Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пустота как преодоление времени и пространства




Восточная живопись как отражение духовного мира корейцев

На Востоке есть такое выражение: «ненаписанная картина» [Ё’ьссэыю]. С точки зрения логики в нём содержится противо– речие, однако именно оно как нельзя лучше подходит для описания красоты пустоты. В восточной живописи, где всегда считали подразумеваемый художником смысл, выраженный «между строк», гораздо более важным, чем видимый глазу реально выписанный объект, пустота представляет собой идеальный инструмент, позволяющий выразить невидимый мир. Потому что вакуум как эллиптическое пространство, оказыва– ется, может, вопреки всему очевидному, стать хранилищем обширной информации.

На этой выставке можно было увидеть, как концепт пустоты, несмотря на различия в его интерпретации, продолжает свою тради– цию в корейском искусстве не только в творениях, таких художников периода Чосон, как Ким Хонг–до (1745 —?), но и в шедеврах корейского декоративно–прикладного искус– ства, таких, например, как бутылка школы «пунчхонг» (школа керамики эпохи Чосон; сосуды лепились из такой же глины, что и селадоны Корё, но чуть более грубой по составу; поверхность сосудов, целиком или частично, покрывалась белым ангобом), и в белом фарфоре эпохи Чосон, и в бытовой жанровой живописи, и в произведениях художников нового и новейшего времени, таких, как Пэк Нам–чжун (1932 — 2006), Со До–хо (1962 г. р.) и других. Если бы пустота была лишь одним из способов самовыражения художника, она вряд ли просуществовала бы в работах корейских мастеров столь длитель– ное время. Фактически, пустота — это просто другое имя для обозначения самобытного духа Восточной Азии в целом и Кореи в частности. Именно поэтому — иногда по воле мастера, иногда независимо от неё — она снова и снова проявлялась в произведениях восточных художников. Пустота, будучи незаполненным, по сути, никчёмным прост– ранством, делает наличие чего–либо ещё более явным и объёмным, подчеркивая его существование, подобно тому как кувшин может быть наполнен водой только по тому, что он изнутри полый. Суть этой выставки как раз и состояла в том, чтобы путём показа произведений изобразительного искусства дать людям почувствовать, что такое пустота.

Вице–куратор выставки г–н И Чжун говорит: «Мы сознательно хотели посред– ством этой выставки показать пустоту как символ восточных ценностей и в тради– ционном, и в современном контексте одно– временно». Об этом намерении можно дога– даться хотя бы по тому, что экспозиция составлена из 28 произведений искусства старых мастеров и 33 работ современных авторов. Большинство предыдущих выставок имело целью ознакомление посетителей с работами определённого периода, школы или автора. Однако нынешняя экспозиция вклю– чает в себя работы, составляющие саму квинт– эссенцию концепта пустоты, самые древние из которых были созданы в государстве Кая (42 — 562 гг.) в 4–м веке, а самые новые датируются истёкшим 2007–м годом. Кроме того, на выставке представлен весь спектр жанров пластического искусства — живопись, фотография, каллиграфия, керамика, скульп– тура и др. Можно сказать, что этим кураторы выставки разрушили стереотипный подход к организации подобных мероприятий, показав, что если вы хотите донести до зрителей концепцию пустоты, то ни период создания произведения, ни школа, к которой принад– лежит автор, абсолютно не важны.

В последнее время такие выставки, собирающие под одной крышей произведения авторов разных периодов и школ, но объеди– нённые общей темой или одной концепцией, становятся популярными во всём мире. Дело в том, что если к произведениям современного искусства добавить работы традиционных мастеров или даже экспонаты, созданные в другой культурной среде, то это позволяет расширить горизонты восприятия и взглянуть на все предметы экспозиции по–новому. Такой подход к организации выставок полу– чает хорошие отзывы как в среде самих деятелей искусства, так и в «околохудо– жественных» кругах, ещё и потому, что совпадает с новой теорией изучения истории искусств, основывающейся на всё более активизирующемся обмене между разными академическими школами. Эксперты считают, что данная выставка стала возможной как раз потому, что в музее «Лиум» со дня его созда– ния хранятся и выставляются не только предметы искусства старой, традиционной школы, но и работы авторов нового и нове– йшего времени. Взяв за основу имеющиеся в музее объекты, кураторы выставки позаим– ствовали другие экспонаты из Национального музея современного искусства и других музеев страны и создали экспозицию, вклю– чающую все существующие виды пласти– ческого искусства: глиняную посуду гончаров Кая и корёский зеленовато–голубой селадон, изделия из белого фарфора периода Чосон и шедевры каллиграфии, пейзажную и жанро– вую живопись, искусство нового времени и новейшего, фотографии и видео–инстал– ляции. Они фактически реконструировали путь развития корейского изобразительного искусства, акцентировав внимание на эстетике пустоты.

Ещё один стереотип относительно орга– низации выставок был разрушен кураторами благодаря новаторскому способу размещения экспонатов. Всё пространство выставки было поделено и представляло собой то комнаты, то переулки, а иногда и прогулочные доро– жки. Организаторы говорят, что на такое необычное решение их вдохновили идеи архитектора Сынг Хё–санга. В основе замысла лежала попытка построить такое пространство, которое создавало бы ощу– щение прогулки по традиционному коре– йскому саду. Сынг Хё–санг является одним из корифеев корейской архитектуры, вопло– щающим в своих проектах эстетику пустоты, основываясь на концепции архитектуры, носящей название «красота бедности» (Beauty of Poverty). В соответствии с его дизайном, для того чтобы увидеть одни работы, нужно пройтись по рассыпанной по полу белой гальке, для того чтобы увидеть другие — взобраться на уютный деревянный настил. Пространство зала организовано таким образом, чтобы посетители, пусть на короткое время, могли почувствовать себя на лоне природы. Однако для того чтобы ощутить всю глубину и красоту работ, представленных на выставке, вам потребуется ещё два инстру– мента для разбивания стереотипов. Во– первых, забудьте логику. Красота пустоты логике не доступна. Во–вторых, призовите на помощь свои чувства. Вам понадобятся только они. Для того чтобы «ощутить духовную красоту пустоты», о которой говорил вице– куратор выставки, просто откройте свою душу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.