Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обработка результатов тестирования 2 страница




16. Рисуночный тест «Дерево». Основные виды инструкций к тесту и его психодиагностические возможности.

Проективный графический тест "Дерево" встречается в практике психологической диагностики давно, примерно с XIX в. Одним из первых исследователей, применившим рисунок дерева для изучения особенностей человеческой индивидуальности, был швейцарский профконсультант Э. Жюккерт, который увидел в особенностях изображения дерева отражение жизненных проблем человека. Затем в 1934 г. Ж. Шлибе собрал коллекцию рисунков дерева, состоящую из 4519 изображений, выполненных 478 испытуемыми в возрасте от 4 до 18 лет. По его инструкции необходимо было изобразить поочередно "просто дерево", "мертвое", "замерзшее", "счастливое", "испуганное", "грустное" и "умирающее"деревья. Уже тогда были отмечены некоторые характерные особенности такого рода рисунков:"замерзшее" дерево обычно рисовалось самым маленьким, "мертвое" дерево - в горизонтальном положении, "счастливое" рисовалось самым крупным, с поднимающейся вверх кроной. В первом рисунке - "просто дерево", по мнению Ж. Шлибе, в наибольшей степени проявляются личностные черты человека, хотя индивидуальные различия легко прослеживаются во всех рисунках.

Рисунок дерева трактовался Ж. Шлибе как "застывший жест", в котором отражается не только характерное состояние моторики, во многом зависящее от возраста рисовавшего. (4 - 7 лет): это нажим, штриховка, и т. п., но и эмоциональные реакции человека, рисующего "испуганное" или "замерзшее" или "счастливое" деревья. Чем ближе к подростковому возрасту, тем чаще проявляется, по данным Ж. Шлибе, так называемая "чистая экспрессия", выражающаяся в заботе о форме изображения.

Обзор литературы показывает, что инструкция и порядок применения данного теста могут быть изменены. Так, в исследованиях П. Бура применялись иные инструкции. Предлагалось 4 задания: 1. Нарисовать дерево. 2.-Повторить первое задание. 3. Нарисовать лес. 4. Идентифицировать себя с каким-либо деревом (т.е. испытуемому предлагается представить себя деревом и нарисовать, как оно при этом выглядит). Первый рисунок, по мнению Бура, позиция испытуемого по отношению к экспериментатору; второй - позиция по отношению к себе; в изображении леса прослеживается связь с другими людьми; четвертый - личностная идентификация.

Позднее, в 1948 г. Дж. Буком был разработан комплексный тест "Дом-дерево-человек". Важным элементом в нем является и субтест "Дерево".

Для выполнения субтеста "Дерево" предлагалась следующая инструкция: "Возьмите карандаш и сделайте рисунок дерева, как сможете. Можно нарисовать какое угодно дерево".После рисования экспериментатор предлагал испытуемым ответить на вопросы: "Что это за вид дерева? Сколько ему лет? Когда вы смотрите на дерево, вам кажется, что оно выше, ниже вас или на вашем уровне?". Считалось, что эти вопросы, "возвращающие в реальность".

Далее задавались вопросы, оживляющие ассоциации: "На кого дерево похоже? На мужчину или женщину? Что в Вашем рисунке заставляет думать так?" Кроме того, задавались вопвыявления пережитых потрясений: "Это дерево живое?" "Есть ли у дерева мертвая часть? Почему?" и т, д.

После выполнения задания и ответов на вопросы испытуемому предлагалось нарисовать дерево, используя восемь цветных карандашей, а далее вновь предлагалось ответить на вопросы.

В 1949 г. была опубликована работа К. Коха, посвященная рисунку дерева. В ней можно найти тщательный психологический анализ, основанный на сопоставлении и комбинировании признаков рисунка. Нужно отметить, однако, что интерпретация результатов осуществлялась Кохом с позиций психоанализа: при этом большое значение придавалось символизации признаков изображения дерева. Имеются данные об использовании рисунка дерева в клинической практике, где используются признаки, выделенные Кохом, что составляет так называемую нозологическую шкалу, полученную на основе статистической обработки с помощью факторного анализа.

