Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы. ТЕМА 31. Административный процесс




ТЕМА 31. Административный процесс

1. Понятие и содержание административного процесса

2. Производство по делам об административных правонарушениях

3. Рассмотрение дела об административном правонарушении

4. Обжалование и опротестование постановления по делу об административном правонарушении

 

1. Понятие и содержание административного процесса

Рассматривая понятие административного процесса, мы вынуждены отметить, что процесс в общих его чертах, по мнению многих ученых юристов, таких как, напримерА.П. Солдатов[11], В.А. Мельников[12] представляет собой совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата, а в праве под процессом чаще всего понимается порядок реализации материальных норм права, в данном случае это нормы административного права.

К проблеме понятия и содержания термина «административный процесс» на сегодняшний день существует два различных подхода. Одна группа авторов считает, что административный процесс – это порядок реализации административно-правовых норм. Другие полагают, что это регламентированная законом деятельность по разрешению споров, возникающих между сторонами административного правоотношения, не находящимися между собой в отношениях служебного подчинения, а также по применению мер административного принуждения.

Поскольку обе упомянутых точки зрения имеют право на существование, нецелесообразно выяснять правильность какой-либо из них. Следует также отметить, что некоторые авторы под административным процессом понимают производство по делам об административных правонарушениях.

Перспективной задачей административного законодательства РФ является определение единообразного разрешения административно-правовых споров. Основы единого административного процесса для разрешения всех административно-правовых споров возможны только в том случае, если законодатель в соответствии с мировым опытом пойдет по пути создания в РФ системы органов административной юстиции.

Система административных судов в Российской Федерации сегодня находится в стадии становления. В стадии принятия Государственной Думой РФ и соответствующий кодекс, регламентирующий порядок разрешения административными судами споров, вытекающих из административно-правовых отношений.

 

2. Возбуждение дела об административном правонарушении

Возбуждение дел об административным правонарушениях достаточно подробно описывает Т.В. Кашанина[13], конечно с тех пор законодательство претерпело серьезные изменения, но по сути, процедура возбуждения сохранила свою структуру.

Так, поводами к возбуждению являются: обнаружение события административного правонаруше­ния (например, превышение скорости); поступившие из государственных органов материалы, указывающие на наличие такого события; сообщения, заявления физических и юридических лиц и др.

Правоотношение по поводу привле­чения правонарушителя к административной ответственности возникает на основе сложного юридического факта: обнаруже­ния административного правонарушения и составления прото­кола об административном правонарушении. Если обнаруже­ние проступка в основном регулируется ведомственными акта­ми (например, уставом патрульной службы и т. д.) и имеет слабое отношение к производству по делу об административ­ном правонарушении, то протокол об административном пра­вонарушении — это та процессуальная форма, в которой про­исходит возбуждение дела.

Протокол об административном правонарушении составля­ется уполномоченным на то должностным лицом контрольно-надзорного органа, работником милиции и др.

Если дело возбуждается не по инициативе должностного ли­ца, то оно, в случае если составление протокола об админист­ративных проступках этой категории входит в его компетен­цию, не может отказаться от его составления. Если же это не входит в его компетенцию, оно обязано, давая мотивирован­ный отказ, разъяснить заявителю порядок возбуждения дела.

Следует отметить, что составление протокола не всегда обязательно. Так, если за административное правонарушение установлена ответствен­ность в виде предупреждения или штрафа и нару­шитель не оспаривает допущенное правонарушение и налагае­мое на него взыскание, то протокол не составляется.

Внекоторых случаях пред­ставляется весьма затруднительным рассмотрение дела об ад­министративном правонарушении без применения определен­ных мер, главной задачей которых является обеспечение свое­временного и правильного рассмотрения дела. К таким мерам относятся доставление, административное задержание лица, личный досмотр, досмотр вещей, транспортных средств, ос­мотр помещений, изъятие вещей и документов, арест товаров, транспортных средств и др.

Законодательство устанавливает исчерпывающий перечень поводов к применению мер обеспечения производства по делу.

Административное задержаниеможет быть, кроме того, и мерой административного пресечения. Суть административного задержания заключается в кратковре­менном ограничении свободы правонарушителя и содержании его в отделении милиции, караульном помещение и др. для совершения определенных процессуальных действий, направленных на правиль­ное и своевременное рассмотрение дела.Административное за­держание несколько дублирует такой институт административ­ного права, как доставление нарушителя, по поводам и причи­нам применения, но не по сути. Дело в том, что доставление имеет своей основной целью принудительное препровождение нарушителя в отделение милиции, где затем к нему может быть применено административное задержание, срок которого ис­числяется с момента доставления, а может и не применяться.

Административное задержание обязательно должно оформ­ляться протоколом об административном задержании, состав­ление которого производится прежде всего в интересах наруши­теля, так как протокол является своеобразной гарантией закон­ности задержания. Поэтому задержанный в любом случае должен требовать составления протокола об административном задержании.

Личный досмотр может производиться должностными лицами правоохранительных органов. Лич­ный досмотр может производиться лицом одного полас досмат­риваемым и в присутствии двух понятых того же пола, однако в нашей практике был такой момент, когда сотрудники правоохранительных органов производили личный досмотр мужчины, а понятыми при этом являлись лица женского пола, что конечно же недопустимо.

Досмотр вещей и транспорта может производиться с целью обнаружения орудий и предметов совершения административ­ного правонарушения. Как правило, их досмотр должен произ­водиться в присутствии собственника или владельца,но в случа­ях, не терпящих отлагательства (а не во всех, когда отсутствует владелец), указанные вещи могут быть подвергнуты досмотру с участием двух понятых в отсутствие владельца.

Могут быть изъяты только такие вещи и документы, которые непосредственно явились орудием или непосредственным объектом правонарушения и были об­наружены при задержании, личном досмотре, досмотре вещей. Изъятые вещи и документы хранятся до рассмотрения дела и используются в качестве доказательств по делу. После этого они либо возвращаются владельцу, либо конфискуются, либо уничтожаются.

Особым случаем изъятия документов является изъятие води­тельского удостоверения, которое допустимо лишь тогда, когда за совершенное правонарушение грозит санкция в виде лише­ния права управления транспортным средством. Поэтому в данном случае эта мера — способ обеспечения исполнения ре­шения о наложении административного взыскания.

При нарушении прав лиц, подвергнутых административно­му задержанию, личному досмотру, досмотру вещей и изъятию вещей и документов, эти лица могут обжаловать неправомерные действия должностных лиц в вышестоящий орган или прокурору.

3. Рассмотрение дела об административном правонарушении

Прежде чем мы коснемся порядка рассмотрения дел об административных правонарушениях следует, на наш взгляд, сказать об участниках административного процесса. На этой стадии про­изводства по делу об административном правонарушении клю­чевую роль играют органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

Районные (городские) суды (суды первого звена) рассматри­вают административные дела и налагают административные взыскания в самых серьезных случаях. Только суды могут нала­гать такую санкцию, как административный арест. Кроме того, суды являются последней инстанцией при обжаловании и оп­ротестовании постановлений о наложении административного взыскания.

Административные комиссии при главах администрации районов, городов, районов в городах, поселков и др. рассматри­вают все дела об административных правонарушениях, за исклю­чением тех, которые отнесены к компетенции других органов. Административные комиссии образуются соответствующим представительным органом в составе председателя, ответствен­ного секретаря и членов комиссии. Решения административной комиссии принимаются коллегиально при наличии не менее по­ловины членов ее состава.

Комиссии по делам несовершеннолетних образуются соот­ветствующим представительным органом и рассматривают все дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, кроме случаев злостного неповиновения законному распоряже­нию или требованию работника милиции. Кроме того, комис­сии по делам несовершеннолетних рассматривают дела в отно­шении родителей несовершеннолетних.

Органам внутренних дел подведомственно большое количе­ство дел об административных правонарушениях.

Рассмотрение административного дела. Дело об администра­тивном правонарушении, как правило, рассматривается по мес­ту совершения правонарушения, а кроме того, может рассматри­ваться по месту учета транспортных средств, по месту житель­ства нарушителя.

Вынесение постановления по делу об административном право­нарушении. Рассмотрев дело об административном правонару­шении, орган (должностное лицо) выносит постановление по делу. Законодательством предусмотрено два вида постановле­ний: постановление о наложении административного взыска­ния; постановление о прекращении дела производством, кото­рое выносится при объявлении устного замечания, передаче материалов на рассмотрение прокурору, органу предваритель­ного следствия или дознания (при наличии в деянии признаков преступления), а также при наличии обстоятельств, препятст­вующих производству по делу (отсутствие события или состава правонарушения, невменяемость нарушителя и др.).

Кроме того, органом, рассматривающим дело, должен быть решен вопрос о судьбе изъятых вещей и документов и о возме­щении виновным ущерба.

4. Обжалование и опротестование постановления по делу об административном правонарушении.

Данная стадия производства по делу является факультатив­ной, так как нарушитель, другие лица могут признать наложен­ное административное взыскание справедливым.

Постановление может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, от его имени его представителем, а также потерпевшим в течение 10 дней со дня вынесения постановле­ния. Если срок пропущен по уважительным причинам, он мо­жет быть восстановлен.

Постановление административной комиссии может быть об­жаловано в соответствующую администрацию или в суд. Решение поселковой, сельской администрации — в вышестоящую админи­страцию или суд. Постановление иного органа о наложении штра­фа — в вышестоящий орган или суд; о наложении иного взыска­ния — сначала в вышестоящий орган и только после этого в суд. Предупреждение, зафиксированное на месте правонарушения пу­тем составления протокола, обжалуется в вышестоящий орган.

Районный (городской) суд (суд первого звена) является по­следней инстанцией, правомочной принимать решения по де­лам об административных правонарушениях. Его решение об­жалованию не подлежит.

Подача жалобы приостанавливает исполнение обжалуемого постановления, за исключением обжалования предупреждения, административного ареста, штрафа, налагаемого на месте со­вершения правонарушения. Жалоба рассматривается правомоч­ным органом в десятидневный срок со дня ее поступления.

Орган, рассматривающий жалобу, может оставить постанов­ление без изменения; отменить постановление и направить де­ло на новое рассмотрение; отменить постановление и прекратить дело, а также изменить меру взыскания в пределах, преду­смотренных нормативным актом об ответственности, с тем, однако, чтобы взыскание не было усилено.

Отмена постановления с прекращением дела влечет за собой возврат взысканных денежных сумм, возмездно изъятых и кон­фискованных предметов, а также отмену других ограничений, связанных с ранее принятым постановлением. При невозмож­ности возврата предмета возвращается его стоимость.

Опротестование постановления о наложении административ­ного взыскания осуществляется прокурором. Кроме того, проку­рор может опротестовать и решение, принятое по жалобе (про­тест приносится в данном случае в вышестоящий орган по от­ношению к органу, принявшему решение по жалобе).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 791; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.