добился от короля утверждения целого ряда важных право­вых актов. Прежде всего по инициативе палаты общин были осуждены главные советники Карла I - граф Страффорд, архиепископ Лод. Тем самым было утверждено право пар­ламента на импичмент высших должностных лиц. Далее, согласно Трехгодичному акту 16 февраля 1641 г., парла­мент должен был созываться, по крайней мере, один раз ка­ждые три года, а при несогласии короля сделать это он мог быть созван другими лицами (пэрами, шерифами) или собраться самостоятельно. Эти положения были дополнены законом, запрещавшим прерывать, отсрочивать заседания и распускать Долгий парламент иначе, как актом самого парламента. Тем самым исключалась возможность возвра­щения к беспарламентскому правлению. Наконец, в июле 1641 г. были приняты два акта, которые ограничили полно­мочия Тайного совета в области судопроизводства и преду­смотрели уничтожение системы чрезвычайных трибуналов, прежде всего Звездной палаты и Высокой комиссии. Серия актов, принятых летом 1641 г., провозгласила неприкосновенность имущества подданных и лишала короля права про­извольно налагать различные штрафы. Программным доку­ментом революции стала Великая Ремонстрация, приня­тая 1 декабря 1641 г. Она содержала, в частности, новое требование о том, чтобы король впредь назначал только тех должностных лиц, которым парламент имел основание до­верять. Это означало, по сути, политическую ответствен­ность должностных лиц перед парламентом и было воспри­нято королем как вторжение в его прерогативу, исполни­тельную власть. Король отказался утвердить Великую Ремонстрацию.

Акты парламента 1641 г. были направлены на ограни­чение абсолютной власти короля и означали переход к оп­ределенной разновидности конституционной монархии. Од­нако фактически эта форма буржуазного государства не успела утвердиться с началом гражданских войн между королем и парламентом (1642-1647 и 1648-1649 гг.).

Во время войны в стране установились две враждую­щие и независимые власти, которые контролировали раз­личные территории Английского королевства и пользовались в них всей полнотой законодательных и административных полномочий. Основным направлением деятельности короля и парламента в этот период стала организация собственной армии. Парламент, соединивший в своих руках законодательную и исполнительную власть на контролируемой террито­рии, издал ряд законов и ордонансов, предусматривающих реформу сложившейся военной системы. В 1642 г. парламент несколько раз утверждал так и не подписанный королем "Ордонанс о милиции", согласно которому командующие на­родным ополчением назначались только с согласия парла­мента и несли всю полноту ответственности перед парла­ментом. Король в ответ издал Прокламацию, запрещавшую народному ополчению действовать по воле парламента без согласия короля. В так называемой "Протестации", приня­той летом 1642 г., парламент вновь потребовал утверждения королем "Ордонанса о милиции" и своих требований, выдви­гаемых ранее относительно осуществления некоторых пре­рогатив исполнительной власти: о назначении всех высших должностных лиц с согласия парламента, о несменяемости судей "до тех пор, пока они не поведут себя ненадлежащим образом", о расширении судебной компетенции парламента в области уголовного правосудия. Отказ короля принять все эти предложения привел к началу непосредственно военных действий. Уже в ходе гражданской войны парламентом был принят Ордонанс о новой модели 1645 г., который был на­правлен на образование вместо ополчения отдельных графств постоянной армии. Она должна была содержаться за счет государства. Рядовой состав комплектовался из свободных крестьян и ремесленников. Офицерские должности замещались вне зависимости от происхождения, по способностям. Эти меры привели к превращению парламентской армии в боеспособную силу, которая нанесла ряд решительных поражений армии короля.

