Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Клинические проявления психической нормы и патологии




Принцип Курта Шнайдера гласит: «В связи с возможностью полного феноменологического сходства психической болезнью (психопатологическим симптомов) признается лишь то, что может быть таковой доказано».

Для того, чтобы разрешить типичную для диагностики задачу необходимо, наряду с критерием доказанности (достоверности), ввести еще один критерий из области логики — критерий вероятности. Еще одним принципом, которому следует научная диагностическая доктрина, является принцип «презумпции психической нормальности». Суть его заключается в том, что никто не может быть признанным психически больным до того, как поставлен диагноз заболевания или никто не обязан доказывать отсутствие у себя психического заболевания. принцип воздержания от преждевременного суждения. Его суть заключается в том, что в период исследования необходимо отвлечься, абстрагироваться от симптоматического мышления, не пытаться укладывать наблюдаемые феномены в рамки нозологии, а пытаться лишь вчувствоваться.

Два следующих принципа феноменологического подхода к диагностике могут быть обозначены как принцип беспристрастности и точности описания, а также принцип контекстуальности.

Задание 15. Разъясните, в чем суть принципов беспристрастности, точности описания, контекстуальности.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Принцип: каждое целостное индивидуальное психическое переживание человека (феномен) должно рассматриваться как многозначное, позволяющее понимать и объяснять его как в категориях психопатологических, так и психологических. Практически не существует психических переживаний человека, которые могут быть однозначно и априорно причислены к рангу симптомов, также как и признанными абсолютно адекватными.

Принцип «болезнь-личность». Особенно ярко альтернатива «болезнь-личность» может быть продемонстрирована на примере такого феномена как убежденность в чем-либо, которую можно представить в виде альтернативы бред-мировоззрение, бред-суеверие. Например, религиозная идея в представлении атеиста может быть признана ложной и не поддающейся коррекции, т.е. атеисту не разубедить верующего. Принцип-альтернатива «нозос-патос» позволяет трактовать любой психологический феномен в системе координат, использующей понятия болезни (нозос) и патологии (патос). Под первым в психиатрии подразумевают болезненный процесс, динамическое, текущее образование; под вторым — патологическое состояние, стойкие изменения, результат патологических процессов или порок, отклонение развития.

 

 

 
 

 


Задание 16. «Здоровый» и «Нормальный» - одно и то же?

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

 

Здоровье определяется как состояние полного физического, умственного и социального благополучия и основывается на субъективном ощущении здоровья. Вследствие чего его диапазон расширяется. Норма же в медицине определяется как оптимум функционирования и развития организма и личности, оценка которого требует объективного (насколько это возможно) и сравнительного подхода. К нозосу относят болезненные процессы и состояния, такие как шизофрения, биполярное аффективное расстройства (устар. — маниакально-депрессивный психоз), инволюционные, сосудистые, инфекционные и иные психозы; к патосу — в первую очередь, расстройства личности (устар. — психопатия), дефектные состояния, аномалии развития.

Проблема нормы и патологии в клинической психологии и психиатрии одна из наиболее сложных. Л.Л.Рохлин указывал на возможность возникновения сходных проявлений у здоровых и душевнобольных людей (чаще страдающих психопатиями, чем абсолютно здоровых). Для разделения нормы и патологии среди прочих причин необходимо учитывать те социально — психологические сдвиги, которые характерны для современного общества. До настоящего времени остается неясным положение о том, возможно ли возникновение психопатологических феноменов у здорового человека или же в период их появления такого человека нельзя считать вполне здоровым и следует признать «условно душевнобольным» (подразумевая под душевной болезнью не только психозы, но и невротические расстройства).

Задание 17. Дайте определению термина «аутизм». Попробуйте проанализировать это явление с точки зрения «здоровья-болезни», «нормы - патологии». Разъясните, в чем отличие аутизма от интроверсии.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ТЕМА 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

В клинической психологии традиционно выделяют восемь значимых для клинической практики психических процессов: 1) ощущения, 2) восприятие, 3) внимание, 4) память, 5) мышление или ассоциативный процесс, 5) интеллект, 6) эмоции, 7) воля, 8) сознание.

Задание 18. Напишите краткие определения восьми психических процессов. Какие психические процессы не указаны выше и почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 19. Используя глоссарий (стр.49) соотнесите психические процессы и нарушения. Записывайте только название психических нарушений рядом с тем психическим процессом, к которому они относятся.

Психические процессы Конкретные нарушения
ощущения    
восприятие  
внимание    
память    
мышление  
интеллект    
эмоции  
воля    
сознание    

 


ТЕМА 5. ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬНОГО

Задание 20. Заполните пропуски.

При оценке пациентом тяжести болезни можно говорить об «объективной тяжести болезни» и «субъективной тяжести болезни».

Субъективное отношение к заболеванию называется также «внутренней картиной болезни», концепцией болезни, нозогнозией.Термин введен _____________. Суть его заключается в ____________________ интерпретации диагноза заболевания, ________________ оценке его тяжести и прогноза и в формировании на этой основе _______________________ и _______________. Для пациента внутренняя картина болезни складывается из понимания механизмов возникновения неприятных и болезненных ощущений, оценки их значения для будущего, а также отреагирования на болезнь в виде эмоциональных переживаний и выбора способа действий и поведения в новых для человека условиях. Объективная тяжесть болезни — информация о__________________ после подобного расстройства, вероятности ____________________ и ______________________ болезненного процесса является одним из факторов для формирования внутренней картины болезни.

Субъективное отношение к болезни формируется на базе множества факторов, которые можно сгруппировать в следующие группы: социально-конституциональную и индивидуально-психологическую. Под социально-конституциональными параметрами понимается влияние _______, _______ и _____________ человека, под индивидуально-психологическими — свойств ___________________, особенностей ____________ и качеств____________.

Задание 21. Есть ли различие в переносимости боли мужчинами и женщинами?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

По данным Е.Т.Соколовой физическая болезнь или увечье значительно меняют ________________________ различных частей тела. С психологической точки зрения самооценка человека и, в особенности, выпестованный групповыми традициями и семейным воспитанием реестр ценностей различных частей собственного тела способны оказываться психотравмирующими факторами при возникновении какого-либо дефекта в «ценном органе». По результатам некоторых психологических экспериментов наиболее «дорогостоящими» оказались нога, глаз и рука. При этом психически больные субъекты «дешевле» оценивали тело, чем нормальные испытуемые, а женщины — «дешевле», чем мужчины (Менделевич Б.).

Задание 22. Есть ли различие в оценивании одних и тех же органов в разных возрастных группах? Сравните, используя литературу, увечье каких органов более тяжело будет переживаться детьми, подростками, зрелыми людьми, старыми.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 23. Изучите таблицу ниже. Впишите в таблицу (в строки сверху и снизу соответственно), каким образом может отличаться восприятие тех или иных болезней у людей разных профессий, обладающих различными темпераментными и личностными особенностями.

         
Мировоззренческая позиция «болезнь как собственная ошибка» Оперный певец Холерик Воспитание по типу «стоика»
Особенности личности Профессия Особенности темперамента Особенности характера
Мировоззренческая позиция «болезнь как стечение обстоятельств» Инженер Флегматик Воспитание по типу «ипохондрика»
       

Задание 24. Определите термин «преморбид».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 25. Каким образом высокая /низкая медицинская культура могут влиять на оценку тяжести болезни?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 26. Определите термин «антиципационная состоятельность».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 27. Определите термин «внутренняя картина болезни». Кто ввел этот термин в науку?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 28. Сгруппируйте существующие типы ВКБ на три блока.

Адаптация существенно не нарушается Наличие дезадаптации Наличие дезадаптации
  Примечание* реакции по типу раздражительной слабости, тревожные, подавленные, угнетенное состояние, «уход» в болезнь, отказ от борьбы — «капитуляция» перед заболеванием Примечание* зависит от преморбидных особенностей личности больных
       

Задание 29. Определите термины «ипохондрия», «неврастения», «анозогнозия».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 30. Заполните таблицу.

Тип ВКБ Как часто встречается Типичен для соматических патологий
Гармоничный      
Тревожный      
Ипохондрический      
Меланхолический      
Апатический      
Неврастенический      
Обсессивно-фобический      
Сенситивный      
Эгоцентрический      
Эйфорический      
Анозогнозический      
Эргопатический      
Паранойяльный      

Задание 31. Опишите особенности общения и ухода за пациентами с различными типами ВКБ.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.