Одним из интереснейших исследований, выполненных по тесту "Дерево", является исследование французского ученого Рене Стора, автора еще одной интерпретации этого теста. Считается, что нарисовать дерево - это прежде всего вспомнить его схему. Естественно, что и классификация рисунков осуществлялась им соответственно схемам: "моторные схемы", "имажинарные", "эстетические или интеллектуальные". Рисунки испытуемых, склонных к абстракции, остаются под влиянием схемы; лица, имеющие более богатое воображение, придают схеме личное, яркое содержание.

Результаты, полученные по тесту "Дерево", показали также наличие этнических особенностей. Так, например, в изображениях дерева мусульманских женщин обычно встречаются корни, что возможно является показателем большой привязанности к своей среде, в отличие от женщин западной культуры.

Таким образом, мы видим, что рисуночный тест "Дерево" получил довольно широкое распространение.

В литературе известны различные попытки дать более или менее устойчивую диагностику на основании непосредственного анализа рисунка произвольного дерева. Проблема, главным образом, заключается в создании некоторой "типологии рисунка" дерева, в определении базы основных характеристик формы рисунка и элементарных признаков изображения.

Описание теста "Дерево"

Цель методики: выявление индивидуально-типологических особенностей человека.

Материал: лист бумаги размером 15x10 см; ручка или карандаш.

С помощью теста "Дерево" можно осуществлять обследование как индивидуальное, так и групповое.

Инструкция: "Вам предлагается на листе бумаги выполнить рисунок дерева. Вы можете нарисовать любое дерево, которое сочтете нужным. Рисунок выполняется ручкой или карандашом".

Интерпретация I ("типология рисунков")

При анализе значительного количества рисунков, выполненных лицами различного пола и возраста (авторами проанализированы более 2000 рисунков, возраст испытуемых от 7 до 60 лет), удалось выделить несколько устойчивых типов рисования дерева, а также определить ряд конкретных деталей, использование которых в изображении дерева свидетельствует о некоторых индивидуальных различиях людей.

17. Рисуночный тест «Дом-Дерево-Человек» и его психодиагностические и психотерапевтические возможности.

Данный тест предложен Дж. Буком в 1948 году и предназначен для оценки личности испытуемого, уровня его развития, работоспособности и интеграции; получения данных, касающихся сферы его взаимоотношений с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности. Это одна из самых известных проективных методик.

Тест предназначен как для взрослых, так и для детей.

Исследование может проводиться как в группе, так и индивидуально. Предпочтение отдается индивидуальному тестированию, дающему большие возможности для наблюдения.

Тест Дом, Дерево, Человек (ДДЧ). Проективная методика (рисуночный тест):

Инструкция.

Возьмите белый лист бумаги, карандаш и ластик. Нарисуйте дом настолько хорошо, насколько сможете. Вы можете нарисовать дом любого типа, какой вам захочется. Можете стирать нарисованное сколько угодно — это не отразится на вашей оценке. Обдумывайте рисунок столько времени, сколько вам понадобится. Только постарайтесь нарисовать дом как можно лучше. Затем нарисуйте как можно лучше дерево и человека.

Ключ (расшифровка).

Каждый объект (дом, дерево, человек), нарисованный отдельно или в композиции, следует рассматривать как автопортрет, поскольку каждый испытуемый изображает его с некими особенностями, имеющими для него по каким-либо причинам существенное значение, причем эти особенности имеют реальную подоплеку, отличную от того, что могут говорить об этом испытуемые.

Детали. Здесь важно их значение, способность оперировать ими и приспособиться к конкретным условиям жизни. Необходимо заметить степень заинтересованности субъекта и следующие моменты: степень реализма, с которой он их воспринимает, относительную значимость, которую он им придает и способность соединения этих деталей в совокупность.

