Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип изучения эффективности процесса воспитания




Эффективность воспитательного процесса – это соотнесенность полученных результатов с целями и прошлыми достижениями в воспитательной практике.

Принципы:

  1. Методологическим основанием деятельности по определению эффективности воспитательной работы является парадигма личностно - ориентированного образования и воспитания, в котором личность ребенка рассматривается как цель, субъект и результат воспитательного процесса.
  2. При отборе критериев, показателей и методик изучения эффективности воспитательной деятельности необходимо использовать системный подход, позволяющий установить взаимосвязь оценочного-результативного компонента с целями, задачами, содержанием и способами организации педагогического процесса.
  3. Диагностика изменений ситуации развития ребенка в течении нескольких лет, а не одноразовые срезы, пусть даже очень глубокие и детальные; в основе должна лежать разработка рекомендаций и выводов по результатам изучения эффективности воспитательного процесса целесообразно проводить многолетнее диагностическое исследование с неизменными критериями и методиками на протяжении всего периода изучения.
  4. В ходе диагностики необходимо определить наиболее эффективные педагогические средства и те формы и способы организации воспитательного процесса, который в наименьшей степени повлияли на развитие личности учащихся
  5. Диагностический инструментарий не должен быть громоздким и требовать большого количества времени и сил для подготовки и проведения изучения, обработки получаемых результатов.
  6. Процесс изучения эффективности воспитательной деятельности не должен причинять вреда испытуемым, а его результаты не могут стать средством административного давления на педагога, родителя или учащегося. В противном случае станет невозможным получение достоверных результатов на последующих этапах диагностики. Необходимо соблюдение педагогического такта. Недопустимо без согласия испытуемых публичное оглашение ответов на вопросы, сообщение результатов, которые унижают достоинства отдельных учителей или школьников.

 

Алгоритм изучения эффективности процесса воспитания (методика)

- Определение цели и задач изучения

- Подбор критериев и показателей для определения результативности процесса воспитания учащихся

- Выбор методик изучения

- Подготовка диагностического инструментария

- Исследование испытуемых

- Обработка и интерпретация результатов исследования

- Анализ, оценка и обсуждение результатов изучения.

 

1. Определение цели и задач изучения

Основная цель изучения заключается в выявлении способности учреждения (педагога) содействовать развитию личности ребенка определить и степень эффективности воспитательного процесса.

Задачи:

1. выявить уровень воспитанности учеников;

2. выявить степень влияния отдельных педагогических средств на личность ребенка и процесс его развития;

3. получить информацию о результативности работы классного руководителя;

4. определить степень удовлетворенности учащихся, педагогов и родителей воспитательным процессом и его результатами.

 

2. Подбор критериев и показателей

Содержание критериев и показателей эффективности воспитательного процесса обусловлено комплексом целей и задач. Каждая цель и задачи должны быть подкреплены определенными совокупностью критериев и показателей.

Так как целевые ориентиры направлена на содействие развитие личности ребенка, то в качестве основных критериев и показателей избираются либо воспитанность учащегося, либо сформированность основных потенциалов личности школьника, либо их интеллектуальная, нравственная и физическая развитость.

Например:

Критерии Показатели
Интеллектуальная развитость учащегося 1. Освоенность учащимися образовательных программ 2. Развитость познавательных процессов и интересов личности 3. Сформированность учебной деятельности
Нравственная развитость учащегося 1. Сформированность основных нравственных качеств личности 2. Социальная активность учащегося
Физическая развитость учащегося 1. Состояние здоровья 2. Овладение навыками личной гигиены 3. Развитость силы, быстроты, ловкости, гибкости.

 

3. Выбор методик изучения

К работе на этом этапе следует присутствовать только после определения критериев и показателей эффективности процесса воспитания. Подбор методик не должен быть случайным – их выбор необходимо производить в соответствии с избранными критериями и показателями.

 

4. Подготовка диагностического инструментария

Своевременно подготовить необходимо инструментарий – бланки для испытуемых, протоколы изучения, оборудование и т.д.

 

5. Исследование испытуемых

Использовать несколько методов и диагностических методик. Использование каждой из них происходит в соответствии с требованиями, предъявляемыми к процедуре применения того или иного метода.

Субъекты диагностики (учитель, завуч и т.д.) должны хорошо знать и соблюдать данные требования, что позволит получить достоверную информацию и не причинить вреда.

 

6. Обработка и интерпретация результатов исследования

После обработки результатов данные исследования заносятся в таблицы, графики, диаграммы и т.д.

 

7. Анализ, оценка и обсуждение результатов изучения

Особое внимание следует уделить выявлению тенденций изменения показателей в течение нескольких лет. В связи с полученными результатами важно оценить эффективность воспитательной работы, пометить пути и средства дальнейшей работы.

Об основных результатах следует проинформировать учащихся и родителей.

 

Вопросы для самоконтроля

1.Какие типы классного руководства существуют в современной школе?

2.Назовите функции классного руководителя.

3.Какова основная цель деятельности классного руководителя?

4.Какие направления можно выделить в работе классного руководителя?

5. Как планируется деятельность классного руководителя?

 

Литература:

1. Андреев В.И. Педагогика. Казань, 2000.

2. Газман О.С., Иванов И.П. Содержание деятельности и опыт работы освобождённого классного руководителя.

3. Методика воспитательной работы // Л.А. Байкова, Л.К. Гребёнкина, О.В. Ерёмкина и др.; Под ред. В.А. Сластенина. М., 2002.

4. Методика воспитательной работы / Под ред. Рувинского. М., 1989.

5. Новое в воспитательной работе школы. Сост. Н.Е. Щуркова, В.Н. Шнырёва. М., 1991.

6. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. М., 1999.

7. Степаненков Н.К. Педагогика. Мн., 1998.

8. Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1997.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.