Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Текст 116




(1)Для одних лес - это всего лишь деревья и дрова. (2)Если нет грибов или ягод - в лесу им скучно. (З)Для других лес- это мир, полный тайн, красоты, мир, где человека покидают болячки телесные, душевные, где понятие «радость жизни» вдруг становится почти осязаемым.

 

(4)Люди по-разному выражают свои чувства ко всему, что мы называем природой. (5)У одних выражение этого чувства буднично-грубоватое: «Красотища-то!» (6)Другие в эти минуты боятся обронить слово. (7)И есть люди, душевный инструмент которых особо чутко воспринимает нахлынувшие чувства и исторгает их позже так, что дрогнут струны другой души. (В русской литературе, живописи и музыке можно назвать много имён творцов, обладавших этим великим даром: Чайковский, Левитан, Фет, Тютчев, Бунин. Есенин, Пришвин, Паустовский.

 

(9)Лев Толстой говорил: «Счастье - это быть с природой, видеть её, говорить с ней». (10)Если это так, то как же сделать человека счастливым, сознавая при этом, что в понимание счастья входит многое другое? (11)Чувство природы врождённое. (12)И есть оно у каждого человека. (13)Но чувство это спит. (14)Кто разбудит его в раннем детстве? (15)Сможет ли это сделать школьный учебник? (16)Вряд ли. (17)Но может это сделать умный, чуткий учитель. (18) Этим учителем неожиданно может стать кто угодно - отец, мать (у Горького - бабушка), сельский пастух, охотник, всякий, кто сам был кем-то разбужен. (19)Сильным толчком может стать хорошая, вовремя прочитанная книжка. (20)Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне томик Сетон-Томпсона «Животные-герои». (21)Я считаю её своим «будильником».

 

(22)Благодарность за «пробуждение» я должен сказать и матери, с которой ходил за грибами, и отцу, с которым заготавливал дрова. (23)С благодарностью вспоминаю речку, на которой мы ребятишками пропадали с утра до ночи. (24)От других людей знаю, что для них «будильником» чувства природы были месяц, проведённый летом в деревне, прогулка в лес с человеком, который «на всё открыл глаза», первое путешествие с рюкзаком, с ночёвкой в лесу... (25)Нет нужды перечислять всё, что может разбудить в человеческом детстве интерес и благоговейное отношение к великому таинству жизни. (26)Конечно, нужны и учебники. (27)Вырастая, человек умом постигать должен, как сложно всё в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим, как всё в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья живой природы. (28)Эта школа должна обязательно быть.

 

(29)И всё-таки в начале всего стоит Любовь. (30)Вовремя разбуженная, познание мира она делает интересным и увлекательным. (31)С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчёта всех ценностей жизни. (32)Любовь ко всему, что зеленеет, дышит, издаёт звуки, сверкает красками,- и есть любовь, по мысли яснополянского мудреца, приближающая человека к счастью.

 

(По В. Пескову)

 

Текст 117

С чего начинается человечество... Этот отнюдь не риторический вопрос древен как мир, названный Антуаном де Сент- Экзюпери «Планета людей».

 

Может быть, этот мир начинается с создания орудий, которыми пользовались наши далекие предки... Или, как об этом пишут многие философы и антропологи, с зажженного в пещере огня, который казался даром богов. А быть может, человечество начинается с наскальных изображений, с помощью которых первые люди на земле делились горестями и радостями своей жизни...

 

За каждым из этих ответов проступает своя историческая и психологическая правда.

 

Но вот передо мной послание, написанное на берестяной грамоте сравнительно недавно — всего-навсего в XV веке: «Пусть разгорится сердце твое, и тело твое, и душа твоя до меня, и до тела моего, и до виду до моего»1.

 

Это письмо, как и многие похожие на него документы в истории нашей культуры, подсказывает ответ на вопрос о начале начал человеческой истории. И этот ответ я формулирую лаконично и кратко.

 

С любви... С любви начинается человечество. И с любви зарождается родство человеческое, а не только человеческий род. И в любви происходит переплетение сердец, названное семьей. Неслучайно на Руси когда-то бытовало выражение «супружество как дружество». Порой жаль, что слово «супружество» утрачивает в нашей памяти этот поразительный смысл союза двух людей. Ведь именно в семье как дружестве осуществляется таинство, благодаря которому Он и Она становятся Родителями, чтобы продолжить свою любовь друг к другу в детях. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что подлинные родительские отношения в семье и есть источник бессмертия любви друг к другу, воплощаемой в детях?

 

Для того чтобы эта любовь не погасла, мы должны осознать и принять важную истину: родительство — самая трудная из профессий на Планете людей. Суть этой профессии — выращивание человечности. Восхождение ребенка к человечности начинается с любви в семье, которой Он и Она делятся со своим ребенком. И тем самым ткется незримая ткань связей, объединяющая людей друг с другом.

 

Вот и получается, что человечество начинается с любви... С любви друг к другу... С любви к детям как сынам и дочерям человеческим. С постижения профессии «родительство» как искусства и ремесла выращивания человечности.

 

 

Текст 118

 

Надобно сказать,что у нас на Руси если не угнались ещё кой в чём другом за иностранцами,то далеко перегнали их в умении обращаться.Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения.Француз или немец век не смекнёт и не поймёт всех его особенностей и различий;он почти тем же голосом и тем же языком станет говорить и с миллионщиком,и с мелким табачным торгашом,хотя,конечно,в душе поподличает в меру перед первым.У нас не то:у нас есть такие мудрецы,которые с помещиком,имеющим 200душ,будут говорить совсем иначе,нежели с тем,у которого их800,-словом,хоть восходи до миллиона,всё найдутся оттенки.Положим,например,существует канцелярия,не здесь,а в тридевятом государстве,а в канцелярии,положим,существует правитель канцелярии.Прошу посмотреть на него,когда он сидит среди своих подчинённых,-да просто от страха и слова не выговоришь!ГОРДОСТЬ И БЛАГОРОДСТВО,и уж чего не выражает лицо его?просто бери кисть,да и рисуй:Прометей,решительный Прометей!Высматривает орлом,выступает плавно,мерно.Тот же самый орёл,как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника,куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой,что моги нет.В обществе и на вечеринке,будь все небольшого чина,Прометей,так и останется Прометеем,а чуть немного повыше его,с Прометеем сделается такое превращение,какого и Овидий не выдумает:муха,меньше даже мухи,уничтожился в песчинку."Да это не Иван Петрович,-говоришь,глядя на него.-Иван Петрович выше ростом,а этот и низенький,и худенький;тот говорит громко,басит и никогда не смеётся,а этот чёрт знает что:пищит птицей и всё смеётся"Подходишь ближе,глядишь-точно Иван Петрович!"Эхе-хе!-думаешь себе....(Гоголь)

 

Текст 119

(1)Последние годы прадед был почти совсем слеп, отличал только свет от тьмы: видел окно, горящую лампу.

(2)Братья ходили в школу, а Дина, самая младшая в семье, оставалась с прадедом. (3)Когда брату Алику исполнилось десять лет, прадед подарил ему часы. (4) Это был невиданно богатый по тем временам подарок.

(5)Ни у кого во дворе часов не было.(6) А у Алика – были. (7)Сколько Дина ни просила, он не давал их даже подержать.

(8)Однажды утром Алик ушел в школу, оставив часы на стуле возле кровати. (9)После завтрака Дина обнаружила часы. (10) Она осторожно взяла их – и надела. (11)Прадед покачал головой

(12)Во дворе Дину окружили ребята.

(13)– Это Алькины часы! - говорили они.

(14)– Нет, мои! – врала Дина. (15)- Наш прадед был часовщиком, пока не ослеп. (16)У него таких часов – сто штук. (17)Он и мне подарил.

(18)Ребята играли в волейбол. (18)Она попросилась, ее приняли неохотно.(19) (20)Играть толком она не умела. (21)Дина подняла руки с растопыренными пальцами, и стала ждать, пока мяч шлёпнется о них. (22)Наконец долгожданный мяч, направленный чьей-то завистливой рукой, с силой ударился о запястье, и часы брызнули в разные стороны – отдельно механизм, отдельно стеклышко.

(23)Зажав в ладони то, что осталось от часов, Дина медленно поднялась на крыльцо. (24)Долго-долго она поднималась на второй этаж. (25)Она не плакала, но было так тяжело, как будто она несла на спине мешок картошки. (26)Прадед открыл дверь.

(27)– Ничего, ничего, доченька, – сказал он. (28)– Не надо было их брать.

(29)– Ничего! – взвыла Дина. – (30)Хорошо тебе говорить!

(31)И слезы наконец брызнули, как брызжут в цирке у клоунов, сильной струёй. (32)Она сунула в маленькую сухую руку прадеда стеклышко и механизм.

(33)А когда все слезы, которые были, вылились, она крепко уснула…

(34)когда Дина проснулась, прадед сидел за столом, а перед ним стояла фарфоровая коробочка с инструментами: пинцетами, щеточками, колесиками.

(35)Дина подошла к нему на цыпочках и прижалась к острому плечу. (36)Он засовывал ремешок в ушки целых часов.

(37)– Деда, ты починил? – не веря своим глазам, спросила Дина.

(38)– Ну вот, а ты плакала. (39)Стеклышка нового у меня нет.

(40)Здесь трещинка маленькая, – и он провел твердым длинным ногтем по трещинке. (41)– Видишь?

(42)– Вижу, – шепотом ответила Дина. (43)– А ты? (44)Скажи, ты не слепой, да? (45)Ты видишь?

(46)Прадед повернулся к ней. (47)Глаза его были добрыми и блеклыми. (48)Он улыбнулся. (49)– Пожалуй, кое-что вижу. (50)Но только самое главное???????

 

Текст 120

 

1) Маленький обычный провинциальный городок с приездом эвакуированных москвичей и ленинградцев принял своеобразный вид. 2) Особый оттенок придавали ему писатели, которых, вероятно, было несколько десятков. 3) В модных пальто и велюровых шляпах, они бродили по улицам, заквашенным добротной российской грязью, как по коридорам дома на улице Воровского. 4) Не встречаться два-три раза в день было почти невозможно. 5) Все получали деньги через отделение ВУАПа, разместившееся на втором этаже деревянного домика; все обедали в крохотной столовке напротив райкома; все ходили читать подшивки центральных газет в парткабинет, все брали книги в библиотеке Дома учителя. 6) Жизнь Бориса Леонидовича в Чистополе не была «сладкой сайкой»… 7) И вот, приходя в столовую, где температура была такая же, как на улице, и где никто не раздевался, Пастернак обязательно снимал пальто и вешал на гвоздь шапку. 8) Мало того – он и в столовую брал с собой работу: англо-русский лексикон, миниатюрный томик Шекспира и очередную страничку перевода. 9) Помню еще какие-то длинные листки, на которые он выписывал трудные места. 10) В ожидании порции водянистых щей из капусты (вскоре кончились и они) он работал. 11) В комнате, которую снимал Борис Леонидович с женой, всегда было холодно из-за какого-то нелепого расположения печей. 12) Он жаловался, что у него, когда он пишет, зябнут пальцы. 13) Ходить приходилось через кухню общего пользования, где шумело три примуса. 14) Иногда, чтобы температура сравнялась, Борис Леонидович открывал дверь на кухню. 15) Часто к шуму примусов присоединялись звуки патефона. 16) Все это неслось в комнату, где он работал. 17) И в этих условиях Пастернак не унывал. 18) Он в неудобствах и трудностях быта старался найти хорошую сторону. 19) – Зато мы здесь ближе к коренным условиям жизни, – часто говорил он. – Во время этой войны все должны жить так, особенно художники… 20) Я редко встречал таких терпеливых, выносливых, неизбалованных людей, как Пастернак. 21) Простота и скромность жизни, казалось, были его потребностью…

(А.Гладков)

 

 

Каждое время имеет своих героев и свои символы. Конец второго тысячелетия в бывшем СССР символизирует словечко "как бы". Причём "как бы -вирус" распространился буквально в последние несколько лет. <<....>> Особенно это заметно в ток-шоу ТВ, в передачах, где главные действующие лица - говорящие головы, где идёт свободный обмен мнениями и слышится разговорная речь<<...>> "Как бы" - любимое словосочетание представителей самых разных слоёв населения:<<...>> Даже дикторы, как только отходят от гладких, заранее написанных комментариев и пытаются импровизировать, тут же вставляют это слово.

Недавно смотрю интервью с <<...>> Владом Сташевским, и он объясняет: "Вот это как бы моя работа..." <<...>> Борис Немцов, отличающейся достаточно правильной и гладкой речью, тоже не удержался. Говоря об аудиторской проверке в Министерстве путей сообщения, резюмировал: "...иначе им как бы придётся искать новое место работы". А высокопоставленный чиновник в той же передаче словечко "как бы" нанизывал то туда, то сюда, как будто вышивал бисером узоры: "...и это является как бы транзитом для платежей", "...создать как бы кучу взаимных неплатежей", "..как бы работают за себя и за того парня". Слушаешь и так и хочется спросить: так придётся искать работу или нет, так это платежи или нет? И так далее. И таких примеров можно привести огромное количество. Да что далеко ходить: понаблюдайте хотя бы за собственной речью. Уверена, поймаете себя на той же неожиданной любви.

Что же отражает это словосочетание? Мне кажется, это отражение нестабильности, неопределённости времени, в котором мы живём, когда ни в чём нельзя быть уверенным. То ли придётся искать работу, то ли нет, то ли выплатят зарплату, то ли нет, то ли в капитализме живём, то ли в социализме, а может, при военном коммунизме, то ли будет дождик, то ли снег. Всё в нашей жизни зыбко, то несёмся скачками, то встаём как вкопанные. А может, правители у нас теперь такие деликатные: боятся народ обидеть и сообщают плохие новости с застенчивой улыбкой, вставляя "как бы" и оставляя лазейку для отступления.

Размышления над нашей сегодняшней жизнью приводят к разным аналогиям. Кажется, что нынешняя зыбкость нашего существования, перемены, к которым, с одной стороны, многие стремятся и которые - с другой - многих пугают, отражены в массе наших поступков, а главное - в неумении поддерживать на должном уровне рутину повседневной жизни<<....>>

Каркасом, который поддерживает нашу жизнь, делает её стабильной, управляемой, предсказуемой, является хорошо организованная рутина: когда законы и названия не меняются десятки, а то и сотни лет, когда скамейки стоят там, где их поставили хозяева<<...>> когда фонари регулярно включают и выключают, газеты и молоко появляются у двери в одно и то же время. Именно это создаёт у обычных граждан ощущение порядка.

Зигмунд Фрейд доказывал, что оговорки в обычной речи и описки при письме не случайны, а отражают то, что человек пытается скрыть. Возможно, причина столь частого употребления словосочетания "как бы" лежит в русле этой концепции. И что, похоже, мы начнём избавляться от этого словечка-сорняка лишь тогда, когда ситуация в нашем обществе будет стабилизироваться, появятся определённые перспективы и для конкретного человека и для конкретной фирмы.

А пока предлагаю поиграть: ведь из всего можно извлечь пользу. Сядьте перед телевизором и подсчитайте, в какой передаче люди чаще всего употребляют это словосочетание: кто, в связи с чем и сколько раз его употребил. А в результате можно будет вывести "индекс какбыстости": количество употребления "как бы" в единицу времени. А почему бы и нет? (Рассказывают, что <<...>> академик Ландау, по собственному определению, был "красивистом" и вывел "индекс красивости города". Этот индекс выражался через частное от деления количества красивых женщин, которых академик встретил за своё пребывание в том или ином городе, на общее количество встреченных там женщин). В итоге можно выбрать "суперкакбыста". Придумать премию "Золотой какбыст".

... Как говорится, "устами младенца глаголет истина". Недавно услышала, как маленькая девочка, рисуя что-то на подтаявшем весеннем снегу, приговаривает: "Это как бы собака, а это как бы кошка от неё бежит". "Почему как бы кошка?" - спросила я. "Но ведь они не настоящие, а понарошку", - ответила девочка. Может быть, и вся наша жизнь сейчас понарошку..."

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1037; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.118 сек.