18. Рисунок человека, его разнообразные варианты в истории психодиагностики. Целевое назначение теста.

тот тест — один из наиболее используемых диагностических методов. Его можно проводить с трехлетнего возраста. Выводы об уровне умственного развития по результатам тестирования наиболее надежны применительно к дошкольному и младшему школьному возрасту. В качестве личностного теста методика успешно интерпретируется, начиная со старшего дошкольного возраста, и не имеет возрастных ограничений сверху.

Проведение тестирования. Лист бумаги кладут перед обследуемым вертикально. Инструкция: «Нарисуйте человека — всего, целиком. Постарайтесь нарисовать как можно лучше — так, как вы умеете» (здесь и далее приводится обращение к взрослому человеку; при обращении к ребенку используют единственное, а не множественное число. Для маленьких детей инструкцию целесообразно изменить: «Нарисуй дядю. Постарайся нарисовать получше».

Если обследуемый задает уточняющие вопросы («Мужчину или женщину?», «Мальчика или девочку?», «Можно нарисовать принцессу?», «А можно, чтобы он был в шляпе?» и т. п.), то ему говорят: «Рисуйте так, как вы хотите». Если же вопрос противоречит инструкции, то ее частично повторяют. Так, на вопрос: «А можно нарисовать только лицо?», — следует ответ: «Нет, нарисуйте всего человека, целиком». Если обследуемый говорит: «Я нарисую робота», — то ему отвечают: «Нет, нарисуйте, пожалуйста, человека».

Если обследуемый, рисуя, нарушает инструкцию (например, изображает только лицо или робота вместо человека), но не задает при этом никаких вопросов, то проверяющий воздерживается от замечаний и не напоминает инструкцию до окончания рисунка. По окончании работы повторяют задание: «А теперь все-таки нарисуйте человека — всего, целиком. Постарайтесь нарисовать как можно лучше — так, как вы умеете», (т. е. инструкция воспроизводится полностью). Нужно попросить сделать повторный рисунок и в том случае, если первоначальный получился схематическим («палочковый человечек») или шаблонно карикатурным.

Бывает, что обследуемый отказывается выполнять задание, утверждая, что он не умеет рисовать. Тогда надо ободрить его, сказать, что вам (проверяющему) интересны любые рисунки, что не очень хороший рисунок лучше, чем никакого и т. п.

После окончания работы полезно провести обсуждение рисунка, выяснить, что за человек нарисован — какого он возраста, пола (если это не ясно из рисунка), какой у него характер, чем он занимается, что любит и чего не любит, что ожидает его в будущем, о чем он мечтает и т. п. Если обследуется подросток или взрослый человек, то можно попросить его написать небольшой рассказ об изображенном персонаже.

По завершении беседы предлагают еще одно задание в соответствии с процедурой, разработанной Маховер. Обследуемому дают чистый лист бумаги с инструкцией: «А теперь нарисуйте человека другого пола». При непонимании инструкции нужно пояснить, что имеется в виду человек, пол которого противоположен нарисованному ранее. Это задание полезно для взрослых и подростков. При обследовании дошкольников и младших школьников оно обычно не дает существенной дополнительной информации, хотя в отдельных случаях, когда нужно выявить отношение ребенка к сексуальной сфере, его можно рекомендовать и для маленького ребенка.

Для оценки умственного развития недостаточно информативен рисунок женщины в юбке (непонятно, адекватно ли передается сочленение ног с туловищем). Поэтому, если первоначально изображена женщина в юбке, нужно дать дополнительное задание: «А теперь нарисуй мужчину (дядю)».

Рисунок человека противоположного пола обсуждается так же, как и первый.

19. Тест «Картина мира». Наиболее типичные варианты изображения «Картины мира» и их психодиагностические возможности.

 

Методика «картина мира».

 

Цель: Изучение индивидуальных особенностей образа мира. А так же личностного восприятия «своего мира», на сколько его восприятие негативное у данного ребёнка.

 

Материал: лист бумаги размером 250 / 150 см, карандаш и ручки.

 

Процедура: Даётся инструкция нарисовать картину мира, то есть мир, его образ, как ты его себе представляешь. После этого, ребёнка просят изобразить его собственный мир, на что он похож.

 

Интерпретация: существует пять основных видов рисунков:

 

«Планетарная картина мира» - изображение земного шара, других планет солнечной системы – когнитивная картина мира в форме общепринятых нормативных знаний, приобретаемых в школе.

 

«Пейзажная картина мира» - в виде городского или сельского пейзажа с присутствием людей, животных, деревьев, цветов и т.п. – по самоотчётам – желаемая картина своего окружения.

 

«Непосредственное окружение», обстановка вокруг себя, своего дома, какая есть на самом деле, или ситуативная, - то, что приходит на ум. Неожиданные образы, лампа, горящая свеча, идущие от ощущений человека.

 

«Опосредованная, или метафорическая картина мира», передающая сложное смысловое содержание, представленное в виде какого либо сложного образа.

 

«Абстрактная, схематическая картина мира», отличающаяся лаконизмом построения, в виде некоего абстрактного образа, знака, символа.

 

В интерпретации главными ориентирами для нас должны быть выделенные жирным шрифтом картины мира, т.к. они могут подсказать, каким бы ребёнок хотел видеть мир и какой он есть у него сейчас. Обязательно нужно его попросить, подробно рассказать, что же он нарисовал.

 

  • Роль картины мира в жизни и судьбе человека.
  • Практическое освоение методики «Картина мира»:
    • процедура тестирования;
    • система расшифровки и интерпретации изображаемых предметов и понятий.
  • Диагностические возможности методики «Картина мира»:
    • оценка отдельных черт личности;
    • выявление внутренних потребностей и мотивов;
    • определение вектора развития личности;
    • выявление системы личностных верований;
    • выявление неосознаваемых страхов и тревог;
    • выявление источников неуспешности и дезадаптации;
    • выявление способов реагирования на стрессовые ситуации;
    • выявление механизмов дезадаптации;
    • оценка субъективного восприятия прошлого и будущего;
    • выявление внутренних кризисов (успешно преодоленных, актуальных в данный момент, возможных в будущем);
    • выявление родовых сценариев;
    • выявление отношения к семье, дому, социуму, самому себе;
    • выявление «места», в котором человек чувствует себя наиболее комфортно и спокойно.
  • Практика выстраивания психокоррекционных стратегий с учетом полученной диагностической информации:
    • способы коррекции личностных особенностей;
    • способы моделирования и усиления мотивации;
    • использование страхов и тревог в качестве дополнительного ресурса развития;
    • способы развития осознанности клиента;
    • пути коррекции родовых сценариев;
    • выстраивание системы противостояния постороннему влиянию;
    • методологии выстраивания «потребного будущего».

 

20. Тест «Свободный рисунок». Классификация видов свободного риунка Г.Рида в соответствии с типологией личности К.Юнга.

 

 

Книга К. Юнга «Психологические типы», вышедшая в 1 9 2 1 г. вЛей-пциге, внесла в психологическую науку огромный вклад в виде выделенных автором восьми психологических типов, а также их подробными характеристиками. Данная работа включила в круг психологических понятий «экстраверсию» и «интроверсию», которые чрезвычайно активно используются в современной психологии. Значение этой работы огромно, однако необходимо было найти те методические приемы, с помощью которых можно было бы дифференцировать индивидуальные особенности человека нате психологические типы, которые содержатся в классической работе Юнга.

Эта задача была выполнена Г. Ридом в 1951 г., то есть спустя тридцать лет после публикации Юнгом своего знаменитого труда. Рид является одним из тех удивительных людей, который, будучи специалистом в эстетике и художественном воспитании, сделал поистине замечательное открытие, проявив исключительный интерес и внимание к трудам Юнга.

Имея значительную коллекцию, состоящую из десяти тысяч детских рисунков, Рид проделал титаническую работу по их классификации. К поиску соответствия определенных видов изображения психологическим типам Юнга его вдохновила работа Беллоу по классификации впечатлений при восприятии цвета. Классификация, полученная Беллоу, удивительным образом напоминала основные психологические типы: мыслительный, сенсорный, эмоциональный и интуитивный. Манипулируя с огромным количеством рисунков, проделав огромную интеллектуальную работу, Риду удалось разложить все рисунки на восемь основных видов (рис. 3.3). Результаты этих исследований были опубликованы в его статье «Искусство и психоанализ» [44]. Виды изображений, выделенных Ридом, описаны ниже.

1) Перечисляющий рисунок — изображение различных объектов, предметов, которые не объединены какой-либо связью, то есть являются простым перечислением.

2) Органический рисунок — предпочтительными являются органические формы: растения, животные, человек.

3) Эмфатический рисунок — передача атмосферы, стихии, природного пейзажа — восход или закат солнца, горы, море.

4) Гаптический рисунок — изображение болезненных ощущений, например: «болит голова», «болит горло» и т. д.

5) Декоративный рисунок — изображение цветов, орнаментов, узоров.

6) Имажинарный рисунок — содержит сюжет или персонаж, заимствованные из художественных произведений или собственных фантазий.

7) Ритмический рисунок — выделяется изображение движения: полет птиц, движение автомобиля, взлет ракеты и т. д.

8) Структурный рисунок — изображение структуры целого — от элементарной точки до сложных конструкций.

Схема соответствия видов изображений в рисунке психологическим типам Юнга выглядит следующим образом:

• мыслительный экстраверт — перечисляющий рисунок,

• мыслительный интроверт — органический рисунок,

• сенсорный экстраверт — эмфатический рисунок,

• сенсорный интроверт — гаптический рисунок,

• эмоциональный экстраверт — декоративный рисунок,

• эмоциональный интроверт — имажинарный рисунок,

• интуитивный экстраверт — ритмический рисунок,

• интуитивный интроверт — структурный рисунок.

Иллюстрация к тексту «Свободный рисунок»

Рис. 3.3. Виды рисунков по Г. Риду

Таким образом, психологическая типология Юнга в рисунке на свободную тему обрела простейший способ диагностики, который, в отличие от опросников, доступен для выполнения даже дошкольнику. Эти преимущества дают возможность изучить особенности возрастной динамики психологических типов, начиная с более ранних ступеней развития, чем это было возможно раньше.

Анализируя значительное количество рисунков, число которых достигает более 1 0 0 тысяч единиц, можно сделать вывод о том, что рисунок способен выявить индивидуально-типологические различия между людьми. Рисунки различаются как по содержанию, так и по особенностям выполнения, доминирующим образам и штриховкам. Чтобы дифференцировать рисунки на типы по Юнгу на основе схемы Рида, необходимо иметь определенные навыки, которые достигаются многочисленными упражнениями по анализу рисунка. Данные по тесту «Свободный рисунок» можно обрабатывать математически. Для этого необходимо составить таблицу (табл. 1).

Таблица 1. Обработка данных по тесту «Свободный рисунок»

Вид изображения
№ пп П О Г Э Д И Р С
  -   -   - -    
    - - - - - -  
Итого: -   -   - -    

На основании результатов, представленных в таблице 1, осуществляется построение гистограмм, графиков, наиболее наглядно отражающих результаты проведения теста. Происходит сопоставление с данными, полученными по другим методикам, проводится математическая (компьютерная) обработка.

Данные по тесту «Свободный рисунок» коррелируют с большим числом показателей. Перечисляющий рисунок: с интерпретирующей стратегией воспроизведения литературно-художественного текста

(0,420); с количеством кругов в первом рисунке человечков (—0,480). Органический рисунок: со знаково-символической пиктограммой (-0,550); с конкретным (0,620) и метафорическим (0,500) изображением; с количеством кругов в первом рисунке человечков (0,410); с количеством треугольников во втором рисунке (0,500); с хорошей успеваемостью (—0,410). Эмфатический рисунок: с эмоциональной (—0,370), сюжетной (0,420) стратегиями воспроизведения литературно-художественного текста; с суммой воспроизведения вербальной информации в пиктограмме (—0,480); с абстрактными изображениями в пиктограмме (—0,370); с последним выбором по тесту М. Люшера (0,410); с эмоциональным отношением к классу (—0,490); с социальной ситуацией (0,350); с количеством кругов в первом рисунке человечков (0,430); с количеством квадратов в третьем рисунке (—0,540); с хорошим здоровьем (—0,550); с средней успеваемостью в школе (—0,420). Гаптический, декоративный и имажинарный рисунки не обнаружили значимой корреляционной связи ни с одним из имеющихся в нашем распоряжении параметров. Ритмический рисунок: с обобщающей стратегией воспроизведения (0,440); с количеством воспроизведенных слов в пиктограмме (—0,790); с количеством сюжетных изображений в пиктограмме (—0,400); с количеством кругов в первом рисунке (0,410); с количеством квадратов во втором (—0,390) и третьем (-0,360) рисунках человечков; с хорошим здоровьем (—0,380); с хорошей успеваемостью (0,530). Структурный рисунок: с регулирующей (0,420), интерпретирующей (— 0, 3 7 0) и сюжетной (— 0, 3 7 0) стратегиями воспроизведения; с абстрактными (0,450), конкретными (0,440) и метафорическими (—0,560) изображениями в пиктограмме; с количеством кругов в первом рисунке человечков (—0,700).

Таким образом, для лиц, которые в тесте «Свободный рисунок» рисуют перечисляющий вид изображения, что характерно для экстра-вертированного мыслительного типа, используют интерпретирующую стратегию при свободном описании литературно-художественного текста. Кроме этого, необходимо отметить, что такое качество, как эмо-тивность, менее характерно для данного типа.

Лица, которым свойственен органический вид изображения в тесте «Свободный рисунок», наиболее часто рисуют конкретные и метафорические изображения в пиктограмме, обладают достаточно высокой эмотивностью и низким уровнем успеваемости в школе.

Для тех, у кого доминирует эмфатический тип изображения, характерна сюжетная стратегия при свободном описании художественного текста. Этому типу не свойственны высокая успеваемость в школе и хорошее здоровье.

Для экстравертированного интуитивного типа, который в тесте «Свободный рисунок» рисует ритмический вид изображения, запечатлевает движение, характерны наличие обобщающей стратегии описания литературно-художественного произведения, высокая степень эмотивности, хорошей успеваемости в школе, однако при достаточно слабом здоровье.

Интровертированному интуитивному типу, выполняющему структурный рисунок, присуща низкая степень эмотивности, регулирующая стратегия свободного описания литературно-художественного текста, абстрактными и конкретными изображениями в пиктограмме.

Таким образом, тест «Свободный рисунок» может быть обработан математически. На основании математической обработки выполнена валидизация теста по перекрестной валидности, то есть по сопоставлению с данными других методик. При этом выявлены следующие значимые корреляционные связи: выявлено, что перечисляющий, органический, ритмический и структурный рисунки имеют множественные корреляции с показателями, полученными по данным других методик, тогда как гаптическии, декоративный и имажинарныи рисунки не обнаружили значимой корреляционной связи с данными методик, используемых в нашем эксперименте.

Результаты исследования особенностей выполнения теста «Свободный рисунок» представлены в таблице 2, Из таблицы видно, что наиболее часто встречающимся видом изображения в свободном рисунке является органический (62,6). Второе положение занимают ритмический (46,8) и имажинарныи (45,2) рисунки. Далее следуют структурный (32,4), перечисляющий (24,0) и эмфатический (20,5) рисунки. Наименее редким является гаптическии рисунок (1,9).

