Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос о второстепенных членах предложения




ЛЕКЦИЯ 6

Теоретическая часть.

1. Традиционный синтаксис о второстепенных членах предложения.

2. Новая синтаксическая наука о второстепенных членах предложения. Вопрос о детерминантах. Дуплексивы. Члены предложения и словосочетание.

Основная литература.

1. Вабайцева В.В. // Учебник. С. 75-91, 117-132.

2. Валгина Н.С. // Синтаксис. С. 81-89, 111-135.

3. Учебник-89 // С. 695-704.

Дополнительная литература.

1. Малащенко В.П., Богачев Ю.П, Словосочетание и члены предложения // Вопросы языкознания. 1984, № 5.

2. Никитин В.М. Обстоятельство как грамматическая категория. Саратов, 1969.

3. Попова З.Д. Может ли обойтись синтаксис без учения о членах предложения // Вопросы языкознания. 1984, № 5.

4. Фурашов В.И. О второстепенных членах предложения // Русский язык в школе. 1974, № 4.

5. Чеснокова Л.Д. Синкретизм в сфере членов предложения // Фило­логические науки. 1988, № 4.

6. Шведова Н.Ю. Существует ли все-таки детерминанты как самосто­ятельные распространители предложения // Вопросы языкознания. 1968, № 1.

Практическая часть.

Задание 1. Сделайте анализ второстепенных членов предложения, используя предложенную таблицу.

№№ предло-жения Второстепенный член предложения и слово, к которому он относится (вопрос) Способ выражения (часть речи, формы) Синтакси-ческие отношения Синтакси- ческая связь Тип второстепен-ного члена предложения Второсте-пенные члены, совмеща-ющие несколько значений

 

Текст 1

Букву «ё» предложил использовать историк Н.М.Карамзин, упростив сложный рисунок существовавшей ранее в алфавите буквы. Однако букву «ё» сейчас мы можем встретить лишь в букварях и в учебниках для начинающих изучать русский язык как русских, так и иностранцев. Отсутствие этой буквы в книгах и периодике приводит к неправильному произношению слов. Следует обратить внимания на слова, в которых гласный [о], обозначенный буквой «ё», иногда ошибочно подменяют ударным [е]: белёсый, манёвры произносят как белесый, маневры.

Иногда, наоборот, ударный [е] ошибочно подменяют [ё]: гренадер, афера произносят как гренадёр, афёра. Такое произношение не является нормативным. («Культура устной и письменной речи делово человека». М., Наука, 2001)

Текст 2

Важным фактором, влияющим на эффективность слогана, является стилистическая принадлежность слов, из которых он строится. Мы знаем, что лексика делится на общеупотребительную и специализированную. К последней относятся всякого рода термины, жаргонные и профессиональные слова, специальный жаргон. Преимущество использования того или иного пласта лексики зависит от характеристик аудитории, на которую слоган направлен. Если аудитория обширна и разнородна, то пользоваться нужно исключительно общеупотребительной лексикой, понятной каждому носителю языка. Внимательно проверяйте все слова, включенные в слоган на предмет их стилистического соответствия выбранной теме, продукту и аудитории (Валовая М.Д. «Азы древнейшего ремесла, или 13 бесед о рекламе и маркетинге». М., 1999).

Задание 2. Придумайте как можно больше рекламных фраз со словом вкус + прилагательное (существительное, наречие и т.д.), наиболее распространенных в русской слоганистике.

Задание 3. Вставьте в предложенный текст вместо многоточий согласованные определения. Укажите способ их выражения, поставьте запятую, если ваши определения однородны. Подсчитайте, сколько определений совпало с текстом-оригиналом.

Если, как принято, описывать ее наружность по частям, то действительно … у нее были только … … … волосы, распущенные и перевязанные на голове … ленточкой, все же остальное было неправильно или же очень обыкновенно. Глядя на нее, я мог убедиться, что … мщу, для того чтобы казаться …, нет надобности в … правильности черт, мало того, даже если бы девушке вместо ее … носа поставить … … и пластически …, как у армяночки, то, кажется, от этого лицо ее утеряло бы всю … прелесть.

Стоя у окна и разговаривая, девушка пожималась от … сырости, то и дело оглядывалась на нас, то подбоченивалась, то поднимала к голове руки, чтобы поправит волосы, и я не помню … мгновения, когда бы ее тело и лицо находилось в покое.

Весь секрет и торжество ее красоты заключались именно в этих … бесконечно … изящных движениях, в улыбке, игре лица, в … взглядах на нас, в сочетании грации этих движений с молодостью, свежестью, чистотою души, которую мы так любим в детях, в птицах, в … оленях, в … деревьях (А.Ч.).

Задание 4. Поставьте ударение (слова подчеркнуты) в следующих фрагментах рекламных текстов:

1. Бронированные двери

2. Вертикальные жалюзи

3. Бусы из тигрового глаза

4. Кухонная мебель

5. Лекции по иконописи

6. Различные шахты

7. Языковой центр

8. Едут сваты

9. Языковой факультет

10. Новый каталог

Задание 5. Выполните тесты.

Тест 1

1. Какое из определений приложения вам кажется наиболее убедитель­ным? Почему?

1. «Приложение - это определение, выраженное именем существительным, стоящим в том же падеже, что и определяемое слово" (Bалгина Н.С.).

2. "Приложение - это второстепенный член предложения, который определяет член предложения, выраженный словом с предметным значением, давая ему другое название" (Лекант II. А.).

3. "Приложение - определение, выраженное именем существительным (одним или вместе с поясняющими его словами), совмещающее в себе атрибутивный (определительный) и предикативны признаки» (РЭЯ).

2. Какие приемы помогают разграничению определяемого лова и приложения?

3. Чем выражается приложение?

1. Именем прилагательным

2. Именем числительным

3. Именем существительным

4. Наречием

5. Местоимением

4. К каким частям речи не относятся приложения в качестве поясняющих слов в предложении?

1. Имени существительному

2. Личному местоимению

3. Субстантивированному прилагательному и причастию

4. Субстантивированному числительному

5. Глаголу

5. В какой связи находится приложение с определяемым словом?

1. Управления

2. Примыкания

3. Согласования (корреляция)

4. Координация

5. Соположение словоформ

6. В какие отношения вступает приложение с определяемым словом? Привести примеры.

1. Предикативные

2. Объективные

3. Субъективные

4. Аппозитивные

5. Обстоятельственные

7. В чем обязательно согласование приложения? Приведите примеры

1. Роде

2. Числе

3. Падеже

4. Числе и падеже

5. Роде и падеже

8. Какое из перечисленных значений приложению не свойственно?

1. Качественная характеристика лица или предмета

2. Род занятий, профессия, специальность, занимаемая должность

3. Объект, на который направлено действие

4. Социальная и национальная принадлежность

5. Возраст, родство

9. Какие парные сочетания относятся к сочетанию "приложение + определяемое слово"?

1. Парные сочетания синонимов (стежки-дорожки, шик-блеск)

2. Парные сочетания антонимов (вопросы-ответы, приход-расход)

3. Парные сочетания, выражающие атрибутивные отношения (сторож-старик, матрос-Железняк)

4. Парные сочетания ассоциативного характера (хлеб-соль, руки-ноги)

5. Парные сочетания терминологического характера (изба-читальня, кресло-кровать)

10. В каком предложении нет приложения?

1. Чижа захлопнула злодейка-западня.

2. Человек партии, я признаю только суд моей партии.

3. Мне, как механику, выполнить это ничего не стоит.

4. Валя была не болтлива, никому не поверяла тайн, кроме своего дневника, мечтала о подвигах.

5. Это пела красавица Нонка, дочь Макара.

11. В каком предложении подчеркнутое слово - приложение?

1. Какое-то тихое, невысказанное суждение и вместе просьба о помощи были в умном и утомленном лице подполковника Курышева.

2. Недавно мне довелось побывать на озере Байкал.

3. К столу подошла девушка -крановщица.

4. Большинство студентов в группе выписывают газету «Комсомольская правда».

5. И. конечно, это город назывался Москва.

Задание 6. Поставьте на месте отточий определения - синонимы, причем доминантой в синонимическом ряду должно быть слово коричневый. После выполнения задания постройте синонимический ряд,

В зале нас встретил юноша лет двадцати.... глаза его смотрели приветливо. Волнистые... волосы были аккуратно причесаны. Белая рубашка особо подчеркивала красоту его... загара. Тщательно отутюженные... брюки гармонично сочетались с легкими … цвета туфлями (К. Паустовский).

1) Карие глаза, 2) каштановые волосы, 3) шоколадного загара 4) коричневые туфли 5) кофейного цвета.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 756; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.