Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы отечественной школы спортивной режиссуры – драматургия и композиция СХП




Введение в действие фонирующей группы открывает для режиссе­ра широкие возможности. Наряду с реализацией постановочных функ­ций, о которых говорилось выше, наличие фонирующей группы значи­тельно удешевляет постановку в целом, так как благодаря ей количество основных участников может быть существенно уменьшено.

2. Технологические приёмы, применяемые при разработке массового упражнения (приемы:цветового эффекта, изменения ритмического рисунка, противоположных действий, выделения главного действия, поочерёдное выполнение упр.)

При разработке массового номера существует несколько технологических приёмов.

1)прием цветового эффекта: например, если в конструкцию костюмов заложена трансформация модели или цвета. Также изменение цвета может быть на поле или изменение цвета предмета с которым выполняется упр. В основе успеха этого приема лежит внезапность и контрастность. Такое изменение всегда очень эффектно смотрится и производит сильное впечатление на зрителя.

2) Приём изменения ритмического рисунка: например выполнение одно и того же упр. в разном ритме т.е. в два раза быстрее обычного ритма, или в два раза медленнее. Пример: 1-3 медленно встать из упора присев, руки в стороны, 4 упор присев. Или 5-встать руки в стороны, 6-7 удержать, 8-упор присев.

З) Приём противоположных действий: Это когда движения одной группы участников контрастно отличаются от действий второй группы и выполняются, например, когда первая группа стоит, вторая выполняет упр. и смена ролей.НО! По новому это упр будет смотреться если вначале оно выполнялось всеми уч-ми одинаково.(И.П – упор присев, 1-все встать, 2- первая половина – держать, вторая пол – упор присев и т.д.)

4) Приём выделения главного действия: Например, состав участников условно делится на 2-е группы, одна из которых ведёт сольную партию, наиболее ценную в зрелищном отношении упр-я, а другая не сходя со своих, мест, переводиться в положение лежа на спине, упор присев и т.д.

5) Приём поочерёдного выполнения упр лежит в основе поточных упр. Поточ. Упр выполняются в сомкнутых построениях, а этот прием может выполнряться при выполнении упр типа зарядки в разомкнутом построении.Все уч-ки делятся на равные части, НО НЕ БОЛЕЕ 4, иначе будет потерян эффект внезапности действия массы.(И,П урпор присев 1 встать руки в стороны 2 первые сели 3 вторые сели и т.д.)

 

3. Роль фонирующей группы в массовых СХП(полифункциоиадьность группы, возможность к трансформации, общий и частный фон)

Фонирующая группа впервые была использована на открытии 7 Спартакиады, но появилась только в двух эпизодах пролога и финала, а в празднике открытия 8 Спартакиады она впервые была введена во все эпизоды и участвовала от начала до конца. Само название говорит о том, что эта группа выполняет роль второго плана, поддерживая главное действие на арене стадиона цветом, рисунком, движением. Однако может выступать и в главной роли. Например, если представление начинается с действий фонир. группы и на ней выстраивается первый эпизод. Фонир. группа полифункциональная. Она способствует: -созданию пластического образа спектакля в целом, особенно если она задействована от начала до конца -укрупнению масштаба отдельного эпизода, если основное действие выполняет солирующая группа, которая слишком малочисленна для этой площадки, -образному решению отдельного эпизода

•удешевлению представления в целом, особенно, если ф. группа действует во время всего представления. Также фонир. группа обладает высокой степенью трансформации. Например, участники группы могут быть одеты в трансформирующиеся костюмы, а также иметь с собой набор предметов разных цветов(ленты, платки, косынки). Всё это позволяет режиссеру усилить впечатление на зрителя и подчеркнуть тематику или направленность каждого номера.

ОБЩИЙ ФОН – создается для вставного номера в целом (единый фон). Бывает: односторонний прямолинейный, двухсторонний прямолинейный, 3-х и 4-х сторонние прямолинейные, круговой открытый (полукруг), круговой закрытый

ЧАСТНЫЙ ФОН – создается для отдельных групп, а иногда и для каждого участника вставного номера. (город, фон.гр. с гирляндами делают полукруги 8 шт, а внутри работают солистки)

 

4. Методика проведения групповых репетиций (требования крежиссёру, разучивание упр,

подготовка отдельных номеров эпизода)

Для каждого зрелищного искусства характерна своя методика репетиционной работы, определяющаяся особенностями и возможностями его главного героя. В нашем случае главным героем является масса. Только при чёткой и согласованной работе этой массы уч-ов, изменением своей формы и содержанием своих действий, можно донести до зрителя как идеи отдельных эпизодов, так и главную идею представления.

Прежде чем рассказать о репетиционной работе, я бы хотела сказать о требованиях предъявляемых к режиссёру-постановщику:

1. уметь управлять огромной массой уч-ов;

2. знать гимнастическую терминологию и умело пользоваться ею;

3. в совершенстве владеть современной методикой разучивания и совершенствования физ. упр. понимать их

4. уметь обучать культуре движений, которая наиболее чётко представлена в гимнастике

5. репетируя любой фрагмент представления режиссёр должен ясно видеть конечный результат. В совершенстве владеть пространством больших площадей, чувствовать масштаб пространственного решения постановки

6. Тщательно готовится к каждой репетиции, подбирая методики, сокращающие время репетиций, при этом не теряя эффективности.

7. Четко и понятно формулировать все указания и распоряжения

8. Быть настойчивым и требовательным но отношению к себе и уч-кам, но сохранять спокойствие и выдержку

9. Чувствовать настроение массы и уметь поднять его при необходимости

10. Уметь точно и чётко планировать репетиционный день

11. Своевременно инструктировать помощников на каждую репетицию, чтобы в случае необходимости, получить от них реальную помощь

Основным методом разучивания массовых упр. является разучивание по частям, при котором композиция упр. делится на отдельные части, удобные для усвоения и соответствующие ритмическому рисунку муз. произведения.(по 8 счётов)

Существует методика репетиционной работы со слабо подготовленными уч-ми:

1. Разучивание под счёт; 2. Разучивание упр. под микрофон; 3.совершенствование упр. по группам,

колоннам. 4.Ра'зучивание упр. по разделениям; 5.Переходить к выполнению упр. слитно, только после

усвоение отдельных частей. 6. Вводить музыку после четкого выполнения упр. под счёт.

Каждый эпизод готовится по номерам. Каждый номер имеет свою репетиционную площадку. Время

начала и продолжительность репетиционной работы с отдельными номерами эпизода определяются в

зависимости от содержания номера и уровня подготовленности его будущих участников.

Главная задача режиссёра в репетиц, работе - исправить ошибки уч-ов. Сложность в том, что уч-ки обычно

думают, будто бы, выполняя упр. под музыку, они не допускают ошибок. Режиссёры в таких случаях

страхуют себя, заставляя многократно повторять уже заученный номер, что приводит к утомляемости и

потере интереса к репетиц. процесса для уч-ов. И здесь очень эффективно применяется соревновательный

метод(поочерёдный).

Вставные номера включаются в репетиц. работу только тогда, когда масса готова их принять. Если в

программу МЭ включён специально подготовленный финальный номер, например, упр. на конструкциях,

то он тоже сначала готовиться на своей репетиционной площадке. Включение финального номера в финал

эпизода возможно лишь после того, как масса полностью освоит и построение рисунка, и упр. финала.

 

5. Сценарный план как первый официальный документ в подготовке МСХП (ответы на триглавных вопроса: о месте проведения, о содержании, о предварительной экономической оценке)

План-сценарий -первый официальный документ к подготовке МСХП на стадионе. Его разрабатывает автор сценарно-режиссерского замысла представления, а утверждает организация. проводящее праздненство, т.е. заказчик. Несёт в себе творческую и организационную функцию. Функции плана-сценария определяют его форму и содержание. Как правило, он состоит из 3-х частей (выше). 1-ая часть: дается подробное описание арены стадиона, где будет происходить представление. Подробно описывается покрытие, газон, трансформация арены и т.д. Указываются возможности арены стадиона, художественное оформление.2-ая часть: кратко, но достаточно ярко, излагается идейно-тематическая и постановочная основа замысла, идея пластического решения, особенно, если для этой цели вводится фонирующая группа, а также основы музыкального н художественного решения постановки. Эта часть нередко иллюстрируется эскизами самых важных для восприятия замысла фрагмента.3-тья часть: обычно излагается в виде изложения, но имеет очень большое значение в подготовке представления, а тем более для организаторов, к этому вопросу даётся 3 приложения: - предварительный расчет уч-ков представления(поэпизодно).; - предварительный расчет основного оборудования и инвентаря; -предполагаемый состав режиссерско-постановочной группы.

Всё это даёт возможность произвести предварительную экономическую оценку представления, принять наиболее объективное решение и спланировать работу по подготовке представления.

 

 

Становление спортивной режиссуры в России началось с Физкультурных парадов на площади. 1-ый парад был проведен после революции в 1919 году 25 мая на Красной площади. Это был парад с исполнением массовых гимнастических унр-ий и проходом бойцов с оружием. Такие парады стали традицией. Характерной особенностью парадов первых лет было то, что они проводились только в движении. Остановки на площадке не допускались. А в 1933 году впервые в Физ-ный парад были введены массовые гимнастические выступления. Появились новые виды массовых упр.(поточные, пирамидковые), а также трансформирующиеся предметы. Изменилась композиция парада. В ней стали выделять две части: первую - тот же физкультурный парад, и вторую - массовые гимнастические выступления. В этой части каждая делегация, останавливаясь(это было впервые применено) на несколько секунд или минут, демонстрировала композицию массовых гимнаст, упр., используя выразительные средства.Также выступления стали отличаться красочными построениями и перестроениями. Начиная с 1937г. Парады становятся Всесоюзными. Повышается политическая значимость спорт. парадов(пасвященйе их какому-то празднику 1937-20-летие Октября,1938-выборам в верховный совет).!} связи с этим впервые встал вопрос о проведении мероприятия такого масштаба на стадионе, в 1938 году зрители впервые увидели исполнение упр-ий на специально созданной для этого конструкции, которая получила название «Белорусская ваза».И наконец, в 1946 году спортивное представление впервые было проведено на стадионе. Целью било - охват большего числа зрителей. Конечно стадион требовал несколько других режиссерских решений, определение ракурса представления. Прерванные ВОВ Всесоюзные физкульт. парады возобновились в 1945г. Всего послеВОВ было проведено 4 всесоюзных парада (1945, 1946, 1947,1954). В последующие годы был придуман художественный фон(1948 г). Большим событием в развитии режиссуры того времени стало появление общего финала представления в 1954 г. Примерно в тоже время появляется такое понятие в спорт, режиссуре, как драматургия. Сложность постановки праздника, если отбросить все организационные вопросы, определяется его драматургией. Драматургия чисто спорт. праздника очень проста и в то же время очень действенна, т.к. в её' основе лежит борьба спортсменов за лучшее место и лучший результат. Также в основе драматургии МСХП в целом лежит принцип образного решения, а в основе композиции- монтаж отдельных массовых, гимнастических выступлений. Драматургия выступления выявляется через его композицию, которая включает тематические построения и перестроения, а также хар-ные движения и упр-я, посредством которых уч-ки выражают основную мысль данного выступления. В 1967 году появился пролог праздника(праздник открытая спартакиады посвящённый 50-летию Октября). И на этом новом уровне уже можно было говорить о перспективах построения МСХП по законам театральной драматургии- с конкретным сюжетом и даже конфликтной ситуацией. И первое появление фонирующей группы на открытии 7 Спартакиады.(7-пролог и финал, а в 8 – все представление)

 

 

7.Факторы, обеспечивающие зрелищность СХП (идея и воплощение, авторские находки, музыкальное сопровождение и художественное оформление, качество исполнения программы, оптимальная продолжительность эпизодов, спортивное мастерство исполнителей, соотношение содержания контингенту участников)

Ответ: Перечислить факторы. 1, У каждого МСХП есть своя идея и тема. Причем тем может быть несколько, а идея должна быть одна и пронизывать всё представление. Воплощение - это то. как режиссер передаст свою идею в представлении. Например у двух режиссеров может быть абсолютно разное видение одной идей и совершенно разное воплощение её в жизнь.2.Авторская находка - это задумка и воплощение в жизнь сценич. действия, которое зрители увидят впервые. зажжение олимпийского огня. 3. в качестве музыкального сопровождения СХП часто используются сочинения, малой формы, написанные для песен. танцев, фильмов, драматических спектаклей и др. Очень редко используются муз. произведения большой формы многочастные со сложным построением.4. Замысел художественного оформления МП на стадионе может найти своё воплощение в каждой из частей стадионного пространства. Для режиссера и художника важно определить приоритеты в освоении этих частей, чтобы создать общую гармонию цвета и действующих форм в каждом эпизоде и а представлении в целом. При этом зрители на трибунах должны ясно видеть и понимать, что является главным, а что второстепенным. Есть 2 направления: -худ-ное решение самого МСХП на главной сценической площадке - арене стадиона. - худ-ное решение оформление чаши стадиона - трибун, верхней галереи, различных стадионных надстроек, выходов, воздушного пространства над чашей стадиона. Перед художником стоит главная задача - гармонично сочетать цвета всех элементов представления(арена, костюмы, предметы, конструкции).

8. Специфические выразительные средства массовые СХП на стадионе (массовые упр, построения и перестроения, вставные номера, художественный фон, упр. на конструкциях)

Одной из главных особенностей любого жанра зрелищного искусства являются его специфические выразительные средства. Появление специфически выразительных средств в жанре МСХП обусловлено в первую очередь главным героем представления – массой, сценической площадкой, а также уровнем развития спорта и спортивной режиссуры. К специфически выразительным средствам массовых спортивно-художественных представлений на стадионе относят:

1.массовыми называются упр-я, выполняемые одновременно большим количеством участников. Они выполняются без предмета или с предметами. Предметы индивидуальные: палки, шарфы, флажки, гантели, гири, булавы, обручи, мячи, кубы, карабины, ленты и пр. Предметы групповые: шесты, лестницы, брёвна, гимнастические скамейки, щиты и др. И трансформирующиеся предметы - например булавы превращающиеся в букег. По содержанию и хар-ру массов. упр. делятся на вольные, поточные и пирамидковые. А) вольные делятся: - собственно вольные упр. или упр._типа зарядки (заимствованы из гимнастики и состоят из простых движений руками, ногами.туловищем,головой и т.д. в сочетаниях с прыжками, поворотами, равновесиями и т.д. Могут выполняться с груп. и инднв. предметами. — характерные или имитационные упр. Они специально создаются или подбираются в зависимости от смысл, задачи. Это может быть имитация различных труд, процессов. Б) поточные упр.- простые движения, которые выполняются не одновременно всеми участниками, как в вольных, а последовательно, с некоторым отставанием каждого следующего участника по ходу движения потока. Импульс потока должен быть задан участником, стоящим на фланге или в центре построения. Поточные упр. могут выполняться внутри колонны, шеренга, крута с предметами и без и в сцеплениях между собой и без. Также очень эффектны поточные упр. на конструкциях. В)Пирамидковые упр. — это серия простейших пирамид, выполняемых двумя, тремя и большим количеством участников. Одновременное появление на поле нескольких десятков и сотен пирамид очень эффектно. Выполняются пирам, упр. в различных построениях, например в колоннах, шеренгах, кругах и т.д. Характерные особенности - 3 элемента: построение, обозначенне(фиксация) и «разрушение».Также для пирамид, упр. можно использовать простейшие конструкции квадратной, круглой и др. форм. 2. Построения и перестроения организуют уч-ов, составляют композицию представления и яв-ся тем средством, которое позволяет наиболее широко и контрастно раскрыть возможности массы уч-ов как единого целого. Построения- это взаимное расположение уч-ов на поле стадиона. По характеру строя построения могут быть разомкнутые и сомкнутые. По содержанию рисунка построения делятся на тематические (несущие опред. Смысл.например рис. Самолет, Солнце или герб) и нетематические! простые геометрические фигуры. Перестроения - это передвижения уч-ов из одного построения в другое?. Выделяют перестроения: -перестроения как упр.(выполняются под музыку,в четком расположении и смещении, выполняя при этом определённое упр.); - перестроения переходные и монтажные(уход участков, построение нетематнческих рисунков, при переходе от одной части представления к другой. З.вставиые номера - это номера, где выступления, к примеру, известных спортсменов или представителей разных видов искусств происходит на фоне огромной массы уч-ов. Они как бы вставляются режиссером в эту массу, главной режиссёрской задачей при постановке вставных номеров яв-ся оригинальность их подачи в сочетании с демонстрацией высокого спортивного мастерства солистов. 4 .Художественный фон - это так называемый живой экран, которой подчёркивает и раскрывает тему и идею представления. Также худ. фон может быть использован, как монтаж. Худ. фон -это определённое кол-во участников, расположенных на одной трибуне и у каждого из них имеются флажки или карточки разных цветов. У каждого из уч-ов есть таблица в которой указано какую карточку и в какой последовательности нужно поднимать по команде. Когда для уч-ов худ. фона звучит команда, они поднимают ту, карточку которая у каждого указана в таблице, в результате зрители видят большую картинку. Сущ-ет мозаичный фон и рисованный. 5. Упр. на конструкциях -конструкция бывают различные- гимнастические, цилиндрические, многоярусные и т.д. Конструкции должны быть прочными, но желательно не очень тяжелыми для их более быстрого появления на стадионе. Также они должны быть безопасными для уч-ов. Как правило для постановки номеров на конструкциях берут режиссера, который яв-ся опытным именно в этих постановках.