Таблица 2. Вид изображения и психологический тип по К. Юнгу

Вид изображения Частота Психологический тип по К. Юнгу
органический 62,6 мыслительный интроверт
ритмический 46,8 интуитивный экстраверт
имажинарныи 45,2 эмоциональный интроверт
структурный 32,4 интуитивный интроверт
перечисляющий 24,0 мыслительный экстраверт
эмфатический 20,5 сенсорный экстраверт
декоративный 17,5 эмоциональный экстраверт
гаптическии 1,9 сенсорный интроверт

Таким образом, чаще других встречаются люди с доминированием мыслительной интроверсии, то есть с ориентацией на теоретические знания, субъективный фактор. Для людей данного типа характерен сбор фактов лишь как средств доказательств. Их ценности обычно связаны с развитием и изложением собственной идеи, первоначального символического образа. Поэтому факты они предпочитают видеть с точки зрения максимальной приемлемости для своих идей, претендующих на оригинальность.

Далее следуют два типа людей — интуитивные экстраверты и эмоциональные интроверты. Доминирование этих психологических типов не случайно, оно связано с особенностями социальной ситуации, которую субъективно люди переживают и хотят переосмыслить. Второе место занимает интуитивная интроверсия, то есть вторая группа соответствует доминированию интуитивной экстраверсии. Люди данной группы стремятся к постижению новых возможностей. Их интуиция — вспомогательное средство, которое действует автоматически, тогда как ни одна из других функций не способна открыть выход из положения. Представители интуитивного типа никогда не находятся там, где господствуют общепринятые ценности. Они всегда там, где есть новые возможности. У людей этого типа развито тонкое чутье к тому, что зарождается и сулит будущее. Устойчивое, давно установившееся и общепризнанное по ценности не привлекает их. Нравственность интуитивного типа не интеллектуальна и не эмоциональна. У них есть собственная мораль, верность своим представлениям и добровольное подчинение их силе.

Люди, которых относят к эмоциональным интровертам, молчаливы, труднодоступны, непонятны, нередко скрываются за банальной маской, часто бывают меланхолического темперамента. Они не блистают и не выдвигаются вперед, руководствуясь преимущественно субъективно ориентированными эмоциями, их истинные мотивы остаются по большей части скрытыми. Иногда им свойственен легкий оттенок индифферентности и холодности, который может усилиться до равнодушия" к благополучию и несчастью другого, а иногда они чувствуют ненужность собственного существования.

Значительную группу составляют интуитивные интроверты (структурный рисунок — 32,4). Это мистические мечтатели и ясновидцы, художники. Углубленная интуиция отдаляет их от других людей, действительности, что делает их загадкой для окружающих. Они овладевают средствами самовыражения для того, чтобы не стать непризнанными гениями, «героями психологического романа». Они часто задают себе такие вопросы: «Какое это имеет значение для меня и для мира?», «Что важно в смысле долга?» Интуитивные интроверты делают свою жизнь символичной, приспособленной к внутреннему вечному смыслу происходящего. Импульсивность и отсутствие меры — характерные свойства их ощущений.

Наименьшую группу составляют мыслительные экстраверты (24,0) — перечисляющий рисунок. Это люди рассудочные, действующие на основе тщательно продуманных мотивов с ориентацией на факты, общепризнанные идеи, идущие от традиций, воспитания, образования. Их мышление позитивно, ведет к новым фактам или общим концепциям разрозненного материала. Их суждения слишком обобщающие, нередко доходящие до интеллектуальной формулы. Если она широка — то это реформатор, общественный обвинитель, проповедник. Если формула узка, то она приводит к брюзжанию, банальности и пошлости типа «сколько ему платят», «ищите женщину» и т. д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2020; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.