В период первой гражданской войны Долгим парламен­том был проведен и ряд других важных преобразований, которые свидетельствовали об углублении революции "под контролем" пресвитерианско-индепендентской верхушки. В 1643 г. был упразднен епископат и введено пресвитериан­ское устройство церкви. Земли епископов и роялистов были конфискованы в собственность государства и пущены в рас­продажу. В результате этих мер, значительная часть земельной собственности перешла в руки буржуазии и джентри. Закрепить новый статус этих земель был призван Акт 1646 г. об отмене системы феодальных рыцарских держа­ний и превращении их в свободные держания "на общем праве", т. е. фактически в частную собственность владель­цев. Таким образом, было осуществлено одностороннее ре­шение аграрного вопроса, выгодное только буржуазии и новому дворянству. Бывшие рыцарские держания были ос­вобождены от условий феодального землевладения (вассаль­ных обязанностей), однако копигольд как форма держания был сохранен. Крестьяне-копигольдеры не стали собствен­никами земли, а остались в поземельной зависимости от лендлордов. Кроме того, основная масса крестьян не могла приобрести землю, так как она поступала в распродажу по очень высоким ценам. Наконец, парламент подтвердил за­конность огораживаний крестьянских земель.

Окончание войны и пленение короля сопровождалось обострением борьбы в парламенте между пресвитерианами и основной массой индепендентов. Открытое выступление пресвитериан в поддержку короля привело ко второй гра­жданской войне. В декабре 1648 г., учитывая "левеллерские" настроения основной части армии, индепендентское руко­водство провело чистку парламента от активных пресвите­риан. Политическая власть перешла в руки индепендентов. 4 января 1649 г. палата общин объявила себя носителем верховной власти в Англии, постановления которой имеют силу закона без согласия короля и палаты лордов. После суда над королем и его казни в конце марта 1649 г. королевское звание и верхняя палата были упразднены. Конститу­ционное закрепление республиканской формы правления было завершено актом 19 мая 1649 г. В нем провозглаша­лось образование республики, верховной властью в госу­дарстве объявлялись "Представители Народа в Парламен­те". Высшим органом исполнительной власти стал Государ­ственный совет, который нес ответственность перед парла­ментом. Однако фактическое руководство им осуществлял военный совет во главе с Кромвелем.

Установление республики - наиболее демократической в существующих условиях формы правления - стало вер­шиной революции. Однако после учреждения республики социальная борьба не ослабела, а, наоборот, приняла более острые формы. Новые конфискации земель роялистов, рас­продажа королевских земель (акт 1649 г.) и захватническая война в Ирландии в начале 1650-х гг. превратили значи­тельную часть индепендентов в крупных земельных собст­венников, стремившихся к прекращению революции. На­против, для левеллеров провозглашение республики было лишь начальным этапом борьбы за углубление преобразо­ваний. В армии, состоящей в основном из среднего кресть­янства и ремесленников, влияние левеллеров продолжало усиливаться. В этих условиях лидеры индепендентов, опи­раясь на армейскую верхушку, прибегли к установлению режима диктатуры, которая была прикрыта провозглаше­нием "протектората".

В конце 1653 г. Совет офицеров подготовил проект акта о новой форме правления, названного Орудие управления. Согласно ст. 1 акта, высшая законодательная власть в Анг­лии, Шотландии и Ирландии сосредоточивалось в лице лор­да-протектора и народа, представленного в парламенте. Что­бы в однопалатный парламент попали только представите­ли буржуазии и джентри, акт предусматривал высокий иму­щественный ценз для избирателей (200 ф. ст.). Кроме того, избирательных прав лишались католики и лица, участво­вавшие в войне на стороне короля.

Исполнительная власть в государстве вверялась лор­ду-протектору и Государственному совету, число членов которого могло колебаться от 13 до 21. Лорд-протектор на­делялся широкими полномочиями. Он осуществлял, командование вооруженными силами, с согласия большинства со­вета мог объявлять войну и заключать мир, назначать но­вых членов высшего исполнительного органа и офицеров, поставленных во главе административных округов. Главной опорой протектора оставалась армия. Для ее содержания и покрытия других издержек правительства вводился еже­годный налог, который не мог быть отменен или уменьшен парламентом без согласия лорда-протектора. Таким обра­зом, финансовые прерогативы лорда-протектора практиче­ски стали бесконтрольными, как у абсолютного монарха.

 

§ 2. Утверждение конституционной монархии и ее эволюция в XVIII и XIX вв.

 

Реставрация монархии. Основные конституционные акты. Личная власть представителя индепендентов по сво­ей сути и форме не могла обеспечить долговременные инте­ресы буржуазно-дворянской верхушки, значительно укре­пившей свои позиции в ходе революции. Поскольку глав­ным противником буржуазии и джентри стала теперь не королевская власть, а движение низов, смерть Кромвеля ускорила соглашение этих слоев с феодальной аристокра­тией в целях возвращения к "законной власти". Это нашло свое выражение в реставрации в 1660 г. монархии Стюар­тов. По замыслу правящей группировки джентри и бур­жуазии, эта монархия должна была быть конституционной и гарантировать незыблемость главных завоеваний рево­люции. Действительно, в так называемой Бредской декла­рации 1660 г. новый король Карл II обещал, что вопросы о содержании армии, о землях роялистов, о прощении участ­ников революции и о вероисповедании будут поставлены на разрешение парламента. Однако новая расстановка поли­тических сил в стране способствовала усилению феодаль­ной реакции. Участники революции преследовались, орга­низации пресвитериан и индепендентов были ликвидирова­ны. В то же время восстанавливались англиканская церковь, Тайный совет и другие дореволюционные органы го­сударства (за исключением наиболее ненавистных Звезд­ной палаты и Высокой комиссии), а также старый порядок их формирования.

Стремление Карла II и его преемника Якова II восста­новить абсолютизм, а также симпатии монархов к католи­цизму вызвали широкое недовольство в стране. Реставра­ция лишь ускорила распад традиционных форм, восстанов­ление которых было заведомо обречено на неудачу.

Парламент, как и раньше, стал ареной политического противоборства сторонников короля и оппозиции. В это время в парламенте складываются две политические группиров­ки. Представители придворной аристократии и часть джен­три, ориентирующаяся на Стюартов, а также духовенство составили партию "тори". Оппозиция - купцы, финансовая буржуазия и верхушка джентри, обогатившаяся в ходе ре­волюции, которых поддерживала промышленная буржуа­зия, - образовала партию "вигов". Обе группировки были еще не оформлены в организационном отношении; и виги, и тори в последующем прошли через целый ряд партийных размежеваний и переходов части их членов из одной груп­пировки в другую. Тем не менее их политические взаимоот­ношения наложили значительный отпечаток на дальнейшее развитие страны.

Определенным успехом оппозиции в борьбе с проявле­ниями королевского произвола стало принятие Акта о луч­шем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями (Habeas Corpus Amendment Act) 1679 г. Закон был призван ограничить возможности тайной расправы короля со сторонниками оппозиции, но приобрел более общее значение. Он упростил и упорядочил процеду­ру получения судебного приказа о предварительной дос­тавке арестованного лица в суд для решения вопроса о пре­бывании под стражей. Любой подданный, задержанный за "уголовное или считаемое уголовным" деяние (исключая го­сударственную измену и тяжкое уголовное преступление), имел право лично или через представителей обратиться в суд с письменной просьбой выдать приказ "habeas corpus", адресованный должностному лицу (шерифу, тюремщику), в ведении которого находился арестованный. Получив приказ "habeas corpus", шериф или тюремщик были обязаны в установленный законом срок доставить заключенного в суд с указанием истинных причин ареста. После рассмотрения копии предписания об аресте и выяснения мотивов задер­жания судье предписывалось освободить арестованного под денежный залог и поручительство с обязанностью явиться в суд в ближайшую сессию для рассмотрения дела по су­ществу. Исключение составляли случаи, когда лицо было арестовано в законном порядке за деяния, при которых по закону оно не могло быть взято на поруки. Кроме того, если лицо было арестовано за государственную измену или тяж­кое уголовное преступление, "habeas corpus" не выдавался. В этом случае действовала особая процедура подачи пети­ции о разборе дела и освобождении на поруки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 877; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.