 

 

9.Основные приемы создания «живого» художественного фона. (и.п.фонируюшего флажка, «оживление», «вставание», «вспышка», «перевертка», «залив», «телетайп», «блик», «машинопись», «волна», «наплыв», «подкладка», «проявление», «уголок»)

Характерной особенностью худ. фона яв-ся его динамичность. Динамичность определяется возможностями фонирующего флажка и спецификой действий большой массы уч-ов. Исходные позиции фонирующего флажка: а) закрытый флажок:2-ми руками за середину древка верхний край на уровне подбородка-руки соединены(фл. закрыт).б) Открытый флажок: должен быть натянут. Удерживается двумя руками за середты древок под некоторым углом к уч-ку. Верхний край флажка должен быть на уровне глаз, но не закрывая их. Основные приемы: Прием «Оживление»: колебательные движения флажка. Левая рука неподвижна, а правой производиться многократные быстрые движения древком вперед-назад.(горящий факел). Приём «Вставания» Для выделения рисунка и его детали на общем фоне. Кто-то сидит, кто-то стоит. Приём «Вспышка»: Быстрое закрывание флажка и мгновенное резкое его раскрывание(«героям слава!»). Приём «Перевёртка»: Используется две разные по цвету стороны флажка. Одно я тоже слово показывается, например два раза, но первый раз цвет фона кр., а слова - зелен., а во второй раз цвет фона жел., а слово-синее. Приём «Залив»: Выполняется поочерёдное изменение цвета флажка, по принципу поточных упр. Приём «Телетайп»: применяется при написании текстов на экране. Эффект прерывистой движением строчки на экране слева направо, как при печатании на ленте телетайпа. Приём «блик»: Основа приёма, также перевертка. Одна сторона флажка показывается на очень короткое время и возвращается в положения другого цвета. Приём «Машинопись»: Появление буке и цифр на экране фона происходит поочерёдно, т.е. как бы пишется на печатной машинке. Приём «Волна»: выполняется медленным последовательным подниманием и опусканием флажков, начиная со средней линии фона или с флангов. При обучении данному приёму рекомендуется захватить руками древки соседних флажком, образуя единую линию. Приём «Наплыв»: применяется с целью придать особое значение рисунку или слову. Обычно готовиться 3-4 кадра, на которых, к примеру, слово «МИР» -делаются разных размеров. Затем быстрая смена кадров создаёт эффект движения - увеличения рисунка на экране фона. Приём «Подкладка»: применяется при исполнении различных по форме цветных калейдоскопов. Основной флажок подкладывается под другой. Приём «Проявление»: используются флажки размером 50*50(впервые такой флажок был использован на откр и закр Олимпийских игр 80), которые возможно держать одной рукой. Удерживая одной рукой флажок, снизу др. рукой подкладывается другой флажок и первая рука убирается, что создаёт эффект проявления плёнки(олимпиада 80). Приём «Уголок»: перегибание флажка по диагонали путём опусканием его верхнего правого угла к нижнему левому с последующим возвращением в и.п.

 

10. Музыкальный материал, как драматургическая основа двигательной композиции) построение музыкального произведения, ритмическая фигура, мелодический рисунок, динамические оттенки произведения)

Музыкальный материал выступает своеобразной драматургической основой будущего упр. Обязательным требованием является соответствие действий участников музыкальной мысли, совпадение выполняемых ими движений с темпом и ритмом звучания музыкального сопровождения. Построение муз. произведения: если в разговорной речи продолжения и фразы выражающие мысль, могут быть различные по размеру, то в музыке эти части равномерны. В музыке отдельные построения отличаются друг от друга степенью законченности муз. мысли. Построение, выражающее относительно законченную муз. мысль, называется периодом. В нем соединяются два предложения, которые одинаковы или схожи по логической основе, но заканчиваются различно: первое звучит не вполне завершено (как бы вопросительно), второе, напротив, - законченно. Небольшая и относительно законченная часть музыкального предложения называется фразой. Сочинения малой формы -состоит из двух предложений, предложение - из двух фраз, а каждая фраза - из 2-х или 4-х тактом. Муз. произведения большой формы - многочастные со сложным построением.

Ритмической фигурой называется Действительная длительность отдельных звуков мелодии, которая может не совпадать с долями такта, но не нарушает отсчета долей. Перед составлением композиции упражнения необходимо хорошо изучить ритмическую фигуру выбранного муз. произвел. Чем точнее будет совпадение двигательных действий участников с ритмической фигурой, тем богаче и выразительнее они будут восприниматься, демонстрируя единство музыки и движения. Ритм – последоват сочетание музык звуков различных длительностей. Темп – скорость исполнения музыки.

У мелодии есть свои законы. Основной - «однообразность, подразумевающая изгибы(нарастания и спады) мелодические линии. Совокупность движений мелодии «вверх», «вниз» и «на месте» называется мелодическим рисунком. Важнейшие виды мел. рис.: а) восходящие движения мел.; б) нисходящее движение; в) волнообразное движение, последовательность нисходящих и восходящих. Для передачи выразительности музыки через движения участников очень важны динамические оттенки. Динамические оттенки связаны с мелодическим рисунком: восходящее движение мелодии сопровождается усилием звучания, а нисходящее -ослаблением. К динамическим оттенкам относят: изменение силы звучания, постепенное ускорение или замедление темпа, плавность или прерывистость звучания мелодии.

 

11. Методика проведения репетиционной работы с участниками номеров на конструкциях (особенности разучивания упр., техника безопасности, доставка и эвакуация конструкции)

При выполнении упражнениях как правило поточных) необходимо соблюдать определённую технику безопасности и придерживать определённой методики разучивания упр. для более эффективного и быстрого репетиционного процесса. Упражнения разучиваются внизу. Каждый ярус размыкается в шеренгу и для каждого яруса необходим свой преподаватель. Условия разучивания упр. вне конструкции нужно максимально приблизить к тем, которые будут на конструкции. В первый раз уч-ки должны забираться на конструкцию, желательно по одному. Каждого уч-ка должен «провести» на место преподаватель, который находиться со своими уч-ми на ярусе. Репетиция упр. на конструкциях должна начинаться с простых упр. и по нарастающей. Техника безопасности: проектируя основные параметры конструкции, следует предусмотреть возможность её быстрого заполнения, сделав проходы достаточно свободными, чтобы участники, не мешая друг другу, занимали свои места. В целях безопасности передвижений, нельзя оставлять большие пустоты, через которые участникам придётся перешагивать, добираясь до своих мест. Если упр. связано с висами на руках, необходимо предусмотреть удобные для хвата поручни и страховочные петли. У уч-ов упр. каждого яруса должны быть поручни для опоры, предназначенные только для данного яруса. При большой высоте конструкции следует предусмотреть выдвижные радиальные штанги, за которые можно взяться для переноски. Заполнение конструкции должно идти в строгой очерёдности.(с верхних ярусов). При высокой конст. С малой площадью основания нужно заполнять, распределяя уч-ов равномерно по всей окружности, чтобы констр. не опрокинулась. Разгрузка констр. должна происходить без спешки, в обратной очерёдности. Конструкция должна быть достаточного возможности) легкой, чтобы сами участники могли её вынести или вывезти и закрепить на месте и также увезти или унести.

 

12. Особенности художественного решения массового СХП на стадионе (чаша стадиона, значение цвета арены, особенности восприятия основного цвета, цветовая драматургия, действующее художественное оформление)

Ответ: Спец. Выразительные средства жанра требуют особых, отличных от театра, подходов. У художника и режиссёра должно быть очень чёткое представление грандиозности пространства стадиона и возможностей действия массы уч-ов в этом пространстве. Сценической площадкой МСХП является вся чаша стадиона, занимающее огромное пространство. Оно имеет три основные части: 1) Главная сценическая площадка - арена, включающая футб. поле(110*70), беговую дорожку (400* 10) и сектора(2) - горизонтальная плоскость.

2) Трибуны, расположенные вокруг арены - вертикальная плоскость, имеющая определённую высоту и крутизну.

3) вертикальное и горизонтальное пространство над чашей стадиона, ограниченное ракурсом зрения с трибун чаши.

Замысел художественного решения МСХП может найти своё воплощение в каждой из частей стадионного пространства. Важно определить приоритеты в освоении этих частей, чтобы создать общую гармонию цвета и действующих форм. Определение цветовой гаммы всех элементов постановки имеет первостепенное значение в поиске худ-го решения представления в целом. Для определения цветовой гаммы представления очень важно знать цвет сцен. площадки(в наст, время - зелёный или оранжевый). Известно, что сочетание двух цветов при их восприятии может дать третий цвет.(например, кр.-Иел.=глубоко красный; желт.+зел.=красновато-желтый, и т.д.) Появление резких цв. красок как правило связывается с резким поворотом в музыкальной драматургии, указывая на какое-либо новое тематическое начало в представлении. Существует несколько приемов цветовой драматургии: 1) цветовое созвучие - костюмы уч-ов по цвету созвучны с цветом покрытия арены(чуть разный тон одного цвета). 2) Цветовая противоположность характеризуется контрастом(зеленое поле и красный костюм).З) цветовой ритм- уч-ки каждого эпизода одеты в костюмы опред. цвета, поэтому смена эпизодов фактически ведёт к изменению цвета арены, создавая цветовой ритм представления в целом. 4) игра цвета - продуманное чередование цветов в одном эпизоде()костюмы цветов радуги.5) Цветовой эффект(сюрприз) - трансформация костюмов. Главное для художника чтобы динамика цветового решения соответствовала динамике развития действия на арене стадиона.Художественное решение в первую очередь должноотвечать тематике праздника. Действующее художественное оформление – это какая -та конструкция прикреплённая как правило над чашей стадиона, либо в другом месте, которая может двигаться(например подниматься или опускаться) во время представления. К ней могут крепиться различные ленты, флаги и т.д. Своим движением действующее худ. оформление может в нужный момент взять внимание зрителя на себя. В последнее время оно очень популярно.(1976 год в дворце спорта Лужники действовало оформление кот называлось «ресница». Применялись ленты-пагоды, но они закреплялись в одну линию, закрывая собой участников художественного фона сидящих на трибуне, в нужный момент они поднимались вверх открывая картинку на худ. фоне)

 

13. Особенности разработки начала эпизода в композиционно-постановочном плане СХП (разработка нетематического начала, разработка тематического начала, расчёт и способы построения рисунка)

Начало массового эпизода включает в себя следующие действия участников: а) занятие места сосредоточения для выхода(выходиые ворота, бег. дорожка, углы поля и т.д.); б)выход с места сосредоточения на сцен. площадку(поле); в)занятие и.п. для массового номера. Занятие своих мест в и.п. может осуществляться разбеганием на свои точки кратчайщим путем или перестроением, т.е. организованно по спец. программе передвижения.

Разработка нетематического начала; Вариантов начала эпизода много: поочередный выход участников(4 или 8ш счетов), вых шеренгами, вых с флангов, вых по принципу линейных, с последов размыканием периметров, вых дроблением. Начало эпизода, которое на практике называется «выход дроблением». Суть его заключается а том, что колонна уч-ов с места сосредоточения(беговой дорожки) выходит на поле в построении сомкнутого квадрата, например, 32*32 чел. В центре поля уч-кн останавливаются и квадрат дробиться на четыре равные часта, которые симметрично расходятся от центра. Так, образуется из одного квадрата - четыре: 16*16 чел. в каждый.; 4-е квадрата останавливаются, и теперь дробление происходит одновременно в четырёх квадратах и т.д. до тех пор пока участники не займут свои места на поле. Разучивание такого метода происходит методом обратного действия. В начале уч-ки расставляются на свои точки в исходном построении массового номера, затем их смыкают по фронту и в глубину. Получается сомкнутый квадрат в центре поля. Далее участников поворачивают кругом и, не изменяя строя, выводят на место сосредоточения (бег. Дорожку), где снова поворачивают кругом. Теперь колонна готова для начала эпизода.

Содержанием тематического начала, как правило, являются различные тематические построения уч-ков, которые своим рисунком выражают определённую мысль в зависимости от задачи, решаемой режиссёром. Наиболее распространённой и простой задачей тематич. начала является показ принадлежности выступающего коллектива к тому или иному спортивному обществу, предприятию, профессии, роду войск и т.п. С этой целью в темат. начало включаются построения уч-ов в виде различных эмблем, значков я др. символов. При этом режиссёр может запланировать выход уч-ков прямо в тематич. построении. Приемы составления рисунков: По его частям, расстановка по контуру.

По его частям: 1) опред и.построение уч-ков 2) произвести анализ и расчет темат рисунка, 3) найти оптимальный вариант построения отдельных частей рисунка с учетом наиболее удобных путей передвижения из разомкн строя в сомкнутый (тематический) 4)вывести темат построение в место сосредоточ для начала выхода

По контуру: техноогия аналогична приему по частям.

 

14. Вставные (сольные и групповые) номера СХП (нетематические и тематические» спортивно-хореографические композиции, роли и задачи уч-ов номера).

Вставными номерами они называются потому, что их выступления происходят на фоне огромной массы участников. Они как бы вставляются режиссером в эту массу.Сольные и групповые (вставные) номера в массовых спортивно-художественных представлениях имеют свои особенности. Успех их в равной мере зависит как от собственного содержания и исполнительского мастерства уч-ов, так и от того, насколько умело они вмонтированы и показаны в общей композиции эпизода вместе с участниками массового номера. В зависимости от решаемых задач сольные и групповые номера в массовых спортивно-художественных представлениях делятся на две группы: нетематические и тематические. Главной задачей нетематических номеров является показ достижений в спорте или искусстве, а тематических - воплощение в действии средствами спорта и искусства определённой авторской мысли сценарно-режиссёрского замысла. Подача вставных номеров, особенно спортивных, часто связана с дополнительным выносом на поле различных конструкций, снарядов (гимнастические и акробатические снаряды) и т.п. Наиболее частой гостьей в МСХП на стадионе является хореография. Объясняется это её широкими возможностями в решении различных тематических задач. Спортивно-хореографические композиции с полным основанием можно считать массовыми однократными народными балетами. При разработке композиционно-постановочного плана режиссёр-постановщик, выделяя в общей композиции уч-ов вставных номеров, должен точно определить роль и задачи уч-ов МН. Именно в этой части эпизода роль уч-ов МН резко меняется: из главного действующего лица они превращаются во второстепенное, уступая роль солиста участникам вставных номеров. При этом, несмотря на то, что количество уч-ков МН, может в десятки, даже в сотни раз превышать число солистов, они должны располагаться в общей композиции и действовать так, чтобы, с одной стороны, не отвлекать внимание зрителей на себя, а с другой - в меру дополнять солирующую группу, создавая тем самым общую гармонию действий на поле. Роль уч-ов МН в подаче вставных номеров в принципе похожа на роль фоиирующей группы в МСХП. Уч-ки массового номера, как правило, имеют очень простые построения, как по рисунку, так и по композиционному решению. Главной режиссерской задачей при постановке вставных спортивных номеров является оригинальность их подачи в сочетании с демонстрацией высокого спортивного мастерства солистов.

При разработке вставных номеров в МСХП стоит очень сложная проблема подачи номера. Эта проблема решается режиссерами двумя основными путями:

1. введение в номер оригинальных конструкций, необычных гимнастических снарядов или специально придуманных предметов, которые сначала используются в упражнениях уч-ов МН, а затем – при сооружении конструкций для вставного номера.

2. использованием возможностей уч-ов МН в подаче вставных номеров.

Пример: игры XXII Олимпиады в Москве. Использовались конструкции объединившие в единый комплекс несколько гимнастических снарядов: перекладину, брусья разной высоты, коня с ручками. На поле было установлено 24 такие конструкции, кот. Можно было нажатием спец. рычага трансформировать из одного гимнастич. снаряда в др.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 4191; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.