Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нившихся на основе общности интересов для реализации об­щих целей, указанных в уставе общественного объединения1




Т


совые расходы партий в период предвыборных кампаний, осуще­ствляет в той или иной мере финансирование политических пар­тий из государственного бюджета, регулирует другие финансо­вые вопросы политических партий.

Говоря о взаимодействии государства с политическими пар­тиями, необходимо иметь в виду, что это взаимодействие во мно­гом определяется существующей в стране партийной системой. Партийная система страны характеризуется совокупностью дей­ствующих в ней политических партий, их положением в общест­ве и отношением к различным его слоям, взаимодействием друг с другом и с государством. Обычно выделяют однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы.

В странах с однопартийными системами связь политиче­ских партий с государством носит самый тесный характер, по­скольку в стране существует только одна политическая партия, которая является правящей. Как правило, в таких странах имеет место сращивание государственного и партийного аппаратов и слияние политической партии с государством. В связи с этимtго­сударство практически утрачивает свою самостоятельность, по­падая в полную зависимость от политической партии и становясь ее послушным придатком. Так, например, в Заире государствен­ные органы официально провозглашены составной частью пра­вящей партии Народное движение революции. В бывшем СССР единственная в стране политическая партия - КПСС официально считалась руководящей и направляющей силой общества, а госу­дарству отводилась роль исполнителя ее воли. В частности, в ст. 6 Конституции СССР, принятой в 1977 г., говорилось: «Руко­водящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных орга­низаций является Коммунистическая партия Советского Союза». Однопартийные системы появляются, как правило, после рево­люций или военных переворотов и присущи обычно государст­вам с авторитарными и тоталитарными режимами.

Иначе обстоят дела в странах с двух- и многопартийными системами. Такие системы присущи демократическим государст­вам. Правда, и в антидемократических государствах могут суще­ствовать многопартийные системы, но они являются многопар-


тайными лишь формально, поскольку правящей партией здесь всегда является одна и та же партия (например, коммунистиче­ская). Остальные же политические партии являются сателлитами правящей партии и не вступают с ней в борьбу за власть. Такие политические системы, формально являясь многопартийными, фактически остаются однопартийными. При двух- и многопар­тийных системах (многопартийных фактически, а не формально) связь политических партий с государством носит характер дву­стороннего взаимодействия и невмешательства во внутренние дела друг друга. Об этом, например, прямо говорит ст. 10 Закона РФ «О политических партиях», в части 1 которой записано: «Вмешательство органов государственной власти и их должност­ных лиц в деятельность политических партий, равно как и вме­шательство политических партий в деятельность органов госу­дарственной власти и их должностных лиц, не допускается».

4. Взаимодействие государства с общественными объединениями. К числу основных субъектов политической системы общества относятся, как мы уже знаем, не только госу­дарство и политические партии, но и общественные объединения. Общественные объединения представляют собой наиболее рас­пространенную форму реализации конституционного права гра­ждан на создание различных коллективных формирований для защиты своих общих интересов и достижения общих целей. Они отличаются значительным разнообразием и массовостью. К об­щественным объединениям относятся самые различные социаль­но-экономические, социально-культурные и прочие объединения некоммерческого характера (профсоюзы, предпринимательские союзы, союзы потребителей, крестьянские кооперативы, женские и молодежные организации, культурные, экологические, благо­творительные, спортивные общества и др.). Они отличаются друг от друга названием (союзы, общества, движения, организации, фонды, ассоциации и пр.), степенью организации, количеством членов, влиянием на политическую жизнь общества и т. д.

Согласно Федеральному закону РФ от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объеди-


Исходя из этой дефиниции, представляется возможным выделить следующие признаки общественного объединения.

Во-первых, это определенное формирование, созданное по инициативе граждан. Общественные объединения могут созда­ваться только гражданами или негосударственными юридиче­скими лицами, но не органами государства. Причем граждане имеют право создавать общественные объединения по своему выбору без предварительного разрешения органов государствен­ной власти и органов местного самоуправления. Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в органах государства либо функционировать без государствен­ной регистрации.

Во-вторых, это добровольное формирование. Граждане доб­ровольно, по своей инициативе, без каких-либо указаний со сторо­ны государственных органов создают общественные объединения, добровольно в них вступают и добровольно из них выходят. „

В-третьих, это самоуправляемое формирование. Оно само управляет своими делами и государство не вправе вмешиваться в его деятельность, если эта деятельность не нарушает действую­щее законодательство. Общественное объединение, в частности, само разрабатывает и принимает свой устав и формирует свои руководящие органы.

