КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы. ТЕМА 31. Административный процесс
ТЕМА 31. Административный процесс 1. Понятие и содержание административного процесса 2. Производство по делам об административных правонарушениях 3. Рассмотрение дела об административном правонарушении 4. Обжалование и опротестование постановления по делу об административном правонарушении
1. Понятие и содержание административного процесса Рассматривая понятие административного процесса, мы вынуждены отметить, что процесс в общих его чертах, по мнению многих ученых юристов, таких как, напримерА.П. Солдатов[11], В.А. Мельников[12] представляет собой совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата, а в праве под процессом чаще всего понимается порядок реализации материальных норм права, в данном случае это нормы административного права. К проблеме понятия и содержания термина «административный процесс» на сегодняшний день существует два различных подхода. Одна группа авторов считает, что административный процесс – это порядок реализации административно-правовых норм. Другие полагают, что это регламентированная законом деятельность по разрешению споров, возникающих между сторонами административного правоотношения, не находящимися между собой в отношениях служебного подчинения, а также по применению мер административного принуждения. Поскольку обе упомянутых точки зрения имеют право на существование, нецелесообразно выяснять правильность какой-либо из них. Следует также отметить, что некоторые авторы под административным процессом понимают производство по делам об административных правонарушениях. Перспективной задачей административного законодательства РФ является определение единообразного разрешения административно-правовых споров. Основы единого административного процесса для разрешения всех административно-правовых споров возможны только в том случае, если законодатель в соответствии с мировым опытом пойдет по пути создания в РФ системы органов административной юстиции. Система административных судов в Российской Федерации сегодня находится в стадии становления. В стадии принятия Государственной Думой РФ и соответствующий кодекс, регламентирующий порядок разрешения административными судами споров, вытекающих из административно-правовых отношений.
2. Возбуждение дела об административном правонарушении Возбуждение дел об административным правонарушениях достаточно подробно описывает Т.В. Кашанина[13], конечно с тех пор законодательство претерпело серьезные изменения, но по сути, процедура возбуждения сохранила свою структуру. Так, поводами к возбуждению являются: обнаружение события административного правонарушения (например, превышение скорости); поступившие из государственных органов материалы, указывающие на наличие такого события; сообщения, заявления физических и юридических лиц и др. Правоотношение по поводу привлечения правонарушителя к административной ответственности возникает на основе сложного юридического факта: обнаружения административного правонарушения и составления протокола об административном правонарушении. Если обнаружение проступка в основном регулируется ведомственными актами (например, уставом патрульной службы и т. д.) и имеет слабое отношение к производству по делу об административном правонарушении, то протокол об административном правонарушении — это та процессуальная форма, в которой происходит возбуждение дела. Протокол об административном правонарушении составляется уполномоченным на то должностным лицом контрольно-надзорного органа, работником милиции и др. Если дело возбуждается не по инициативе должностного лица, то оно, в случае если составление протокола об административных проступках этой категории входит в его компетенцию, не может отказаться от его составления. Если же это не входит в его компетенцию, оно обязано, давая мотивированный отказ, разъяснить заявителю порядок возбуждения дела. Следует отметить, что составление протокола не всегда обязательно. Так, если за административное правонарушение установлена ответственность в виде предупреждения или штрафа и нарушитель не оспаривает допущенное правонарушение и налагаемое на него взыскание, то протокол не составляется. Внекоторых случаях представляется весьма затруднительным рассмотрение дела об административном правонарушении без применения определенных мер, главной задачей которых является обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела. К таким мерам относятся доставление, административное задержание лица, личный досмотр, досмотр вещей, транспортных средств, осмотр помещений, изъятие вещей и документов, арест товаров, транспортных средств и др. Законодательство устанавливает исчерпывающий перечень поводов к применению мер обеспечения производства по делу. Административное задержаниеможет быть, кроме того, и мерой административного пресечения. Суть административного задержания заключается в кратковременном ограничении свободы правонарушителя и содержании его в отделении милиции, караульном помещение и др. для совершения определенных процессуальных действий, направленных на правильное и своевременное рассмотрение дела.Административное задержание несколько дублирует такой институт административного права, как доставление нарушителя, по поводам и причинам применения, но не по сути. Дело в том, что доставление имеет своей основной целью принудительное препровождение нарушителя в отделение милиции, где затем к нему может быть применено административное задержание, срок которого исчисляется с момента доставления, а может и не применяться. Административное задержание обязательно должно оформляться протоколом об административном задержании, составление которого производится прежде всего в интересах нарушителя, так как протокол является своеобразной гарантией законности задержания. Поэтому задержанный в любом случае должен требовать составления протокола об административном задержании. Личный досмотр может производиться должностными лицами правоохранительных органов. Личный досмотр может производиться лицом одного полас досматриваемым и в присутствии двух понятых того же пола, однако в нашей практике был такой момент, когда сотрудники правоохранительных органов производили личный досмотр мужчины, а понятыми при этом являлись лица женского пола, что конечно же недопустимо. Досмотр вещей и транспорта может производиться с целью обнаружения орудий и предметов совершения административного правонарушения. Как правило, их досмотр должен производиться в присутствии собственника или владельца,но в случаях, не терпящих отлагательства (а не во всех, когда отсутствует владелец), указанные вещи могут быть подвергнуты досмотру с участием двух понятых в отсутствие владельца. Могут быть изъяты только такие вещи и документы, которые непосредственно явились орудием или непосредственным объектом правонарушения и были обнаружены при задержании, личном досмотре, досмотре вещей. Изъятые вещи и документы хранятся до рассмотрения дела и используются в качестве доказательств по делу. После этого они либо возвращаются владельцу, либо конфискуются, либо уничтожаются. Особым случаем изъятия документов является изъятие водительского удостоверения, которое допустимо лишь тогда, когда за совершенное правонарушение грозит санкция в виде лишения права управления транспортным средством. Поэтому в данном случае эта мера — способ обеспечения исполнения решения о наложении административного взыскания. При нарушении прав лиц, подвергнутых административному задержанию, личному досмотру, досмотру вещей и изъятию вещей и документов, эти лица могут обжаловать неправомерные действия должностных лиц в вышестоящий орган или прокурору. 3. Рассмотрение дела об административном правонарушении Прежде чем мы коснемся порядка рассмотрения дел об административных правонарушениях следует, на наш взгляд, сказать об участниках административного процесса. На этой стадии производства по делу об административном правонарушении ключевую роль играют органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. Районные (городские) суды (суды первого звена) рассматривают административные дела и налагают административные взыскания в самых серьезных случаях. Только суды могут налагать такую санкцию, как административный арест. Кроме того, суды являются последней инстанцией при обжаловании и опротестовании постановлений о наложении административного взыскания. Административные комиссии при главах администрации районов, городов, районов в городах, поселков и др. рассматривают все дела об административных правонарушениях, за исключением тех, которые отнесены к компетенции других органов. Административные комиссии образуются соответствующим представительным органом в составе председателя, ответственного секретаря и членов комиссии. Решения административной комиссии принимаются коллегиально при наличии не менее половины членов ее состава. Комиссии по делам несовершеннолетних образуются соответствующим представительным органом и рассматривают все дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, кроме случаев злостного неповиновения законному распоряжению или требованию работника милиции. Кроме того, комиссии по делам несовершеннолетних рассматривают дела в отношении родителей несовершеннолетних. Органам внутренних дел подведомственно большое количество дел об административных правонарушениях. Рассмотрение административного дела. Дело об административном правонарушении, как правило, рассматривается по месту совершения правонарушения, а кроме того, может рассматриваться по месту учета транспортных средств, по месту жительства нарушителя. Вынесение постановления по делу об административном правонарушении. Рассмотрев дело об административном правонарушении, орган (должностное лицо) выносит постановление по делу. Законодательством предусмотрено два вида постановлений: постановление о наложении административного взыскания; постановление о прекращении дела производством, которое выносится при объявлении устного замечания, передаче материалов на рассмотрение прокурору, органу предварительного следствия или дознания (при наличии в деянии признаков преступления), а также при наличии обстоятельств, препятствующих производству по делу (отсутствие события или состава правонарушения, невменяемость нарушителя и др.). Кроме того, органом, рассматривающим дело, должен быть решен вопрос о судьбе изъятых вещей и документов и о возмещении виновным ущерба. 4. Обжалование и опротестование постановления по делу об административном правонарушении. Данная стадия производства по делу является факультативной, так как нарушитель, другие лица могут признать наложенное административное взыскание справедливым. Постановление может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, от его имени его представителем, а также потерпевшим в течение 10 дней со дня вынесения постановления. Если срок пропущен по уважительным причинам, он может быть восстановлен. Постановление административной комиссии может быть обжаловано в соответствующую администрацию или в суд. Решение поселковой, сельской администрации — в вышестоящую администрацию или суд. Постановление иного органа о наложении штрафа — в вышестоящий орган или суд; о наложении иного взыскания — сначала в вышестоящий орган и только после этого в суд. Предупреждение, зафиксированное на месте правонарушения путем составления протокола, обжалуется в вышестоящий орган. Районный (городской) суд (суд первого звена) является последней инстанцией, правомочной принимать решения по делам об административных правонарушениях. Его решение обжалованию не подлежит. Подача жалобы приостанавливает исполнение обжалуемого постановления, за исключением обжалования предупреждения, административного ареста, штрафа, налагаемого на месте совершения правонарушения. Жалоба рассматривается правомочным органом в десятидневный срок со дня ее поступления. Орган, рассматривающий жалобу, может оставить постановление без изменения; отменить постановление и направить дело на новое рассмотрение; отменить постановление и прекратить дело, а также изменить меру взыскания в пределах, предусмотренных нормативным актом об ответственности, с тем, однако, чтобы взыскание не было усилено. Отмена постановления с прекращением дела влечет за собой возврат взысканных денежных сумм, возмездно изъятых и конфискованных предметов, а также отмену других ограничений, связанных с ранее принятым постановлением. При невозможности возврата предмета возвращается его стоимость. Опротестование постановления о наложении административного взыскания осуществляется прокурором. Кроме того, прокурор может опротестовать и решение, принятое по жалобе (протест приносится в данном случае в вышестоящий орган по отношению к органу, принявшему решение по жалобе).
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 791; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |