Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критерии определения воспитанности




Оценка уровня воспитанности школьников

Особенности воспитания (противоречивость процесса, длительный, отдаленный характер результатов, многосторонность) затрудняют определение результатов воспитания, а ведь без знания достигнутых результатов, ни планирование, ни управление процессом невозможно.

Под результатами воспитательного процесса понимается достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности.

Выявить степень соответствия уровня воспитанности запроектированному помогает диагностика.

Диагностика (от греч. diagnostihos) - это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. данные оценочного сопоставляются с исходными, (начальными) характеристиками воспитанности, разница между ними определяет эффективность воспитательного процесса.

Это очень сложная и не вполне разрешенная в современной педагогике проблема. Наука лишь приближается к разработке надежных «измерителей» результативности воспитания.

В.А. Сухомлинский писал: «Я ни один год думал: в чем выражается наиболее ярко результат воспитания? Когда я имею моральное право сказать: первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о самом себе. Задумался над вопросом: что во мне хорошо и что плохо? Самые изощренные методы и приемы воспитания останутся пустыми, если они не приведут к тому, чтобы человек посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой».

В качестве эталонных показателей, с которыми сравнивается достигнутые результаты, используются критерии (латинское слово «сравнение»)

Критерии воспитанности – это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности. Оформляются в виде шкалы наименований. Если степени проявления качеств присваивается оценка, то можно осуществить давление и произвести подсчет, выражая уровни воспитанности числом (как и в обучении). Только тестом служит не теоретическое задание, а практическое поведение воспитанника в определенной ситуации.

Критерии воспитанности Подласый И.П. делит на «жесткие» и «мягкие». Жесткие критерии в педагогике используются мало (в последние десятилетия не принято было говорить о невоспитанности).

К ним относятся критерии, характеризующие общий уровень воспитанности молодежи: число совершаемых правонарушений; число молодых людей, отбывающих наказание; число детей, брошенных молодыми родителями; распространение наркомании, проституции среди молодежи.

Для характеристики школьного воспитания применяются «мягкие» критерии. Их недостатки:

  1. дают общие представления о ходе и результатах воспитательного процесса, но не дают возможность проникать вглубь, надежно диагностировать скрытые качества
  2. разрабатываются обычно не для определения в комплексе всех качеств личности (коллектива), а лишь для отданных – нравственных, трудовых, эстетических и т.д – которые в отрыве от других качеств, мотивов и конкретных условий не могут быть правильно истолкованы и использованы (т.к. личность – целостное образование и изучать ее необходимо в комплексе всех ее качеств и черт)

По направленности, способу и месту применения критерии воспитанности условно делятся на 2 группы: 1) связанные с проявлением результатов во внешней форме – суждениях, оценках, поступках, действиях; 2) связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя – мотивами, убеждениями, ориентациями.

Среди критериев можно выделить также: содержательные и оценочные.

Первые связаны с выделением показателей, а вторые – с возможностью более или менее опытной фиксации интенсивности проявления диагностируемых качеств.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 925; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.