Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Показатели и интерпретация




ПОЛОЖЕНИЕ РИСУНКА НА ЛИСТЕ. В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.

Расположение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.

Положение рисунка в нижней части – обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ СМЫСЛОВАЯ ЧАСТЬ ФИГУРЫ (голова или замещающая ее деталь). Голова повернута вправо – устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется – осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.

Голова повернута влево – тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязньперед активным действием и нерешительность. (Вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности – следует решить дополнительно.)

Положение “анфас”, т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.

На голове расположены детали, соответствующие органам чувств – уши, рот, глаза. Значение детали “уши” – прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ – как чувственность; иногда и то и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно – зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами – вербальная агрессия, в большинстве случаев – защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).

Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы – истеро-идно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой

зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы – также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемой ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.

На голове также бывают расположены дополнительные детали: например, рога – защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками – когтями, щетиной, иглами – характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья – тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически – чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою сексуальную роль.

НЕСУЩАЯ, ОПОРНАЯ ЧАСТЬ ФИГУРЫ (ноги, лапы, иногда – постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формированияе-суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;

б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).

Обратить внимание на характер соединения ног с

корпусом: соединение точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе – это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части – конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей – своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небаналыюсть; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

ЧАСТИ, ПОДНИМАЮЩИЕСЯ НАД УРОВНЕМ ФИГУРЫ. Могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали – энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, “самораспространение” с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали-символа – крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали – демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

ХВОСТЫ. Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции – судя по тому, повернуты ли эти хвосты

вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо

– отношение к своим действиям и поведению. Влево

– отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

КОНТУРЫ ФИГУРЫ. Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная – если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой – если имеет место затемнение, “запачкивание” контурной линии; с опасением, подозрительностью – если поставлены щиты, “заслоны”, линия удвоена. Направленность такой защиты – соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры – против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур

– защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры – недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое – элементы “защиты”, расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа

– больше в процессе деятельности (реальной), слева

– больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

ОБЩАЯ ЭНЕРГИЯ. Оценивается количество изображенных деталей – только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, – или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но “ усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае – экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание. (То же самое подтверждается характером линии – слабая паутинообразная линия, “возит карандашом по бумаге”, не нажимая на него.) Обратный же характер линий – жирная с нажимом – не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) – резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ, выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).

ОЦЕНКА ХАРАКТЕРА ЛИНИИ (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, “островки” из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, “запачкивание”, отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же – фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему “Я”, представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное – представитель самого рисующего.

Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохож-дения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, – свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности “очеловечивания” животного. Механизм сходен (и параллелен) аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии – когти, зубы, клювы.. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков – вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.

Фигура круга (особенно – ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело “животного” – постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного – рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму “готового”, существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается “готовая” существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим – кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, “бегекот”, “мухожер” и т.п.). Другой вариант – словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием (“ратолетиус” и т.п.). Первое – рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе – демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления (“лялие”, “лиошана”, “гратекер” и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.

Наблюдаются иронически-юмористические названия (“риночурка”, “пузыренд” и т.п.) – при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы (“тру-тру”, лю-лю”, “кускус” и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями (“аберосинотиклирон”, “гулобарниклета-миешиния” и т.п.).

 

23. Рисуночный тест «Четыре персонажа» и его значение для психодиагностики и психотерапии.

Комментарий: Данная методика впервые была опубликована в 1985 году. Отличие ее от стандартных методик («Моя семья», «Рисунок человека»), где выводы о проблемах и личностных особенностях пациента делаются косвенно, исходя из допущения, что, рисуя, испытуемый проецирует на рисунок свои особенности и проблемы, в том, что в данной методике инструкция носит прямой характер, что позволяет исследовать не только самопредъявление, но и процесс самопознания ребенка.

Цель: Исследование осознанных и неосознанных аспектов самопрезентации (самопредъявления).

Оборудование: Стандартный лист А4, разделенный на 4 части, цветные карандаши

Инструкция: Нарисуй себя, пожалуйста, в образах четырех персонажей – растения, животного, неживого предмета и человека. Я не буду проверять, как ты умеешь рисовать, просто хочу побольше о тебе узнать. После выполнения задания необходимо спросить ребенка о персонажах (кто это; где живет; можно просто попросить рассказать о персонаже).

Интерпретация:

При работе с методикой нужно учитывать правила интерпретации формальных признаков (особенности графики, размер изображения, расположение и т.п.), предложенные в тесте «Рисунок семьи», а при интерпретации рисунка человека – помнить о символическом значении частей тела в тесте «Рисунок человека».

В качестве наиболее существенных признаков человек обычно выделяет: 1) особенности личности, черты характера; 2) пристрастия и интересы; 3) психические состояния; 4) описание ситуаций, в которых испытуемый оказался.

Изображение по типу 1) и 3) есть результат обращения к самому себе, описание того, «какой я». Изображения по типу 2) и 4) смещают центр тяжести во внешний мир, на внешние объекты, отношения к ребенку других людей; человек, выбравший такой способ самопредъявления, мыслит себя как результат действия внешних сил, а свое психическое благополучие связывает с наличием/отсутствием конкретных внешних объектов. Часто чрезмерно суженный способ самопонимания сам по себе является источником психологических проблем.

Самовосприятие по типу 1) и 3), наоборот, имеет точкой отсчета то или иное внутреннее состояние и распространяет его на внешний мир. Такие люди не считают, что изменение внешней обстановки или окружения может чем-то помочь, поскольку не связывают свои состояния с внешними стимулами. Иногда подобная избирательная «слепота» сама по себе служит источником нарушений эмоционального самочувствия. Более того, само начало активных действий такие люди связывают с тем моментом, когда какое-либо состояние у них пройдет. Это чрезвычайно затрудняет для них выход из кризисных ситуаций, так как они занимают пассивно-выжидательную позицию, считая улучшение своего состояния функцией не своих действий, а, скорее, времени.

Обобщая, можно сказать, что если все рисунки выражают одну и ту же идею, это свидетельствует о сужении внутриличностного пространства и временной перспективы. Но чаще рисунки все же относятся к разным аспектам личностных проявлений.

Совсем о другом говорит попытка объединить все четыре персонажа одним целостным сюжетом. Обычно так рисуют люди, склонные к самопознанию и стремящиеся к осознанной личностной интеграции. Тогда мы видим как бы один рисунок, включающий сюжетную сцену «с участием» растения, животного, предмета и человека, выражающих различные аспекты собственного «я».

Перейдем к описанию символических значений отдельных классов изображений:

ü ЖИВОТНОЕ: рисунок животного выражает бессознательное отношение к своей витальности, телесности, аффективной сфере.

1) Домашние животные: выбор их для самопредставления свидетельствует о тенденции приручить свою витальность. Так, собака означает тенденцию к зависимости, подчинению, часто отождествляется на конформном уровне с верностью и служением. Кошка – потребность в тактильном контакте, самоизоляции, предпочтение невербального взаимодействия вербальному. Птицы в клетках и рыбы в аквариумах – тенденция к подавлению сигналов своего тела, ауторепрессивные тенденции, стремление к подчинению себе своей витальности, нередко с оттенком самолюбования. «Корова» и другие «полезные» животные, служащие источником питания: отождествление себя с ролью «кормильца» или «кормильцы», стремление давать больше, чем получать, оставляя окружающих с ощущением вины, в роли должников (часто неосознанное). «Вьючные животные» - при негативном отношении к персонажу – «на мне все ездят». Тенденция к обвинению окружающих, маскируя неспособность взять ответственность за свою жизнь на себя, предоставление другим права решать за себя с последующим предъявлением претензий за это. При позитивном отношении – восприятии своей витальности и телесности как источника энергии и силы. 2) Дикие животные. Их образы могут быть выбраны по разным основаниям. Выбор конформного образа. Например, голубь – символ мира, а я очень добрый человек». Это свидетельствует об отказе от исследования проблем, связанных с собственной витальностью. Выбор «презираемых», подземных и ночных животных – представление о витальности как средоточии всего негативного и отрицательного в себе (мыши, крысы, черви, пауки и др.). «Опасные» животные (скорпионы, волки и др.), символизирующие угрозу для жизни человека – восприятие своей витальности как непредсказуемой угрожающей. Ауторепрессивные тенденции. Животные, символизирующие силу, власть (слоны, орлы, львы и др.) – восприятие своей витальности как источника позитивной энергии, особых ресурсов и силы. Животные – сказочные герои интерпретируются в соответствии с тем пониманием роли персонажа, которое есть у пациента; 3) Стилизованные и фантастические животные – персонажи книг и м/ф (Вини Пух, Чебурашка, Микки Маус и др.) – отказ от анализа проблем своей витальности; 4) Изображение конкретных животных, принадлежащих испытуемому. Интерпретируется в соответствии с теми потребностями, которые он удовлетворяет в контакте с данным животным. Чаще всего в общении с домашним животным человек удовлетворяет потребности, которые он, по его мнению, не может удовлетворить в контакте с окружающими людьми.

ü РАСТЕНИЕ: в общем случае этот персонаж отражает свое отношение пациента к процессу своего развития, роста и его отдельным фазам; способность использовать ресурсы, имеющиеся в наличии, без необходимости смены ситуации (растение не способно к передвижению); степень привязанности к собственному прошлому (растение с корнями или срезанное). 1) Выбор конформного символа (береза – символ женственности, мимоза – символ любимого праздника 8 марта). Отказ от анализа проблем развития и личной истории; 2) Комнатные растения в горшках – отрицание возможности выхода из конкретной семейной, чаще всего детско-родительской, ситуации; 3) «Полезные» растения (овощи, фрукты, продукты питания). Идентификация с ролью «кормильца»; 4) Букет в вазе интерпретируется в зависимости от отношения испытуемого к изображаемому («бедные растения сорвали, скоро они увянут» или «прекрасный букет, который принесли мне в подарок»). Может отражать отношение пациента к перемене своей ситуации («отрыву от корней»), выходу из детско-родительских отношений; 5) Деревья с висящими плодами. Желание «остановить» процесс взросления и отделения от родителей; 6) «Колючие» растения (кактус, чертополох и др.). Агрессивные тенденции, восприятие своего развития как наращивания средств обороны от мира; 7) растение без верхушки говорит о чувстве неопределенности будущего.

ü НЕОДУШЕВЛЕННЫЙ ПРЕДМЕТ: в общем случае символизирует то, что лишено признаков витальности с точки зрения пациента, «не может умереть», выражает стабильность или является предметом потребности. Неодушевленный предмет может символизировать то, что человек связывает с переживаниями стабильности и определенности в себе. С предметом также может связываться символ постоянства и верности, поскольку он не может «бросить» владельца по своей воле.

ü ЧЕЛОВЕК: если человек изображает себя персонажем иного пола, возраста или исторической эпохи, то это свидетельствует о наличии таких его особенностей и потребностей, которые не находят отклика в его нынешней ситуации.

Размер изображаемого человека обозначает субъективную значимость его для ребенка. Расположение на листе также имеет значение: в плоскости листа ребенок стремится «занять» столько места, сколько, по его мнению, он «заслуживает». Если фигура изображена наверху листа, а большая нижняя часть листа пустая, то это говорит о том, что низкая самооценка сочетается с высоким уровнем притязаний («Мне многого в жизни хочется, но у меня мало что получается»). Если же группа маленьких фигур изображена внизу листа, а большая верхняя часть листа пустая, то это свидетельствует о сочетании низкой самооценки с низким же уровнем притязаний («Я уже и так в жизни много от чего отказался, но даже та малость, на которую я претендую, у меня не получается»).

Персонаж, выполненный с особым нажимом, обведенный по контуру, либо заштрихованный говорит о тревожности автора, и, наоборот, персонажа, обведенного тоненькой, дрожащей линией, ребенок как бы не решается нарисовать.

Интерпретация «искажений»: искажения, идущие по правой стороне изображенного человека, отражают проблемы взаимоотношений с миром социальных норм и тех людей, которые их выражают для ребенка. Мир социальных норм для взрослого – учеба, работа, карьера, отношения с начальством; для ребенка – это жизнь в детском саду, школе, отношение к правилам поведения, умелость во внесемейной жизни. Искажения по левой стороне тела отражают проблемы отношений с наиболее близкими людьми, в сфере эмоциональных привязанностей.

Рассмотрим теперь символический смысл частей тела человека, начиная с головы и лица. Уже очень маленький ребенок считает свою голову чрезвычайно важной частью собственного тела. Он чувствует, что умелость, ум взрослые как-то связывают с головой, поэтому если ребенок считает себя умным – он нарисует себе большую голову.

Далее рассматриваются глаза. С точки зрения ребенка, глаза человеку в первую очередь нужны не для того, чтобы рассматривать окружающие предметы, а для того, чтобы «ими плакать». Ведь плач – это первый естественный способ выражения ребенком запроса о помощи. Поэтому глаза – это «орган» выражения печали и просьбы об эмоциональной поддержке. Поэтому персонажи с большими, расширенными глазами воспринимаются как тревожные, беспокойные, нуждающиеся в том, чтобы их «спасли». Персонажи с глазами-точечками или щелочками несут в себе внутренний запрет на плач, выражение потребности в зависимости, боятся попросить о помощи.

Уши – это орган восприятия критики и вообще любого мнения другого человека о себе. Персонаж с большими ушами больше, чем все остальные, должен слушаться окружающих. Персонаж, изображенный вообще без ушей, может игнорировать то, что о нем говорят.

Часто дети изображают себя в виде героев мультиков. Дело в том, что ребенку легко отождествить себя с героем, имеющим большие уши и распахнутые глаза, так как эти черты – сигнал для ребенка о том, что он и этот персонаж – родственные души. Ребенок, так же, как и «его герой», нуждается в защите и хочет узнать, что о нем говорят. Этим же объясняется и странная эпидемия повального рисования зайцев.

Рот. По мнению ребенка, рот нужен не только для того, чтобы есть и говорить, но еще и для того, чтобы выражать агрессию: ругаться, кричать, кусаться, говорить обидные вещи. Поэтому для ребенка рот – это еще и «орган» нападения. Персонаж с большим и/или заштрихованным ртом воспринимается ребенком как источник угрозы, связанной с осуждением и словесным воздействием (не обязательно на повышенных тонах). Персонаж вообще безо рта и с ртом-точкой (черточкой) не имеет возможности словесно влиять на других людей.

Шея. Шея появляется на рисунке ребенка не сразу. Сначала ребенок рисует голову, непосредственно «приклеенную» к туловищу (так рисуют и многие взрослые). И вовсе не потому, что ее трудно изобразить, а потому, что в их жизни еще не заняла прочного места та функция, которая символизируется на рисунке шеей. Функция эта заключается в способности к рациональному самоконтролю, контролю разума («головы») над чувствами («телом»). Именно появление этой способности символизируется «обнаружением» ребенком шеи как посредника между рассудком и чувствами. Поэтому тот персонаж, у которого на рисунке шея есть, способен управлять своими чувствами, у кого шеи нет – не способен. Например, если ребенок изобразил себя с шеей, а взрослых – без шеи, значит, он разделяет распространенное заблуждение, что ограничения существуют только для маленьких, и «когда я вырасту, то буду делать все, что захочу, как мои папа и мама», которым уже не надо быть сдержанным и воспитанным. И такой ребенок может стать «внезапно» необузданным именно тогда, когда он решит, что уже стал взрослым. Если шея на рисунке длинная и тонкая, то в сознании автора рисунка конфликт между разумом и чувствами решается через самоустранение от мира собственных сильных эмоций. Наоборот, если шея короткая и толстая, то данный персонаж мыслится как не имеющий противоречий в этой сфере. Иногда «толстая и короткая» шея может свидетельствовать об отсутствии контроля и «свободном доступе» страстей к голове. «Захотел и сразу сделал».

Руки и ноги появляются на детском рисунке довольно рано, сначала в виде «палочек» и «сосисок». По мнению ребенка, они нужны не только для того, чтобы ими что-то делать (трудиться, играть). Ведь первоначальная, от природы данная функция руки – это функция «прицепливания» к телу матери, т.е. функция установления контакта с близким человеком.

Вспомним, что новорожденный ребенок способен вцепляться в руку взрослого так сильно, что его можно поднять и переносить в висячем положении. И лишь впоследствии, пережив отрыв от тела матери, ребенок открывает вторую функцию руки – функцию взаимодействия с миром предметов и воздействия на этот мир. Момент, когда ребенок почувствует себя на что-то способным, обнаружить на его рисунке очень просто: у человечка появляется кисть руки – «варежка» или «с пальчиками». Причем пальцев может быть не обязательно пять. Если пальцев на руке больше, чем пять, то ребенок чувствует себя более оснащенным, сильным, могущественным (если на левой руке – то в сфере семейных отношений, если на правой – то в мире за пределами семьи – детский сад, сверстники и т.д.), если пальцев меньше, то более слабым, чем окружающие. Кроме того, оснащенность также выражается в размере руки. Чем более могущественным воспринимается персонаж, тем больше у него руки.

Ноги. По мнению ребенка, ноги – это опора в реальности и свобода движения. Чем больше площадь опоры для ног, тем более данный персонаж воспринимается твердо стоящим на земле. Здесь также стоит помнить о различиях правой и левой ноги: правая нога символизирует опору во внесемейной реальности, левая – в мире близких эмоциональных контактов. Если провести ровную горизонтальную линию по самой нижней точке ног, можно увидеть, что не все персонажи стоят на ней. С точки зрения ребенка, опору имеют только те, кто «стоит» на этой линии. Персонаж, повисший в воздухе, по мнению ребенка, самостоятельной опоры в жизни не имеют.

Линии. На рисунках детей часто встречаются разрывы контура и недоведение линий друг до друга. Разрывы контура бывают при изображении головы и туловища, а недоведение линий обычно бывает в местах «прицепливания» конечностей к туловищу, головы к телу, кистей и стоп к предплечью и голени и т.д.

Разрыв контура буквально означает проницаемость соответствующего локуса тела для внешнего влияния, особенно если контуры других частей тела нарисованы без разрыва. Особенно часто этот разрыв наблюдается в голове.

Учитывая значения правого и левого, верха и низа, изложенные выше, эти «разрывы» в голове интерпретируются следующим образом:

- разрыв с правой стороны головы – восприимчивость и податливость к мнению и нормам социального внесемейного окружения

- разрыв с левой стороны головы – восприимчивость и податливость к мнению, давлению и оценкам интимного, семейного окружения

- разрыв сверху головы, на макушке – податливость влиянию абстрактных норм и авторитетов

- разрыв снизу головы, со стороны шеи – податливость влиянию своих может быть плохо осознанных страстей, влечений. Физических ощущений телесного самочувствия

«Отрыв» конечностей и головы от тела или частей конечностей друг от друга символически означает страх утраты той функции, которая символизируется с данной конечностью. Например, отрыв правой ноги символизирует страх утраты опоры в социальной реальности (потеря работы, статуса в своем коллективе). А отрыв правой руки означает страх утратить влияние на ту же сферу жизни, потерять контроль над ней. Буквально, «мое положение пошатнулось, и я никак не могу на это повлиять».

Дополнительные правила: изображение большого количества мелких деталей и предметов говорит о фиксации на правилах, порядке, склонности к длительному удерживанию эмоций в себе, что чревато последующим «взрывом». Изображение большого количества предметов, относящихся к одной и той же сфере деятельности, подчеркивает особую значимость этой деятельности для персонажа. Например, изображение рядом с персонажем холодильника, накрытого обеденного стола, кухонных принадлежностей недвусмысленно дает понять, вокруг чего сконцентрирована эмоциональная жизнь семьи. Обилие мягкой мебели означает особую ценность отдыха и расслабления. Одновременно это может означать для ребенка законность его отвержения другими взрослыми, если они «устали». Изображение большого количества закрытых шкафов (иногда даже с замочными скважинами) символизируют для ребенка наличие в семье тайны, к которой ребенок не допущен. Большое внимание к прорисовке одежды может интерпретироваться различными способами в зависимости от других деталей рисунка. В рисунке ребенка это, как правило, говорит о важности для него психосексуальной роли своего и другого пола. На рисунке взрослого это может означать совершенно разные вещи: закрытость, конформизм, демонстративность (украшательство), проблемное отношение к телесности. О напряженном и неоднозначном отношении к телесности говорят и «римские бюсты».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.