Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституция и государственный строй Германской империи 3 страница




Читайте также:
  1. A) А.Тенсли. 1 страница
  2. A) А.Тенсли. 2 страница
  3. A) А.Тенсли. 3 страница
  4. A) А.Тенсли. 4 страница
  5. A) нарушению адгезии тромбоцитов 1 страница
  6. A) нарушению адгезии тромбоцитов 2 страница
  7. A. Thalictrum minus 1 страница
  8. A. Thalictrum minus 2 страница
  9. A. Thalictrum minus 3 страница
  10. A. Thalictrum minus 4 страница
  11. A. Thalictrum minus 5 страница
  12. A. Thalictrum minus 6 страница

Для замещения должности судьи, согласно Закону 1890 г., требовались юридические знания и профессиональ­ный опыт. Судьями становились лица, сдавшие соответст­вующие экзамены и успешно прошедшие испытательный срок службы в органах суда и прокуратуры в течение трех лет.

Законом 1890 г. предусматривалось также создание Высшего публичного департамента прокуратуры со шта­том местных прокуроров, подчиняющихся строгой суборди­нации. К прокурорам предъявлялись те же квалификаци­онные требования, что и к судьям, на них также распро­странялся контроль министра юстиции, которому принад­лежало право давать указания прокурорам по тем или иным судебным делам.

В 1893 году был принят Закон об адвокатуре. Адвока­ты стали участвовать в работе суда. Адвокатский корпус находился под жестким контролем, как министра юстиции, так и прокуратуры. Адвокаты также подпадали под юрис­дикцию дисциплинарных судов. Право привлекать их к дисциплинарной ответственности принадлежало прокурорам. Несмотря на все эти нововведения, "правоохранительная" система Японии еще долго оставалась репрессивным при­датком имперской власти.

Государство Японии после принятия Конституции. Эпоха промышленного развития в Японии почти полностью совпала со временем перехода к крупному корпоративному капитализму. Этому способствовала целенаправленная по­литика абсолютистского государства, осуществление им широких экономических и военных функций. В целях пре­одоления технического и военного отставания от передовых капиталистических государств японское государство не толь­ко всемерно стимулировало развитие частного капитали­стического предпринимательства, но и само активно участ­вовало в промышленном строительстве, широко субсиди­руемом за счет налоговых поступлений. Государственной казной финансировалось строительство большого числа во­енных предприятий, железных дорог и пр. Промышленным строительством руководило созданное в 1870 г. министерст­во промышленности.

Сращивание банковского и промышленного капиталов, относительно раннее образование японских монополий были ускорены последующей передачей за бесценок банковским домам, таким, как Мицуи, Сумитомо и другие, промышлен­ных предприятий, принадлежавших государству. Возника­ют монополистические концерны ("дзайбацу"), представляю­щие собой ряд связанных фирм, контролируемых одной материнской фирмой или группой финансистов.

Японское государство, однако, консервируя феодаль­ные пережитки во всех сферах жизнедеятельности япон­ского общества, еще долго уступало по уровню развития Европе и США. В социальной области существовали не толь­ко полуфеодальное помещичье землевладение, кабальная эксплуатация крестьян-арендаторов, засилие ростовщиков, сословные различия, но и жесточайшие формы эксплуата­ции, социальное бесправие рабочих, полуфеодальная кон­трактация промышленниками рабочей силы в деревне и пр. В политической области феодальные пережитки выража­лись в абсолютистском характере японской монархии с пре­обладающей ролью помещиков в правящем помещичье-буржуазном блоке, сохранившемся вплоть до первой мировой войны, в политическом засилии помещиков в японской деревне.



Не успев быть признанной в качестве конкурента дру­гими мощными в военном отношении державами, Япония очень рано пошла по пути экспансионистской политики. В целях передела мира в свою пользу в 1876 г. началась японская военная активность в Корее, в 1894 г. японская военщина развязала войну в Китае.

Создание большой современной армии и военно-мор­ского флота стало особой заботой нового японского императорского правительства с первых дней его существования. Этому способствовали та важная роль, которую играли в государстве влиятельные милитаристские клики, недоволь­ство сотен тысяч самураев, оказавшихся не у дел, лишив­шихся своих прежних феодальных привилегий, тэнноистская идеология с ее мифами о великой миссии японцев как нации "уникальных моральных качеств", призванной сами­ми богами "спасти человечество", установить гармонию во всем мире путем распространения на него власти "богорав­ного тэнно". Именно в это время в Японии распространился лозунг "весь мир под одной крышей", рассматривавшийся как божественный императив.

Пособником милитаризации страны, военных авантюр фактически стал и японский парламент. После японо-китайской войны 1894-1895 гг. все парламентские оппозици­онные партии стали единодушно поддерживать военную по­литику правительства, из года в год увеличивавшего во­енные ассигнования.

Армии наряду с разветвленным полицейским аппара­том отводилась в это время и важная роль в охране правя­щего режима. С этой целью она всемерно ограждалась от проникновения демократических идей, изолировалась от политической жизни страны. Военнослужащие не только лишались избирательного права, но и всех других полити­ческих прав и свобод, которые могли применяться к ним, согласно ст. 32 Конституции, "лишь постольку, поскольку они не противоречили уставам и военной дисциплине".

Строительство новой армии и военно-морского флота происходило с помощью иностранных специалистов, глав­ным образом из Англии и Франции. Молодых японцев для изучения военного дела посылали за границу. Свойственны были японской армии и сугубо феодальные черты - засилие в течение многих десятилетий самурайских элементов, преобладание в руководстве армии и флота выходцев из феодальных кланов бывших Юго-Западных княжеств и др.

При общей поддержке политически активной частью японского общества милитаристско-экспансионистской го­сударственной политики правящему блоку удалось сфор­мировать в 1898 г. достаточно дееспособное парламентское большинство. Благодаря созданию "конституционной пар­тии", объединившей и оппозицию, в том же году был сфор­мирован первый в истории Японии партийный кабинет. Не­смотря на недолговечность и искусственность парламент­ского кабинета, в который вошли представители одной проправительственной партии, сам факт его создания стал важ­ным политическим событием, заставившим военно-бюрокра­тические круги по-новому взглянуть на роль политических партий и самого парламента. В 1890 г. в Японии была прове­дена реформа избирательного права, расширившая число избирателей. Так началось медленное, непоследовательное (сопровождаемое, например, расширением полномочий Тай­ного совета за счет парламента и пр.) перерастание абсолютной монархии в ограниченную, дуалистическую, кото­рое было прервано последующей подготовкой к "большой войне" и установлением монархо-фашистского режима в Японии.

 

Глава 6. Китай

 

Империя Цинов в XIX в. К началу XIX в. в Китае по-прежнему продолжало существовать традиционное обще­ство, в котором определенное развитие приобрели мелкое крестьянское ремесло и кустарная промышленность. Вме­сте с тем в некоторых районах страны началось довольно широкое распространение товарно-денежных отношений. Шел процесс концентрации земельной собственности и обез­земеливания крестьянства. Жестокая эксплуатация крестьян и городской бедноты феодалами, ростовщиками и торговца­ми дополнялась национальным гнетом.

Как уже отмечалось ранее (см. часть 1 учебника), с XVII в. Китаем правила маньчжурская династия Цин. Маньчжуры занимали главные посты в вооруженных силах и граждан­ской администрации. Власть верхушки немногочисленных маньчжурских племен над многомиллионным китайским народом держалась на союзе завоевателей с китайскими феодалами.

Утвердившись на троне китайских императоров - богдыханов, маньчжуры не внесли больших изменений в струк­туру государственных органов предыдущей династии. Ки­тайский император являлся неограниченным монархом, за­мещавшим трон наследственно и по принципу первородст­ва. Но этот порядок строго не соблюдался. Император перед кончиной мог избрать своим преемником любого из своих сыновей, а если таковых не было, то любого из принцев императорской крови. Император был верховным законо­дателем и верховным жрецом, которому принадлежало ис­ключительное право принесения жертв и молений "Вер­ховному небу", а также неограниченное право карать и ми­ловать своих подданных.

Высшими государственными учреждениями империи Цинов были Императорский секретариат и Военный совет. Первоначально важнейшими военными и гражданскими де­лами ведал Императорский секретариат, созданный еще в 1671 г. из равного числа маньчжурских и китайских сановни­ков. После 1732 г., когда для более оперативного руководства военными действиями в завоевательных походах богдыханов был учрежден Военный совет, решение всех важных госу­дарственных дел перешло к этому новому органу.

Высшая исполнительная власть осуществлялась импе­ратором, как и при династии Минов, через шесть централь­ных министерств (приказов): чинов, налогов, церемоний, военного, уголовных наказаний, общественных работ. Име­лись также и другие центральные учреждения. Так, кон­троль за деятельностью столичных и местных чиновников осуществляла ведущая свою историю со II в. до н. э. Палата цензоров, а разбором кассационных жалоб занимался Вер­ховный суд.

Китай времен Цинской династии характеризовался на­личием сильной власти на местах, сосредоточенной глав­ным образом в руках наместников и губернаторов. Страна была разделена на провинции, а последние, в свою очередь, на области, округа и уезды. Во главе каждой провинции стояли военный и гражданский губернаторы (чаще всего они были маньчжурами), которые подчинялись наместнику, со­средоточившему в своих руках военную и гражданскую власть. Области, округа и уезды возглавлялись начальни­ками, управляющими соответствующими единицами при помощи чиновников и старост стодворок и десятидворок. На всех уровнях судебная власть была соединена с админи­страцией, но обычно для осуществления судебных разбира­тельств выделялись специальные чиновники*.

*Подробнее о традиционной системе управления в Китае см.: История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. Часть 1. М., 1996. С. 388-391.

 

Формально доступ на государственную службу был от­крыт всем, сдавшим специальные экзамены на ученую сте­пень, которые до последних лет династии Цинов были трех ступеней. Третья (высшая) степень присваивалась после экзаменов в уезде, затем в провинции, в столице.

Чиновничество, как и при прежней династии, делилось на девять классов, каждому из которых присваивались оп­ределенные знаки отличия.

"Небесное государство" тайпинов. С конца XVIII в. капиталистические державы предприняли наступление на Китай с целью получить рынки сбыта и источники сырья.

С 1839 года англичане развернули против Китая воен­ные действия, которые положили начало "опиумным вой­нам". Феодальная армия не могла противостоять первокласс­но вооруженным сухопутным войскам и флоту Англии, а цинские власти показали полную неспособность организо­вать оборону страны.

В августе 1842 г. в Нанкине был подписан первый в истории Китая неравноправный договор. Этот договор от­крывал для торговли, кроме Гуанчжоу, еще четыре китай­ских порта. К Англии отошел остров Сянган (Гонконг). Цинское правительство обязалось также выплатить англича­нам огромную контрибуцию, ликвидировать китайскую тор­говую корпорацию, монопольно занимавшуюся посредниче­ской торговлей с иностранцами, и установить выгодный для Англии новый таможенный тариф.

В 1843 году Нанкинский договор был дополнен прото­колом, согласно которому иностранцам предоставлялось пра­во экстерриториальности в создаваемых ими сеттльментах, где устанавливалась не подчиненная китайским властям система управления, содержались иностранные войска и полиция. Местные китайские власти должны были в откры­тых портах не только разрешать систему этих иностран­ных поселений, но и выделять для них земли и дома за "справедливую" арендную плату. Иностранцы полностью изымались из-под юрисдикции китайских судов, для них устанавливалась консульская юрисдикция. Вслед за Англи­ей неравноправные договоры с Китаем были заключены США и Францией (1844 г.).

Важным следствием "опиумной" войны явилось возник­новение в стране революционной ситуации, развитие кото­рой привело к потрясшему империю Цинов крестьянскому восстанию. Его возглавили руководители тайного антимань­чжурского общества "Байманди хуэй" ("Общество покло­нения верховному владыке"). Главой общества и его идео­логом был сельский учитель Хун Сюцюань. Общество про­поведовало равенство и братство, для обоснования которых использовались некоторые идеи христианства. Конечную цель борьбы Хун Сюцюань видел в создании "Тайпин тяньго" ("Небесного государства всеобщего благоденствия"), по­этому его последователи и стали именоваться тайпинами. Они пропагандировали и осуществляли на практике идеи уравнительного распределения, которые привлекали к тайпинам главным образом обездоленных людей. Но в их ряды пошли и представители торговой буржуазии и помещиков, привлеченные антиманьчжурской направленностью движе­ния.

Восстание развивалось успешно. В 1851 г. повстанцы овладели окружным центром Юнань и заложили здесь ос­новы своей государственности. Было провозглашено "Тайпин тяньго", руководитель движения Хун Сюцюань полу­чил титул небесного царя (тянь ван), царями (ванами) ста­ли именоваться и пять других руководителей движения. Та­ким образом, как и в других крестьянских движениях, китайские крестьяне не пошли дальше установления "спра­ведливой" монархии.

Тайпины уделяли большое внимание военному делу и в скором времени создали боеспособную армию, отличав­шуюся строгой дисциплиной. В марте 1853 г. войска тайпинов взяли Нанкин - столицу Китая в период Минской ди­настии, который был провозглашен столицей "небесного го­сударства". Вскоре после этого события был обнародован документ под названием "Земельная система небесной ди­настии", значение которого выходило за рамки его офици­ального наименования - практически он был программой антифеодальной крестьянской революции. Этот документ предусматривал распределение земли на уравнительных на­чалах, освобождение крестьян от арендной платы помещи­кам, предоставление равноправия женщинам, вплоть до равного с мужчинами доступа на государственную службу, государственное содержание нетрудоспособных, меры борь­бы с коррупцией и др.

Власть тайпинов на части территории Китая просуще­ствовала до 1864 г. Основными причинами ее гибели, не счи­тая некоторых стратегических просчетов тайпинских руко­водителей и раскола в их среде, были интервенция запад­ных держав и внутреннее разложение тайпинского движе­ния. Тайпинские армии потеряли былую боеспособность, а тайпины в целом - широкую поддержку народа. Они по­терпели поражение под ударами объединенных войск маньчжурской династии и китайских помещиков, поддержан­ных интервентами. Тем не менее, восстание тайпинов имело большое историческое значение, явилось предтечей китай­ской буржуазно-демократической революции, предвестни­ком национально-освободительной борьбы.

"Сто дней реформ". Тайпинское восстание и "опиум­ные" войны потрясли Цинский Китай. При этом в государ­ственном строе не произошло существенных изменений, за исключением некоторых преобразований в структуре госу­дарственных органов.

Знаменательным событием явилось учреждение в 1861 г. после третьей "опиумной" войны государственного органа ведающего иностранными делами, под названием Главная канцелярия по иностранным делам, которая не была ведом­ством по иностранным делам в обычном понимании этого слова. Главные чиновники канцелярии работали в ней по совместительству, были, как правило, некомпетентны, что затрудняло переговоры с ними представителей иностран­ных государств. И все же появление в государственной струк­туре специального органа по иностранным делам стало определенной вехой, означавшей конец многовековой изоля­ции страны. В 1885 г. появилось еще одно центральное ве­домство - адмиралтейство (канцелярия по военно-морским делам). Организации его предшествовало уничтожение ки­тайского флота во время франко-китайской войны 1884- 1885 гг., закончившейся подписанием еще одного неравно­правного договора и захватом французами Аннама. Однако средства, ассигнованные на строительство флота, ушли в основном на строительство летнего императорского дворца под Пекином, туда же были направлены и люди, предна­значавшиеся для службы во флоте. Китай по-прежнему оставался безоружным перед лицом иностранной агрессии.

После подавления восстания тайпинов была отменена система двух губернаторов в провинциях (военного и граж­данского) и местная власть сосредоточилась в одних руках. В структуре провинциального управления закрепились воз­никшие в последний период борьбы с тайпинским движени­ем комитеты по восстановлению порядка, состоявшие из главных провинциальных чиновников, а именно: казначея, судебного чиновника, соляного контролера и зернового ин­тенданта. Наместники получили право казнить без предва­рительной санкции сверху лиц, уличенных в принадлежно­сти к тайным обществам, имеющим целью ниспровержение существующего строя, и "открытых мятежников и разбой­ников".

Вместе с тем маньчжуры, сохранив господствующее положение, были вынуждены предоставить китайским феодалам, спасшим вместе с иностранцами Цинскую династию, большее число государственных должностей. Характерной особенностью формирования государственного аппарата тех времен является расширение открытой продажи должно­стей, усиление произвола чиновников.

Резко усилившаяся экспансия иностранного капитала в Китай привела к захвату им важнейших позиций в эконо­мике, к возникновению сравнительно сильного и быстроразвивающегося иностранного сектора в экономике. Страна превращалась в полуколонию западных держав.

В 60-80-е гг. XIX в. возникают первые китайские ка­питалистические предприятия. Первоначально это казен­ные или казенно-частные заводы, арсеналы и мастерские, а затем частные предприятия, действовавшие также под кон­тролем государства. Ведущей силой формирующейся на­циональной буржуазии стали крупные чиновники и поме­щики. Раньше национальной образовалась в Китае компрадорская (посредническая) буржуазия, выступавшая как сила, стремящаяся сохранить антинародный и антинациональный маньчжурский режим. Вторжение в страну иностранного капитала покончило с относительной замкнутостью китай­ской деревни, приобщило сельское хозяйство Китая к ми­ровому рынку.

Рост национального капитализма, расширение эконо­мических связей в стране, возникновение крупных эконо­мических и культурных центров создали условия для обра­зования китайской нации, развития национального самосоз­нания.

Поражение Китая в войне с Японией (1895 г.) и особен­но империалистический раздел страны активизировали дея­тельность патриотических сил. В конце XIX в. большое влия­ние на ее общественную жизнь оказала группа интеллиген­тов во главе с публицистом и философом Кан Ювэем, пред­ставлявшая интересы национальной буржуазии и обуржуа­зившихся помещиков. Эта группа выступала за модерниза­цию страны, за проведение реформ с помощью император­ской власти.

Сочувствовавший реформаторам император Гуансюй назначил членов группы на государственные посты и на основе подготовленного Кан Ювэем программного доклада издал 50 довольно радикальных указов, посвященных в своем большинстве вопросам экономики и просвещения, а также некоторым вопросам деятельности государственного аппа­рата. Этот трехмесячный период 1898 г. вошел в историю Китая под названием "сто дней реформ". Реформы не были проведены в жизнь из-за дворцового переворота, совершен­ного вдовствующей императрицей Цыси. Император Гуансюй был арестован, его указы отменены, а реформаторы казнены.

В 1899 году Китай вновь был потрясен народным вос­станием. Это было выступление сельской и городской бед­ноты в рядах ихэтуаней ("отрядов справедливости и согла­сия"), возникших на базе тайного общества - "кулак во имя справедливости и согласия". Восстание носило главным образом антииностранный характер и продолжалось до 1901 г., будучи усиленным представителями правящих кругов, за­игрывавшими с широким народным движением. Осада вос­ставшими посольского квартала в Пекине послужила пово­дом для вмешательства во внутренние дела Китая ряда ев­ропейских держав, царской России и США. В 1900 г. войска интервентов заняли Пекин. Цинский двор капитулировал.

В 1901 году представителем Цинов был подписан так называемый "заключительный протокол", по которому ки­тайское правительство обязалось выплатить вторгшимся в страну державам огромную контрибуцию и приняло ряд уни­зительных условий, закреплявших окончательное превра­щение Китая в полуколонию. Позорные условия "заключи­тельного протокола" усилили всеобщую ненависть народа к маньчжурской династии, и, чтобы притупить ее, Цины вы­нуждены были предпринять ряд реформ.

Первым практическим шагом в серии реформ была реорганизация Главной канцелярии по иностранным делам, на базе которой вскоре после подавления восстания ихэ­туаней было создано Министерство иностранных дел по европейскому образцу. Был упразднен ряд синекур при дворе и в провинциях. В 1903 г. вместо бывшего министерства об­щественных работ было создано министерство земледелия, промышленности и торговли, перед которым была постав­лена задача выработать уставы, регламентирующие деятель­ность торгово-промышленных предприятий, всячески спо­собствовать притоку капиталов в промышленность и тор­говлю. В 1905 г. создается министерство полиции, преобразованное в следующем году в министерство внутренних дел (гражданской администрации). В то же время создаются министерства образования, почт и путей сообщения, фи­нансов, армии и права (вместо министерства уголовных на­казаний). В 1906 г. учреждается Главное таможенное управ­ление. Судебные органы отделяются от администрации. Су­дебную систему составили Верховная судебная палата, суды высшей ступени, окружные суды и суды первой инстанции. Одновременно была учреждена прокуратура.

В 1906 году был обнародован указ о проведении подго­товительных мероприятий для перехода к конституционно­му правлению. В связи с этим в следующем году Цины учре­дили бюро по составлению и проверке конституции, а также бюро законодательных реформ, сосредоточившее свои уси­лия на подготовке кодексов. 1 августа 1908 г. был опублико­ван документ под названием "Основная программа конститу­ции". Подчеркивая незыблемость императорской власти, не­ограниченность ее прав во всех областях политической жиз­ни, этот документ упоминал, вместе с тем, о предстоящем создании представительного учреждения - парламента, прав­да, с весьма ограниченными совещательными функциями.

 

Глава 7. Латинская Америка

 





Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 60; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.82.56.95
Генерация страницы за: 0.007 сек.