КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государство и право в системе основных социальных связей 2 страница
1 Маркс К, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 19. С. 19. сударство не уделяет должного внимания развитию культуры и не оказывает ей необходимой финансовой поддержки. Иначе выглядит связь государства и права с индивидуальной культурой. Само собой разумеется, что государство и право не являются элементами индивидуальной культуры. Но это совсем не означает, что государство и право никак не связаны с индивидуальной культурой. Эта связь выражается преимущественно в том, что государство и право, влияя на культуру в целом, оказывают влияние и на культуру отдельных индивидов и тоже как в положительном, так и в отрицательном плане. Что же касается обратного влияния индивидуальной культуры на государство и право, то она, как представляется, носит весьма отдаленный, косвенный характер. Так, например, низкий уровень культуры населения может вызвать соответствующую реакцию со стороны государства и побудить его к разработке и осуществлению, в том числе с помощью права, программ, связанных с повышением грамотности и культурного уровня населения в тех или иных областях общественной жизни (экономики, политики, права и т. д.). В связи с взаимодействием государства и права с культурой в обществе складываются такие ее разновидности, как политическая и правовая культура. В научной и учебной литературе существует множество определений как политической, так и правовой культуры. Опять же не вдаваясь в подробности, считаю возможным политическую культуру определить как качественное состояние политической жизни общества, которое характеризуется определенным уровнем политического развития общества и личности, а правовую культуру как качественное состояние правовой жизни общества, которое характеризуется определенным уровнем правового развития общества и личности. И политическую, и правовую культуру, как и культуру в целом, также целесообразно рассматривать через призму социальной и индивидуальной культуры. Вследствие этого можно говорить о социальной и индивидуальной политической и правовой культуре. Кратко социальную политическую культуру можно охарактеризовать как определенный уровень политического развития общества, а индивидуальную политическую культуру - как определенный уровень политического развития отдельного человека, индивида, личности. Более глубокие представления о социальной и индивидуальной политической культуре можно получить, рассмотрев их структуру. Как представляется, структуру социальной политической культуры характеризуют взятые во взаимосвязи все политические явления общества, а ее структурными элементами будут выступать находящиеся на определенном уровне развития политика, государство, политические партии, общественные объединения, деятельность которых связана с политикой, политический режим, политические отношения и другие явления политической жизни общества. Несколько иначе будет выглядеть структура индивидуальной политической культуры. Ее, полагаю, характеризуют три основных элемента: 1) политические знания индивида, его осведомленность в области политики (информационный элемент); 2) индивидуальное политическое сознание, политические убеждения индивида (ценностный элемент); 3) участие индивида в политической жизни общества (поведенческий элемент). Социальную правовую культуру по аналогии с социальной политической культурой можно охарактеризовать как определенный уровень правового развития общества, а индивидуальную правовую культуру - как определенный уровень правового развития индивида. В структуре социальной правовой культуры принято выделять такие элементы, как право, законодательство, общественное правосознание, законность, правопорядок, правотворчество, реализацию права и другие правовые явления общества, находящиеся на определенном уровне развития. Структуру индивидуальной правовой культуры, как и структуру индивидуальной политической культуры, тоже составляют три элемента: 1) правовые знания индивида, его осведомленность в правовых вопросах (информационный элемент); 2) индивидуальное правосознание, отношение индивида 3) правовое (правомерное или противоправное) поведение С правовой культурой тесно связано правовое воспитание. Правовое воспитание - это деятельность государства, его органов и должностных лиц, общественных объединений, трудовых коллективов, направленная на повышение правовой культуры граждан. Цель правового воспитания состоит в том, чтобы вооружить граждан необходимыми знаниями о праве и действующем законодательстве, о принадлежащих им правах, свободах и обязанностях, сформировать в их сознании уважительное отношение к праву и закону, сориентировать их на законопослушное поведение. Правовое воспитание представляет собой достаточно сложную и многоаспектную деятельность, которая осуществляется в различных формах. К наиболее важным из них принято относить следующие: а) правовой всеобуч (организация правовых школ, народных б) пропаганда права средствами массовой информации (про в) издание литературы по правовой проблематике (популяр г) устная правовая пропаганда (проведение лекций, бесед, д) профессиональное правовое образование (юридические В связи с тем, что правовая культура тесно связана с политической культурой, правовое воспитание целесообразно сочетать с политическим воспитанием, что будет способствовать повышению как правовой, так и политической активности граждан. Кроме того, чтобы достичь положительных результатов в деле правового воспитания граждан, государство должно создавать условия для проявления их политической активности, участия в делах государства, обеспечивать реальное действие принципов гласности и демократии, вести активную борьбу с правонарушениями, совершаемыми как простыми гражданами, так и должностными лицами. Вместе с тем с сожалением приходится констатировать, что в настоящее время ни государство, ни иные организации в нашей стране не уделяют должного внимания вопросам политического и правового воспитания. 4. Государство, право и религия. Религию (от лат. «ге-ligio» - набожность, святыня, предмет культа) принято определять как мировоззрение, мироощущение и соответствующее поведение, которые основаны на вере в сверхъестественные силы или существа - Бога или богов, являющихся предметом поклонения. Религия - это совокупность идей, взглядов, представлений относительно природы, общества и самого человека, а также правил поведения, основанных на религиозном мировоззрении. В отличие от науки религия основывается не на знании, а на вере. Для ее усвоения не требуется почти никаких знаний. Это обеспечивает ей массовость и глубокое проникновение в сознание и быт людей. Религия возникла в глубокой древности, в условиях первобытного общества и явилась одной из первых форм общественного сознания. Первоначально религия выступала в форме фетишизма, когда объектами религиозного поклонения являлись неодушевленные предметы (фетиши). Позднее, уже в процессе разложения первобытнообщинного строя на смену фетишизму приходит политеизм - многобожие. Политеизм - это форма религии, при которой верующие поклоняются многим богам одновременно, так как каждый из богов ведает определенной областью естественной природы или человеческой деятельности. Политеизм стал базой для формирования мощных жреческих организаций, которые активно участвовали в политической жизни государства. Жрецам в государстве отводилось особое место. Высшие жреческие должности в государстве занимали, как правило, цари или правители. Все остальные жрецы находились у них в подчинении. Впоследствии, спустя несколько веков, появляются мировые религии - буддизм (VI-V вв. до н. э.), христианство (I в.) и ислам (VII в.). На смену политеизму приходит монотеизм (вера в одного бога). С появлением мировых религий возникает церковь (от греч. «keriake», «oikia»; букв. - божий дом) и получает развитие учение о Боге (теология). Связь государства и права с религией на протяжении истории носила достаточно сложный и подчас противоречивый характер. В частности, если говорить о связи с религией государства, то эта связь приобретала самые разнообразные формы. Она выражалась то в противоборстве светской (государственной) и духовной (религиозной) властей за верховенство, то в их полном слиянии, то в их тесном союзе и взаимной поддержке, то в верховенстве церковной власти над государственной, то в верховенстве государственной власти над церковной. Характер связи государства с религией зависит от многих факторов и в первую очередь от того, какое положение занимают в обществе религия и церковь (религиозные объединения), какова форма государственного правления, каков правовой режим религии и церкви (религиозных объединений) в государстве. Религия и церковь, как правило, всегда играли важную роль в жизни общества, но не всегда занимали господствующее в нем положение и их взаимоотношения с государством не всегда строились одинаково. В зависимости от этого складывались различные типы государства. Современная отечественная теория государства и права, исходя из связи государства с религией, выделяет, как уже ранее отмечалось, четыре типа государства: светские, клерикальные, теократические и атеистические. В светских государствах взаимодействие государства с религией характеризуется тем, что все виды религиозных организаций отделены от государства. Для правового режима религии и церкви в светском государстве (его обычно называют режимом отделения церкви от государства) главным является следующее: 1) никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; 2) государство не вправе контролировать отношение своих граждан к религии; 3) религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом; 4) государство регулирует деятельность религиозных организаций, осуществляет за ними контроль, но не вмешивается в их внутреннюю деятельность, если не нарушается действующее законодательство; 5) государство не оказывает ни одной из конфессий ни материальной, ни финансовой, ни какой-либо другой помощи;
