КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Произнесение речи
Имидж оратора формирует авторитет не только к самому выступающему, но и к предмету речи. Поэтому важно не только то что говориться, но и то, как говориться. Важным становиться любая мелочь: дикционная четкость, голосовые модуляции, интонированность речи, внешний вид и жестикуляция. Темп речи должен быть умеренный в большой аудитории и более энергичный в малой. Замедленный темп речи усыпляет, а слишком быстрый искажает восприятие сказанного. Звуковой посыл должен быть точно адресован тому, кому вы говорите. Излишне громкая речь воспринимается навязчиво, а тихая и невнятная вызывает раздражение, создает ощущение неподготовленности выступающего. Для педагога мало только знать свой предмет, необходимо еще любит его. Аристотель справедливо замечал: «Нет ничего в интеллекте, что по началу не было бы в чувствах ». Поэтому очень важна мотивированность учащихся. Помня это, мы начинаем любой разговор с обращения к чувствам слушателя. И понимаем: путь к душе ученика лежит через его неравнодушие к тому, о чем мы говорим, а его неравнодушие есть следствие нашего. Учитель должен уметь слушать и слышать ученика и не оставаться равнодушным к его проблемам, делая занятия средством их разрешения. Преподаватель достигает уверенности в себе, умения спокойно выходить из нестандартных ситуаций общения, когда знает, что для каждого найдет именно те слова, которых тот ожидает, чтобы заинтересоваться предметом и вступить в творческое взаимодействие с говорящим. Добиться такой педагогической виртуозности можно лишь в том случае, когда педагог владеет речью как искусством. Понимание запросов адресата в речевом мастерстве педагога основана на признании говорения и восприятия речи равнозначными по важности процессами. М. М. Бахтин подчеркивает активную ответность понимания. Существуют и риторические принципы, и приемы, когда сам по себе монолог преподавателя стимулирует понимание и точное истолкование сказанного. Ведь собеседник всегда наиболее полно, с максимальным желанием воспринимает то, что ониожидал услышать. Это феномен услышанного как предвосхищенного. Еще не сложились, не оформились мысли слушающего в организованную вербально мысль, но он ее уже слышит от учителя. Это маленькое открытие, которое делает ученик самостоятельно, а учитель только облекает в словесную форму, и тем большую ценность представляет это услышанное. Полное понимание педагогом запросов и ожиданий ученика с одной стороны, и заинтересованность, «зараженность» предметом речи с другой стороны, дают ошеломительные результаты речевого воздействия. Аудитория – наш партнер в диалоге, и строить свой диалог нам приходится по законам партнера, если мы хотим достичь риторической цели. Безотносительный к личности текст рождает безотносительную к тексту личность, а о понимании в этом случае говорить не приходится. Поэтомубезразличное к ученику изложение материала будет безразлично и самому ученику, сколь бы интересна ни была тема. Важно спровоцировать его на диалог в таком объеме, в каком он будет сегодня доступен ученику. Поэтому не будем говорить в пустоту, и не будем не замечать партнера (то есть аудиторию). Для этого важно научиться понимать актуальные и потенциальные возможности собеседника. Всегда важно знать систему установок собеседника, объем его понятий и волнующих проблем, чтобы преподносить предмет, обращаясь к его внутреннему миру. Это подвластно только чуткому, тонко настроенному на собеседника ритору. Достижение взаимопонимания - условие подлинно творческого общения, при котором решаются ранее неразрешимые задачи. Ю.М. Лотман подчеркивает, что текст говорящего должен содержать в себе элементы перехода на язык слушателя, чтобы общение состоялось. Речевое мастерство преподавателя, часто неосознанно, интуитивно, во многом опирается на ассоциации аудитории. Нередко опытные педагоги интуитивно находит слова, которых ждёт от него аудитория, которые изменят отношение к внешне безразличному тексту. Мастерство педагога сродни искусству сценариста, режиссера и актера; признав это, практическая педагогика сможет оказаться синтезом науки и искусства.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |