Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Медицинская психология как наука




Уметь

Знать

· историю становления и развития основополагающих идей и концепций психологии;

· структуру психики;

· методы исследования психики человека;

· психологию больного (пациента);

· особенности лечебного взаимодействия;

· связь между семьей и здоровьем человека.

· использовать знания в ежедневном общении с пациентом;

· наблюдать за пациентом и вовремя регистрировать изменения психики;

· определять тип внутренней картины болезни:

· определять наличие девиации и аддикций;

· отличать норму психической деятельности от патологии.

 

Правила заполнения «Рабочей тетради. Часть 2» по дисциплине «Психология»

Для успешного заполнения данной рабочей тетради внимательно читайте текст заданий, изучайте предложенные структурные схемы и таблицы, тексты.

· Воспользуйтесь основной и дополнительной литературой, допускается использование иных источников информации, если на них будут указаны ссылки.

· Тетрадь заполнять только черной шариковой ручкой.

· Выполните задание на черновике и только после этого вносите правильные ответы в рабочую тетрадь.

· При выполнении заданий работайте максимально аккуратно.

· Допускается исправление корректором, но не более одного раза на листе.

· Будьте внимательны и грамотны – неверное написание термина будет приравнено к ошибке.

· Если вы не уверены в правильности ответа, пожалуйста, пишите ответ карандашом.

· Запрещено заходить за поля, делать какие – либо пометки, не относящиеся к вопросу или заданию, писать в одной строчке в два ряда.

· Сроки сдачи заполненной рабочей тетради: последнее практическое занятие курса.


ПРОВЕРКА ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ

Инструкция: выберите один верный вариант ответа. Отметьте его кружком.

1. Понятие «Внутренняя картина болезни» ввел:

А) Александр Лурия (1902 – 1977гг.);

Б) Эрнст Кречмер (1888 – 1964гг.);

В) Пезешкиан Носсрат (1933 -2010гг.).

 

2.Субъективная ценность органа в медицинской психологии означает, что:

А) Тот орган ценнее, который не имеет пары;

Б) Тот орган ценнее, который сложно лечить;

В) Тот орган ценнее, который имеет наибольшее значение в определенном возрастном периоде и исходя из необходимости постоянного использования в профессиональной деятельности.

 

3.Тип реагирования на болезнь по Андрею Личко (1926(1926)—1996гг.): «тревожная мнительность прежде всего касается опасений не реальных, а маловероятных осложнений болезни, неудач лечения, а также возможных (но малообоснованных) неудач в жизни, работе, семейной ситуации в связи с болезнью. Воображаемые опасности волнуют более, чем реальные. Защитой от тревоги становятся приметы и ритуалы»:

А) Обсессивно – фобический;

Б) Обсессивно – компульсивный;

В) Эгоцентрический.

 

4.При онкологической патологии велик риск:

А) Психоза;

Б) Суицида;

В) Эйфории.

 

5.Для акушерской и гинекологической патологии НЕ специфично:

А) Нарушение чувства «самостоимости» и «телесного образа»;

Б) Развитие «проблемного брака»;

В) Сужение интересов и упрощение деятельности.

 

6.Для терапевтической патологии характерно:

А) Неизменность положения в мире;

Б) Отсутствие смыслообразующего мотива «сохранения жизни и восстановления здоровья»;

В) Нарушение степени критичности и самоконтроля.

 

7.Для хирургической патологии НЕ характерно:

А) Тревога;

Б) Сличение экспектаций и реальности до и после операции;

В) Делирий.

 

8.Наука о смерти и умирании:

А) Мортидология;

Б) Танатология;

В) Геронтология.

 

9.Паллиативная помощь НЕ характеризуется:

А) Это смягчение или купирование отдельных симптомов, не лечение;

Б) Используется при уходе за умирающими;

В) Предназначена исключительно для стариков.

 

10.Родоначальник медицинской психологии как науки, которая служит целям медицины:

А) Эрнст Кречмер (1888 -1964гг.);

Б) Франц Александер (1891-1964гг.);

В) Иван Павлов (1849 -1936гг.).

 

11.Психическое состояние человека, возникающее при появлении непреодолимых препятствий на пути к достижению цели:

А) Депрессия;

Б) Фрустрация;

В) Апатия.

 

12. Психосоматическая болезнь:

А) Невроз;

Б) Истерия;

В) Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки.

 

13. Синдром психологического выгорания НЕ включает в себя:

А) Физическое истощение;

Б) Эмоциональное истощение;

В) Экстравертированное истощение.

 

14. Представители какой профессии выгорают меньше:

А) Преподаватели ВУЗов;

Б) Водитель – дальнобойщик;

В) Медицинские работники.

 

15. Галлюцинации отличаются от иллюзий:

А) Галлюцинации нарушения работы когнитивного психического процесса, а иллюзии – нарушение восприятия;

Б) Иллюзии – это целостное отражение несуществующих в реальности предметов и явлений, а галлюцинации содержат бредовые идеи;

В) Иллюзии – это искаженное восприятие реального объекта. Галлюцинации - восприятия, возникающие без наличия реального объекта, сопровождающиеся убежденностью в том, что данный объект в данное время и в данном месте действительно существует.

 

16. Особенности первичной психопрофилактики:

А) Это собственно лечение и предупреждения дальнейшего развития болезни;

Б) Это просветительская работа в различных учреждениях;

В) Это восстановление и адаптация организма к после болезненному состоянию, по возможности возвращение к преморбиду.

 

17. Неверное утверждение:

А) «Контакт масок» — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, учтивости, скромности, участливости и др.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику;

Б) Духовное межличностное общение редко встречается в системе «мед.работник-больной». Оно подразумевает возможность затронуть в беседе любую тему, поделиться любой интимной проблемой каждому из участников общения;

В) Манипулятивное общение – когда медицинский работник груб, невежлив, проявляет негативизм к пациенту.

 

18. Делирий:

А) Один из видов помрачения (расстройства) сознания;

Б) Вид выключения сознания;

В) Расстройство восприятия.

 

19. Виды воспитания «воспитание для общества», «воспитание для воспитателя», «воспитание для воспитуемого» выделил:

А) Зигмунд Фрейд (1856 – 1939гг.);

Б) Пезешкиан Носсрат (1933 -2010гг.);

В) Эрнст Кречмер (1888 – 1964гг.).

 

20. Общая медицинская психология НЕ занимается изучением такого вопроса как:

А) Психогигиена (психология медицинских советов и консультаций, психология семьи, психогигиена лиц в кризисные периоды их жизни (пубертатный, климактерический);

Б) Медицинская деонтология, включающую вопросы врачебного долга, этики, врачебной тайны;

В) Особенности психики больных, страдающих различными заболеваниями (сердечно-сосудистыми, инфекционными, онкологическими, гинекологическими, кожными и т.д.).

 


Инструкция: внимательно читайте текст в рабочей тетради. В ней имеются задания, которые необходимо выполнить, вопросы, на которые нужно ответить письменно и пропуски, которые важно заполнить верным словом или словосочетанием.

Клиническая (медицинская) психология— наука, изучающая психологические особенности людей, страдающих различными заболеваниями, методы и способы диагностики психических отклонений, дифференциации психологических феноменов и психопатологических симптомов и синдромов, психологию взаимоотношений пациента и медицинского работника, психопрофилактические, психо-коррекционные и психотерапевтические способы помощи пациентам, а также теоретические аспекты психосоматических и соматоп-сихических взаимовлияний. Основателем считается Э. Кречмер. В клиническую психологию включаются следующие разделы:

• психология больного

• психология лечебного взаимодействия

• норма и патология психической деятельности

• патопсихология

• психология индивидуальных различий

• возрастная клиническая психология

• семейная клиническая психология

• психология девиантного поведения

• психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия

• неврозология

• психосоматическая медицина

Задание 1. Почему именно Эрнст Кречмер считается основоположником медицинской психологии?Что изучает каждый раздел медицинской психологии и каким образом знания этих разделов может пригодиться в трудемедицинского работника?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Клинический (медицинский) психолог, наряду с врачом, медицинской сестрой и социальным работником составляют ближайший круг, оказывающий пациенту медико-психологическую помощь.

  ВРАЧ  
МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА ПАЦИЕНТ СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК
  КЛИНИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ  

 

Задание 2. Объясните, почему именно эти четыре профессии отмечены, как ближайший круг, оказывающий помощь пациенту. Какое место фельдшер может занимать на этом рисунке?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ТЕМА 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Выбор методов исследования, используемых клиническим психологом, обусловлен теми задачами, которые возникают перед ним при выполнении профессиональных обязанностей.

Диагностическая функция диктует использование психологических методик (батареи тестов, опросников и др.), способных оценить как деятельность отдельных психических функций, индивидуально-психологических особенностей, так и дифференцировать психологические феномены и психопатологические симптомы и синдромы.

Задание 3. Перечислите методы психологии, с которыми вы знакомились на предыдущих курсах обучения. Какие из этих методик дают объективную информацию о пациенте? Какие отражают только субъективное мнение пациента?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Всевозможные методы исследования в клинической психологии позволительно разделить на три группы: 1) клиническое интервьюирование, 2) экспериментально-психологические методы исследования, 3) оценка эффективности психокоррекционного воздействия.

Задание. Какие методы, перечисленные выше вы могли бы отнести к клиническому интервьюированию? К экспериментальным методам?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Заполните пропуски.

Одной из основных целей клинического интервьюирования является оценка ____________________________ особенностей клиента или пациента, ранжировка выявляемых особенностей по качеству, силе и тяжести, отнесение их к психологическим феноменам или к психопатологическим симптомам. Термин «интервью» вошло в лексикон клинических психологов недавно. Чаще говорят о клиническом расспросе или беседе. К сожалению, в области диагностики существует и имеет массу поклонников даже в среде профессионалов диагностики психических отклонений без интервьюирования. То есть диагноз ставится заочно, без непосредственной встречи врача с предполагаемым пациентом. Диагнозы психических заболеваний, выставляемых на основании анализа действий человека, известных врачу понаслышке или из уст неспециалистов, психопатологические трактовки текстов «подозреваемых» (писем, стихов, прозы, брошенных когда-то фраз) лишь дискредитируют клинический метод. Еще одной отличительной особенностью современной практической психологии стала убежденность во всесилие в диагностическом плане экспериментально-психологических методик. Большая армия психологов убеждена, что способна выявить психические отклонения и отграничить норму от патологии с помощью различного рода тестов. Истинная диагностика как психических отклонений, так и индивидуально-психологических особенностей человека в обязательном порядке должна сочетать ________________ и ________________ обследование психологом клиента (пациента), т.е. интервьюирование. Интервью отличается от обычного расспроса тем, что нацелено не только на активно предъявляемые человеком жалобы, но и на выявление ____________ мотивов поведения человека и оказание ему помощи в ___________________________ оснований для измененного психического состояния. Существенным для интервью считается также психологическая _____________ клиента (пациента). Функциями интервью в клинической психологии являются: ________________

и _______________________. Принципами клинического интервью являются: ________________, точность и доступность формулировок-вопросов; _____________________, последовательность (алгоритмизованность); гибкость, _______________; _________________ получаемой информации. Существуют различные методологические подходы к проведению интервью. Считается, что по длительности первое интервью должно быть около ___________. Можно предложить следующую модель (структуру) клинического интервью:"

I этап: Установление «доверительной дистанции». Ситуативная поддержка, предоставление гарантий ____________________; определение доминирующих мотивов проведения интервью.

II этап: Выявление жалоб (пассивное и активное интервью), оценка внутренней _____________________________; структурирование проблемы,

III этап: Оценка желаемого _______________ интервью и терапии; определение субъективной модели здоровья пациента и предпочтительного психического статуса.

IV этап: Оценка ____________________ способностей пациента; обсуждение вероятных вариантов исхода заболевания (при его обнаружении) и терапии.

Задание 5. Прочитайте и заполните пропуски.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1045; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.