Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Словосочетание как синтаксическая единица




ЛЕКЦИЯ 2

Теоретическая часть.

1. Словосочетание как непредикативная синтаксическая единица. Определение словосочетания. Словосочетание и предложение. Словосочетание и слово.

2. Типология словосочетания.

3. Спорные вопросы теории словосочетания: вопрос о парадигме, о назначении словосочетания.

4. Словосочетание в трудах русских лингвистов (самостоятельно по «Синтаксису» Н.С. Валгиной).

Основная литература.

1. Бабайцева В.В. // Учебник. С. 38-60.

2. Валгина Н.С. // Синтаксис. С. 19-61.

3. Учебник-89 // С. 588-601.

Дополнительная литература.

1. ВВВ. // Избр. Труды. С. 231-253.

2. Кобрин Р.Ю., Авербах К.Я. Еще раз о словосочетании. // Филологические науки. 1975. №5.

3. Лаврентьева Н.М. Словосочетание как единила языка и речи. Горький, 1980.

4. Печников А.П. Словосочетание как единица синтаксиса. Горький, 1967.

5. Вопросы русского языкознания. Куйбышев, 1976.

6. Скобликова Е.С. Очерки по истории словосочетания и предложения. Саратов, 1990. С. 6-45.

7. Федосов В.А. Словосочетание: нерешенные вопросы. // Современный русский синтаксис: словосочетание и предложение. Владимир, 1986.

8. Фоменко Ю.В. Типы синтаксически неразложимых словосочетаний в русском языке. // РЯШ. 1981. №1.

9. Фоменко Ю.В. Являются ли словосочетания единицей языка. // Филологические науки. 1975. №6.

Практическая часть.

Задание 1. Придумайте субстантивно-адъективные словосочетания со словами: экономика, рынок, лобби, кризис, интеллигенция, власть.

Задание 2. В современной газетной практике журналисты активно используют клишированные словосочетания. Вспомните и запишите наиболее распространенные из них.

Задание 3. Вставьте вместо многоточий прилагательные; подчеркните получившиеся субстантивно-адъективные словосочетания. Сравните ваши словосочетания с теми, которые есть в оригинале и подсчитайте их. Есть ли совпадения с классиками?

Красоту армяночки художник назвал бы … и … Это была именно та красота, созерцание которой, Бог весь откуда, вселяет в вас уверенность, что вы видите черты …, что волосы, глаза, нос, рот, шея, грудь и все движения … тела слились в один …, … аккорд, в котором природа не ошиблась ни на одну … черту; вам кажется почему-то, что у идеально … женщины должен быть именно такой нос, как у Маши, … и … с горбинкой, такие же … … глаза, такие же … ресницы, такой же … взгляд, что её … … волосы и брови так же идут к … … цвету лба и щек, как … камыш к … реке (А.Ч.).

Задание 4. Составьте словосочетания, правильно используя связь слов (управление). Если вы сомневаетесь, то обратитесь к справочнику Д.Э. Розенталя «Управление в русском языке». М., 1986.

1. упрекать (бездеятельность)

2. благодаря (помощь)

3. согласно (предписание)

4. вопреки (угроза)

5. тосковать (вы)

6. поражаться (ваше спокойствие)

7. скучать (вы)

8. удивляться (ваше спокойствие)

9. оплатить (проезд)

10. говорить (университет)

11. внушать страх (соперник)

12. вселять страх (соперник)

Задание 5. Исправьте ошибки в словосочетаниях, где нарушена связь управление. База примеров составлена на основе записи речи дикторов и корреспондентов центрального телевидения.

1. Нам удалось убедиться о том, что в Грозном ситуация критическая.

2. Британские власти рады скинуть дело Пиночета, которое довлеет на официальные власти.

3. Арестовать людей, совершивших и причастных к преступлению (речь об угоне самолета).

4. Соя на крыше контейнера, становится понятно, что грабитель должен обладать большой физической силой.

5. Страна проявляет инициативу за дальнейшее укрепление дела мира в юго-восточном регионе.

6. Россия будет настойчиво проводить линию на уважение белорусского народа.

