КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Текс 97
ТЕКСТ 96 Сделавшись профессиональным детским писателем, выступая перед сотнями и тысячами детей с самых разнообразных эстрад, общаясь с ними в школах, больницах, санаториях, детских садах и библиотеках, читая им своё и чужое, Чуковский с большой точностью установил возрастные рамки восприятия литературы: тому свидетельство хотя бы книга «От двух до пяти» или статья «Литература и школа». Но и в ту начальную пору, когда число детей, попадающих в поле его зрения, ограничивалось малышами, копошащимися на пляже, да собственными детьми, он вдумывался в восприятие, вглядывался в возраст, пытался прежде всего понять: что детям скучно, а что увлекает их? «Скучно -нескучно» — это было для него важным критерием. Критерием, конечно, не единственным. Мало ли написано книг с остро закрученным сюжетом, «занимательных», но бездушных, бездарных и своей неодухотворённостью заглушающих понимание жизни? Заглушающих рост души? Не они ли уводят от понимания литературы? Возраст - ступенька. Каждой возрастной ступени должно соответствовать своё искусство. Корней Иванович мечтал о возведении лестницы, которая приводила бы растущего человека к «Евгению Онегину». Что и в каком порядке должен читать растущий человек, с какой на какую он должен переходить ступеньку (сам и с помощью взрослых), чтобы, скажем, к четырнадцати, пятнадцати, шестнадцати годам онегинская строфа не затрудняла, не отпугивала, а пленяла его? Что, в каком виде и в какой последовательности надлежит давать прочесть растущему человеку в детстве, чтобы защитить его от пошлости, которая всегда, во все времена, неизбежно и неистребимо лезет изо всех щелей? Чем одаривать, чтобы подрастающий человек радостно поднимался по лестнице литературной культуры, без которой нет культуры душевной? Конца эта лестница не имеет, но каково должно быть начало и какова последовательность шагов? Корней Иванович ревновал литературу к музыке; ему представлялось, будто в музыке, в науке о музыкальном воспитании такая лестница уже возведена. Путь к Бетховену проложен. В поэзии же, полагал он, лестница к вершине её - Пушкину - не построена... А ведь русская поэзия - одна из сверхмощных держав в поэзии мира. Что же будет, если наследники не окажутся в силах принять своё наследство? Опасность представлялась ему грозной. (По Л.Чуковской*) *Лидия Корнеевна Чуковская (1907-1996) – поэт, критик, мемуарист, редактор, автор книг для детей, литературно-критических очерков, воспоминаний об А.Ахматовой и М.Цветаевой. Нынешние подростки, рождённые в начале девяностых годов XX века, - первое поколение, выросшее в «обществе потребления». У большинства из них, несмотря на юный возраст, уже существует личностная установка, соответствующая слогану: «Бери от жизни всё». Всё взять, всё иметь, всё успеть. Десяти-пятнадцатилетние активны, но не умеют делать что-либо просто так. По велению души. Они во многом хитрее и практичнее взрослых и искренне убеждены, что взрослые существуют лишь для удовлетворения их потребностей. Всё возрастающих. Дети хотят быстрее вырасти. Почему спешат? Чтоб свободно распоряжаться деньгами. Как заработать, пока не знают, не задумываются. Сейчас воспитывают сверстники, телевидение, улица. Российские психологи считают, что самая большая проблема заключается в том, что и сами взрослые нацелены на потребление. Однако не всё так плохо. В целом молодёжь очень разношёрстная, а болезненные перекосы имеют объективную основу: свойственные подростковому возрасту кризисы совпали с кризисом ценностных ориентации в стране. У современной молодёжи немало и положительных ориентации. Она жаждет учиться, делать карьеру и для этого готова много работать, тогда как юноши и девушки эпохи застоя ждали, что им всё даст государство. Тенденция к самореализации - знаковое направление для сегодняшнего юного поколения. А повышенное внимание подростков к определённым товарам, стилю жизни было и будет, так как это входит в круг ценностей, которыми надо обладать, чтобы вписаться в среду сверстников. Надо быть как все. Что же наиболее значимо в жизни, по мнению самих подростков? На первом месте у них - хорошая работа, карьера и образование. Подростки осознают: чтобы в будущем хорошо жить, надо приложить к этому собственные усилия. Многие старшеклассники хотят получить высшее образование, и в рейтинге профессий нет ни бандитов, ни киллеров, что наблюдалось ещё десять лет назад. Для достижения своих целей они готовы отложить женитьбу или замужество до того времени, когда реализуют себя как специалисты и, соответственно, станут хорошо зарабатывать. Нынешние подростки не лучше и не хуже своих предшественников. Просто они другие. (По И.Маслову*) *Маслов Илья Александрович (1935-2008) – поэт, прозаик, публицист, автор книг, посвященных истории.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 820; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |