Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Композиция выступления




На этом этапе происходит расположение (композиция) материала в наилучшем для конкретной цели порядке, с соблюдением логики и последовательности в изложении тезисов. Композиция выступления это ни что иное, как выстраивание аргументов с целью доказательства основного означенного тезиса. Все выступление традиционно состоит из трех частей: вступления, основной части и заключения.

Вступление. Задачи, стоящие перед вступлением:

· Вызвать интерес к теме разговора или показать полезность. (используя «риторический крючок» - интересный, любопытный факт и т.д.)

· Установить психологический контакт со слушателями. Создать эффект единомыслия переводя монолог в диалог

· Мотивировать активность восприятия (проблемные вопросы, практические задания)

Основная часть. Задачи, стоящие перед основной частью:

· Раскрыть суть проблемы (идеи, подходы, решения и предложения, инициативы). Здесь чаще используются смысловые типы речи описание или повествование

· Аргументировать свое видение проблемы

· Побудить собеседников к обсуждению (если в этом есть необходимость)

· Поддерживать интерес и внимание аудитории, используя риторические приемы

· Управлять аудиторией, не давая отвлекаться от содержания, используя риторические приемы

· Вызвать удовлетворение у аудитории содержанием и стилем изложения, манерой поведения

Заключение. Задачи, стоящие перед заключением:

· Подвести итог (Что для нас важно в этой проблеме?)

· Сформулировать свои выводы или предложения

· Призвать к обсуждению или конкретным действием по предложению.

· Помнить о законе «края» - вступление и заключение должны быть эмоциональны и кратки. Часто в заключении используется лозунг или цитата.

· Быть готовым к ответу на вопросы.

 

3 метода выражения мысли и выстраивания аргументации:

· Дедуктивный метод – развитие мысли идет от общего положения к частным примерам. Действие общих законов проверяется на частных случаях

· Индуктивный метод – от частных примеров к общему закону. Мысль развивается от знания и анализа единичных фактов к обобщающим выводам. Данный способ обладает высокой доходчивостью и используется в менее подготовленной аудитории

· Метод аналогии – базируется на правиле, что если два явления сходны в одном и более явлениях, то они могут быть сходны и в других отношениях. Но, следует помнить, что всякая аналогия хромает

 

Способы активизации мышления слушателей (построение, подача материала)

· Ступенчатый способ подачи материала – последовательное, обоснованное, логически связанное изложение, где логически подготавливается каждая новая «ступенька»

· Концентрический способ подачи материала – ступенчатый способ с повтором важных идей и выводов, углубление уже высказанных положений. (для слабо подготовленной аудитории)

· Проблемный способ подачи материала – постановка проблемы, вопроса, сталкивание разных точек зрения, совместный поиск и выводы. (для хорошо подготовленной аудитории)

Выбор способа подачи материала и развития мысли зависит от анализа аудитории, ее подготовленности, мотивированности и интересов. На этом этапе продумываются места использования наглядных средств, которые не просто иллюстрируют сказанное, а выступают как дополнительная аргументация. Наглядные средства воздействуют не только на интеллект слушателей. Чаще они воздействуют на эмоционально-чувственную сферу, которая в аргументации играет порой решающую роль. Отдельно продумываются вопросы, которые могут быть заданы, и ответы на них. Для того, чтобы спрогнозировать возможные вопросы и подготовиться, следует продумать какие места вашего выступления, какие идеи или предложения могут вызвать дополнительные вопросы, кто может задать эти вопросы. Вот несколько наиболее часто встречающихся вопросов:

· вопросы о фактах (полезно иметь выписки с датами, цифрами и т.д. по теме выступления)

· вопросы о мнениях и согласиях (Как вы оцениваете?... думаете?...хотели бы?) Это вопросы о вашей позиции, на которые следует продумать ответы.

· вопросы объяснения (А почему?)

Часто оратора ставят в тупик вопросы, на которые он не знает, как ответить. Следует помнить, что человек не может знать все, и не паниковать, не раздражаться, заранее подумать, как быть в такой ситуации. В любом случае, серьезная подготовка и знание предмета речи придаст вам уверенности и снимет излишнее волнение.

Писать или нет полный текст выступления, решается индивидуально, с учетом опыта и значимости вашего выступления. Для неопытного оратора полезно текст писать полностью – это придаст вам уверенности. Полностью текст выступления пишется при строго научном изложении, где встречается много терминологии, цифр или иной важной информации. Но! При полном написании текста есть и свои минусы – у вас будет возникать соблазн читать ваш текст, а не разговаривать, переводить его в диалог, что нарушит живой контакт с аудиторией. Отсутствие зрительного контакта снижает эффективность воздействия (за 30 минут чтения текста усваивается только 17% информации). Вы не видите реакцию аудитории, значит, и не сможете управлять вниманием слушателей. Также, посыл к письменному тексту активизирует вашу память, а не мысль. При выступлении с опорой на текст вы имеете подробный развернутый план, основные тезисы и аргументацию, выделенные основные идеи и выводы. Такое выступление характеризуется хорошей структурированностью при свободном отвлечении от основного содержания. Вы не боитесь отступить в сторону, так как всегда имеете перед глазами подробный план. У слушателей создается впечатление, что оратор свободно владеет материалом. Единственное, что осложняет данный подход, это отсутствие опыта выступления. Выступление без записей, то что мы называем импровизацией, требует от выступающего знания и глубокого понимания предмета речи, практики выступлений. Только при таких условиях возможна свобода в изложении мысли и полный контакт с аудиторией. Минусом здесь является то, что это иногда отрицательно воспринимается аудиторией, так как создает впечатление легкомысленности и неподготовленности. Самое сложное выступление – экспромт. Выступать экспромтом может человек, обладающий большим запасом знаний и практики. Для такого типа выступлений требуется большая мобилизация памяти, энергии и воли.

Композиционные недостатки текста выступления

· нарушение логической последовательности в развитии мысли

· перегруженность теоретическими рассуждениями, мало подкрепленными примерами и доказательствами

· большое количество затронутых проблем, когда рассматривается более 3-4 вопросов.

 

Волнение перед выступлением, явление естественное и говорит о неравнодушии выступающего. Но чрезмерное волнение порой делает выступление менее эффективным. Если начинающий оратор излишне погружен в собственные переживания по поводу предстоящего выступления, следует сконцентрироваться не на том, как он будет выглядеть, а на содержании речи, на особо проблемных или интересных местах в тексте и обдумать, что он скажет. Недостаток опыта – вещь преодолимая практикой, используйте любую возможность, чтобы совершенствовать свое мастерство. Часто волнение вызывает собственная недооценка, здесь может помочь тщательная предварительная подготовка. Известный адвокат и оратор Ф.Кони говорил, что размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду.

Кафедрой психологии Московского Государственного Педагогического университета разработаны структурно-логические схемы подготовки к выступлению и самого выступления. Разработчики советуют начинающим ораторам пользоваться этими схемами, как ориентиром, как алгоритмом при подготовке и выступлений, пока не сформируется навык выступления.

 

Структурно-логическая схема действий

и операций по подготовке выступления

I. Определение значения темы и постановка цели выступлен.

 

1. Интересы и запросы слушателей (анализ аудитории).

2. Для чего нужно им выступление по данной теме? (обучающая, побуждающая цель).

3. Какие научные знания и какую полезную информацию выступление должно дать?(задачи выступлен.)

 

II. Составление плана выступления

 

1. Продумать логику всей темы, записать основные ее компоненты. (основные вопросы и схемы ответов).

2. Вступление (В чем состоит значение темы для данной аудитории?).

3. Основные вопросы темы и выводы, которыми должно завершиться их изложение.

4. Заключение (Теоретические и практические вопросы по теме и вытекающие из них задачи слушателей).

 

III. Отбор материала для выступления

1. Отбор литературы по основным вопросам темы и выборка содержания отвечающая цели выступления.

2. Изучение фактического материала (факты, цифры, ситуации) для теоретического анализа и обобщения (дедуктивн. или индуктивный метод), для понимания слушателями закономерностей и тенденций.

3. Подбор известных примеров из практики (обществ. и индивид.)для иллюстрации и доходчивого объяснения сложных теоретических вопросов.

4. Подбор наглядных пособий и продумывания способа их иллюстрации, цели и времени (карты, схемы, графики, слайды).

 

IV. Написание текста

 

1. Подготовка тезисов (разбивка основных вопросов темы на подвопросы, формулировка их названий, выстраивания их доказательств и наметка выводов по ним).

2. Распределение материала по подвопросам и написание текста (с методическими пометками о месте использования наглядных пособий, о необходимых смысловых акцентах и т.д.).

3. Написание подробного текста (по необходимости).

 

V. Подготовка к выступлению перед аудитории.

 

1. Выделение в тексте (тезисах) основных смысловых кусков, изложение которых строго обязательно при любом дефиците времени.

2. Выделение цветом основных идей и выводов, усвоения которых нужно добиваться.

3. Распределение времени на изложение каждого вопроса и определение темпа изложения.

 

Структурно-логическая схема содержания устного выступления

 

 

I. Вступление – показ значения темы и ее важности.

 

1. 1-2 примера из жизни, свидетельствующие о наличии

проблемы, требующей анализа.

2. Ссылка на официальные гос. документы, предписываю-

щие определенный порядок действий, но требующие

разъяснения.

 

II. Общая характеристика объекта (предмета) рассмотрения.

 

1. Что это такое (определение понятия)? Каковы его основные признаки (свойства, черты, функции или структурные компоненты).

 

2. Краткая история объекта (возникновение, развитие, современное состояние) и тенденции развития.

 

III. Подробный анализ и оценка объекта рассмотрения в

соответствии с целью выступления.

 

1. Структурный анализ компонента (какие компоненты и

что собой представляют).

2. Функциональный анализ объекта - какую роль играет в

жизненном процессе, какую функцию выполняет (соц.-

историческую, политич.,эконом.,правовую.).

3. Анализ и оценка каждого из компонентов объекта с точки зрения интересов для деятельности слушателя.

 

IV. Заключения или выводы.

 

1.Какие теоретические выводы вытекают из вышеизложенного.

2.Какие практические выводы для деятельности слушателей.

3.Каковы конкретные задачи слушателей в свете этих

выводов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1635; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.155 сек.