7. На чем же основаны спекуляции о том, что демократы против контрактной армии?

8. Он назван как лучший игрок чемпионата.

9. Это роман о провинциальных нравов.

10. Вот об этом мы как раз и покажем в следующем выпуске новостей.

11. Нужно рассмотреть о соответствии действий власти и их компетентности.

12. Выборы могут обернуться для российских налогоплательщиков в сотни миллионов рублей.

Задание 6. Используя устойчивые глагольно-именные словосочетания типа: сыграть роль (в чем?), роль принадлежит (кому? / чему?) и др. Выскажите свое мнение:

- о публикациях городского органа печати;

- о программах московского канала телевидения;

- о деятельности органов местной власти;

- о передачах радио России;

- о предстоящем политическом событии.

Задание 7. Придумайте именные словосочетания-названия художественных произведений, стихотворений, пьес, песен, картин и т.д. с прилагательными «первый», «последний», «новый». Например: «Первая любовь» (И.Т.)

Задание 8. Выполнить предложенные варианты тестов по теме «Словосочетание как синтаксическая единица».

Тест 1

1. Какие типы синтаксических отношений выделяются в словосочетаниях?

Привести примеры.

2. Охарактеризуйте структуру словосочетаний типа «сталь высокого сорта».

1. главное слово + два зависимых от него слова

2. простое словосочетание + простое словосочетание

3. на основе фразеологической связанности компонентов

4. на основе двойной сильной связи компонентов

5. главное слово + зависимое простое словосочетание

3. На какие основные группы по структуре делятся словосочетания в учебнике Н.С. Валгиной?

1. простые и сложные

2. простые, сложные и составные

3. простые, составные и слитные

4. свободные и несвободные

5. распространенные и нераспространенные

4. Какие синтаксические отношения возможны в словосочетании (согласно традиционному синтаксису)?

1. предикативные

2. полупредикативные

3. непредикативные сочинительные

4. непредикативные подчинительные

5. непредикативные сочинительные и подчинительные

5. Как охарактеризовать соединения слов типа: выполнили задание, выполнение задания, выполненное задание?

1. фразеологические единицы

2. словосочетания с полупредикативными отношениями

3. подчинительные словосочетания

4. сочинительные ряды слов

5. предикативные сочетания слов

6. Какую функцию выполняют словосочетания?

1. служат единицей сообщения какой-либо информации

2. являются компонентом структурной схемы предложения

3. выполняют коммуникативную функцию

4. выполняют функцию члена предложения

5. выполняют экспрессивно-стилистическую функцию

6. являются расчлененным наименованием явлений действительности

7. Какие синтаксические отношения выражаются в словосочетаниях: желание учиться, дорога в гору, весьма умный.

1. атрибутивные и обстоятельственные

2. обстоятельственные

3. субъектные

4. объектные и атрибутивные

5. атрибутивные

8. Какое из указанных соединений слов называется словосочетанием?

1. сочетание слов с полупредикативными отношениями

2. любое сочетание слов, кроме предикативных

3. непредикативное сочетание слов с сочинительными союзами

4. любое сочетание двух и более самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически

5. Непредикативное подчинительное сочетание слов

9. В какой строке указаны только лексически свободные словосочетания?

1. лицо восточного типа, коренастая фигура

2. человек большого ума, светлый ум, умное поведение

3. шкаф красного дерева, красное солнышко

4. Играть не последнюю роль, играть в шашки, играть первую скрипку

5. белое знамя, белый от гнева

10. В какой строке перечислены словосочетания с комплетивными отношениями?

1. красиво писать, изображать действительность

2. речка в ущелье, скамейка под дубом

3. четкое изображение, чтение вслух

4. три подруги, стать журналистом

Тест 2

1. Какое из указанных видов соединений слов можно считать словосочетанием?

1. Любое сочетание двух или более самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически.

2. Любое сочетание слов, кроме предикативных

3. Непредикативное сочетание слов с сочинительными союзами

4. Непредикативное подчинительное сочетание слов

5. Сочетание слов с полупредикативными отношениями.

2. В результате чего образуются словосочетания?

1. Семантического распространения слова

2. Фразеологизации свободного словосочетания

3. Объединения слов по смыслу и грамматически

4. Объединения слов по смыслу и интонации

5. Объединения членов предложения

3. В какой строчке указаны только свободные словосочетания?

1. Белый гриб, желтая пресса

2. Играть первую скрипку, играть в шахматы

3. Сровнять с землей, стереть с лица земли

4. Красное знамя, красный от досады

5. Земля-кормилица, красное солнышко

4. Как охарактеризовать сочетания слов типа дом строится, дом построен?

1. Подчинительные словосочетания

2. Сочинительные ряды слов

3. Предикативные сочетания слов

4. Сочетания с полупредикативными отношениями

5. Фразеологические единицы

5. Как охарактеризовать соединения слов типа построили дом, постройка дома, построенный дом?

1. Фразеологические единицы

2. Сочетания с полупредикативными отношениями

3. Предикативные сочетания слов

4. Сочинительные ряды слов

5. Подчинительные словосочетания

6. На какие основные группы по структуре делятся словосочетания в "Синтаксисе" Н.С. Валгиной?

1. Простые и сложные

2. Простые, сложные и составные

3. Простые и слитные

4. Свободные и несвободные

5. Распространенные и нераспространенные

7. Укажите строку, в которой перечислены только простые словосочетания.

1. треть участка, половина участка, пол-участка

2. антоновские яблоки, антонов oгонь, приказал долго жить

8. Назовите основные функции словосочетаний в современном русском языке.

9. Назовите общие признаки. характерные для словосочетания и предложения.

10. Построить словосочетание со словами креатура и визави.

Тест 3

1. Какую функцию выполняют словосочетания

1. Служат единицей сообщения какой-либо информации

2. Являются сложным (расчленённым) наименованием явлений действительности

3. Выполняют коммуникативную или экспрессивно-стилистическую функцию

4. Выполняют функцию члена предложения

5. Являются компонентом структурной схемы предложения

2. Какое из указанных видов соединений слов называется словосочетанием? Любое сочетание двух или более самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически.

1. Любое сочетание слов, кроме предикативных

2. Непредикативное сочетание слов с сочинительными связями.

3. Непредикативное подчинительное сочетание слов

4. Сочетание слов с полупредикативными отношениями

3. Охарактеризуйте синтаксические отношения в словосочетаниях типа: сосредоточить силы, много книг, обеспечить школу учебниками, иду лесом, любуюсь лесом.

1. Субъектные

2. Объектные,

3. Обстоятельственные

4. Атрибутивные

5. Комплетивные

6. Субъективные и объективные

7. Субъектные и обстоятельственные

8. Объектные и обстоятельственные

9. Объектные и объектные

4. В какой строке перечислены словосочетания с комплетивными отношениями?

1. Изображать действительность, красиво писать

2. Четкое изображение, чтение вслух

3. Сто человек, называться артистом

4. Речка в ущелье, скамейка под дубом

5. Как охарактеризовать сочетания слов типа дом строится, дом построен?

1. Подчинительные словосочетания

2. Сочинительные ряды слов

3. Предикативные сочетания слов

4. Сочетания с полупредикативными отношениями

5. Фразеологические единицы

6. В какой строчке указаны только свободные словосочетания?

1. Белый гриб, желтая пресса

2. Играть первую скрипку, играть в шахматы

3. Сравнять с землей, стереть с лица земли

4. Красное знамя, красный от досады

5. Земля-кормилица, красное солнышко

7. На какие основные группы делятся словосочетания по количеству компонентов в книге Н.С. Валгиной "Синтаксис"?

1. Простые и сложные

2. Простые, сложные и составные

3. Простые и слитные

4. Свободные и несвободные

5. Распространенные и нераспространенные

8. Назовите общие признаки, характерные для словосочетания и слова.

9. Укажите строку, в которой перечислены только простые словосочетания.

1. Бежать сломя голову, антонов огонь, антоновские яблоки.

2. Четверть участка, пол-участка, половина участка

10. Построить словосочетание со словом конгениальный.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.08 сек.