6) государство охраняет законную деятельность религиозных организаций, обеспечивает их равенство перед законом, провозглашает и юридически закрепляет свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними; 7) религиозные организации не могут участвовать в политической жизни общества, вмешиваться в дела государства и выполнять каких-либо государственных функций. В настоящее время режим отделения церкви от государства и статус светского государства закреплены, как правило," в государствах с республиканской формой правления (Российской Федерации, Германии, Франции и др.)- В Российской Федерации данный режим закреплен в ст. ст. 14 и 28 Конституции РФ, а также в Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях». В клерикальных государствах связь государства с религией и религиозными организациями характеризуется режимом государственной религии и церкви. Данный режим проявляется в следующем: 1) та или иная религия официально имеет статус государственной и занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями; 2) имеет место тесное сотрудничество государства и церкви в различных сферах общественной жизни (например, в воспитании подрастающего поколения); 3) за церковью государство признает право собственности на довольно широкий круг объектов (землю, здания, сооружения, предметы культа и т. д.); 4) церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь, налоговые льготы; 5) церковь наделяется рядом юридических полномочий (в основном в области брачно-семейных отношений); 6) церковь имеет право участвовать в политической жизни страны, а также свое представительство в государственных органах. В клерикальных государствах, несмотря на наличие государственной религии, слияния государства и церкви, тем не менее, не происходит. Считается, что объявление той или иной религии государственной, свидетельствует об уважении со стороны государства религии, исповедуемой большинством населения. К клерикальным государствам в настоящее время относятся Великобритания, где официальной государственной церковью является англиканская церковь, возглавляемая королевой, Дания, Норвегия, Швеция и некоторые другие. В теократических государствах связь государства и религии является наиболее тесной. Здесь зачастую имеет место полное слияние государства с религией. В литературе в качестве основных отмечаются следующие черты теократического государства: 1) государственная власть принадлежит церкви и государство, таким образом, выступает не только как политическая, но и как религиозная организация; 2) глава государства, как правило, одновременно является высшим религиозным деятелем, верховным священнослужителем, в руках которого сосредоточены значительные полномочия; 3) имеет место жесткая централизация государственного аппарата, отсутствует разделение властей; 4) создание политических партий, как правило, запрещено (Бутан, Иран, Непал, Саудовская Аравия); 5) существует примат религии над правом. Регулирование основных сторон общественной жизни осуществляется религиозными нормами, которые, по сути дела, и являются правом; К теократическим государствам относятся Иран, Марокко, Пакистан, Саудовская Аравия и др. Наконец, атеистическим государствам, так же как и светским, присущ режим отделения религии и церкви от государства. Однако здесь взаимодействие государства с религией и церковью "Щрщщ/ттп:-i)mjj нередко приобретает гипертрофированные формы: религиозные организации либо запрещаются, либо, так или иначе, преследуются властью. Взаимодействие атеистических государств с религией и церковью обычно выражается в следующем: 1) религиозные организации либо запрещаются, либо находятся под жестким контролем государства; 2) церковь лишается экономической основы - своей собственности; 3) религиозные объединения не являются юридическими лицами и не могут совершать юридически значимых действий; 4) запрещается проведение в общественных местах религиозных проповедей, религиозных обрядов и ритуалов; 5) запрещается издание и распространение религиозной литературы;
6) нередко в отношении священнослужителей и даже верующих государство применяет репрессии; 7) свобода совести зачастую сводится к свободе пропаганды атеизма. Государством воинствующего атеизма был Советский Союз (особенно в первые годы своего существования), а также некоторые социалистические страны. Например, в социалистической Албании Конституцией 1976 г. вообще была запрещена всякая религия. Не менее сложной является связь религии и права. На протяжении веков эта связь тоже постоянно менялась и проявляла себя по-разному. Наиболее тесной она была в древних и средневековых государствах. В литературе отмечается, что «по сути дела нет ни одной системы древнего писанного права, не включавшей религиозных предписаний и ритуальных правил»1. Например, немало ритуальных элементов содержится в Законах XII таблиц, а в законах Хаммурапи, законах Моисея и некоторых других законодательных актах древних восточных государств многие нормы права настолько тесно переплетены с религиозны- 1 Проблемы общей теории права и государства: учебник / под общ. ред. В. С. Нерсе-сянца. М., 1999. С. 212. ми нормами, что подчас невозможно различить, где религиозная норма, а где правовая. В эпоху феодализма в Западной Европе получает широкое распространение каноническое право, а в исламских странах -мусульманское право. В этих правовых системах религия и право были переплетены самым тесным образом и практически неразличимы. Кроме того, специфика данных правовых систем состояла в том, что они не знали государственных границ и распространяли свое действие на всех верующих независимо от того, где они находились, и на все страны, где соответствующая религия была господствующей. Начиная с Нового времени, право в странах Западной Европы постепенно освобождается от влияния религии и под воздействием юридического мировоззрения, пришедшего на смену теологической идеологии, приобретает преимущественно светский характер. В то же время, обособляясь от религии, правовые системы стран Западной Европы полностью с ней не порывают, поскольку многие нормы права по-прежнему находят в религии нравственную и духовную опору. Десакрализация (освобождение от религии) европейского права оказала заметное влияние и на другие правовые системы в плане освоболодения их от влияния религии. Вместе с тем до настоящего времени сохраняют свое значение религиозные правовые системы, к коим относятся мусульманское право, индусское право и иудейское право. В этих правовых системах по-прежнему не существует различия между правовыми и религиозными нормами. Право и религия слиты в них в одно целое. Таким образом, соотношение права и религии в различные исторические эпохи, в различных цивилизациях и в различных регионах мира различно. Контрольные вопросы 1. Как соотносятся и взаимодействуют государство и право с экономикой? Каковы особенности воздействия государства и права на экономику в социальных системах с отсутствующими рыночными отношениями, с зарождающимися рыночными отношениями и с высокоразвитой рыночной экономикой? 2. Как соотносятся и взаимодействуют государство и право с политикой? В чем выражается влияние политики на государство и право и государства и права на политику? Что следует понимать под государственной и под правовой политикой? 3. Как соотносятся и взаимодействуют государство и право с культурой? В чем проявляется взаимодействие государства и права с социальной и индивидуальной культурой? Что следует понимать под политической и правовой культурой? Какова структура политической и правовой культуры (социальной и индивидуальной)? 4. Каково соотношение государства и права с религией? Литература 1. Агешин Ю. А. Политика, право, мораль / Ю. А. Агешин. - М.: Юрид. лит., 1982. - 160 с. 2. Аграновская Е. В. Правовая культура и обеспечение прав личности / Е. В. Аграновская; отв. ред. Е. А. Лукашева. - М.: Наука, 1988.-145 с. 3. Болдырева М. Г. Правовая культура / М. Г. Болдырева. - М.: Моск. юрид. ин-т, 1998. - 35 с. 4. Зеркин Д. П. Основы политологии: курс лекций / Д. П. Зеркин. -Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 544 с. 5. Игнатовский П. А. Экономика, человек и государство / П. А. Иг-натовский. - М.: Русь, 1998.-215 с. ° 6. Кейзеров Н. М. Политическая и правовая культура: (методологические проблемы) / Н. М. Кейзеров. - М.: Юрид. лит., 1983. -232 с. 7. Козлихин И. Ю. Право и политика / И. Ю. Козлихин. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1996. - 193 с. 8. Кудрявцев В. Н. Право как элемент культуры / В. Н. Кудрявцев // Право и власть. - М.: Прогресс, 1990. - С. 241-252. 9. Морозова Л. А. Государство и церковь: особенности взаимоотношений / Л. А. Морозова // Государство и право. - 1995. - № 3. -С. 86-95. 10. Орехова Т. Р. Соотношение права и экономики (общетеоретические аспекты): автореф. дис.... канд. юрид. наук/ Т. Р. Орехова. -М., 2000.-26 с. 11. Проблемы теории государства и права: учеб пособие / под ред. М. Н. Марченко. - М.: Проспект, 1999. - 504 с. 12. Семитко А. П. Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия, прогресс / А. П. Семитко. - Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1990. - 176 с. 13. Шамхалов Ф. Государство и экономика: основы взаимодействия: учебник для вузов / Ф. Шамхалов. - М.: Экономика, 2000. - 381 с. 14. Эзрин Г. И. Государство и религия. Религиозные организации и политическая структура общества / Г. И. Эзрин. - М.: Политиздат, 1974.-135 с.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 703; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |