Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Британская колониальная империя 1 страница




 

Управление колониями. Крупнейшей колониальной им­перией к середине XIX в. стала британская, включавшая колониальные владения во всех частях света (Ирландию, Гибралтар и Мальту в Европе; Индию, Цейлон, Южную Америку и т. д.).

Великобритания создала довольно гибкую систему управления, позволившую действовать по принципу "раз­деляй и властвуй" и во многих случаях поддерживать колониальный режим без громоздкого аппарата, опираясь на местную верхушку (система косвенного управления).

Высшая законодательная власть в Британской импе­рии принадлежала британскому парламенту, а также пра­вительству, которое могло издавать нормативные акты для колоний путем "приказов короля в Совете". Система цен­трального управления колониями до середины XIX в. не была упорядоченной. Специальная должность государствен­ного секретаря по делам колоний появилась в 1768 г., но лишь в 1854 г. было создано министерство колоний. Высшей апелляционной инстанцией для судов колоний являлся Су­дебный комитет Тайного совета Великобритании.

Начиная с XVIII в. сложилось общее деление всех ко­лоний на "завоеванные" и "переселенческие", применительно к которым постепенно выработались два типа британского колониального управления. "Завоеванные" колонии, как правило с "цветным" населением, не обладали политиче­ской автономией и управлялись от имени короны через ор­ганы метрополии британским правительством. Законодатель­ные и исполнительные функции в таких колониях сосредо­точивались непосредственно в руках высшего правительст­венного чиновника - губернатора (генерал-губернатора). Создаваемые представительные органы в этих колониях реально представляли лишь незначительную прослойку местных жителей, но и в этом случае они играли роль сове­щательного органа при губернаторах. Как правило, в "за­воеванных" колониях устанавливался режим национальной, расовой дискриминации. Об этом свидетельствует, в част­ности, пример Индии - "завоеванной" колонии, занимав­шей особое место в колониальной политике метрополии.

Захват и подчинение Индии осуществлялись с XVII в. Ост-Индской торговой компанией, получившей от британ­ской короны многочисленные привилегии. Торговый аппарат компании фактически превратился в аппарат управления захваченными индийскими территориями (Бенгалией, Бом­беем, Мадрасом). В течение всего XVIII в. компания осуще­ствляла неприкрытый грабеж местного населения, который привел к катастрофическим последствиям и вынудил анг­лийский парламент вмешаться в деятельность Ост-Индской компании. В 1773 г. был издан первый парламентский акт об управлении Индией. По этому акту все дела компании отны­не переходили в ведение Совета директоров, часть из кото­рых должна была периодически сменяться. Губернатор Бенгалии получал должность генерал-губернатора всех англий­ских владений в Индии. Кроме того, актом 1773 г. было пре­дусмотрено создание в Индии Высшего суда, формально отде­ленного от исполнительной власти в колонии. По акту 1784 г. деятельность компании была подчинена специальному кон­трольному совету во главе с председателем, который впо­следствии стал министром по делам Индии. Тем не менее до конца 50-х - начала 60-х гг. XIX в. в Индии сохранялась двойная система управления и судопроизводства - через органы британской короны и Ост-Индской компании.

Новый этап в развитии британского управления Инди­ей наступил в 1858 г., после восстания индийских солдат, находившихся на британской службе (сипаев). Индия была передана в непосредственное подчинение английской коро­не и провозглашена империей. Английская королева стала императрицей Индии, а центральный аппарат управления возглавил государственный секретарь по делам Индии, пост которого учреждался в составе британского правительства. При госсекретаре был создан Совет по делам Индии, имев­ший совещательные функции. В самой Индии вся полнота власти сосредоточивалась в руках генерал-губернатора, получившего титул вице-короля и осуществлявшего свои полномочия совместно с Исполнительным советом. В своем широком составе, включая назначенных генерал-губерна­тором лиц, этот орган именовался Законодательным сове­том и мог исполнять законодательные функции. Отдельные провинции Индии управлялись губернаторами и имели свои законодательные советы, а целый ряд индийских княжеств формально выступал в роли суверенных государств.

В конце XIX - начале XX в. в результате подъема освободительного движения британский парламент принял ряд законов об индийских советах (1861, 1892 гг. и др.), которые, однако, лишь несколько расширили представитель­ство коренных жителей в совещательных органах при ко­лониальной администрации.

Другой тип управления сложился в колониях, где боль­шинство или значительную часть населения составляли бе­лые переселенцы из Британии и других европейских стран (североамериканские колонии, Австралия, Новая Зеландия, Капская земля). Долгое время эти территории по форме управления мало чем отличались от любых других коло­ний, однако постепенно приобрели политическую автоно­мию.

Создание представительных органов самоуправления началось в переселенческих колониях в середине XVIII в. Однако, колониальные парламенты не имели реальной политической власти, ибо высшая законодательная, исполни­тельная и судебная власть оставалась в руках британских генерал-губернаторов. В середине XIX в. в ряде провинций на территории Канады был учрежден институт "ответст­венного правительства". В результате вотума недоверия, вынесенного местной ассамблеей, назначаемый Совет при губернаторе, игравший роль колониального правительства, мог быть распущен. Важнейшие уступки переселенческим колониям были сделаны во второй половине XIX - начале XX в., когда они одна за другой добились дальнейшего рас­ширения самоуправления и получили в результате особый статус доминионов. В 1865 г. был принят Акт о действи­тельности колониальных законов, по которому акты колониальных законодательных органов признавались недейст­вительными в двух случаях: а) если они в каком-либо отно­шении противоречили актам британского парламента, рас­пространенным на эту колонию; б) если они противоречили каким-либо приказам и положениям, изданным на основании такого акта или имеющим в колонии силу такого рода акта. В то же время законы колониальных легислатур не могли признаваться недействительными, если они не соответствовали нормам английского "общего права". Законода­тельные органы колоний получили право учреждать суды и издавать акты, регламентирующие их деятельность.

В 1867 году британский парламент принял Акт о Бри­танской Северной Америке - конституцию Канады, по­служившую образцом для последующих конституций британских доминионов. Этот акт оформил объединение ряда провинций и территорий (Квебек, Онтарио, Новая Шотлан­дия и Нью-Брансуик) в единый федеральный доминион под названием "Канада".

Акт о Британской Северной Америке воплотил в себе основные черты британской конституционной практики в сочетании с опытом построения федерации в США. По форме правления Канада являлась своеобразной монархией, по­скольку главой государства провозглашался британский монарх, представленный в самом доминионе генерал-губернатором. Законодательная власть вручалась федеральному парламенту Канады, состоящему из двух палат: сената, на­значаемого генерал-губернатором, и избираемой палаты общин. Парламент имел право издавать новые законы по всем важнейшим вопросам жизни федерации, а также при­нимать поправки к конституции, касающиеся деятельности федерального правительства. Другие поправки к конститу­ции могли осуществляться только британским парламентом по требованию парламента Канады.

Исполнительная власть в канадской федерации при­надлежала представителю британской короны - генерал-губернатору, наделенному очень широкими правами, в том числе правом назначения и роспуска в любое время палаты общин, отмены любого закона, принятого парламентом от­дельной провинции. Кроме того, генерал-губернатор мог не утвердить законопроект, принятый федеральным парламен­том, и представить его на усмотрение британской короне. Однако такое соотношение законодательной и исполнитель­ной власти вскоре перестало соответствовать политической практике развития доминиона. Как и в самой Великобрита­нии, неписаные конституционные обычаи значительно из­менили реальное распределение прерогатив основных государственных органов. Уже с конца XIX в. генерал-губер­натор мог осуществлять свои полномочия лишь после кон­сультаций со своим правительственным Советом; внутри Совета выделился кабинет министров, возглавляемый и формируемый премьер-министром при условии доверия со стороны палаты общин ("ответственное правительство").

В провинциях Канады - субъектах федерации - соз­давались провинциальные законодательные органы с весь­ма широкой компетенцией.

В 1901 году подобным же образом был создан Австра­лийский Союз - федеративное государство, объединившее несколько самоуправляющихся колоний на территории Ав­стралии. Двухпалатный федеральный парламент состоял из сената и палаты представителей, избираемых населением каждого штата. При этом избирательных прав лишались австралийские аборигены и лица афро-азиатского происхо­ждения. В 1907 и 1909 гг. доминионами стали соответствен­но Новая Зеландия и Южноафриканский Союз.

После образования доминионов их внешняя политика и "вопросы обороны" оставались в компетенции британского правительства. Начиная с конца XIX в. одной из форм взаи­моотношений с доминионами стали так называемые коло­ниальные (имперские) конференции, проводившиеся под эгидой министерства колоний. На конференции 1907 г. по требованию представителей доминионов были выработаны новые организационные формы их проведения. Имперские конференции отныне должны были проводиться под пред­седательством премьер-министра Великобритании с участи­ем премьер-министров доминионов.

В конце XIX - начале XX в. одновременно с захватом огромных территорий в Африке (Нигерия, Гана, Кения, Сомали и др.) усилилась английская экспансия в Азии и на арабском Востоке. Существовавшие здесь суверенные госу­дарства были фактически превращены в полуколонии-протектораты (Афганистан, Кувейт, Иран и др.), их суверенитет был ограничен навязанными Англией договорами и при­сутствием британских войск.

Колониальное право в британских владениях склады­валось из актов британского парламента ("статутное пра­во"), "общего права", "права справедливости", а также постановлений и распоряжений министерства колоний и нор­мативных актов, принятых в самой колонии. Широкое вне­дрение норм английского права в колонии началось со второй половины XIX в., когда колонии стали торговыми "парт­нерами" метрополии и потребовалось, обеспечить устойчи­вость товарообмена, безопасность личности и собственности британских подданных.

Переплетаясь с традиционными институтами, местного права завоеванных стран, отражая как собственные, так и навязанные извне общественные отношения, колониальное право было сложным и противоречивым явлением. В Ин­дии, например, правотворческая практика британских су­дов и колониальное законодательство создали крайне ус­ложненные системы англо-индусского и англо-мусульман­ского права, которые распространялись на местных жите­лей. Эти системы отличались электическим смешением норм английского, традиционного, религиозного права и судеб­ных толкований. В колониальном праве Африки также ис­кусственно совмещались мало согласующиеся между собой нормы европейского права, местного обычного права и колониальных законов, копирующих колониальные кодексы Индии. В отношении английских поселенцев в любых час­тях света действовало английское право. При этом в пере­селенческих колониях применялось в первую очередь "об­щее право", а английское законодательство могло не при­меняться, если об этом не содержалось специального указа­ния в акте британского парламента.

Глава 2. Соединенные Штаты Америки

 

Организация управления в североамериканских ко­лониях Англии. Колонизация Англией Атлантического по­бережья Северной Америки началась почти на столетие поз­же захвата Испанией и Португалией огромных территорий Центральной и Южной Америки. История британского колониального правления восходит к 1607 г., когда английски­ми переселенцами был основан форт Джеймстаун.

Население первых британских колоний, основанных торговыми компаниями, состояло из законтрактованных сервентов (пауперов и заключенных), т. е. лиц, обязанных в течение трех-четырех лет выплатить компании стоимость их проезда в Новый Свет, и их "управляющих". В 1619 г. появляются первые рабы-негры. Затем нарастает волна политических и религиозных диссидентов и иных свободных переселенцев.

Американское колониальное общество с момента сво­его возникновения отнюдь не было однородным, эгалитар­ным. В него входили плантаторы и буржуа, свободные мел­кие фермеры и пауперы, купцы, кораблевладельцы и сервенты. На социальные противоречия накладывались противоречия религиозные, которые существовали между раз­личными направлениями протестантизма (кальвинисты и лютеране), католиками, а также другими верованиями и сектами. Острые противоречия существовали между план­тационным Югом, экономика которого была основана на рабовладении, и промышленно-аграрным Севером, где раз­вивались капиталистические отношения.

Первые колонии (Вирджиния, Плимут, Массачусетс) были чисто коммерческими предприятиями, и их правовой статус определялся колониальными хартиями, которые пред­ставляли собой своеобразные договоры между Британской короной и акционерами той или иной компании. В после­дующем своем развитии отношения между короной и коло­ниями во все возрастающей степени приобретали политический характер.

Система британского колониального управления в сво­их основных чертах сложилась к концу XVII столетия. К этому времени существовало 13 колоний, которые по сво­ему правовому положению подразделялись на три группы. Род-Айленд и Коннектикут, имевшие хартии самоуправ­ляющихся колоний, фактически представляли собой своеобразные республики, поскольку все органы управления на их территории избирались. Пенсильвания, Делавэр и Мэ­риленд принадлежали частным владельцам. Остальные во­семь - Массачусетс, Нью-Гемпшир, Нью-Йорк, Нью-Джерси, Вирджиния, Северная и Южная Каролина и Джорджия - являлись владениями Британской короны. В этих колониях управление осуществлялось губернаторами, но создавались также и двухпалатные законодательные собрания. Реше­ния колониальных законодательных собраний могли быть отменены либо назначавшимися короной губернаторами, наделенными правом абсолютного вето, либо королем через Тайный совет.

Жалованные королевские хартии представляли коло­нистам те права, свободы и гарантии, которые действовали в самой метрополии. В их числе - равенство всех перед законом, право на справедливое разбирательство дел судом присяжных, принцип состязательности в уголовном процессе, свобода передвижения, вероисповеданий, гарантии от жес­токих и варварских наказаний и пр.

Политико-правовые учреждения и взгляды в англий­ских колониях развивались под влиянием Англии, но есте­ственно, что они прежде всего выражали экономические потребности колониального общества. С самого начала в за­рождающемся колониальном конституционализме обнару­жились две противостоящие друг другу тенденции - реакционная и демократическая. Первая наиболее полное свое выражение получила в Массачусетсе, где была установле­на теократическая олигархия, подавившая всякое проявле­ние демократии, свободомыслия и религиозной терпимости. Власть в этой "пуританской республике" принадлежала аристократическим и буржуазным элементам.

Носителем второй тенденции явилась колония Коннек­тикут, образованная религиозными и политическими дис­сидентами, изгнанными из Массачусетса. Органы управле­ния Коннектикута - губернатор и Генеральный суд (пред­ставительное учреждение) были выборными, причем предоставление жителям колонии активного избирательного права не связывалось с какими-либо религиозными требо­ваниями.

Еще большим демократизмом обладала самоуправляю­щаяся колония Род-Айленд. В этой "маленькой республи­ке", как ее называют в американской историографии, была введена представительная форма правления с однопалат­ным законодательным органом, осуществлено отделение церкви от "государства", предусматривались частые выбо­ры, право коллективной и индивидуальной законодатель­ной инициативы граждан, наделенных равными правами, проведения референдумов.

Политико-экономические отношения колоний с метро­полией с начала XVII столетия до провозглашения незави­симости в 1776 г. определялись политикой искусственного сдерживания развития капиталистических отношений, ог­раничения экономической активности буржуазии колоний, внешняя торговля которых полностью была поставлена под контроль Англии.

В течение первых шести десятилетий XVIII в., непо­средственно предшествовавших американской революции, английский парламент принимал законы, душившие про­мышленность и торговлю в колониях. Навигационный за­кон, законы о торговле предметами первой необходимости, о гербовом сборе и многие другие, принимаемые в Лондоне без участия представителей колоний, вызывали возмуще­ние во всех слоях колониального общества. Одновременно нарастал военный и административный гнет метрополии. В то же время в самих колониях происходили существен­ные политические и идеологические изменения - росло же­лание освободиться от британского колониального гнета, про­бивали себе дорогу объединительные тенденции, выразив­шиеся в фактическом установлении конфедеративных от­ношений колоний.

Американская революция и Декларация независимо­сти. Американская революция обладает некоторыми осо­бенностями, отличающими ее как от предшествовавшей анг­лийской буржуазной революции, так и от разразившейся вскоре после ее завершения Великой французской буржу­азной революции. Первая особенность американской рево­люции состоит в том, что она произошла на территории, которая фактически не знала феодализма как общественно-экономической формации. Американское общество ре­волюционного периода не знало наследственной аристокра­тии, помещиков и крепостных, государственной бюрокра­тии (кроме чуждой ему британской администрации), цехов, гильдий, привилегированного духовенства и других феодаль­ных атрибутов Европы. Это общество было в массе своей демократично по своему духу, по своим настроениям и убе­ждениям. Социальные противоречия в нем были менее ост­ры, чем в континентальной Европе.

Вторая особенность американской революции состоит в том, что она преследовала национально-освободительные цели. Эта революция началась как борьба - первоначально мирная, а затем вооруженная - с британским колониаль­ным гнетом.

Американская революция началась как национально-освободительное движение, переросшее в войну за незави­симость, но по мере развития событий в ней во все возрастающей степени проявлялись социальные противоречия; в результате нарастающего раскола в американском общест­ве война за независимость одновременно становилась вой­ной гражданской. Наиболее яркое выражение этот раскол нашел в движении лоялистов, которые стали на сторону Британской короны, открыто выступили против восставше­го народа. Ряд представителей наиболее состоятельных сло­ев, примкнувших к национально-освободительному движе­нию, отшатнулись от него, поняв, что независимость и демократия идут нога в ногу.

Американская революция оставила в неприкосновен­ности рабовладельческую систему Юга, которая в течение 80 лет после окончания войны за независимость сдержива­ла развитие американского капитализма. Она слабо затро­нула и отношения собственности, сложившиеся в колони­альный период, ликвидировав лишь пережитки феодализ­ма в поземельных отношениях. Однако нельзя отрицать ее огромные достижения - завоевание независимости, созда­ние единой федеративной республики, конституционную и правовую институционализацию буржуазно-демократиче­ских прав и свобод.

По инициативе законодательного собрания Вирджинии, которое обратилось ко всем колониям с призывом созывать ежегодно конгресс для обсуждения "общих интересов Аме­рики", 5 сентября 1774 г. в Филадельфии собрался Первый Континентальный конгресс, в котором были представлены все колонии, кроме Джорджии. Среди делегатов конгресса были Дж. Вашингтон, Б. Франклин, Дж. Адамс и другие выдающиеся деятели, сыгравшие важную роль в американ­ской революции. Конгресс принял решения, которые неиз­бежно вели к разрыву с британской метрополией: бойкотировался ввоз английских товаров и экспорт из колоний. Исполнение решений конгресса возлагалось на выборные комитеты связи в колониях.

В апреле 1775 г. произошло сражение при Лексингтоне, положившее начало национально-освободительной войне. Второй Континентальный конгресс, собравшийся 10 мая 1775 г. в Филадельфии, был открыто мятежным органом, хотя и обратился к королю с последним примирительным посла­нием. Делегаты конгресса, избранные не колониальными ассамблеями, а революционными конгрессами и конвента­ми, были настроены весьма решительно. Они приняли декларацию причин и необходимости взяться за оружие, а также решение об объединении войск колоний и о назначении Дж. Вашингтона главнокомандующим.

Огромное влияние на ход революционных событий и на политико-правовое сознание колонистов оказала Деклара­ция прав Вирджинии, одобренная конвентом Вирджинии 12 июня 1776 г. Эта декларация является одним из важней­ших документов в истории американского конституциона­лизма. Именно ее имел в виду К. Маркс, когда он в письме А. Линкольну писал об Америке как о стране, "где возникла впервые... идея великой демократической республики, где была провозглашена первая декларация прав человека и был дан первый толчок европейской революции XVIII века..."

В Декларации прав Вирджинии было провозглашено, что все люди по природе своей в одинаковой степени сво­бодны и независимы и обладают присущими им правами, от которых они не могут отказаться сами или лишить таковых свое потомство. К числу таких присущих прав относились "наслаждение жизнью и свободой посредством приобрете­ния и владения собственностью", а равно "стремление и об­ретение счастья и безопасности".

Поскольку в американских колониях огромное значе­ние имел вопрос о религиозной свободе и терпимости, боль­шой резонанс в колониях вызвало положение декларации о том, что выбор религии и способ ее исповедания "могут быть определены только разумом и убеждением, а не силой и насилием".

В декларации провозглашалось, что вся власть пребы­вает в народе и происходит от народа, а правители являют­ся доверенными слугами народа и несут перед ним ответственность. Особое значение для своего времени имела ст. 3 декларации, в которой было закреплено одно из наиболее революционных требований той эпохи - право народа на изменение правительства, его свержение, если оно будет действовать вопреки интересам народа. Уникальной особен­ностью декларации было положение о том, что "свобода печати является одним из оплотов свободы вообще, и она никогда не может быть ограничена никем, кроме деспоти­ческого правительства".

Выдающуюся роль в развитии американской демокра­тии и конституционализма сыграла Декларация независи­мости 1776 г. Этот документ, написанный Т. Джефферсоном и утвержденный Третьим Континентальным конгрес­сом, имел для своего времени, безусловно, революционный характер.

Провозглашение Декларацией независимости бывших английских колоний "свободными и независимыми штата­ми" означало появление на Атлантическом побережье Се­верной Америки 13 независимых суверенных государств. Хотя в декларации и содержатся слова "Соединенные Штаты Америки", это не значит, что были созданы США в совре­менном смысле слова как единая федеративная республи­ка. Сам акт объявления бывших британских колоний неза­висимыми суверенными государствами был событием ис­ключительной важности не только для самих американцев, но и для всего остального мира.

В декларации было сказано: "Мы считаем самоочевид­ными следующие истины: что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми права­ми". Декларация обошла молчанием вопрос о рабстве, прин­цип равноправия она распространяла не на всех людей, а только на белых мужчин-собственников, ибо коренные жи­тели Америки - индейцы, которые не были рабами, не вклю­чались в политическую общность, как и рабы.

К числу "определенных неотъемлемых прав" деклара­ция относит право на жизнь, свободу, стремление к сча­стью. В этом перечне нет права частной собственности. Т. Джефферсон не случайно "забыл" включить частную соб­ственность в декларацию. Он не считал владение частной собственностью естественным правом человека. По его мне­нию, она была продуктом исторической эволюции. Исклю­чение права частной собственности из перечня естествен­ных прав вовсе не означало его упразднения, что было бы просто немыслимым в буржуазной Америке.

В декларации сказано, что для обеспечения естествен­ных прав "люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых". Эта фор­мула полностью порывает с божественной теорией проис­хождения государства. Согласно декларации государство основывается на общественном договоре, заключенном ме­жду людьми, а не между управляемыми и управляющими.

Важнейшее значение имело положение декларации о праве и даже обязанности народа изменить или свергнуть неугодное ему правительство: "Но когда длинный ряд злоупотреблений и насилий... обнаруживает стремление под­чинить народ абсолютному деспотизму, то право и долг на­рода - свергнуть такое правительство и создать новые гарантии обеспечения своей будущей безопасности". Декла­рация независимости никогда не была юридическим доку­ментом в собственном смысле слова и не входит в корпус действующего американского права, но ее предписания ока­зали большое влияние на весь ход развития американского конституционализма, на политическое и правовое сознание американского народа.

Конституции штатов. 10 мая 1776 г. Континентальный конгресс принял резолюцию, предлагавшую колониям соз­дать собственные правительства, "которые бы наилучшим образом способствовали счастью и безопасности их учреди­телей". Однако процесс принятия колониями конституций начался несколько раньше, когда 6 января 1776 г. Нью-Гэмпшир принял первую конституцию, и закончился полностью лишь 13 июня 1784 г., когда этот же штат принял свою вто­рую конституцию. Моделью для многих штатов послужила конституция Вирджинии, принятая 29 июня 1776 г.

Все конституции штатов начинались с Декларации прав или с Билля о правах, в которых перечислялись традици­онные для английских подданных права и свободы - освобождение из-под стражи под "необременительный" залог, запрет жестоких наказаний, "быстрый и справедливый" суд, процедура "habeas corpus". В конституциях закреплялись и такие права и свободы, которыми не наделялись тогдашние англичане: свобода печати и выбора, право большинства на замену и изменение правительства. Некоторые штаты добавляли в этот перечень права, заимствованные из анг­лийских конституционных документов или собственного политического опыта: свободу слова, собраний, петиций, но­шения оружия, неприкосновенность жилища, запрещение законов, имеющих обратную силу. В ряде штатов запреща­лись изъятие собственности без должной компенсации, применение законов военного времени в мирное время, прину­ждение давать показания против самого себя и т. д.

Все конституции исходили из принципа разделения властей, склоняясь к локковской модели с её верховенством парламента. В силу этого во всех штатах, за исключением Нью-Йорка, Массачусетса и Нью-Хемпшира, позиции ис­полнительной власти, были слабее власти законодательной. Только в двух штатах губернаторы были наделены правом отлагательного вето, в большинстве штатов судьи назначались не исполнительной властью, а легислатурами и объяв­лялись независимыми.

Провозглашение всеми конституциями принципа народ­ного суверенитета не помешало учредителям наделить по­литическими правами, прежде всего избирательными, только собственников. Для занятия выборных должностей большин­ством штатов не только вводился высокий имущественный ценз (для занятия сенаторской должности в Ныо-Джерси и Мэриленде требовалось иметь 1 тыс. фунтов стерлингов, а в Южной Каролине - 2 тыс. фунтов стерлингов), но и огра­ничения по религиозному признаку.

Конституции штатов принимались конвентами, т. е. уч­редительными собраниями. Для их изменения лишь немно­гие конституции предусматривали особую процедуру. В остальных штатах поправки принимались в том же порядке, что и сами конституции, т. е. специально созываемыми кон­вентами.

Статьи конфедерации. В июне 1776 г. Первый Конти­нентальный конгресс назначил комитет для подготовки Ста­тей конфедерации. Подготовленный им проект был одобрен конгрессом 15 ноября 1777 г. Однако процесс ратификации всеми 13 штатами затянулся на три с лишним года, и Ста­тьи конфедерации вступили в силу только 1 марта 1781г.

Статьи конфедерации юридически оформили и закре­пили, как сказано в преамбуле, создание "вечного Союза между Штатами". В ст. II особо подчеркивалось, что "каж­дый штат сохраняет свой суверенитет, свободу и независи­мость и всякую власть, юрисдикцию и право, за исключе­нием тех, которые совершенно точно делегированы этой конфедерацией Соединенным Штатам, собравшимся в Кон­грессе". Названием конфедерации, сказано в ст. I, будет "Соединенные Штаты Америки", что должно пониматься как "объединившиеся государства Америки". Речь шла о 13 независимых республиках. Конфедеративный союз 13 суверенных государств (штатов) ставил перед собой преж­де всего внешнеполитические задачи. В тогдашних услови­ях это была война за независимость против Британии. Не­удивительно, что после победы и обретения независимости в полном объеме этот союз утратил свой смысл.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 721; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.