Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Синдром сгорания учителя: причины и пути преодоления




Явно выраженная неудовлетворенность сво­им трудом, накопление психологической уста­лости, часто возникающие стрессы.

Проявления:

· неудовлетворенность профессией, желание ее сменить на другую, более спокойную;

· снижение уровня контроля над ситуацией (человек себя чувствует жертвой или заложником об­стоятельств, что выражается в настроении «от
меня ничего не зависит, я ничего не могу поделать»);

· хроническое переутомление;

· отсутствие радости жизни.

Проведенные исследования (в том числе в благополучных странах) выявило следующее:

· низкий уровень самооценки, самоуважения;

· восприятие себя как жертвы;

· низкие темпы профессионального роста, неже­лание повышать свою квалификацию;

· постоянная усталость, частые стрессовые состо­яния.

В конце концов, ученые пришли к простому вы­воду: весь этот негативный фон в работе учителя связан с так называемой «позицией на пьедестале»

Имеется в виду, что учитель должен постоянно расходовать огромную энергию, чтобы заставить ре­бенка тронуться с места, включиться в процесс, что­бы осуществить в случае непослушания карательные функции, связанные с выставлением негативных оце­нок, высказыванием порицаний, предъявлением тре­бований, применением наказаний. Сам же педагог должен быть при этом образцом, идеалом, всегда пра­вильно реагирующим, никогда не ошибающимся. Эта позиция и вызывает у него переутомление, постоян­ный психологический дискомфорт. Основной кара­тельный механизм в современной школе - отметка (балл, как ярлык, как приговор), а учитель решает при этом: наказать или помиловать. Ученик страда­ет от непонимания, от постоянного ощущения своей зависимости от учителя и его субъективного мнения. После определения диагноза ученые пришли к про­стому решению: ликвидировать причину можно че­рез передачу карательных функций безличному ин­струменту - тесту.

Типы общения:

императивное авторитарное, директивное взаимодействие с целью достижения контроля над поведением манипулятивное воздействие на партнеров с целью достижения своих намерений (осуществляется скрыто) диалогическое равноправное, продуктивное субъект-субъектное общение

 

Позиция в общении: открытая и закрытая.

Стили общения: демократический, авторитарный и либеральный.

Негативные стили общения: «монблан», «китайская стена», «локатор» (избирательность), «робот», «гамлет» (постоянные сомнения», «я сам» (учитель главный), «друг», «тетерев» (слышит только себя» (по Кан-Калику)

Еще стили общения: заигрывание, устрашение, дистанция, на основе дружеского расположения, на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.

Черты продуктивного общения:

· заинтересованность;

· поощрение инициативы учеников;

· открытость (свободное выражение чувств,

· отсутствие «маски»);

· активность (все время держать «в тонусе»);

· гибкость;

· дифференцированность (индивидуальный подход в общении);

· эмпатийность;

· самоконтроль и самооценка в общении и др.

Педагогическое творчество понимается как процесс и результат решения педагогом бесчисленного количества учебных и воспитательных задач в меняющихся условиях с целью реализации основной образовательной и воспитательной - всякая педагогическая задача требует творческого решения: НЕТ задач типовых, стандартных, решаемых по известным образцам и аналогиям. ИБО КАЖДЫЙ УЧЕНИК УНИКАЛЕН и у воспитателя, учителя НЕТ (да и не может быть!) ТЕХНОЛОГИЙ РАБОТЫ С КОНКРЕТНЫМ РЕБЕНКОМ. УЧИТЕЛЬ КАЖДЫЙ РАЗ НАЧИНАЕТ ЗАНОВО!

Особенности педагогического творчества: жесткая лимитированность, спрессованность во времени (педагог не может ждать, когда его осенит, он должен найти оптимальное решение в кратчайшие сроки, ибо педагогическая ситуация, задача требуют немедленного анализа и мгновенного действия); оно всегда должно быть нацелено на положительные результаты, ибо ошибки обходятся слишком дорого, они допустимы лишь в мысленных прикидках в процессе мысленного анализа ситуации; сотворчество (это особенность педагогического творчества, так индивидуальное творчество тесно связано с творчеством всего педагогического коллектива и с творческой деятельностью каждого учащегося); динамичность как постоянное развитие всех элементом педагогической системы: целей, содержания, средств, методов, форм (педагогическое средство, действенное сегодня, завтра может оказаться бесполезным или даже вредным); значительная часть педагогического творчества осуществляется на людях, то есть в обстановке публичной деятельности.

Смысловые барьеры между учителем и учеником - ситуация, когда ученик не принимает требования учителя, в то же время хорошо понимая требования и умея их выполнить.

Причины возникновения смысловых барьеров:

· Различное понимание ребенком и учителем (взрослым) смысла требований, которые предъявляет взрослый ребенку

· Неприятие ребенком формы предъявления требований взрослого, учителя ребенку

· Неприятие школьником личности взрослого, учителя, когда в силу каких-либо причин

· Неумение учителя выявлять истинные мотивы поведения и поступков учеников и поэтому неверное реагирование на поступок (анализируется лишь видимый поступок без анализа подлинных причин поступка)

· Постоянное применение учителем одних и тех же приемов учебной и воспитательной работы, форм воздействия. Ученик привыкает к ним, перестает понимать их смысл: образуется барьер в понимании содержания приемов и мер воздействия между учителем и учеником

· Отрицательное эмоциональное переживание ученика вследствие незаслуженного наказания, оценки и т.д.

· Сложившееся об учителе мнение среди родителей, жителей микрорайона, села и т.д.

Едва ли не единственная возможность избежать многих сшибок - это постоянная рефлексии - собственной деятельности. Способность к педагогической рефлексии - способность анализа собственной деятельности, себя в целом, как уровень понимания профессии, себя в профессии, коллег, учеников ( зачем? что именно? почему? что требуется? как это делают другие? какие есть рекомендации? как я сам вижу это? как я сам это сделаю? и т. д.

Рефлексия (в переводе с латинского - «обращение назад») процесс самопознания человеком внутренних психических актов и состояний.

Философское понятие рефлексии означает процесс размышления человека о происходящем в его состоянии, способность сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего. Рефлексия - это не просто понимание человеком самого себя, своего внутреннего мира, своего отношения к работе, другим людям, того, что происходит в процессе общения и взаимодействия. Рефлексия еще и выяснение того, как он воспринимается и оценивается другими, как другие видят его личностные и когнитивные особенности, эмоциональные реакции, стереотипы поведения.

На основе рефлексии педагог, воспитатель набирается опыта, вырабатывает для себя гибкую систему действий, умений, навыков, способов и приемов деятельности и приобретает солидную научную и практическую базу деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1054; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.