В-четвертых, это формирование, деятельность которого не должна носить коммерческого характера. То есть обществен­ное объединение не должно ставить целью извлечение прибыли из своей деятельности. Если объединение создается для извлече­ния прибыли, оно признается хозяйственной, коммерческой ор­ганизацией. Порядок образования и деятельности таких объеди­нений иной, чем у общественных объединений. Вместе с тем за­конодательство ряда стран, например, России, разрешает общест­венным объединениям осуществлять коммерческую деятельность

1 Кстати, это легальное определение общественного объединения, данное в ст. 5 Федерального закона РФ «Об общественных объединениях», фигурирует во многих учебниках по теории государства и права. Этого же определения при­держиваемся в данном вопросе и мы.


при соблюдении определенных условий: если такая деятельность носит вспомогательный характер и если полученная прибыль идет только на нужды общественного объединения.

В-пятых, это формирование, в которое граждане объединя­ются на основе общности интересов и для реализации общих целей. Именно общность интересов и стремление достичь каких-то общих целей являются необходимым условием для создания соответствующих формирований.

Согласно все тому же закону РФ «Об общественных объе­динениях» в Российской Федерации общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

общественная организация;

общественное движение;

общественный фонд;

общественное учреждение;

орган общественной самодеятельности;

политическая партия. Общественная организация - это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной дея­тельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной органи­зации могут быть как физические лица (индивиды), так и юриди­ческие лица (организации). Высшим руководящим органом об­щественной организации является съезд (конференция) или об­щее собрание. Постоянно действующим руководящим органом является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. К общественным органи­зациям в Российской Федерации относятся профсоюзы, различ­ные творческие, спортивные и некоторые другие общественные объединения.

Общественное движение - это состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, пре­следующее социальные, политические и иные общественно по­лезные цели, поддерживаемые участниками общественного дви­жения. Участниками общественного движения могут быть как граждане, так и общественные объединения, которые принимают


активное участие в деятельности общественного движения и под­держивают проводимые им мероприятия. При этом состав обще­ственного движения является непостоянным, так как в его дея­тельности могут принимать участие все желающие. Высшим ру­ководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание, постоянно действующим ру­ководящим органом - выборный коллегиальный орган, подотчет­ный съезду (конференции) или общему собранию. В Российской Федерации в качестве движений зарегистрированы такие объеди­нения, как движение «Солдатские матери», движение «Демокра­тическая Россия» и др.

Общественный фонд - это один из видов некоммерческих фондов. Он представляет собой не имеющее членства общест­венное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещен­ных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные, в том числе благотворительные, цели. Общественный фонд формирует имущество, включая денежные средства, на основе добровольных взносов, пожертвований, иных не запрещенных законом поступлений и передает их либо нуж­дающимся людям, либо соответствующим организациям на реа­лизацию различных социально полезных проектов. При этом уч­редителям и управляющим имуществом общественного фонда за­прещено использовать имущество фонда в собственных интересах.

В отличие от общественной организации общественный фонд не имеет строго фиксированного членства. Нет у него по­требности и в большом числе участников, что характерно для общественного движения. Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избра­ния участниками на съезде (конференции) или общем собрании. В Российской Федерации зарегистрированы и действуют такие, например, общественные фонды, как Международный фонд со­циально-экономических и политологических исследований (Гор­бачев-фонд), Российский благотворительный фонд им. Великой княгини Елизаветы Федоровны, Экологический фонд России.


Общественным учреждением является не имеющее член­ства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг в области образования, здравоохранения, культуры, спорта и т. д., которые отвечают интересам участников и соответствуют уставным целям указанного объединения. Осо­бенность данного вида общественных объединений состоит в том, что они образуются гражданами, предоставившими учреж­дению свое имущество на правах оперативного управления. Ру­ководство общественным учреждением и управление его имуще­ством осуществляется, по общему правилу, лицами, назначенны­ми учредителем (учредителями).

Органом общественной самодеятельности считается не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания. Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в реше­нии указанных проблем, и строит свою работу на основе само­управления в соответствии с уставом, принятым на собрании уч­редителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций. По своему харак­теру органы общественной самодеятельности довольно разнооб­разны. Это могут быть родительские комитеты, создаваемые при образовательных учреждениях, уличные, дворовые комитеты, формируемые населением по месту жительства, и т. д.

Политическая партия - это, как было отмечено в преды­дущем разделе, тоже общественное объединение. Но это общест­венное объединение особого рода. Оно отличается ярко выра­женной политической направленностью и нацеленностью на за­воевание государственной власти, что не характерно для других общественных объединений. Другие общественные объединения, хотя и могут проявлять значительную активность в политической жизни общества (например, предпринимательские союзы, лобби­стские группы), в отличие от политических партий не нацелены


на завоевание государственной власти. Политическая деятель­ность не является их основной целью, а выступает лишь как вспомогательное средство для реализации и защиты своих инте­ресов. Поскольку политические партии принято выделять в само­стоятельную категорию субъектов политической системы обще­ства, о чем уже было сказано выше, в данном разделе речь будет идти о взаимодействии с государством только тех общественных объединений, которые не относятся к политическим партиям.

Говоря о взаимодействии государства с общественными объединениями, необходимо сразу же подчеркнуть, что оно носит двусторонний характер, т. е., с одной стороны, общественные объединения оказывают определенное воздействие на государст­во, а, с другой стороны, государство известным образом воздей­ствует на общественные объединения.

Воздействие общественных объединений на государство со­стоит, как представляется, в следующем.

Во-первых, они могут участвовать в выработке и реализации политики государства, выступать с инициативами по различным вопросам общественной и государственной жизни, вносить пред­ложения в органы государственной власти. Кроме того, являясь институтами гражданского общества, они способны оказывать определенное давление на государство и его политику в интере­сах представляемых ими слоев населения.

Во-вторых, общественные объединения могут принимать участие в различных политических кампаниях и политических акциях: выборах, референдумах, собраниях, митингах, демонст­рациях, шествиях и т. д. Участвуя в выборах, они могут выдви­гать кандидатов в депутаты, проводить предвыборную агитацию, объединять избирателей вокруг кандидатов в депутаты и т. п.

В-третьих, общественные объединения вправе представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и уча­стников, а также других граждан в различных государственных органах. С этой целью они могут принимать участие в работе го­сударственных органов и учреждений (в парламентских комисси­ях, межведомственных комитетах и т. д.), ориентировать органы государственной власти на учет интересов отдельных групп на­селения при разработке новых нормативных актов или принятии


управленческих решений, получать от государственных органов необходимую для реализации своих целей информацию. Органы государства, решая те или иные вопросы общественной жизни, очень часто решают их совместно с общественными объедине­ниями или учитывают их мнение.

В-четвертых, сотрудничая с государственными органами, общественные объединения, особенно такие, как общественные фонды, благотворительные организации, общественные учреж­дения, нередко оказывают органам государства поддержку в ре­шении социальных проблем, помогая нуждающимся и малообес­печенным слоям населения или улучшая материальное обеспече­ние организаций в сфере науки, образования, культуры, спорта.

В-пятых, воздействие общественных объединений на госу­дарство выражается также в общественном контроле над дея­тельностью государственных органов.

Если же говорить о воздействии государства на обществен­ные объединения, то оно выражается в следующем.

Во-первых, легальная деятельность в стране общественных объединений в целом или отдельных их разновидностей во мно­гом зависит от государства. Государство может запрещать дея­тельность не только политических партий, но и других общест­венных объединений. Поэтому в одних странах деятельность об­щественных объединений полностью запрещена, в других она, так или иначе, дозируется государством. Даже в демократических странах, где существует конституционное право граждан на объ­единение, имеются ограничения на создание некоторых общест­венных объединений. Например, в ст. 18 Конституции Италии записано: «Запрещаются тайные общества и такие объединения, которые, хотя бы косвенно, преследуют политические цели по­средством организаций военного характера». О запрете на объе­динения, цели или деятельность которых противоречат уголов­ным законам или направлены против конституционного строя или против идеи соглашения народов, говорится в ст. 9 Основно­го закона ФРГ. «Запрещается деятельность тайных или военизи­рованных обществ», - гласит пункт 5 ст. 22 Конституции Испа­нии. Согласно части 5 ст. 13 Конституции РФ «запрещается соз­дание и деятельность общественных объединений, цели или дей­ствия которых направлены на насильственное изменение основ


конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание воору­женных формирований, разжигание социальной, расовой, нацио­нальной и религиозной розни». А в соответствии со ст. 16 Закона РФ «Об общественных объединениях» запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия ко­торых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

Во-вторых, государство, предоставляя гражданам право на объединение, создает все необходимые условия для нормальной деятельности общественных объединений, наделяя их широкими политическими правами и свободами (свободой слова, печати, собраний, митингов, шествий, демонстраций). Вместе с тем госу­дарство определяет правовой режим деятельности общественных объединений, закрепляя в законодательстве их юридические пра­ва и обязанности и регламентируя те или иные стороны их дея­тельности. В Российской Федерации деятельность общественных объединений, их права и обязанности регулируются Федераль­ным законом «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. и некоторыми другими законодательными актами. Закон <10б общественных объединениях» говорит об организационно-правовых формах общественных объединений, принципах их ор­ганизации и деятельности, об ограничениях на создание и дея­тельность общественных объединений, порядке создания, реор­ганизации и ликвидации общественных объединений, их правах и обязанностях, собственности, ответственности за нарушение за­конодательства и т. д.

В-третьих, государство не только наделяет общественные объединения широкими юридическими правами, но и охраняет их права и законные интересы от каких бы то ни было посяга­тельств. Кроме того, государство нередко оказывает содействие в реализации тех или иных решений общественных объединений.

В-четвертых, не вмешиваясь во внутренние дела обществен­ных объединений, государство, тем не менее, осуществляет над­зор и контроль над их деятельностью. Так, по законодательству Российской Федерации надзор за соблюдением законов общест­венными объединениями осуществляет прокуратура РФ. Кон­троль соответствия деятельности общественных объединений их уставным целям осуществляет орган, принимающий решения о


государственной регистрации общественных объединений. Дан­ный орган вправе:

запрашивать у руководящих органов общественных объеди­нений их распорядительные документы;

направлять своих представителей для участия в проводимых I

общественными объединениями мероприятиях;

в случае выявления нарушений общественными объедине- '

ниями законодательства Российской Федерации или совершения
ими действий, противоречащих их уставным целям, органом,
принимающим решения о государственной регистрации общест- t

венных объединений, может быть вынесено руководящим орга­нам данных объединений письменное предупреждение с указани­ем конкретных оснований вынесения предупреждения.

Финансовые органы осуществляют контроль над источника­ми доходов общественных объединений, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов в соответствии с законодательст­вом Российской Федерации о налогах.

Надзор и контроль над выполнением общественными объе­динениями существующих норм и стандартов могут осуществ­ляться экологическими, пожарными, эпидемиологическими и иными органами государственного надзора и контроля.

К общественным объединениям, нарушающим действующие законы, государство вправе применить соответствующие меры принуждения, вплоть до приостановления их деятельности и лик­видации. Например, в ст. 12 Конституции Греции прямо сказано, что объединения могут быть распущены за нарушения закона. По законодательству Российской Федерации основаниями для лик­видации общественного объединения или запрета его деятельно­сти являются:

нарушение общественным объединением прав и свобод че­ловека и гражданина;

неоднократные или грубые нарушения общественным объе­динением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нор­мативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.


Контрольные вопросы

1. Что понимается под политической системой общества и каково ее соотношение с политической организацией общества? Что можно отнести к структурным элементам политической системы общества? Как решается вопрос о субъектах политической сис­темы общества?

2. Почему государство занимает в политической системе централь­ное место и играет в ней ведущую, определяющую роль?

3. Как взаимодействуют друг с другом государство и политические партии и в чем это взаимодействие проявляется?

4. Как взаимодействуют друг с другом государство и общественные объединения? В чем оно проявляется и чем отличается от взаи­модействия государства с политическими партиями?

Литература

1. Авакьян С. А. Политический плюрализм и общественные объе­динения в Российской Федерации: конституционно-правовые ос­новы / С. А. Авакьян. - М.: Рос. юрид. издат. дом, 1996. - 360 с.

2. Анохин М. Г. Политические системы: адаптация, динамика, ус­тойчивость / М. Г. Анохин. - М.: Инфомарт, 1996. - 305 с. „

3. Бурлацкий Ф. М. Ленин. Государство. Политика / Ф. М. Бурлац­кий. - М.: Наука, 1970. - 527 с.

4. Каменская Г. В. Политические системы современности / Г. В. Ка­менская, А. В. Родионов. - М.: Онега, 1994. - 224 с.

5. Конституционное право зарубежных стран: учебник / под общ. ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина. - 2-е изд., пере-раб. - М.: Норма, 2005. - 1056 с.

6. Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубеж­ных стран: учебник. - 9-е изд., испр. и доп. / А. А. Мишин. - М.: Юрид. Дом «Юстицинформ», 2002. -496 с.

7. Селезнев Л. И. Политические системы современности: сравни­тельный анализ / Л. И. Селезнев. - СПб.: Петрополис, 1995. -253 с.

8. Чиркин В. Е. Глобальные модели политической системы совре­менного общества: индикаторы эффективности / В. Е. Чиркин // Государство и право. - 1992. - № 5. - С. 82-90.

9. Чудаков М. Ф. Конституционное (государственное) право зару­бежных стран: учеб. пособие / М. Ф. Чудаков. - Минск: Новое знание, 2001. - 576 с.: ил.

10. Шабров О. Ф. Политическая система: демократия и управление обществом / О. Ф. Шабров // Государство и право. - 1994. - № 5. -С. 116-125.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 785; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.